Методика 55 Общее восприятие прав человека и связанные с этим ассоциативные ряды 57 Содержание понятия «Права человека». 60

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп»

Проект (грант) № 165

ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:

Некоммерческое партнерство «Мир детства»

ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):

«Права человека как зона разногласий и консенсуса элит и населения Российской Федерации»

Состав научно-исследовательской группы:

Белоусова Мария, к.с.н.

Белоусов Игорь

Боровиков Сергей

Карасев Александр, к.ф.н.

Орешкин Кирилл

Солонников Дмитрий

Филатова Ольга

При участии «Первой Санкт-Петербургской

гуманитарно-технологической корпорации»

г.Санкт-Петербург

Сентябрь 2009 г.

Проект 165 «Права человека как зона разногласий и консенсуса элит и населения Российской Федерации»

Оглавление

I. Теоретико-методологическое обоснование проекта 3

II. Цели, задачи, гипотезы, методы исследования 27

III. Количественное исследование 31

1. Методика количественного исследования 31

2. Описание выборочной совокупности 34

3. Смысловое содержание понятия «права человека» для жителей Санкт-Петербурга 36

4. Оценка ситуации нарушений прав человека 42

5. «Кто виноват?» 50

IV. Анализ фокус-групп 55

1. Методика 55

2. Общее восприятие прав человека и связанные с этим ассоциативные ряды 57

3. Содержание понятия «Права человека». 60

4. Нарушения прав человека 62

5. Структуры, ответственные за защиту прав человека 65

6. Влияние Русской православной церкви на права человека 66

V. Анализ интервью с региональной и федеральной элитами 68

1. Методика 68

2. Смысловое содержание «прав человека» 69

3. Обязанности и права человека 75

4. Ответственность за обеспечение реализации прав человека 77

5. Источники информации о правах человека 79

6. Ретроспективная оценка нарушений и реализации прав человека 80

7. Влияние Русской православной церкви на права человека 83

8. Нарушение прав представителей региональных элит 85

9. Готовность ограничить свои права 88

10. Оценка ресурсов защиты прав человека в России 90

Выводы 98

Приложения 104

Приложение 1. Анкета массового опроса 104

Приложение 2. Гайд для проведения фокус-групп 108

Приложение 3. Гайд для проведения интервью 109

I. Теоретико-методологическое обоснование проекта

Отношение россиян к правам человека заслуживает особого внимания. С одной стороны, права человека представляют собой свод нормативных положений, закрепленных в международном и отечественном законодательстве, а, с другой стороны, представления о правах человека имеют свое собственное содержание в массовом и индивидуальном сознании как ценностная ориентация. Пропаганда прав человека имеет свою историю: в советский период главным источником риторики было государство и понятие «права человека» наполнялось особым содержанием; после падения «железного занавеса» в информационном поле получила распространение либеральная концепция «прав человека» и в общественную дискуссию включились западные и отечественные эксперты, представители негосударственного сектора и, в частности, правозащитники; период после 2000 года отмечен появлением нового автора смыслов категории «права человека» - Русской православной церкви; последнее время «права человека» - обязательный элемент объяснения внутренней и внешней политики российского государства, представители власти в информационном пространстве, пожалуй, стали главным пользователем категории «права человека».

Что могло получиться в результате такого перенесения на российскую почву норм и стандартов, которые сформировались в принципиально ином культурном контексте? Какими характеристиками в результате обладают «права человека» как ценностная ориентация индивидуумов? Какими смыслами наделяется данная категория в сознании человека? Что значат «права человека» для рядового гражданина и для представителя элиты? Каковы представления россиян о правах человека?

Проект направлен на изучение представлений о правах человека как ценностной ориентации разных социальных групп. Эта тема практически не исследована в российской социологии, в зарубежной исследовательской практике также пока не получила распространения. Специфика проекта заключается в том, что категория «права человека» рассматривается не как политическая, а как социальная категория, имеющая непосредственное отношение к жизни индивида, объединяющая в себе базовые ценности человека – здоровье, труд, образование и пр. Поскольку возможности реализации прав человека существенно отличаются у представителей разных социальных групп, то различными смыслами наполнены и их представления о правах человека. Сравнение сущности представлений о правах человека как ценностной ориентации позволит описать существующие разногласия и выявить основания для консенсуса элиты России (политической, экономической и культурной) и населения России по поводу прав человека как ценностной ориентации. В связи с этим целесообразным представляется рассмотреть методологические возможности использования социологического знания, накопленного в рамках аксиологии и социологического опыта исследований прав человека.

