Учебно-методический комплекс по дисциплине «история техники» Учебно-методический комплекс Составитель

Техника в период зрелости индустриальной мировой цивилизации.

  1. Технический прогресс в энергетике и электротехнике. Внедрение электрической энергии. Электросварка. Патон. Создание генераторов, двигателей, ламп накаливания, трансформаторов.

  2. Внедрение трехфазного тока. Доливо-Добровольский. Тепловые электростанции и гидроэлектростанции.

  3. Развитие двигателей внутреннего сгорания. Возникновение автомобилестроения.

  4. Рвзвитие воздухоплавания. Воздушный шар бр. Монгольфье, дирижабли, самолет бр. Райт, жуковский, Сикорский, Туполев, Ильюшин.

  5. Изобретение систем передачи информации. Телеграф. Изобретение телефона, радио. Попов, Маркони. Радиолокация.

  6. Изобретение электронных ламп, транзисторов, тиристоров, интегральных микросхем. Открытие полупроводников. Изобретение телевидения.

  7. Развитие металлургии и машиностроения, химической промышленности.

  8. Развитие промышленности и достижений науки и техники в военнотехнической области периодов Первой и Второй мировых войн.

  9. Самолетостроение, танкостроение, реактивное оружие.

  10. Атомное оружие. Хиросима и Нагасаки.

Наука, техническая и технологическая культура в период научно-технических революций ХХ века.

  1. Создание теории относительности и квантовой механики. Энштейн, Бор.

  2. Освоение энергии атома. Резерфорд, Кюри, Ферми, Иоффе, Курчатов. Атомная бомба. Чернобыль.

  3. Освоение космоса. Циолковский, Кролев.

  4. Квантовая электроника. Создание лазерной техники, электронных преобразователей энергии.

  5. Кибернетика и вычислительная техника. Поколения ЭВМ.

  6. Спутниковая связь, волоконно-оптические линии связи.

  7. Микроэлектронника, биотенология, информационные технологии – базовые напрвления второй НТР конца ХХ века.

Борьба с негативными последствиями развития техники.

  1. Роль педагогов.

  2. Борьба со СПИДом и другими болезнями.

  3. Проблемы экологии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. Бондаренко А.Д. Современная технология: теория и практика. – Киев, 2005

  2. Горохов В.Г., Симоненко О.Д. Социальные и методологические проблемы новой техники и технологии // Вопросы философии.–2003. – №1

  3. Горохов В.Г., Степин В.С. Философия науки и техники. – М.:, 2005

  4. Князев В.Н. Человек и технология. – Киев, 2000

  5. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. – Л., 2000

  6. Методологические проблемы создания новой техники и технологии. – Новосибирск, 2001

  7. Наука и технология: методологические и социально-экономические аспекты взаимодействия. – М., 2000

  8. Новая технократическая волна на Западе. – М., 2006

  9. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 2003 – № 10.

  10. Философские вопросы технического знания. – М., 2004

  11. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. Лехина И.В., Петрова Ф.Н. – М., 2002

  12. Зворыкин А.А. История техники. – М., 2002

  13. Х. Орега-и-Гассет Новая технократическая волна на Западе – М., 2006

  14. Тесман К. Проблемы научно-технической революции. – М., 2003

  15. Мелещенко Ю. Общество и техника – Л, 2005

  16. Волков Г.Н. Социология науки. – М, 2000

  17. Шеменев Г.И. Философия и технические науки. – М., 2005

  18. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. – М., 2006

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТААМКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Технолого-экономический факультет

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры машиноведения ИТ

«______»_______________ 2008 г.

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по специальности 050502 «Технология и предпринимательство»

для студентов заочной формы обучения

Составитель:

ассистент кафедры машиноведения и ИТ,

С.Н. Петрова

Стерлитамак, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История техники» относится к дисциплинам предметной подготовки, изучается студентами на 4 курсе в 8 семестре ОЗО 6 ТиП. Знания и умения, полученные во время освоения курса должны помочь студентам в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Изучение данной дисциплины позволит слушателям получить базовые знания о существующих видах технологических систем, о принципах создания и развития техники. Большое внимание в дисциплине уделяется истории развития техники и технологии.

Цель дисциплины: познакомить студентов с основными закономерностями и этапами развития технической и технологической культуры мировых цивилизаций.

