Исполнительный секретариат ввуио

Председатель: Президент Республики Латвии Е.П. г жа Вайра Вике-Фрейберга

Ведущий: Ведущий программы BBC World News г н Ник Гоуинг

1. Второй круглый стол, проведенный 11 декабря 2003 года под председательством Президента Республики Латвии Е.П. г жи Вайры Вике-Фрейберга, был посвящен теме: "Перспективы и проблемы – разнообразие в киберпространстве".

2. В ходе интерактивного обмена мнениями участники рассмотрели проблему согласования наличия потока информации и необходимости сохранения культурного и языкового разнообразия в цифровом мире. Внимание уделялось, в частности, следующим вопросам: культурное и языковое разнообразие, свобода слова и формы собственности на средства массовой информации, правовые и этические аспекты Интернет.

Культурное и языковое разнообразие

3. Выступающие подчеркивали, что для развития информационного общества необходимо сохранять культурное наследие и местные языки. Решающее значение для содействия культурному разнообразию имеют универсализация доступа, обеспечение открытого доступа к информации, являющейся публичным достоянием, свобода слова и специально разработанные направления политики, способствующие распространению информации и знаний. Отмечалась также важная роль семьи в создании цифровой культуры.

4. Подчеркивалось значение разработки местного контента и развития местных языков. Контент, актуальный для культур и языков отдельных членов информационного общества, необходимо предоставлять посредством обеспечения доступа к услугам как традиционных, так и цифровых СМИ. Некоторые выступающие подчеркивали необходимость согласовать и стандартизировать процедуры, используемые для сохранения в письменной форме языков, существующих только в устном виде.

5. Выступавшие призывали органы государственного управления, частный сектор и гражданское общество поддержать их усилия по развитию и применению ИКТ в целях сохранения (как перевода в цифровую форму, так и распространения) культурного и природного наследия. Они обращали внимание на то, что сохранение местного контента сопряжено с немалыми расходами, к которым добавляется стоимость подключения. Была признана важная роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия.

6. Некоторые участники отметили, что информационная супермагистраль скорее ставит под угрозу сохранение языкового и культурного разнообразия, чем способствует его сохранению. Выражалась обеспокоенность по поводу риска, связанного с обеспечением однородности контента. Отмечалось значение концепции "нематериального культурного наследия", которое сложно выразить в точных терминах. Опасность потери местных языков сравнивалась с "опасностью потери души". Наряду с этим другие участники подчеркивали потенциал ИКТ в отношении распространения культурного контента и характеризовали Интернет как важное хранилище знаний.

7. Врученные 10 декабря 2003 года на Всемирной встрече на высшем уровне награды были признаны ярким примером культурного разнообразия. Награждены были лучшие из 800 проектов, представленных 136 странами. Продукция отличалась высоким качеством, и ни одна из стран не доминировала. Это стало демонстрацией разнообразия и более полного взаимопонимания – основных опор открытого для всех информационного общества.

8. Некоторые выступающие заявляли, что на рынке нет места разнообразию. Другие утверждали, что отдельные аспекты культуры обладают рыночной стоимостью, и признавали роль частного сектора в расширении доступа и возможностей подключения, но отмечали, что сами по себе рыночные силы не в состоянии обеспечить разнообразие контента. Была признана существенная роль университетов и НПО в содействии развитию местного контента и недопущении преобладания коммерческих соображений. Высказывались рекомендации предоставить школам посредством сети Интернет ресурсы, основанные на двух и более культурах.

9. Участники подчеркивали, что обмен знаниями, опытом и образцами наилучшей практики относительно политики и соответствующих инструментов играет важную роль в содействии культурному и языковому разнообразию на региональном и субрегиональном уровнях. Они также поделились имеющимся в их странах опытом эффективного сохранения культурного и языкового наследия, такого как национальное культурное наследие в Египте, традиционная музыка в Латвии, традиции народа маори в Новой Зеландии, местные языки и языки меньшинств в Алжире, Чили и Марокко.

Свобода слова и формы собственности на средства массовой информации

10. Свобода слова была признана предпосылкой разнообразия. Все участники сошлись в том, что органы государственного управления должны играть решающую роль в устранении препятствий для свободы слова. Для отстаивания этого принципа необходима твердая решимость со стороны демократических и политически легитимных правительств.

11. Ряд выступающих подвергли критике концентрацию СМИ в глобальном масштабе. Для обеспечения демократии и диверсификации контента следует не допускать того, чтобы крупные медиаконцерны контролировали доступ к информации.

