Учебно-методический комплекс по дисциплине «история техники» Учебно-методический комплекс Составитель

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ дисциплины

Дисциплина «История техники» связана со многими учебными предметами, такими как «Теория механизмов и машин», «Детали машин», дисциплинами экономического цикла. Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

– ключевые понятия курса;

–классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для деятельности в области техники и технологии;

– характерные особенности конкретных технологий, направленных на преобразование технических аспектов.

В процессе изучения курса должны применяться различные формы обучения: лекции, практические занятия, индивидуальная работа и самостоятельная работа студентов. В результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по теории машиностроительных технологий, но и уметь использовать эти знания в своей учебной и далее профессиональной (педагогической) практике.

Для оценки итоговых знаний и умений студентов предусматриваются несколько форм промежуточного и итогового контроля. Промежуточный контроль может осуществляться в виде письменного и устного опроса, тестовых заданий. Итоговый контроль проводится по изученным блокам дисциплины в конце семестра в виде зачета.

Зачет имеет форму реферата, состоящий из трех разделов:

  1. Возникновение проблемы.

  2. Развитие и состояние в настоящее время.

  3. Перспективы развития.

Оценка «Зачет» студенту выставляется по результатам выполненных им порученных заданий во время практических занятий. И должна носить характер оценивания теоретических знаний студентов по овладению технологий в прикладной деятельности.

Форма сдачи зачета.

Контрольные работы

Вид и форма

Тема отчетной работы

Сроки провед. и сдачи

Трудоемкость в часах

Реферат из трех разделов:

  1. Возникновение проблемы

  2. Развитие и состояние в настоящее время

  3. Перспективы развития

Тема индивидуальная,

согласно

программе

Конец

семестра

3 часа индивидуальной работы.

Примерный перечень тем рефератов к зачету:

  1. Цели и задачи курса. Значение подготовке преподавателей технологии. Роль технической и технологической культуры в развитии общества.

  2. Основные понятия и определения. Классификация и хронологические рамки мировых цивилизаций.

  3. Принципы и категории периодизации истории технической и технологической культуры. Источники по истории науки, техники и технологии.

Техническая и технологическая культура древнейших предшественников современного человека.

  1. Первобытные орудия труда и технологии. Палеолитическая революция.

  2. Технологический переворот периода мезолита.

Техническая и технологическая культура древних цивилизаций каменного и бронзового веков.

  1. Неолитическая революция. Общественное разделение труда. Приручение животных. Простые и сложные орудия труда.

  2. Изобретение элементов технологических (сверлильный станок, гончарный круг, ручная мельница, веретено, ткацкий станок) и подъемно-транспортных машин (рычаг, катки, колесо). Средства передвижения.

  3. Освоение простейших способов добывания и использования огня. Зарождение технологий получения и обработки металлов (золото, серебро, медь, бронза, железо) для производства орудий труда, оружия, предметов быта, культа и др.

  4. Начала науки (протонаука): представления о порстранстве и времени (солнечные и водяные часы), математика, астрономия. Средства передачи первоначальных знаний и опыта (рисунки, речь) Проблемы экологии.

  5. Техническая и технологическая культура раннеклассовой и античной цивилизации. Освоение изготовления орудий труда и оружия из железа и стали.

  6. Техника земледелия, горного дела, строительства, военного дела и транспорта. Военная техника и оборонительные сооружения. Дороги, мосты. Оптический телеграф.

  7. Развитие металлургии. Технологии производства керамики и стекла, и изделий из них, изготовление ювелирных изделий, писчего материала (пергамент, папирус, бумага), тканей (хлопок, лен, шерсть, шелк), продуктов питания и напитков, выпечка хлеба.

  8. Научные и технические достижения древних цивилизаций Средиземноморья (Египет, Карфаген, греция, Рим, Финикия). Роль величайших ученых греции и Рима в развитии естествознания. Пифагор, Филалий, Демокрит, Аристотель, Архимед, Герон, Ктесибий.

  9. Научные и технические достижения древних цивилизаций Азии (Вавилония, Ассирия, Китай, Индия, Хорезм, Персия). Развитие математики, астрономии, оптики, медицины. Авиценна, Аль Хорезми, Улукбек, Аль Бируни, Гебер. Изобретения: порох, компас, бумага, фарфор.

  10. Образование, библиотеки. Приборы и инструменты, используемые в древности. Знаменитые достижения древних цивилизаций.

Техническая и технологическая культура средневековья.

  1. Раннее и позднее Средневековье. Ремесленные мастерские, цеха, мануфактурное производство.

  2. Развитие грузоподъемных машин, воздуходувок, рудничных водоподъемников, Ручных ткацких станков, сверлильных станков, лесопильных рам, мельниц. Механические часы.

  3. Первые паровые машины. Севери, Ньюкомен, Ползунов.

  4. Появление университетов. Книгопечатание.

  5. Наука и техника Китая, Индии, средней Азии. Арабская наука.

  6. Техническая и технологическая культура Киевской Руси. Бытовая техника Средневековья.

Научная революция 1500…1800 гг.

  1. Великие географические открытия.

  2. Вклад в науку Коперника, Галилея, Кеплера, Бекона.

  3. Вклад в науку Декарта, Гюйгенса, Ньютона.

  4. Вклад в науку Леонардо да Винчи, Ломоносова, Эйлера.

Техника и технологии эпохи промышленной революции 1765…1830 гг.Появление машинного производства.

  1. Передача выполнения технологических функций машинам. Усовершенствование ткацкого и прядильного станков.

  2. Внедрение универсального двигателя – паровой машины. Уатт.

