Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика

На правах рукописи

МАТВЕЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА

Специальность 13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Самара - 2012

Диссертация выполнена на кафедре педагогики ФГБОУ ВПО

«Ульяновский государственный педагогический университет им.

И.Н. Ульянова»

Научный руководитель -

кандидат педагогических наук, доцент

Набатова Лидия Борисовна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Глухов Геннадий Васильевич

кандидат педагогических наук, профессор Корнилова Людмила Ивановна

Ведущая организация -

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Защита состоится «22» марта 2012 года в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 212.216.02 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443090, г.Самара, ул. Блюхера, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г.Самара, ул. М.Горького, 65/67.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» 22 февраля 2012 года. Режим доступа: .

Автореферат разослан «21» февраля 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент С.В.Левина

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В период стремительно развивающихся международных контактов в разных сферах современного общества, образования, социальной жизни и профессиональной деятельности английский язык становится важным средством профессионального общения для военного летчика. Одной из профессионально-деятельностных функций военного летчика является ведение радиообмена на английском языке на всех этапах полета. На данный момент социальным заказом является языковая подготовка военного летчика для работы на международных воздушных линиях по стандартам Международной организации гражданской авиации (ICAO - ИКАО).

Незнание языка, неспособность точно, быстро и однозначно передавать сообщения, понять диспетчера может привести к трагедии. Цена ошибки – человеческие жизни. Пилот должен уметь передать информацию, понимать различные акценты, задавать вопросы, сообщать о намерениях, запрашивать данные, не соглашаться с диспетчером при поступлении невыполнимого указания, докладывать о нестандартных ситуациях, разрешать лингвистические затруднения, прояснять недопонимания и т.п. Указанные умения являются одной из составляющих профессиональных компетентностей военного летчика – профессионально-коммуникативной компетентности. Практика показывает, что не все военные летчики хорошо владеют английским языком.

Общие вопросы формирования коммуникативной компетентности в обучении иностранному языку специалистов в неязыковом вузе отражены в работах О. А. Григоренко, Т. Н. Ефремцевой, О. В. Капитановой, О. А. Лукашевич, Г. С. Максимцевой, Н. Ю. Мамонтовой, Г. Г. Харисовой, Л. В. Шилак и др.

Проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности средствами иностранного языка посвящены исследования Л. Н. Базир, Н. А. Газовой, Р. А. Гаманко, Г. В. Ейгера, Н. Ю. Игнатьевой, И. В. Куламихиной, С. В. Кузнецовой, Т. В. Кучмы, И. В. Новгородцевой, Л. М. Устич, З. С. Уколовой и др. Вопросы формирования профессиональных коммуникативных умений военного специалиста рассматривали В. Е. Акинтьева, М. В. Бирюкова, С. С. Жигулин, Т. А. Пашкова, Р. Н. Ротар, Н. В.Ульянова, Н. В. Фролова, О. В. Ченцов и др. В целом, анализ и обобщение исследований, посвященных формированию профессионально-коммуникативной компетентности, показал, что, несмотря на достаточно глубокую разработанность этого вопроса в педагогической науке, авторами рассматривались лишь некоторые аспекты изучаемой нами проблемы: коммуникативно-проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности; обучение говорению на основе мотивов профессионального общения; формирование коммуникативной культуры военного специалиста в вузе в процессе изучения гуманитарных дисциплин, формирование профессиональных коммуникативных умений у слушателей военно-медицинского института и др. Анализ состояния преподавания иностранного языка в военных вузах и научно-методической литературы позволяют нам утверждать, что проблема формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке военного летчика не была предметом специального исследования.

Вышеизложенное позволило выявить противоречия в рассматриваемой области, а именно:

- между потребностью современной военной авиациив профессионально компетентных специалистах (военных летчиках), готовых для работы на международных воздушных линиях по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и недостаточным использованием для этих целей возможностей военных авиационных вузов;

- между необходимостью эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке военных летчиков и неразработанностью научного и методического обеспечения этого процесса в военных авиационных вузах.

Актуальность темы, выявленные противоречия, а также личный интерес автора к ней, определили тему исследования – «Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика».

С учетом выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности военного летчика в иноязычном образовательном процессе?