Ценностная проблематика в социологии

Ценностная проблематика всегда была актуальной для социологии, так как по сложившейся системе ценностей, ценностных ориентации и установок социолог мог иметь представление о конкретно-историческом состоянии функционирования общества, о его потенциале и перспективах развития. В настоящее время проблема ценностей является предметом пристального внимания и разнопланового изучения социологами. Аксиологическая проблематика особенно актуальна для обществ, переживающих кризисные явления, в периоды, когда изменяются условия общественной жизни и социальная структура общества, когда утверждается новая нормативно-ценностная модель общества, когда ценностные различия оказывают существенное влияние на функционирование и развитие общества. Актуальность теоретической разработки проблемы ценностей в социологии вызвана обновлением парадигмы мирового социологического познания в связи с появлением неклассического, интерпретативного и постмодернистского направлений и их интереса к аксиологии. Обновление парадигмы обусловлено переходом мирового сообщества к состоянию целостности, глобализации, когда новая технология меняет все общественные связи; инициирует переход от производства вещей к производству человека. Отсюда такая экспансия ценностного подхода со стороны современных социологических направлений.

Изучение ценностного отношения человека к окружающему его миру имеет давнюю историю. Вопрос о ценном, нужном, значимом для человека нашел отражение в многочисленных памятниках литературы, в философских, религиозных, правовых и политических трактатах. Для второй половины XIX века характерно проникновение аксиологии во все социогуманитарные науки. XX век - это век экспансии аксиологического подхода в науках о человеке, культуре, обществе. В 20-е годы XX века М; Хайдеггер называл аксиологию «культурфилософией современности», С. Бугле в работе Лекции по социологической истории ценностей» (1922) утверждал, что «философия ценностей стала модной».

В социологии понятие «ценность» в еще неотрефлектированном виде и аксиопроблематика появляются уже у ее классиков: О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и M. Вебера. Первое социологическое определение «ценности» дают в начале XX века У. Томас и Ф. Знанецкий в своем труде «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). В XX столетии ценностная проблематика нашла свое место в трудах таких известных западных социологов, как Ф. Адлер, Г. Беккер, П. Блау, Р. Будон, П. Бурдье, И. Витаньи, Ф. Гидденс, Ф. Гросс, Р. Инглехарт, К. Клакхон, У. Колб, Ж. Липовецки, H. Луман, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, М. Рокич, Н. Смелзер, П. Сорокин, Ю. Хабермас, Дж. Хоманс, А. Шюц, Н. Элиас, А. Этциони.

В истории русской социологии ценностная проблематика начинает разрабатываться П. А. Сорокиным с позитивистской позиции в работах «Преступление и кара; подвиг и награда (1914) и «Проблема социального равенства» (1917). Однако его аксиологическая концепция в полном объеме будет представлена в американский период жизни в фундаментальном четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).

Начиная с 30-х годов XX века, в Советском Союзе аксиология квалифицировалась как буржуазная лженаука. Однако после долгого периода замалчивания в 1960 году советское обществоведение пережило «аксиологический прорыв» в связи с выходом книги В.П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры». В 1964 году в Киеве была опубликована монография В.О. Василенко «Ценность и оценка». В 1965 году состоялся тбилисский симпозиум по проблеме ценностей. В 1966 году ленинградская кафедра философии Академия наук СССР издала сборник статей «Проблема ценности в философии». В 1968 году было опубликована еще одна работа В.П. Тугаринова «Теория ценностей в марксизме». Развитие отечественной аксиологии, начиная с середины 60-х годов, происходило по двум направлениям: теоретическом и эмпирическом.

В разработке теоретических проблем аксиологии приоритет принадлежал философам, этикам и эстетикам. В настоящее время аксиологическая проблематика активно осмысляется отечественными социологами, в основном, в статьях, в то время как монографических работ по социологии ценностей, к сожалению, считанные единицы: Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности (1986), Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания (1987), Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Социальная идентичность и перестройка ценностного сознания различных групп населения (1991), Степин B.C., Гусейнов А.А., Межуев В.М, Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям: Квинтэссенция. (1992), Смирнов П.И. Ценностные основания общества: концепция исследования: Автореферат докторской диссертации (1994), Ахиезер А.С. Модернизация в России и конфликт ценностей (1994), Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации (2000), Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляева А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность (2002).

