Учебно-методический комплекс по дисциплине «история техники» Учебно-методический комплекс Составитель

для студентовзаочной формы обучения

Составитель:

Ассистент кафедры машиноведения и ИТ,

С.Н. Петрова

Стерлитамак, 2008

Форма сдачи зачета.

Контрольные работы

Вид и форма

Тема отчетной работы

Сроки провед. и сдачи

Трудоемкость в часах

Реферат из трех разделов:

1.Возникновение проблемы

2.Развитие и состояние в настоящее время

3.Перспективы развития

Тема индивидуальная,

согласно

программе

Конец

семестра

3 часа индивидуальной работы.

Темы рефератов к зачету:

  1. Цели и задачи курса. Значение подготовке преподавателей технологии. Роль технической и технологической культуры в развитии общества.

  2. Основные понятия и определения. Классификация и хронологические рамки мировых цивилизаций.

  3. Принципы и категории периодизации истории технической и технологической культуры. Источники по истории науки, техники и технологии.

Техническая и технологическая культура древнейших предшественников современного человека.

  1. Первобытные орудия труда и технологии. Палеолитическая революция.

  2. Технологический переворот периода мезолита.

Техническая и технологическая культура древних цивилизаций каменного и бронзового веков.

  1. Неолитическая революция. Общественное разделение труда. Приручение животных. Простые и сложные орудия труда.

  2. Изобретение элементов технологических (сверлильный станок, гончарный круг, ручная мельница, веретено, ткацкий станок) и подъемно-транспортных машин (рычаг, катки, колесо). Средства передвижения.

  3. Освоение простейших способов добывания и использования огня. Зарождение технологий получения и обработки металлов (золото, серебро, медь, бронза, железо) для производства орудий труда, оружия, предметов быта, культа и др.

  4. Начала науки (протонаука): представления о порстранстве и времени (солнечные и водяные часы), математика, астрономия. Средства передачи первоначальных знаний и опыта (рисунки, речь) Проблемы экологии.

  5. Техническая и технологическая культура раннеклассовой и античной цивилизации. Освоение изготовления орудий труда и оружия из железа и стали.

  6. Техника земледелия, горного дела, строительства, военного дела и транспорта. Военная техника и оборонительные сооружения. Дороги, мосты. Оптический телеграф.

  7. Развитие металлургии. Технологии производства керамики и стекла, и изделий из них, изготовление ювелирных изделий, писчего материала (пергамент, папирус, бумага), тканей (хлопок, лен, шерсть, шелк), продуктов питания и напитков, выпечка хлеба.

  8. Научные и технические достижения древних цивилизаций Средиземноморья (Египет, Карфаген, греция, Рим, Финикия). Роль величайших ученых греции и Рима в развитии естествознания. Пифагор, Филалий, Демокрит, Аристотель, Архимед, Герон, Ктесибий.

  9. Научные и технические достижения древних цивилизаций Азии (Вавилония, Ассирия, Китай, Индия, Хорезм, Персия). Развитие математики, астрономии, оптики, медицины. Авиценна, Аль Хорезми, Улукбек, Аль Бируни, Гебер. Изобретения: порох, компас, бумага, фарфор.

  10. Образование, библиотеки. Приборы и инструменты, используемые в древности. Знаменитые достижения древних цивилизаций.

Техническая и технологическая культура средневековья.

  1. Раннее и позднее Средневековье. Ремесленные мастерские, цеха, мануфактурное производство.

  2. Развитие грузоподъемных машин, воздуходувок, рудничных водоподъемников, Ручных ткацких станков, сверлильных станков, лесопильных рам, мельниц. Механические часы.

  3. Первые паровые машины. Севери, Ньюкомен, Ползунов.

  4. Появление университетов. Книгопечатание.

  5. Наука и техника Китая, Индии, средней Азии. Арабская наука.

  6. Техническая и технологическая культура Киевской Руси. Бытовая техника Средневековья.

Научная революция 1500…1800 гг.

  1. Великие географические открытия.

  2. Вклад в науку Коперника, Галилея, Кеплера, Бекона.

  3. Вклад в науку Декарта, Гюйгенса, Ньютона.

  4. Вклад в науку Леонардо да Винчи, Ломоносова, Эйлера.