Цель исследования: повышение качества профессиональной подготовки курсантов путем формирования у них профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычном образовательном процессе.

Объектом исследования является профессиональная подготовка курсантов в высших военных авиационных учебных заведениях.

Предметом исследования является процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика.

С учетом этого гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика будет эффективным, если:

- определена сущность и структура профессионально-коммуникативной компетентности, соответствующей международным требованиям ИКАО по владению языком;

- разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровни сформированности профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика и результативность изучаемого процесса;

- разработана и внедрена модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычном образовательном процессе в подготовке будущего военного летчика;

- выявлена и реализована совокупность педагогических условий эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика:

а) целеполагание процесса обучения военного летчика на основе компетентностного подхода с учетом стандартизированных требований ИКАО к уровню владения им профессионально ориентированным английским языком;

б) применение профессионально-ориентированных технологий в иноязычной подготовке будущего военного летчика с целью формирования у него требуемого уровня (IV рабочего по шкале ИКАО) профессионально-коммуникативной компетентности;

в) реализация комплекса дидактических средств обучения радиотелефонному английскому языку, способствующих эффективному формированию профессионально-коммуникативной компетентности будущего военного летчика (учебное пособие, рабочая тетрадь, схемы и карты аэродромов, авиационный тренажер, кабина вертолета Ми-24 и др.).

Для достижения сформулированной выше цели исследования и проверки гипотезы в работе решаются следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика в научно-педагогической и методической литературе.

2. Уточнить сущность и структуру профессионально-коммуникативной компетентности, соответствующей международным требованиям ИКАО по владению языком.

3. Разработать критерии и показатели, позволяющие определить уровни сформированности профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика.

4. Разработать модель и теоретически обосновать совокупность педагогических условий эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычном образовательном процессе в подготовке будущего военного летчика.

5. Экспериментально проверить модель и педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика и внедрить их в образовательный процесс военного вуза.

Методологической основой исследования явились диалектическая теория, рассматривающая познание как активный познавательный процесс (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн и др.);философские, психологические и педагогические теории развития коммуникативных потребностей и способностей (В. И. Байденко, А. Н. Леонтьев, А. В. Хуторской и др.); идеи гуманизации образования (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.); идеи деятельностного и системного (Ю. К. Бабанский, Г. А. Китайгородская, Б. Д. Эльконин и др.), личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и коммуникативного (И. Л. Бим, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.), проблемного (Г. И Батурина, И. Я. Лернер, В. В. Сафонова, М. Н. Скаткин, М. А. Чошанов и др.), социокультурного (Е. И. Пассов, С. Г. Тер-Минасова и др.), компетентностного подходов (В. И. Байденко, Н. А. Банько, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Ю. Г. Татур, Л. Б. Набатова, Н. Н. Никитина и др.); теория моделирования профессионального становления специалистов (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, М. И. Махмутов, А. М. Новиков, К. К. Платонов, Е. А.Соколков и др.); методика обучения иностранному языку (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Л. И. Корнилова, М. В. Ляховицкий, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова); теории моделирования и конструирования педагогического процесса (В. Н. Афонасов, В. А. Болотов, А. А. Вербицкий, Г. В. Глухов, Г. М. Ильмушкин, М. А. Петухов и др.); акмеологические аспекты профессионализма (Н. И. Калаков и др.), идеи значимости языковой компетенции для профессионального становления специалистов (С. В. Кузнецова, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, С. Д. Резник и др.).

Используемые в работе методы исследования:

- теоретические: изучение научной литературы, документов, фактических материалов; теоретический анализ (ретроспективный, сопоста­вительный); описательное и графическое моделирование; логические методы анализа формирования категорий, понятий;

- эмпирические: диагностические (беседа, тестирование, методы экспертных оценок), обсерва­ционные; педагогический эксперимент;

- статистические: математическая обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань). В исследовании участвовало 200 курсантов (8 учебных групп) по специальности 160503 «Летная эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения. Применение подразделений армейской авиации».

Исследование проводилось в три этапа в период с 2007 по 2011 год:

На первом этапе (2007 - 2008 гг.) изучена и проанализирована философская, педагогическая, методическая литература и педагогический опыт по проблеме исследования, определены объект и предмет исследования.

