Учебно-методический комплекс по дисциплине «история техники» Учебно-методический комплекс Составитель

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение в дисциплину

Тема 1.Цели и задачи курса. Методика работы над курсом. Техника. Технология и ее связь с техникой.

Самостоятельная работа (2 часа)

Рассмотреть формирование предпосылок науки и инженерии в эпоху Возрождения, а также формирование технических наук. Зарождение и развитие технических знаний в античности. Переосмысление представлений о природе, технике, науке в средние века. Формирование предпосылок науки и инженерии в эпоху Возрождения. Формирование технических наук. Технические знания в Новое время.

Раздел 2. Основы проектирования и инженерной деятельности.

Тема 2.Этапы развития научно-технической деятельности. Развитие инженерной деятельности и проектирования.

Самостоятельная работа (4 часа)

Рассмотреть специфику технического и технологического знания.

Тема 3.Классическая инженерная деятельность.

Самостоятельная работа (4 часа)

Рассмотреть системотехническое проектирование,классическую инженерную деятельность.

Тема 4. Техническая теория.

Самостоятельная работа (4 часа)

Технические знания в Новое время.

Тема 5.Специфика технического и технологического знания.

Самостоятельная работа (2 часа)

Рассмотреть системотехническое проектирование,классическую инженерную деятельность. Технические знания в Новое время. Специфика технического и технологического знания.

РАЗДЕЛ 3. Этапы развития технической и технологической культур.

Тема 6. Техническая и технологическая культура древних цивилизаций каменного и бронзового веков. Неолитическая революция. Общественное разделение труда. Приручение животных.

Самостоятельная работа (4 часа)

Рассмотреть изготовление простых и сложных орудий труда. Освоение простейших способов добывания и использования огня.

Тема 7. Начала науки (протонаука): представления о порстранстве и времени (солнечные и водяные часы), математика, астрономия.

Самостоятельная работа (4 часа)

Понять идею представления о пространстве и времени.

Тема 8. Техника земледелия, горного дела, строительства, военного дела и транспорта.

Самостоятельная работа (4 часа)

Рассмотреть и проанализировать историю развития оборонительных сооружений, военной техники. История возникновения оптического телеграфа. Военная техника и оборонительные сооружения.

Тема 9. Знаменитые достижения древних цивилизаций.

Самостоятельная работа (4 часа)

Образование, библиотеки. Приборы и инструменты, используемые в древности.

Тема 10. Техническая и технологическая культура средневековья. Научная революция 1500…1800 гг. Техника и технологии эпохи промышленной революции 1765…1830 гг. Появление машинного производства.

Практическая работа (2 часа)

Техника и технология эпохи становления индустриальной цивилизации 1830…1871 гг. Техника в период зрелости индустриальной мировой цивилизации.

Самостоятельная работа (4 часа)

Рассмотреть основные особенности технологической культуры средневековья.

Тема 11. Наука, техническая и технологическая культура в период научно-технических революций ХХ века.

Самостоятельная работа (4 часа)

Создание теории относительности и квантовой механики. Энштейн, Бор. Освоение энергии атома. Резерфорд, Кюри, Ферми, Иоффе, Курсатов. Освоение космоса. Циолковский, Кролев.

РАЗДЕЛ 4. История развития техники.

Тема 12. Метрическая система мер. Метрология. Стандартизация. Сертификация.

Самостоятельная работа (2 часа)

Рассмотреть закон о метрической системе, меры англоязычных и других стран.

Тема 13. История и тенденции развития современных технологий и промышленности в Республике.

Самостоятельная работа (4 часа)

Крупные города Башкортостана. Возникновение промышленности Башкортостана. Современный состав. Экономика. Каковы перспективы развития промышленнрсти?

Тема 14. История развития кораблестроения: парусного, с паровыми котлами, атомными реакторами.

Самостоятельная работа (4 часа)

Тема 15. История развития воздухоплавания и авиации. История развития автомобильной промышленности. История развития железнодорожного транспорта. Воздушный шар Монгольфье, дирижабли, планеры. Межконтинентальная авиация.

Самостоятельная работа (4 часа)

История создания реактивных самолетов.

Тема 16. История развития тяжелой и легкой промышленности. История развития промышленности и достижения науки и техники в военно-технической области. Возникновение и развитие металлургии. Возникновение и развитие легкой промышленности.