12. Следует поощрять разработку национального законодательства, которое гарантировало бы независимость СМИ, их плюрализм и свободу слова. Некоторые из выступающих отметили необходимость закрепления свободы слова в конституции. Конституционное закрепление свободы слова должно сопровождаться проявлением политической воли. Выступавшие также подчеркивали, что исполнение законов должно обеспечиваться через суды.

13. Один из выступавших заявил, что понятие ответственности, отраженное в проекте Декларации, следует заменить понятием профессионализма журналистов. Профессионализм и создание профессиональной культуры обеспечат соблюдение средствами массовой информации этических норм. Другие выступающие считали, что понятие ответственности следует сохранить. Ряд выступающих подчеркивали важную роль органов государственного управления и судов в обеспечении соблюдения средствами массовой информации этических норм. Также подчеркивалось, что для обеспечения профессионализма необходима подготовка журналистов.

14. Ряд выступавших ратовали за саморегулирование средств массовой информации. Вместе с тем подчеркивалось, что саморегулирование также требует регулирования. Наряду с этим необходимы правовые рамки, которые позволили бы общественным СМИ и частным вещательным организациям функционировать независимо. Подчеркивалось, что государственные и частные вещательные организации должны работать сообща.

15. Некоторые выступавшие особо выделили роль, которую традиционные СМИ и базирующиеся в общинах средства массовой информации играют в обеспечении свободы слова. Важным фактором создания культуры свободы слова были признаны семьи и учебные заведения.

16. Выступавшие подчеркивали, что неимущие слои населения по различным причинам сталкиваются с наиболее серьезными проблемам в отношении свободы слова. СМИ должны играть особую роль в том, чтобы более активно содействовать неимущим и уязвимым слоям населения в осуществлении права на свободу слова.

17. К журналистам был обращен призыв не допускать того, чтобы терроризм подорвал принципы демократии и свободы слова.

Правовые и этические аспекты Интернет

18. Участники призвали все заинтересованные стороны повышать свою осведомленность относительно этических аспектов применения ИКТ. При использовании ИКТ и создании контента необходимо уважать права человека и основные свободы других людей.

19. Выступавшие признали важность этики для информационного общества, которое должно способствовать справедливости, а также поддерживать достоинство человеческой личности. Для предотвращения ненадлежащего использования ИКТ в целях пропаганды ненависти, экстремизма, фундаментализма, насилия, расовой дискриминации и ксенофобии необходимы меры социального контроля.

Конкретные предложения и рекомендации

20. Участники выдвинули следующие конкретные предложения и рекомендации:

  • добиться того, чтобы такие поисковые машины, как Google, учитывали необходимость обеспечения местных языков, расширить их потенциал поиска контента на таких языках;

  • принять меры по содействию разработке и использованию средств машинного перевода;

  • разработать международную конвенцию по защите от спама;

  • рассмотреть вопрос о разработке международных конвенций, которые дали бы пользователям возможность применять существующий контент в качестве основы, не нарушая при этом действующее законодательство по авторским правам.

Приложение_____

Краткий отчет Председателя круглого стола 3:
ИКТ как инструмент для достижения целей в области развития на пороге тысячелетия

11 декабря 2003 года, 15:00–17:00

Председатель/ведущий: Администратор Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) г н Марк Мэллок Браун

1. Третий круглый стол прошел 11 декабря 2003 года под председательством Администратора Программы развития Организации Объединенных Наций г на Марка Мэллока Брауна и был посвящен теме: "ИКТ как инструмент для достижения Целей в области развития на пороге тысячелетия".

2. В основном обсуждение сосредоточилось на вопросах наращивания потенциала и роли ИКТ в содействии достижению устойчивого экономического роста и устойчивого развития, а также на методах использования ИКТ для обеспечения инновационных способов предоставления социальных услуг, включая услуги в области здравоохранения и образования. В ходе дискуссии, отразившей твердую приверженность достижению Целей в области развития на пороге тысячелетия, ИКТ неизменно отводилась центральная роль в процессе развития.

3. Однозначно было признано, что ИКТ могут способствовать достижению международных целей в области развития благодаря совершенствованию образовательного процесса, повышению производительности труда и расширению возможностей трудоустройства, например, используя центры телефонного обслуживания и создавая местный контент. ИКТ могут также быть эффективными инструментами в борьбе с болезнями, содействии повсеместному соблюдению прав человека, обеспечению демократии и основных свобод.

