Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права

При использовании электронных ресурсов необходимо соблюдать определенные правила. Как правило, запрещено копирование баз данных целиком или их существенной части. Пользователь не вправе использовать программы автоматического скачивания, пытаться повредить или изменить базы данных. Не допускается использование баз данных в коммерческих целях (перепродажа, переиздание и т.п.). Пароли доступа носят строго персональный характер и не могут быть переданы иному лицу.

Использование электронных источников не освобождает от соблюдения общих правил цитирования (см. Урок первый). Ссылка на материалы, полученные из базы данных, оформляется в установленном порядке, как это показано в предыдущем разделе. Однако при этом дополнительно должен быть указан электронный источник, из которого получена информация и дата обращения к источнику.

Например:

Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: электронный учебник / Электронная библиотека экономической и деловой литературы. Петрозаводский государственный университет. Петрозаводск: 2002. URL: /books/m148 (дата обращения: 14.05.2007).

Ссылки на зарубежные электронные ресурсы оформляются аналогичным образом (пример):

Culp Chr. L. The Risk Management Process: Business Strategy and Tactics [Electronic resource] / Chr. L. Culp – NY: John Wiley, 2001.; Houston: Questia Media America (Questia Online Library), [2001]. – 624 p. – URL: /PM.qs?a=o&d=108847651 (дата обращения 18.09.2008).

Более подробно с правилами оформления ссылок на электронные ресурсы можно познакомиться в недавно принятом библиографическом ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Лекции

Лекции – одна из традиционных форм учебной работы в вузе, известная с незапамятных времен. Студент встретится с лекциями в первую же неделю своего пребывания в вузе.

Некоторые студенты полагают, что в условиях изобилия учебной литературы, доступности интернета, лекции превратились в пережиток прошлого, глубокий анахронизм. Исходя из этого убеждения, некоторые из них прогуливают лекции или, еще хуже, используют время лекции для отдыха, общения с себе подобными и развлечений.

Полагаю, что это – глубокое заблуждение. Лекции, за редким исключением, не простой пересказ учебного материала, а выстраданная, глубоко продуманная и аргументированная позиция преподавателя по предмету. Лекции почти всегда окрашены «субъективным видением», что не мешает, а помогает войти в глубь материала, проникнуть в суть обсуждаемых проблем. На лекциях довольно часто обсуждаются спорные, дискуссионные вопросы, дается материал, который не затрагивается в учебниках. И вообще, живой и непосредственный язык лекции обычно воспринимается и усваивается значительно лучше, чем сухой и официальный язык учебника. Вот почему лекция как форма учебной работы пережила века и сохраняет свое значение в эпоху бурного расцвета информационных технологий.

Не следует пытаться записывать лекции дословно – это невозможно, да и не нужно: вполне достаточно сжатого, конкретного конспекта. Значительно важнее войти в творческую лабораторию преподавателя, вступить с ним в мысленный (а при возможности, и в открытый) диалог. Именно в этом случае лекция станет совместным творчеством преподавателя и студента, прочно отложится в памяти, принесет знания и чувство удовлетворения.

Наконец, нельзя не учитывать, что лекции обычно тесно состыкованы с семинарскими и практическими занятиями. Студент, который пропускает лекции, не работает на них, рискует оказаться неготовым и на семинарском, практическом занятии.

Семинарские и практические занятия

Наряду с лекциями, семинарские и практические занятия – одна из традиционных вузовских форм учебной работы. Семинары проводятся для академической группы или для более узких продгрупп (по информатике, по иностранным языкам).

Любой семинар начинается со знакомства преподавателя со студентами. А вот дальше – возможны варианты. В сильных, хорошо подготовленных группах решаются задачи, обсуждаются ситуации и проблемные вопросы, проводятся деловые игры, анализируются результаты выполнения творческих заданий. В слабых, плохо подготовленных группах студенты пишут контрольные работы и обсуждают вопросы плана семинарских занятий на уровне учебника. Как говорится, выбирайте сами.

В любом случае, студент должен поинтересоваться планом семинарского, практического занятия и подготовиться к нему. В противном случае, он будет выглядеть на занятии бледно, попадет в число «вечных молчунов», и может быть приглашен преподавателем для дополнительной отработки темы на консультацию.

Юрист – профессия разговорная. По роду профессиональной деятельности юрист должен хорошо владеть речью, уметь выстроить аргументацию, завоевать сторонников, победить в честном споре противников. Семинары и практические занятия – именно та площадка, на которой отрабатываются навыки публичного выступления. Надо использовать эту возможность, чтобы «накачать профессиональные мускулы» для выступления на любой юридической сцене.

Контрольные работы

Учебным планом по теоретико-историческим дисциплинам может быть предусмотрено выполнение контрольной работы. Цель контрольной работы – проверить уровень усвоения студентами разделов или ключевых тем курса. Контрольная работа может быть проведена в форме письменной работы или в форме тестирования. Сроки проведения контрольной работы указываются в графике учебной работы по данному предмету. Программой кафедры могут быть предусмотрены темы контрольных работ, но это совсем не обязательно. Контрольная работа, как следует из ее названия, вполне может быть и «приятной неожиданностью» для студента.