Техника и технологии эпохи промышленной революции 1765…1830 гг.Появление машинного производства.

  1. Передача выполнения технологических функций машинам. Усовершенствование ткацкого и прядильного станков.

  2. Внедрение универсального двигателя – паровой машины. Уатт.

  3. Появление фабрик, заводов.

  4. Возникновение и развитие парового транспорта. Стифенсон, Черепановы, Фултон.

Техника и технология эпохи становления индустриальной цивилизации 1830…1871 гг

  1. Развитие паровой машины. Лакомобили.Паровые молоты. Двигатели внутреннего сгорания.

  2. Совершенствование водяных турбин. Первые электрические машины.

  3. Развитие физики. Теории электричества и электро-магнитных явлений. Фарадей, Максвелл, Герц.

  4. Электрическое освещение. Роль русских ученых.

  5. Развитие горнодобывающей промышленности и металлургии. Усовершенствование производства стали. Пудлингование. Бессемер, Мартен, Аносов.

  6. Машиностроение и его развитие. Специализация цехов и заводов.Появление новых металлообрабатывающих станков.

  7. Развитие железных дорог, мотостроение. Расчеты на прочность. Развитие заклепочных соединений, зубчатых передач.

  8. Крупнейшие ученые в области сопротивления материалов, электротехники, термодинамики.

Техника в период зрелости индустриальной мировой цивилизации.

  1. Технический прогресс в энергетике и электротехнике. Внедрение электрической энергии. Электросварка. Патон. Создание генераторов, двигателей, ламп накаливания, трансформаторов.

  2. Внедрение трехфазного тока. Доливо-Добровольский. Тепловые электростанции и гидроэлектростанции.

  3. Развитие двигателей внутреннего сгорания. Возникновение автомобилестроения.

  4. Рвзвитие воздухоплавания. Воздушный шар бр. Монгольфье, дирижабли, самолет бр. Райт, жуковский, Сикорский, Туполев, Ильюшин.

  5. Изобретение систем передачи информации. Телеграф. Изобретение телефона, радио. Попов, Маркони. Радиолокация.

  6. Изобретение электронных ламп, транзисторов, тиристоров, интегральных микросхем. Открытие полупроводников. Изобретение телевидения.

  7. Развитие металлургии и машиностроения, химической промышленности.

  8. Развитие промышленности и достижений науки и техники в военнотехнической области периодов Первой и Второй мировых войн.

  9. Самолетостроение, танкостроение, реактивное оружие.

  10. Атомное оружие. Хиросима и Нагасаки.

Наука, техническая и технологическая культура в период научно-технических революций ХХ века.

  1. Создание теории относительности и квантовой механики. Энштейн, Бор.

  2. Освоение энергии атома. Резерфорд, Кюри, Ферми, Иоффе, Курчатов. Атомная бомба. Чернобыль.

  3. Освоение космоса. Циолковский, Кролев.

  4. Квантовая электроника. Создание лазерной техники, электронных преобразователей энергии.

  5. Кибернетика и вычислительная техника. Поколения ЭВМ.

  6. Спутниковая связь, волоконно-оптические линии связи.

  7. Микроэлектронника, биотенология, информационные технологии – базовые напрвления второй НТР конца ХХ века.

Борьба с негативными последствиями развития техники.

  1. Роль педагогов.

  2. Борьба со СПИДом и другими болезнями.

  3. Проблемы экологии.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Аккумуляторная батарея - источник энергии для питания потребителей тока на автомобиле при неработающем двигателе или работающем с малой частотой вращения коленчатого вала.

Бензиновые двигатели — это класс двигателей внутреннего сгорания, в цилиндрах которых предварительно сжатая топливовоздушная смесь поджигается электрической искрой. Управление мощностью в данном типе двигателей производится, как правило, регулированием потока воздуха, входящего в двигатель, посредством дроссельной заслонки.

Дифференциа́л — устройство на автомобиле, которое принимает крутящий момент с карданного вала и распределяет его между ведущими колёсами; часть трансмиссии.