Самостоятельная работа (4 часа)

Рассмотреть историю развития танкостроения, реактивного оружия. Автомат Калашникова.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Дисциплина «История техники» связана со многими учебными предметами, такими как «Теория механизмов и машин», «Детали машин», дисциплинами экономического цикла. Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

– ключевые понятия курса;

–классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для деятельности в области техники и технологии;

– характерные особенности конкретных технологий, направленных на преобразование технических аспектов.

В процессе изучения курса должны применяться различные формы обучения: лекции, практические занятия, индивидуальная работа и самостоятельная работа студентов. В результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по теории машиностроительных технологий, но и уметь использовать эти знания в своей учебной и далее профессиональной (педагогической) практике.

Для оценки итоговых знаний и умений студентов предусматриваются несколько форм промежуточного и итогового контроля. Промежуточный контроль может осуществляться в виде письменного и устного опроса, тестовых заданий. Итоговый контроль проводится по изученным блокам дисциплины в конце семестра в виде зачета.

Оценка «Зачет» студенту выставляется по результатам выполненных им порученных заданий во время практических занятий. И должна носить характер оценивания теоретических знаний студентов по овладению технологий в прикладной деятельности.

Примерный перечень тем рефератов к зачету:

  1. Цели и задачи курса. Значение подготовке преподавателей технологии. Роль технической и технологической культуры в развитии общества.

  2. Основные понятия и определения. Классификация и хронологические рамки мировых цивилизаций.

  3. Принципы и категории периодизации истории технической и технологической культуры. Источники по истории науки, техники и технологии.

Техническая и технологическая культура древнейших предшественников современного человека.

  1. Первобытные орудия труда и технологии. Палеолитическая революция.

  2. Технологический переворот периода мезолита.

Техническая и технологическая культура древних цивилизаций каменного и бронзового веков.

  1. Неолитическая революция. Общественное разделение труда. Приручение животных. Простые и сложные орудия труда.

  2. Изобретение элементов технологических (сверлильный станок, гончарный круг, ручная мельница, веретено, ткацкий станок) и подъемно-транспортных машин (рычаг, катки, колесо). Средства передвижения.

  3. Освоение простейших способов добывания и использования огня. Зарождение технологий получения и обработки металлов (золото, серебро, медь, бронза, железо) для производства орудий труда, оружия, предметов быта, культа и др.

  4. Начала науки (протонаука): представления о порстранстве и времени (солнечные и водяные часы), математика, астрономия. Средства передачи первоначальных знаний и опыта (рисунки, речь) Проблемы экологии.

  5. Техническая и технологическая культура раннеклассовой и античной цивилизации. Освоение изготовления орудий труда и оружия из железа и стали.

  6. Техника земледелия, горного дела, строительства, военного дела и транспорта. Военная техника и оборонительные сооружения. Дороги, мосты. Оптический телеграф.

  7. Развитие металлургии. Технологии производства керамики и стекла, и изделий из них, изготовление ювелирных изделий, писчего материала (пергамент, папирус, бумага), тканей (хлопок, лен, шерсть, шелк), продуктов питания и напитков, выпечка хлеба.

  8. Научные и технические достижения древних цивилизаций Средиземноморья (Египет, Карфаген, греция, Рим, Финикия). Роль величайших ученых греции и Рима в развитии естествознания. Пифагор, Филалий, Демокрит, Аристотель, Архимед, Герон, Ктесибий.

  9. Научные и технические достижения древних цивилизаций Азии (Вавилония, Ассирия, Китай, Индия, Хорезм, Персия). Развитие математики, астрономии, оптики, медицины. Авиценна, Аль Хорезми, Улукбек, Аль Бируни, Гебер. Изобретения: порох, компас, бумага, фарфор.

  10. Образование, библиотеки. Приборы и инструменты, используемые в древности. Знаменитые достижения древних цивилизаций.

Техническая и технологическая культура средневековья.

  1. Раннее и позднее Средневековье. Ремесленные мастерские, цеха, мануфактурное производство.

  2. Развитие грузоподъемных машин, воздуходувок, рудничных водоподъемников, Ручных ткацких станков, сверлильных станков, лесопильных рам, мельниц. Механические часы.

  3. Первые паровые машины. Севери, Ньюкомен, Ползунов.

  4. Появление университетов. Книгопечатание.

  5. Наука и техника Китая, Индии, средней Азии. Арабская наука.

  6. Техническая и технологическая культура Киевской Руси. Бытовая техника Средневековья.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «криминалистика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501.2 Юриспруденция / сост.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  5. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.
  6. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (3)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (140 часов аудиторная работа, 200 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания английского языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов – аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания

Другие похожие документы..