Задачи дисциплины:

  • помочь составлению мировоззрения студентов;

  • расширить кругозор студентов в области истории создания материальной культуры;

  • показать воздействие науки, техники и технологии на мир каждого человека, влияние на окружающую среду, здоровья поколений и их духовность;

  • показать вклад мировых обществ в развитие науки, техники и технологии, в том числе вклад отечественных достижений, существенно повлиявших на ускорение мирового технического прогресса.

Программой курса предусматривается проведение лекций, практических занятий. В ходе изучения данного курса студент должен прослушать курс лекций и выполнить практические работы.

Знания, полученные студентами в процессе изучения курса, могут быть использованы на уроках технологии в школе, а также при преподавании многих дисциплин естественного и гуманитарного направления.

Учащиеся должны иметь представление: о состоянии технической и технологической культуры в различные моменты развития мировой цивилизации.

Студент, изучивший дисциплину должен:

  1. ЗНАТЬ:

    • связь между общественными формациями мировой цивилизации и уровнем развития техники и технологии;
    • назначение основных технических механизмов;

    • историю развития техники в разные эпохи цивилизации;

    • понятие техника и технология;

    • возможности использования технических устройств в учебном процессе.

  1. УМЕТЬ использовать полученные знания в будущей работе преподавателя.

Преподавание учебной дисциплины должно иметь практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой дисциплины предусматривается проведение лабораторных занятий. Для проверки освоения учебного материала по разделам студенты выполняют контрольные работы. Итоговая аттестация в 1 семестре – зачет, во втором – экзамен.

В настоящей программе предусмотрены вопросы для самостоятельного рассмотрения студентов с указанием ориентировочного объема часов. Самостоятельная работа выполняется студентами после рассмотрения основного учебного материала на лекциях или лабораторных занятиях (в аудитории). Служит для закрепления пройденной темы, расширения знаний студентов и закрепления их умений.

Контроль по выполнению самостоятельной работы осуществляется преподавателем во время проведения очередных практических работ. В форме устного опроса, анализа деятельности студентов при выполнении очередных. А также во время зачета.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

пп

Наименование разделов и тем

Всего
трудоёмкости

Аудиторных часов

Самосто­я­тельная
работа

Всего

Лекций

Прак. Раб.

1

Раздел 1. Введение в дисциплину

8

1

1

2

Раздел 2. Основы проектирования и инженерной деятельности

2

Этапы развития научно-технической деятельности.

4

2

2

4

3

Классическая инженерная деятельность. Системотехническое проектирование.

4

4

4

Техническая теория.

2

4

5

Специфика технического и технологического знания.

4

4

Раздел 3. Этапы развития технической и технологической культур.

6

Техническая и технологическая культура древних цивилизаций каменного и бронзового веков.

4

2

2

4

7

Начала науки (протонаука): представления о порстранстве и времени (солнечные и водяные часы), математика, астрономия.

4

4

8

Техника земледелия, горного дела, строительства, военного дела и транспорта. Военная техника и оборонительные сооружения.

2

4

9

Знаменитые достижения древних цивилизаций.

2

4

10

Техническая и технологическая культура средневековья. Научная революция 1500…1800 гг. Техника и технологии эпохи промышленной революции 1765…1830 гг. Появление машинного производства. Техника и технология эпохи становления индустриальной цивилизации 1830…1871 гг.

6

2

2

4

11

Наука, техническая и технологическая культура в период научно-технических революций ХХ века.

4

4

Раздел 4. История развития техники.

12

Метрическая система мер. Метрология. Стандартизация. Сертификация.

2

2

13

История и тенденции развития современных технологий и промышленности в Республике Башкортостан.

8

1

4

14

История развития кораблестроения: парусного, с паровыми котлами, атомными реакторами.

4

4

15

История развития воздухоплавания и авиации. История развития автомобильной промышленности. История развития железнодорожного транспорта.

6

1

4

16

История развития тяжелой и легкой промышленности. История развития промышленности и достижения науки и техники в военно-технической области.

6

2

2

4

Всего по дисциплине

70

10

8

2

60

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «криминалистика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501.2 Юриспруденция / сост.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  5. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.
  6. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (3)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (140 часов аудиторная работа, 200 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания английского языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов – аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания

Другие похожие документы..