Карданная передача автомобиля (от имени Дж. Кардано) - устройство для передачи вращения от ведущего вала к ведомому, расположенных под углом один к другому. Часто в процессе работы угол и расстояние между валами непрерывно изменяются. В автомобилях К. п. применяются для соединения двигателя и коробки передач (угол до 5°), коробки передач с раздаточной коробкой (угол до 5°), коробки передач (раздаточной коробки) с главной передачей (угол до 15°), а также в др. случаях (в рулевом приводе, для привода лебёдок и т. и.).

Коммутатор ("воспраменитель", igniter) - это транзисторные ключи, которые в зависимости от сигнала с ЭБУ включают или отключают питание первичной обмотки катушки (катушек) зажигания. В зависимости от устройства конкретной системы зажигания коммутатор может быть как один, так их может быть и несколько (если в системе зажигания используется несколько катушек).

Коррозия — это разрушение металла, которое вызвано негативным воздействием химических или электрохимических процессов, протекающих во внешней среде. Всем хорошо известное ржавление металла является одним из распространенных видов коррозии.

Механизм газораспределения предназначен для обеспечения впуска в цилиндры свежего воздушного заряда и выпуска из них отработавших газов. Впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются в определенных положениях поршня, что обеспечивается совмещением меток на зубчатых колесах привода агрегатов при их монтаже.

Наука – неоднократно меняющаяся в зависимости от конкретных социально-исторических условий форма сознательной деятельности любого социума, необходимая для его существования; эта деятельность включает в себя эмпирическое наблюдение природы и общества для установления значимых связей и – в конечном счете – для оптимизации человеческого бытия по отношению к среде обитания и развития.

Неолитическая революция (neolitic revolution) – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.

Ору́дие труда́ — главная часть средств производства. Включает инструменты, машины, приборы, двигатели и т. п., с помощью которых в процессе производства обрабатываются предметы труда, изготовляется продукция.

Подвеска осуществляет упругую связь рамы (кузова) автомобиля с мостами или непосредственно с колесами, смягчая толчки и удары, возникающие при наезде колес на неровности дороги. Подвеска автомобиля состоит из упругого, направляющего и гасящего устройств. Некоторые подвески включают также стабилизатор поперечной устойчивости.

Практическая технология – это отработанная опытом совокупность процессов и операций по созданию определенного вида потребительной стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т.д.

Распределитель зажигания, трамблер (англ. distributor, нем. ROV - Rotierende hochspannungsVerteilung) - распределяет высокое напряжение по свечам цилиндров двигателя. На контактных системах зажигания, как правило, объединен с прерывателем, на бесконтактных - с датчиком импульсов, на более современных либо отсутствует, либо объединен с катушкой зажигания, коммутатором и датчиками (системы HEI, CID, CIC).

Распределительный вал стальной, кулачки и опорные шейки подвергнуты термообработке ТВЧ; устанавливается в развале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом.

Свечи зажигания (spark plug) - необходимы для образования искрового разряда и зажигания рабочей смеси в камере сгорания двигателя. Свечи устанавливаются в головке цилиндра. Когда импульс тока высокого напряжения попадает на свечу зажигания, между ее электродами проскакивает искра - именно она воспламеняет рабочую смесь.

Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей.

Система питания включает приборы подачи в карбюратор топлива и воздуха, приготовления горячей смеси и выпуска отработавших газов. Система питания состоит из топливного бака, топливного насоса, топливопроводов, воздушного фильтра, карбюратора, глушителей и трубопроводов.

Техника - специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии.

Технология в широком современном понимании — это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.

Электроды выполнены в виде пластин, одна из которых изготовлена из губчатого свинца (Pb), а вторая - из двуокиси свинца (PbO2). В результате взаимодействия электролита с электродами на них возникает разность потенциалов.

Электронный блок управления (ЭБУ, ECU, PCM) - именно он выполняет в системе главную роль. Его работа состоит в сборе информации от датчиков (для управления зажиганием основными датчиками являются датчик положения коленчатого вала, датчик положения распределительного вала, датчик детонации, датчик угла открытия дроссельной заслонки), расчете оптимального момента зажигания и времени зарядки катушки и конкретно управление через коммутатор первичной цепью катушки. На современных автомобилях блок управления системой зажигания объединен с блоком управления впрыском топлива.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «криминалистика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501.2 Юриспруденция / сост.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  5. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.
  6. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (3)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (140 часов аудиторная работа, 200 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания английского языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов – аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания

Другие похожие документы..