Указатель сокращений.

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 апреля 2007 года

Издание третье,

переработанное и дополненное

А.С. ЗОРИН, А.В. КУДАШКИН, Я.В. ЛОБОВ,

А.И. ТЮРИН, К.В. ФАТЕЕВ, С.В. ШАНХАЕВ

Авторы:

Зорин Александр Сергеевич - капитан юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации (комментарий к статьям 11 - 21).

Кудашкин Александр Васильевич - доктор юридических наук, профессор, профессор Военного университета, академик Академии военных наук (комментарий к преамбуле, статьям 1 - 7, 32, 36, 42, 49).

Лобов Ярослав Владимирович - подполковник юстиции, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета (комментарий к статье 48).

Тюрин Александр Игоревич - майор юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета (руководитель авторского коллектива, комментарий к статьям 22 - 31, 52 - 65).

Фатеев Константин Валерьевич - полковник юстиции, доктор юридических наук, доцент, профессор Военного университета (комментарий к статьям 8 - 10, 50 - 51).

Шанхаев Сергей Вячеславович - старший лейтенант юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации (комментарий к статьям 33 - 35, 43 - 47).

УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ

АН СССР - Академия наук Союза Советских Социалистических Республик

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации

ВАИ - военная автомобильная инспекция

ВВК - военно-врачебная комиссия

ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет

ВУС - военно-учетная специальность

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту

ДУ ВС РФ - Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации

КЗоТ РФ - Кодекс законов о труде Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

РККА - Рабоче-крестьянская Красная армия

РОСТО - Российская оборонная спортивно-техническая организация

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

СНГ - Содружество Независимых Государств

СНК (Совнарком) - Совет Народных Комиссаров

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УВС ВС РФ - Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

УГ и КС ВС РФ - Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ЦИК - Центральный исполнительный комитет

28 марта 1998 года N 53-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ,

от 12.02.2001 N 15-ФЗ, от 12.02.2001 N 16-ФЗ,

от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ,

от 21.05.2002 N 56-ФЗ, от 28.06.2002 N 75-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 113-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ,

от 22.02.2003 N 27-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.02.2004 N 4-ФЗ,

от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ,

от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 149-ФЗ,

от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ,

от 30.06.2005 N 77-ФЗ, от 15.07.2005 N 86-ФЗ,

от 21.07.2005 N 99-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ,

от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 17.10.2005 N 130-ФЗ,

от 02.12.2005 N 149-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ,

от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ,

от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 02.10.2006 N 159-ФЗ,

от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 04.12.2006 N 203-ФЗ,

от 06.01.2007 N 3-ФЗ, от 12.04.2007 N 50-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом

от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Комментарий к преамбуле

1. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ (с последующими изменениями) в преамбулу комментируемого Федерального закона внесены изменения в части распространения его действия на правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

2. Иностранные граждане проходят военную службу в Российской Федерации только в добровольном порядке на основании заключенных контрактов о прохождении военной службы.

3. В соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (с последующими изменениями) граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, но без соблюдения дополнительных условий, предусмотренных для обычных иностранных граждан, и без представления вида на жительство (п. 4 ст. 13).

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Воинская обязанность

Комментарий к статье 1

Комментарий к пункту 1.

1. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Воинская обязанность исполняется на основании комментируемого Федерального закона, который установил порядок исполнения гражданами Российской Федерации долга и обязанности защищать с оружием в руках свое Отечество, нести военную службу, проходить различные формы вневойсковой военной подготовки и выполнять другие связанные с обороной и безопасностью государства обязанности.

На территории России воинская обязанность впервые была введена после Октябрьской революции 1917 г. Декретом ВЦИК "О принудительном наборе в РККА" от 29 мая 1918 г. Воинская обязанность была закреплена в Конституции РСФСР 1918 г. В дальнейшем был принят систематизированный акт - Декрет ВЦИК и СНК "Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР мужского пола" от 28 сентября 1922 г. В дальнейшем уточнения в порядок выполнения воинской обязанности были внесены Законом СССР "Об обязательной военной службе" 1925 г., Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1939 г. Последним законодательным актом СССР по воинской обязанности был Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 г., действие которого сохранялось некоторое время и после распада СССР, вплоть до принятия комментируемого Федерального закона.

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, в соответствии с ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации.

Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.

2. Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

3. Комментируемый Федеральный закон определяет формы исполнения воинской обязанности: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Он организуется в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541 (с последующими изменениями) (см. комментарий к статьям разд. II).

Комментируемым Федеральным законом установлено, что воинский учет не распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (п. 1 ст. 8). Однако действующим законодательством не уточнено, кто признается "постоянно проживающим за пределами Российской Федерации" (будут ли признаваться, например, таковыми дети дипломатических работников, торговых представителей и других лиц, которые по характеру работы вынуждены длительное время находиться за пределами Российской Федерации, совместно проживающие с ними).

