Учебно-методический комплекс по дисциплине «история техники» Учебно-методический комплекс Составитель

Лекция №5. Техническая и технологическая культура средневековья.

В период позднего средневековья (XIV-XV вв.) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественно-научной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики.

Качественные сдвиги происходят как в кинематике, так и в динамике. В кинематикесредневековые схоласты вводят понятия «средняя скорость», «мгновенная скорость», «равноускоренное движение» ( они его называли униформно-дифформное). Мгновенную скорость в данный момент они определяют как скорость, с какой стало бы двигаться тело, если бы с этого момента времени его движение стало равномерным. Кроме того, постепенно вызревает понятие ускорения.

В эпоху позднего средневековья значительное развитие получила динамическая «теория импетуса», которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Французский философ-схоласт Жан Буридан ( XIVв) объяснял падение тел с точки зрения теории импетуса. Он считал, что при падении тел, тяжесть запечатлевает в падающем теле импетус, поэтому и скорость его все время падения возрастает. Величина импетуса определяется и скоростью, сообщенной телу, и «качеством материи этого тела». Импетус расходуется в процессе движения на преодоление трения; когда импетус растрачивается, тело останавливается. Эти выводы стали предпосылками для перехода от понятия импетуса к понятию инерции. Кроме того, теория импетуса способствовала развитию и уточнению понятия силы.

На базе идеографического к концу 3-го тысячелетия до н. э. возникло и получило широкое распространение шумерское клинописное письмо. В нем знаки, группы клинообразных черточек, выдавливались специальными палочками на сырых глиняных дощечках, которые потом подвергались обжигу.

Совершенствование клинописи привело к появлению в 11-10 вв. до н. э. фи-никийской буквенно-слоговой системы письма и 22-буквенного алфавита, легшего в основу почти всех известных нынешних алфавитов.

Одновременно с развитием письменности развивались и средства письма, которые определяли ее технику. Шумерские книги на керамических пластинах хорошо сохранялись, но были слишком громоздкими и неудобными для пользования. Поэтому с 7 в. до н. э. стали писать на папирусах (от греч. papyros) — свитках из склеенных полосок стебля одноименного растения, название которого распространилось и на древние рукописи. Писали на папирусах кистью или специальной 'палочкой. Появились даже наливные авторучки, одна из которых была обнаружена среди сокровищ фараона Тутанхамона, относящихся к 14 в. до н. э.

С 3 в. до н. э. стали писать на пергаменте, материале, получаемом из кож животных, который начали выделывать в г. Пергам (Малая Азия), откуда и произошло название. Для письма стала применяться тушь, которую начали изготовлять в Китае из сажи. Китайцами была изобретена и бумага (от ит. bambagia — хлопок), получаемая вначале из хлопка. Позднее бумагу стали производить из более дешевых отходов шелкового производства, а в 102 г. китайский ученый Цай Лунь разработал способ получения бумаги из древесной коры, конопли, тряпья и др. отходов.

Наиболее важные изобретения и открытия античного периода. К ним относятся, в частности, изобретения отметчиков времени — календаря, часов и глобуса, непосредственно связанных с астрономией.

Календарь (от лат. calendarium — долговая книжка) — система счисления больших промежутков времени (календ), через которые в Древнем Риме взимались проценты с должников. Календарь появился в 4 в. до н. э., а во времена Юлия Цезаря был введен юлианский календарь (старый стиль), впоследствии замененный более точным григорианским (новый стиль).

3 тыс. лет до н. э. в Индии, Египте к Китае для измерения времени начали пользоваться солнечными часами, которые не потеряли своего практического значения вплоть до наших дней. Позднее (в 1 в. до н. э. были созданы водяные часы (клепсидры), с помощью которых можно было определять время в любое время суток и в любую погоду по количеству вытекающей (перетекающей) жидкости. На этом же принципе основаны и созданные позже песочные часы, которыми иногда пользуются, например медики, и по сей день.