Наращивание потенциала

4. Было признано, что для достижения Целей в области развития на пороге тысячелетия и поддержки инфраструктуры информационного общества необходимо установить конкретные показатели деятельности. На ряде примеров было показано, как включение ИКТ в национальные стратегии развития помогает странам добиться прогресса в достижении этих целей. Выступающие поделились опытом своих стран в определении действенных путей преодоления существующих препятствий на пути использования потенциала ИКТ; в числе прочих упоминались электронная стратегия правительства Бангладеш, использование на Кубе ИКТ в области здравоохранения и образования, электронная система закупок в Румынии, азиатская инициатива по развитию широкополосной связи и эстонская программа Tiger Leap.

5. Участники также указали на ряд сохраняющихся барьеров, препятствующих расширению доступа к ИКТ, в том числе бурный рост численности населения в развивающихся странах, ограниченная распространенность базового образования, утечка умов, недостаток надежных источников энергии и отсутствие базовой инфраструктуры ИКТ. Было признано, что малым островным развивающимся государствам (СИДС) для решения специфических проблем, с которыми они, стремясь расширить возможности подключения, сталкиваются и которые вызваны высоким уровнем расходов, обусловленным изолированным положением этих государств, необходима финансовая помощь. Также было отмечено особое положение наименее развитых стран (НРС).

6. Выступающие подчеркивали необходимость развития людских ресурсов и удовлетворения потребностей уязвимых групп населения. Женщины и пожилые люди были определены в качестве групп, часто подвергающихся маргинализации, как в развитых, так и в развивающихся странах. Необходимы специальные меры, направленные на охват этих групп электронными стратегиями, в основе которых лежит совместная деятельность органов государственного управления, предпринимательского сектора и гражданского общества. Было подчеркнуто, что необходимо вовлекать все группы населения, включая молодежь, в построение информационного общества.

7. Особо была отмечена решающая роль партнерских отношений между развитыми и развивающимися странами и внутри этих стран, особенно в области научно-технических и опытно-конструкторских работ, передачи технологий, производства и использования продуктов и услуг на базе ИКТ. Было достигнуто общее согласие в том, что стоимость развития современной инфраструктуры ИКТ, в частности широкополосных сетей и высокоскоростных соединений с Интернет, обусловливает необходимость мощной поддержки со стороны международных финансовых организаций.

8. Права интеллектуальной собственности (ПИС) рассматривались как важный аспект построения открытого информационного общества. Существенное значение имеет установление баланса прав и обязанностей владельцев ПИС, например, путем обеспечения большего разнообразия программного обеспечения с открытыми кодами и специальных соглашений о ценообразовании на продукты и услуги на базе ИКТ. Было предложено распространить права интеллектуальной собственности, связанные с торговлей (ТРИПС), и изъятия в области медицины на такие сферы, как образование, с тем чтобы способствовать большей гибкости в отношении прав интеллектуальной собственности, так как последние препятствуют обеспечению более приемлемого в ценовом отношении доступа и более широкому совместному использованию знаний. Решающую роль в этом играет политическая воля.

Устойчивое развитие и устойчивый экономический рост

9. Ряд выступающих признали, что наряду с разрывом в цифровых технологиях между странами существует также разрыв в цифровых технологиях внутри стран. Одной из основных задач, обусловленных Целями в области развития на пороге тысячелетия, является определение способов учета в национальных электронных стратегиях интересов неимущих слоев населения в отношении ИКТ, с тем чтобы преодолеть разрыв в цифровых технологиях на национальном уровне, где он зачастую даже шире, чем разрыв на международном уровне. Основу преодоления разрывов в цифровых технологиях составляет экономический рост. Было отмечено, что наиболее эффективными будут, вероятно, те политические стратегии, которые способствуют продуктивным инвестициям и дают возможность предприятиям, в первую очередь малым и средним предприятиям, осуществлять перемены, необходимые для извлечения выгоды из применения ИКТ. Национальным и местным органам управления необходимо разрабатывать стратегии, которые сделают использование местного контента и сетей на базе ИКТ частью повседневной жизни, а также стимулировать развитие малых предприятий и разнообразных социальных служб.

10. Существует необходимость включать политику в сфере сотрудничества в целях развития во все основные направления деятельности, с тем чтобы помочь развивающимся странам переосмыслить их национальные электронные стратегии. Для достижения ЦРТ требуются стратегии, адаптированные к местным условиям, и вовлечение как государственного, так и частного секторов, а также гражданского общества. Например, на Кубе использование солнечной энергии как источника энергии для компьютеров помогло увеличить число учащихся в сельских районах.

11. Некоторые выступавшие указывали на необходимость либерализации сектора электросвязи, считая ее важным шагом в направлении снижения стоимости доступа к ИКТ в целях развития. Многие выступавшие призывали также к созданию условий для государственных закупок, особенно с помощью Интернет и развития онлайновых услуг, что могло бы значительно расширить доступ для всех граждан и сократить затраты для государственного сектора.