Среди отечественных исследователей, изучающих проблему ценностей в философии и социологии, следует также отметить Г.М. Андрееву, Н.М. Бережного, А.О. Бороноева, Ф.М. Бородкого, М.И. Бочарова, А.В. Булатову, П.П. Гайденко, Е.Б. Галицкого, Г.Я. Головных, А.Б. Гофмана; В.В. Гречаного, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, Р.А. Зобова, Л.И Иванько, А.А.Ивина, А.М. Илле, Б.Г. Капустина, Б.А. Кислова, С.Г. Климову, В.В. Козловского, В.И. Корниенко, Л.М. Косареву, А.Н. Кочергина, О.А. Крокинскую, B.C. Магуна, Т.Н. Овчарову, Д.Г. Подвойского, С.M. Попова, М.И. Попову, В.В. Прозерского, В.Н. Сагатовского, В.Е. Семенова, Г.Г. Силласте, И.В. Согомонова, А.В. Соколова, Л.И. Сугакову, Г.Л. Тульчинского, Н.М. Ушакову, К.А. Феофанова, И.В. Фролова, Т.В. Хлопову, Н.Н. Цветаеву, Н.З. Чавчавадзе, И.О. Щербакову, Л.Г. Юлдашева1.

Сегодня в отечественной социологии аксиологическая проблематика получает все большее распространение в публикациях, освещающих результаты эмпирических исследований ценностных ориентации (главным образом, политических, художественных, семейно-бытовых и у современной молодежи).

Одним из основоположников социологической теории ценностей считается Эмиль Дюркгейм, который в 1911 г. на Международном философском Конгрессе в Болонье сделал сообщение о связи идеалов и ценностей, текст которого сегодня известен как «Ценностные и «реальные» суждения»2. На наш взгляд именно идеи Дюркгейма, а именно – объяснение происхождения и существования идеальных ценностей, релевантны для нашего исследовательского проекта.

Согласно Дюркгейму, цель ценностных суждений — высказать не то, чем вещи являются сами по себе, но то, какую ценность они представляют по отношению к сознательному субъекту, назвать ту цену, которую последний им назначает3. Дюркгейма увидел и объяснил разницу между очевидными ценностями – материальными, полезными, рационально обоснованными и ценностями идеальными, не связанными с первоочередными потребностями человека – ценность роскоши, искусства и пр. Самые очевидные примеры таких ценностей – фетиши, идолы, символы религий и идеологий сами по себе порой не представляющие материальной ценности. Он опровергает принцип, согласно которому ценность всегда измеряется только полезностью явления или объекта, непосредственно связана с их сущностью, и приписывается на основании оценки свойств. «Самые высокие добродетели не состоят в регулярном и строгом выполнении действий, непосредственно необходимых для хорошего социального порядка. Они созданы из свободных и самопроизвольных движений, из жертв, к которым ничто не принуждает и которые иногда даже противоположны предписаниям экономической мудрости. Существуют добродетели, являющиеся безумствами, и именно их безумие придает им величие»4.

Дюркгейм рассуждает о невозможности найти физическую, объяснимую природу идеальных ценностей по аналогии с возможностью найти объяснение ценностей материальных в их полезности. По ходу текста он опровергает и утопическую идею искать объяснения существования идеалов в недоступном нашим ощущениям и нашему пониманию мире. Ошибочность, приводящая размышления в тупик, заключается, по его мнению, в неверных основаниях концепции социальной жизни, в которой общество представлено как тело с набором органов и функций существующее в условиях борьбы с внешней средой. «Но кроме этого, оно в действительности есть средоточие внутренней нравственной жизни, оригинальность и мощь которой не всегда признавалась»5.