Самым первым астрономическим прибором был компас (от лат. compasso — измеряю), первое упоминание о котором появилось в китайской летописи в 3 в. до н. э. В 1-2 ЕВ. компас нашел широкое распространение в Китае под названием «указатель юга». Стрелка такого указателя подвешивалась на нити или закреплялась на пробке, плавающей в сосуде с водой. Окончательно же конструкция компаса оформилась лишь в 14 в., когда стрелка была установлена на иглу и заключена в застекленный корпус.

Во 2 в. до н. э. в Китае появилась астролябия (от греч. astron — звезда - labe — схватывание) — угломерный прибор, служивший до 18 в. для определения положения небесных светил. Во 2 в. Чжан Хзном были изобретены глобус (от лат. globus — шар) и сейсмограф ( от греч. seismos — колебание, землетрясение + grapho — пишу) — прибор для записи колебаний земной поверхности при землетрясениях.

Рассмотренные приборы были не только важны сами по себе, но их по-явление знаменовало распространение особого класса устройств, позволяющих получать важную для человека информацию от окружающего мира, зарождение приборостроения.

Лекция №6. Научная революция 1500…1800 гг. Техника и технологии эпохи промышленной революции 1765…1830 гг. Появление машинного производства.

Понятие “технология” впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим – 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского “Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых” . С публикацией первого тома книги В. И. Севергина “Начертание технологии минерального царства” (1821 г) , выпуска первого номера сборника “Технологический журнал” (1840 г) и учебника П. А. Ильенкова “Курс химической технологии” (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.

В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как “искусство” , “инженерное искусство” , “ремесло” .

Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие “ремесло” заменяют сначала “делом” , затем “искусством” и только в химии “технологией” .

Тогда термина техника еще не было, его заменяли “орудия” и “принадлежности” . Точного времени проникновения в Россию термина “техника” не установлено. Например, в работе П. К. Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.

Термин “техника” , по сути, заменял нынешнее понятие “технология” . Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.

В 40-е – 50-е годы текущего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.

Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия – явление вполне обоснованные. Термин же “техника” не выделен, по существу он растворился в первом.

В процессе эволюции понятий “техника” и “технология” можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая – диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:

  • при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;

  • для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;

  • субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система;

  • содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.

Периоды развития понятий “техника” и “технология” Выделяют шесть характерных периодов развития понятий “техника” и “технология”:

    1. (начало XIX в. – третья четверть XIX в.)

Проникновение термина “технология” в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.

    1. (третья четверть XIX в. – конец XIX в.)

Распространение термина “техника” и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.

    1. (конец XIX в. – первая четверть XX в.)

Господство термина “техника” и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.

    1. (вторая четверть XX в.)

Возрождение термина “технология” , его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.

    1. (третья четверть XX в.)

Строгое разграничение терминов “техника” и “технология” при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.) . Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: “…наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи…” .

    1. (последняя четверть XX в.)

Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части. Термин “техника” окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.

Лекция №7. Техника и технология эпохи становления индустриальной цивилизации 1830…1871 гг

Формирование индустриальной цивилизации.

XIX в. в историческом процессе является периодом выдающихся открытий и радикальных перемен во всех областях общественной жизни. Это век утверждения нового, индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости. Это век формирования ядра государств, находящихся в настоящее время на передовых позициях мира и во многом определяющих судьбы всей планеты. Этот тип цивилизации явился следствием трех величайших событий: войны за независимость североамериканских колоний, промышленного переворота, начавшегося в Англии в XVIII в., и Великой французской революции 1789—1794 гг. По словам философа X. Ортеги-и-Гассета (1883—1955), демократия, экспериментальная наука и индустриализация создали новое поле деятельности человека, новую ситуацию в мире.