12. По мнению многих выступавших, Организация Объединенных Наций является одной из наиболее важных структур для мобилизации ИКТ в целях развития. Однако общепризнанно, что технологии часто опережают способность местных, национальных и международных учреждений справиться с проблемами XXI века. Из-за институциональной слабости, усугубляемой нехваткой ресурсов, для многих стран мира создание и поддержание необходимой базы для преодоления разрыва в цифровых технологиях является весьма трудной задачей.

Рекомендации

  • Международные доноры должны оказывать помощь в финансировании ИКТ в целях развития.

  • Создание открытого фонда финансирования, который позволил бы развивающимся странам добиться прогресса в обеспечении доступа к ИКТ с более низкими затратами, а также предоставил бы немало новых возможностей для дистанционного обучения и оказания широкого спектра услуг сельским и отдаленным районам.

  • Организация Объединенных Наций должна обеспечить более устойчивую базу для стимулирования обмена опытом и образцами наилучшей практики на пути продвижения к информационному обществу как в региональных, так и в многосторонних учреждениях, возможно, через создание "технопарков".

  • В рамках последующих мероприятий, основанных на результатах женевского этапа ВВУИО в 2003 году, основное внимание следует уделять осуществлению национальных электронных стратегий, в том числе методиках наблюдения за их воздействием.

  • В процессе подготовки проведения ВВУИО в Тунисе в 2005 году главной задачей является профессиональная подготовка и наращивание потенциала.

  • В рамках подготовки к тунисскому этапу ВВУИО в 2005 году можно выпустить Белую книгу, в которой была бы сделана попытка определить критерии управления информационным обществом.

  • Организация Объединенных Наций должна проанализировать вопрос о воздействии прав интеллектуальной собственности на права человека и бедность.

  • Доноры должны, через ПРООН, направить финансирование развивающимся странам для установления сайтов публичного доступа.

[Следует включить оставшиеся приложения]

/hdd1000//2/1.doc12.12.03 12.12.03

(172857) t/wsis

  1. Отчет об анализе выполнения решений ввуио содержание 1 Роль правительств и всех заинтересованных сторон в содействии применению икт в целях развития (C1) 4 2 (1)

    Содержательный отчет
    1. Анализ выполнения решений ВВУИО предназначен для выполнения двойственной задачи – подведения итогов работы, проделанной правительствами и всеми заинтересованными сторонами по выполнению решений Женевского этапа (Декларация принципов
  2. Отчет об анализе выполнения решений ввуио содержание 1 Роль правительств и всех заинтересованных сторон в содействии применению икт в целях развития (C1) 4 2 (2)

    Содержательный отчет
    1. Анализ выполнения решений ВВУИО предназначен для выполнения двойственной задачи – подведения итогов работы, проделанной правительствами и всеми заинтересованными сторонами по выполнению решений Женевского этапа (Декларация принципов
  3. Отчет о Тунисском этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества

    Содержательный отчет
    Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), Тунисский этап, на своем восьмом пленарном заседании 18 ноября 2005 года приняла следующий Документ (WSIS-05/TUNIS/DOC/7):
  4. Отчет о процессе подготовки второго этапа встречи на высшем уровне I

    Содержательный отчет
  5. Заключительный отчет Подготовительного собрания (ПодгКом-2 тунисского этапа) всемирная встреча на высшем уровне по вопросам

    Содержательный отчет
    1 В своей резолюции 56/183 от 21 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций с удовлетворением отметила резолюцию Совета Международного союза электросвязи (МСЭ), в которой Совет одобрил предложение Генерального
  6. ОТчет о женевском этапе всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества

    Содержательный отчет
    Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества на своем пятом пленарном заседании 12 декабря 2003 года приняла следующую Декларацию принципов (WSIS-03/GENEVA/DOC/4):
  7. Введение Вмоем докладе рассматриваются следующие вопросы: Что привело к решению организовать Всемирный Саммит?

    Доклад
  8. Отчет о научно-исследовательской работе (45)

    Содержательный отчет
    Опыт прошедших Всемирных конференций радиосвязи 2003 и 2007 годов наглядно продемонстрировал растущую роль региональных организаций. В свете этого опыта очевидно, что важнейшим условием успешной защиты интересов стран – членов Регионального
  9. Справочник по сетям на базе протокола Интернет (IP) и соответствующим темам и вопросам

    Интернет справочник
    Все права сохранены. Никакая часть данной публикации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без предварительного письменного разрешения МСЭ.

Другие похожие документы..