Дюркгейм находит корни природы идеального в социальном, именно социальное, а не индивидуальное происхождение идеалов объясняет их абстрактность и в некотором роде непостижимость для разума. При активном воздействии индивидуальных сознаний друг с другом рождается энергия особого рода – она имеет непосредственное отношение к индивиду, поскольку он вовлечен в ее существование и в то же время эта сила остается внешней и принуждающей. Повседневные индивидуальные интересы уходят на второй план, а массовая увлеченность идеальным приводит к экстравагантным избыточным действиям, выражающимся в «неразумном» героизме или насилии. «В действительности именно в моменты эмоционального возбуждения такого рода во все времена создавались великие идеалы, на которых базируются цивилизации»6. Теряется ощущение полезности или целесообразности, повседневное становится «низшим и примитивным» в отличие от «высокого и идеального». На наш взгляд, здесь может быть проведена параллель между идеями Дюркгейма, описанными в 1911 году и природой таких идеальных ценностей как права человека. В моменты великих социальных напряжений права человека осознавались как ценность. Ценность прав человека рождалась, формировалась и запоминалась как социальная идея во взаимодействии индивидов при обстоятельствах противоречащих гуманизму, разумной ценности физического бытия. Пафос хроник и официальных документов, объясняющих, что идея прав человека была осознана человечеством после событий Второй мировой войны, вполне вписывается в концепцию Дюркгейма. Сам автор концепции называет иллюзией впечатление, что идеальное может слиться с реальностью и стать ею. Критические моменты проходят, возникает усталость от экзальтированного состояния, люди возвращаются к повседневным заботам, а идеалы остаются как мыслительные конструкции. Актуальность идеалов ослабевает и возрождается вновь под воздействием событий. Оживлению идеалов способствуют коллективно разделяемые символы и символические действия, идолы и фетиши – демонстрации, флаги, культовые предметы и пр. «Но идеал – это не только нечто недостающее и желаемое. Это не просто будущее, к которому стремятся. Он своеобразен и обладает собственной реальностью. Он воспринимается как безличный, господствующий над отдельными волями, которые он приводит в движение». Безличность идеального Дюркгейм объясняет не безличным характера человеческого разума, не трансцендентным происхождением, а особой природой происхождения идеалов – социальной.

Идеалы, т.е. представления человека о том, что еще не существует в действительности, становятся источником ценностей в процессе практической деятельности. Дюркгейм считает, функция идеалов «состоит в том, чтобы преображать реальность». А вещи становятся ценностью (обладают ценностью) тогда, когда они соответствуют воплощенному в них идеалу или выражают идеалы. В соответствии с изменением идеалов возникают новые системы ценностей7.

  1. Ищите тесты не только по названиям, но и по содержанию (ищите вопросЫ из нужного теста), ваши методисты часто неправильно называют файлы с тестами

    Тесты
    Если Вы НЕ НАШЛИ какого-то ТЕСТА, то помните, что НА САЙТ ВЫЛОЖЕНЫ ЕЩЕ НЕ ВСЕ ИМЕЮЩИЕСЯ У НАС ГОТОВЫЕ РАБОТЫ - пишите на емейл zakaz@ и присылайте вопросы нужных ТЕСТОВ.
  2. Очерки по общему языкознанию

    Документ
    Курс общего языкознания, сравнительно недавно вве­денный в учебные планы филологических факультетов советских вузов, не имеет еще учебных традиций, подоб­ных тем, которыми обладает курс введения в языкозна­ние: у него нет еще устоявшейся
  3. Прецеденты европейского суда по правам человека руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Судебная практика с 1960 по 2002 г

    Книга
    Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  4. Методика ознакомления младших школьников с нумерацией многозначных чисел и системой счисления > Технологическая схема введения понятия числа Заключение

    Реферат
    В настоящее время, когда весь мир вступает в эпоху математизации научного знания, в эпоху широкого применения ЭВТ, математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования теория государства и права

    Образовательный стандарт
    Закономерности возникновения, развития и функциониро­вания государ­ства и права; государственная власть; государст­венный аппарат; типы и формы государства; государство в по­литической системе общества; правовое государ­ство; понятие
  6. «Общая психология» (3)

    Список учебников
    Рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических
  7. Методика оценки уровня конкурентоспособности цен Сбор и обработка информации об уровне цен на рынке По данным разведки (мониторинг цен конкурентов)

    Исследование
    Методика предпланового маркетингового исследования рынка сбыта бытовых услугРекомендуемые методики и источники информации для анализа рынка бытовых услуг
  8. Человек не один существует в этом мире. Каждодневно, сталкиваясь с другими людьми, он должен согласовывать, «увязывать» свою личность с личностями его окружения

    Документ
    Человек не один существует в этом мире. Каждодневно, сталкиваясь с другими людьми, он должен согласовывать, «увязывать» свою личность с личностями его окружения, строя на этом свои взаимоотношения в профессиональной деятельности, бизнесе,
  9. Учебный план начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования для МОУ СОШ №4, работающей по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Другие похожие документы..