Важнейшими признаками новой цивилизации явились: в области экспериментальной науки и техники — внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство, использование паровой машины, создание ряда двигателей (водяной и паровой турбин, двигателя внутреннего сгорания), развитие сети железнодорожных путей, развитие океанского пароходства, изобретение радио, телеграфа, телефона, создание автомобиля и самолета, развитие электроэнергетики; в военной сфере — рост военной техники (огнестрельного оружия, бездымного пороха, дальнобойной артиллерии, создание бронированных кораблей (паровых и дизельных); в социальной — свершение буржуазных революций в ряде стран Европы, Америки и Японии, формирование новых, основных классов капиталистического общества (буржуазии и пролетариата), их противостояние, возникновение интеллигенции; в духовной — резкое ослабление влияния традиционных религий, возрастание нетрадиционных идеологий, формирование политических партий; в формах правления — образование республик и конституционных монархий; в международных отношениях — полный колониальный раздел мира, борьба за передел колоний, вооруженное соперничество государств, сопровождавшееся огромными разрушениями и людскими потерями.

В XIX в происходили важные события: образование нового национального государства — Итальянского королевства (1860), война Пруссии с Австрией за гегемонию в Германии (1866), Франко-прусская война и образование единой Германской империи (1870—1871), Парижская коммуна (1871) —первая попытка установления власти пролетариата.

Лекция №8. Техника в период зрелости индустриальной мировой цивилизации.

Понятие “технология” впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим – 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского “Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых” . С публикацией первого тома книги В. И. Севергина “Начертание технологии минерального царства” (1821 г) , выпуска первого номера сборника “Технологический журнал” (1840 г) и учебника П. А. Ильенкова “Курс химической технологии” (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.

Термин “техника” , по сути, заменял нынешнее понятие “технология” . Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.

В 40-е – 50-е годы текущего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.

Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия – явление вполне обоснованные. Термин же “техника” не выделен, по существу он растворился в первом.

В процессе эволюции понятий “техника” и “технология” можно установить особенности, характеризующие их сущность.

XIX в. в историческом процессе является периодом выдающихся открытий и радикальных перемен во всех областях общественной жизни. Это век утверждения нового, индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости. Это век формирования ядра государств, находящихся в настоящее время на передовых позициях мира и во многом определяющих судьбы всей планеты. Этот тип цивилизации явился следствием трех величайших событий: войны за независимость североамериканских колоний, промышленного переворота, начавшегося в Англии в XVIII в., и Великой французской революции 1789—1794 гг. По словам философа X. Ортеги-и-Гассета (1883—1955), демократия, экспериментальная наука и индустриализация создали новое поле деятельности человека, новую ситуацию в мире.

Важнейшими признаками новой цивилизации явились: в области экспериментальной науки и техники — внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство, использование паровой машины, создание ряда двигателей (водяной и паровой турбин, двигателя внутреннего сгорания), развитие сети железнодорожных путей, развитие океанского пароходства, изобретение радио, телеграфа, телефона, создание автомобиля и самолета, развитие электроэнергетики; в военной сфере — рост военной техники (огнестрельного оружия, бездымного пороха, дальнобойной артиллерии, создание бронированных кораблей (паровых и дизельных); в социальной — свершение буржуазных революций в ряде стран Европы, Америки и Японии, формирование новых, основных классов капиталистического общества (буржуазии и пролетариата), их противостояние, возникновение интеллигенции; в духовной — резкое ослабление влияния традиционных религий, возрастание нетрадиционных идеологий, формирование политических партий; в формах правления — образование республик и конституционных монархий; в международных отношениях — полный колониальный раздел мира, борьба за передел колоний, вооруженное соперничество государств, сопровождавшееся огромными разрушениями и людскими потерями.

В XIX в происходили важные события: образование нового национального государства — Итальянского королевства (1860), война Пруссии с Австрией за гегемонию в Германии (1866), Франко-прусская война и образование единой Германской империи (1870—1871), Парижская коммуна (1871) —первая попытка установления власти пролетариата.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «криминалистика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501.2 Юриспруденция / сост.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  5. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.
  6. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (3)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (140 часов аудиторная работа, 200 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания английского языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов – аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания

Другие похожие документы..