Рефераты

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в ней главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.

Рекомендуемый объем реферата – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).

Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов (см. Урок первый).

Студент вправе выполнить вместо реферата творческую работу. Сданная преподавателю и принятая им творческая работа заменяет написание реферата.

Реферат или заменяющая его творческая работа должны быть представлены в сроки, предусмотренные учебным графиком. Непредставление реферата (творческой работы) расценивается как невыполнение учебного плана и может явиться основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.

Эссе

Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное мнение о чем-либо и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику. Широкое использование эссе в учебном процессе – элемент «фирменного стиля» Государственного университета-Высшей школы экономики.

Жанр эссе допускает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.

В случае если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-6 страниц текста.

В программах теоретико-исторических дисциплин предлагаются некоторые темы для эссе, однако эти списки не является исчерпывающими. Студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем. При этом можно ориентироваться на рубрику «вопросы для дискуссии» планов семинарских занятий.

Непредставление эссе в установленный срок расценивается как невыполнение учебного плана и может служить основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.

Творческие задания

Творческие задания – разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, необычным представлением знаний о государстве и праве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия. По решению преподавателя выполненные творческие задания могут быть засчитаны взамен реферата или эссе.

Примеры творческих заданий:

1. Перевод в электронную форму (сканирование, форматирование, вычитка) монографической работы или сборника статей права объемом не менее 150 стр.

2. Представление пакета статистических данных (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам теоретико-исторических дисциплин.

3. Написание комментария (аналитического обзора) к пакету статистических таблиц, графиков по теоретико-историческим дисциплинам.

4. Представление материалов в Фонд социально-правовой статистики кафедры (например, сборника, статьи или презентации).

5. Представление материалов в Фонд социологических исследований кафедры (например, отчет о социологическом исследовании по социально-правовой проблематике).

6. Представление материалов в Фонд сравнительных правовых исследований кафедры (например, отчет о проведенном сравнительно-правовом исследовании).

7. Представление материалов в Фонд информационных правовых технологий кафедры (например, описание информационной технологии, используемой в законотворческой или правоприменительной практике).

8. Представление других интересных материалов в Фонды кафедры по ТГП, ИОГП, ИЗГП и др.

9. Разработка Web-страницы по одной из теоретико-исторических дисциплин.

10. Разработка Web-страницы, посвященной теоретико-исторической проблеме или жизни и творчеству выдающегося ученого.

11. Разработка базы данных по теоретико-исторической дисциплине.

12. Разработка доклада в форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.

13. Разработка учебной, деловой или ролевой игры по теоретико-исторической дисциплине.

14. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по теоретико-исторической дисциплине.

15. Подготовка серии задач или ситуаций (не менее 5) по теоретико-исторической дисциплине.

16. Подборка серии рисунков или карикатур (не менее 10) по теоретико-исторической дисциплине.

17. Подборка серии плакатов (не менее 10), иллюстрирующих проблемы теоретико-исторических дисциплин.

18. Подборка серии афоризмов (не менее 10) по теоретико-историческим дисциплинам.

19. Представление видеодокумента или видеосюжета по теоретико-исторической дисциплине.

20. Представление аудиодокумента или аудиосюжета по теоретико-исторической дисциплине.

21. Подборка серии портретов ученых в области теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики с их краткими биографиями.

22. Написание сценария по мотивам или проблемам теоретико-исторических дисциплин.

23. Представление материала по теории или истории государства и права в творческой литературной форме (стихотворение, поэма, песня, басня, рассказ, анекдот и т.п.).

24. Разработка творческого материала для целей правового обучения и правового воспитания (молодежный правовой вечер, устный журнал, правовая дискотека и т.п.).

25. Проведение микросоциологического исследования (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ и т.п.) по проблемам теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – индивидуальное или коллективное творческое задание.

26. Подготовка телепередачи или радиопередачи по теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – индивидуальное или коллективное творческое задание.

27. Организация дискуссии (игры, диспута, политбоя) по проблемам теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – коллективное творческое задание.

28. Проведение учебной, деловой или ролевой игры, молодежного правового вечера, правовой дискотеки, устного журнала по проблемам теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – коллективное творческое задание.

Результаты выполнения творческих заданий оцениваются индивидуально, в зависимости от объема и сложности проделанной работы.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс - 1 включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь основной терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (3)

    Учебно-методический комплекс
    УМК1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс - 1 включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь основной терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь юридической терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь юридической терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  6. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (7)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь юридической терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  7. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК - 4. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М., Государственный университет - Высшая школа экономики, 2009.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права (2)

    Учебно-методический комплекс
    УМК - 4. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М., Государственный университет - Высшая школа экономики, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права (3)

    Учебно-методический комплекс
    УМК4: Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М.: Государственный университет-Высшая школа экономики.

Другие похожие документы..