  3. Появление фабрик, заводов.

  4. Возникновение и развитие парового транспорта. Стифенсон, Черепановы, Фултон.

Техника и технология эпохи становления индустриальной цивилизации 1830…1871 гг

  1. Развитие паровой машины. Лакомобили.Паровые молоты. Двигатели внутреннего сгорания.

  2. Совершенствование водяных турбин. Первые электрические машины.

  3. Развитие физики. Теории электричества и электро-магнитных явлений. Фарадей, Максвелл, Герц.

  4. Электрическое освещение. Роль русских ученых.

  5. Развитие горнодобывающей промышленности и металлургии. Усовершенствование производства стали. Пудлингование. Бессемер, Мартен, Аносов.

  6. Машиностроение и его развитие. Специализация цехов и заводов.Появление новых металлообрабатывающих станков.

  7. Развитие железных дорог, мотостроение. Расчеты на прочность. Развитие заклепочных соединений, зубчатых передач.

  8. Крупнейшие ученые в области сопротивления материалов, электротехники, термодинамики.

Техника в период зрелости индустриальной мировой цивилизации.

  1. Технический прогресс в энергетике и электротехнике. Внедрение электрической энергии. Электросварка. Патон. Создание генераторов, двигателей, ламп накаливания, трансформаторов.

  2. Внедрение трехфазного тока. Доливо-Добровольский. Тепловые электростанции и гидроэлектростанции.

  3. Развитие двигателей внутреннего сгорания. Возникновение автомобилестроения.

  4. Рвзвитие воздухоплавания. Воздушный шар бр. Монгольфье, дирижабли, самолет бр. Райт, жуковский, Сикорский, Туполев, Ильюшин.

  5. Изобретение систем передачи информации. Телеграф. Изобретение телефона, радио. Попов, Маркони. Радиолокация.

  6. Изобретение электронных ламп, транзисторов, тиристоров, интегральных микросхем. Открытие полупроводников. Изобретение телевидения.

  7. Развитие металлургии и машиностроения, химической промышленности.

  8. Развитие промышленности и достижений науки и техники в военнотехнической области периодов Первой и Второй мировых войн.

  9. Самолетостроение, танкостроение, реактивное оружие.

  10. Атомное оружие. Хиросима и Нагасаки.

Наука, техническая и технологическая культура в период научно-технических революций ХХ века.

  1. Создание теории относительности и квантовой механики. Энштейн, Бор.

  2. Освоение энергии атома. Резерфорд, Кюри, Ферми, Иоффе, Курчатов. Атомная бомба. Чернобыль.

  3. Освоение космоса. Циолковский, Кролев.

  4. Квантовая электроника. Создание лазерной техники, электронных преобразователей энергии.

  5. Кибернетика и вычислительная техника. Поколения ЭВМ.

  6. Спутниковая связь, волоконно-оптические линии связи.

  7. Микроэлектронника, биотенология, информационные технологии – базовые напрвления второй НТР конца ХХ века.

Борьба с негативными последствиями развития техники.

  1. Роль педагогов.

  2. Борьба со СПИДом и другими болезнями.

  3. Проблемы экологии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплины

Для повышения эффективности учебного процесса необходимо практические занятия проводить с использованием мультимедийного проектора. Для этого должны быть разработаны слайды. Можно осуществлять непосредственную демонстрацию техники с использованием макетов, плакатов.

Средства обеспечения освоения дисциплины

Для успешного освоения дисциплины в процессе преподавания используются:

  • дидактическое обеспечение;

  • справочники автомобилиста

  • плакаты, стенды.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для успешного освоения дисциплины в процессе преподавания используются:

  • мультимедиа проекторы;

  • макеты и модели.

Р а б о ч и Е п р о г р а м м ы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Технолого-экономический факультет

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры машиноведения ИТ

«______»_______________ 2008 г.

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по специальности 050502 «Технология и предпринимательство»

для студентов дневной формы обучения

Составитель:

Ассистент кафедры машиноведения и ИТ,

С.Н. Петрова

Стерлитамак, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История техники» относится к дисциплинам предметной подготовки, изучается студентами на 5 курсе в 9 семестре. Знания и умения, полученные во время освоения курса должны помочь студентам в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Изучение данной дисциплины позволит слушателям получить базовые знания о существующих видах технологических систем, о принципах создания и развития техники. Большое внимание в дисциплине уделяется истории развития техники и технологии.

Цель дисциплины: познакомить студентов с основными закономерностями и этапами развития технической и технологической культуры мировых цивилизаций.

Задачи дисциплины:

  • помочь составлению мировоззрения студентов;

  • расширить кругозор студентов в области истории создания материальной культуры;

  • показать воздействие науки, техники и технологии на мир каждого человека, влияние на окружающую среду, здоровья поколений и их духовность;

  • показать вклад мировых обществ в развитие науки, техники и технологии, в том числе вклад отечественных достижений, существенно повлиявших на ускорение мирового технического прогресса.

Программой курса предусматривается проведение лекций, практических занятий. В ходе изучения данного курса студент должен прослушать курс лекций и выполнить практические работы.

Знания, полученные студентами в процессе изучения курса, могут быть использованы на уроках технологии в школе, а также при преподавании многих дисциплин естественного и гуманитарного направления.

Учащиеся должны иметь представление: о состоянии технической и технологической культуры в различные моменты развития мировой цивилизации.

Студент, изучивший дисциплину должен:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «криминалистика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501.2 Юриспруденция / сост.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  5. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.
  6. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (3)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (140 часов аудиторная работа, 200 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания английского языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов – аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания

Другие похожие документы..