Поскольку воинская обязанность является личной обязанностью каждого гражданина Российской Федерации, постольку для решения вопроса о снятии его с воинского учета при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев он должен лично явиться в военный комиссариат района для снятия с воинского учета. Для снятия с воинского учета в связи с убытием к новому месту жительства (пребывания), а также при выезде за пределы Российской Федерации на срок свыше шести месяцев гражданин подает письменное заявление с указанием причины снятия с воинского учета и точного адреса нового места жительства или места пребывания.

Военный комиссар района или лицо, его замещающее, дает указание о снятии гражданина с воинского учета. При этом проверяется правильность и полнота записей во всех разделах удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (п. п. 6, 7 Некоторых особенностей проведения мероприятий, связанных с постановкой граждан на воинский учет и ведением его (приложение N 2 к п. 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400). Несоблюдение указанного порядка может повлечь юридические последствия, прежде всего связанные с ответственностью за несоблюдение порядка воинского учета и призыва на военную службу.

4. Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладения ими военно-учетными специальностями (см. комментарий к статьям разд. III).

5. Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности - является одним из способов комплектования, т.е. привлечения граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.

6. Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации.

7. Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами воинской обязанности (см. комментарий к статьям разд. VIII).

Комментарий к пункту 2.

8. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Воинская обязанность в период мобилизации определяется Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ (с последующими изменениями).

Указанным Федеральным законом (ст. 10) на граждан возложены следующие обязанности: являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров; предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

9. Военное положение есть особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод. Оно вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона "Об обороне").

Военное положение вводится на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 2 ст. 87 Конституции Российской Федерации). Указ о военном положении должен быть утвержден Советом Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации).

Порядок введения военного положения установлен Федеральным конституционным законом "О военном положении в Российской Федерации" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения (ст. 1 Федерального конституционного закона "О военном положении в Российской Федерации").

10. Военное время наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения (п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об обороне"). Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

  1. Указатель сокращений

    Указатель
    Кудашкин Александр Васильевич, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Военного университета, действительный член Академии военных наук.
  2. Указатель поступлений литературы за период с 01 янв 2000 по 31 дек 2002 Край в целом

    Указатель поступлений литературы
    4. Российская Федерация. Президент (Б.Н. Ельцин). Федеральный закон "О федеральном бюджете на год": от 31.
  3. Указатель литературы (3)

    Указатель
    Актуальные проблемы физики твердого тела : сборник докладов Междуна­родной научной конференции 23 - 26 октября 2007 г., Минск. В 3 т. Т. 1 - 3:― Минск : БГУ, 2007.
  4. Указатель статей сборников «Архитектурное наследство» (1951 2005 гг., №№1 46)

    Указатель
    И. Баженова в Гатчине 78 . Крашенинникова Н. К вопросу об атрибуции бывшего дома Долгова на 1-й Мещанской улице . . 8 7. Моренец Н. Новые материалы о В.
  5. Указатель литературы (13)

    Указатель
    XLVI Международная конференция "Актуальные проблемы прочности" : 15―17 октября 2007 года, Витебск, Беларусь. ― Витебск : Издательство ВГТУ, 2007.
  6. План введение 7 Глава Теория аббревиации в лингвистике 25 > Проблема исследования сокращенных лексических единиц 25 История появления сокращений 25

    Диссертация
    В настоящее время в различных языках насчитываются сотни тысяч со­кращенных лексических единиц. Увеличивается число словарей сокращений. В одних случаях в них входят малораспространенные типы сокращений, ко­торые встречаются в языке
  7. Указатель имен.

    Документ
    Абаева Людмила, поэт. Родилась в г. Кизел Пермской обл. Окончила Литинститут (1983). Член Союза Российских Писателей. Публиковала стихи в журналах «Урал», «Новый мир», «Лепта», «День и Ночь», «Радуга», «Юность» и др.
  8. Указатель. Энциклопедии. Справочники. Словари. А. С. Пушкин : Школьный энциклопедический словарь

    Указатель
    А.С. Пушкин : Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина. - М. : Просвещение, 1 . - 776 с. : ил. - (В пер.) 170-00.Школьный энциклопедический словарь знакомит читателей со всеми сторонами творческого наследия поэта и его биографии.
  9. Указатель описаний

    Указатель
    Берг А.И., Борисов В.Г., Бурдейный Ф.И., Бурлянд В.А., Ванеев В.И., Геништа Е.Н., Жеребцов И.П., Канаева А.М., Корольков В.Г., Кренкель Э.Т., Куликов­ский А.

Другие похожие документы..