На втором этапе (2008-2010 гг.) разработана модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика; выявлены педагогические условия исследуемой проблемы, организована и проведена опытно-экспериментальная работа по апробации модели и педагогических условий.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных, формулировались выводы, проводилось оформление текста и приложений диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Уточнены сущность, содержание и место профессионально-коммуникативной компетентности в общей структуре профессионально-деятельностных функций военного летчика. Структура профессионально-коммуникативной компетентности представляет собой единство профессионального, коммуникативного и иноязычного коммуникативного компонентов, последний из которых включает лингвистическую, стратегическую, социально-лингвистическую, дискурсивную, социокультурную, социальную компетенции.

  2. Определены критерии и показатели, позволяющие измерить уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика: произношение, грамматика, словарный запас, беглость речи, понимание, взаимодействие. С учетом данных критериев выделены уровни сформированности профессионально-коммуникативной компетентности: элементарный начальный, элементарный переходной, предварительный неполный, предварительный достаточный, рабочий в соответствии с международной шкалой ИКАО по владению языком.

  3. Впервые разработана и апробирована модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычном образовательном процессе в подготовке будущего военного летчика, определено качественное своеобразие ее компонентов (методологический, содержательный, исполнительский и диагностико-результативный).

  4. Научно обоснованы и экспериментально подтверждены педагогическиеусловия эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности: целеполагание процесса обучения будущего военного летчика на основе компетентностного подхода с учетом стандартизированных требований ИКАО к уровню владения им профессионально ориентированным английским языком; применение профессионально-ориентированных технологий в иноязычной подготовке будущего военного летчика с целью формирования у него требуемого уровня (IV рабочего по шкале ИКАО) профессионально-коммуникативной компетентности; реализация комплекса дидактических средств обучения радиотелефонному английскому языку, способствующих эффективному формированию профессионально-коммуникативной компетентности военного летчика (учебное пособие, рабочая тетрадь, схемы и карты аэродромов, авиационный тренажер, кабина вертолета Ми-24 и др.).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что результаты дополняют теорию профессионального образования знаниями и представлениями о сущности, содержании и месте профессиональ­но-коммуникативной компетентности в системе профессиональной деятельности военного летчика, о критериях и показателях измерения и оценки уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности, о целевом, содержательном и технологическом обеспечении формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика в авиационных вузах.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что применение разработанных методических материалов, технологий профессионально-ориентированного обучения (кейс-стади, ролевые игры, деловые игры, занятия на тренажере), комплекса дидактических средств обучения радиотелефонному английскому языку и мониторинга уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности обеспечивает эффективное формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика в военных авиационных вузах.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями педагогики и психологии, применением комплекса методов исследования, адекватных его цели, предмету, тщательным количественным и качественным анализом результатов исследования и их обсуждением, их апробацией и внедрением в практику работы преподавателей военного вуза, многолетним опытом работы автора в качестве преподавателя иностранного языка (английского) в учреждении высшего военного профессионального образования.

  1. Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования

    Документ
    Вершинина Г. Б., д. п. н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку Кузбасской государственной педагогической академии
  2. Н. В. Панченко, Ю. В. Трубникова, Н. Ю. Чернышева, Т. В. Чернышова

    Документ
    Университетская филология – образованию: регулятивная природа коммуникации: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» (Барнаул, 14-18 апреля 2009 г.
  3. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.
  4. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (2)

    Сборник статей
    В сборнике представлены статьи российских и зарубежных ученых, принявших участие в IV международной научной конференции, посвященной актуальным проблемам, связанным с взаимоотношением языка, культуры и общества.
  5. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (3)

    Сборник статей
    Концепт ЖЕЛАНИЕ представляет собой один из важнейших концептов русского языкового сознания и в основе своей содержит элементарный смысл, формирующий, в числе прочих, фундамент нашей языковой лично­сти.
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  8. Книга адресована специалистам в области лингводидактики, методики преподавания иностранных языков и культур, лингвистики, аспирантам, учителям и преподавателям иностранных языков и культур

    Книга
    Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического симпозиума «Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения» (Пятигорск,
  9. Ухгодичные курсы подготовки школьных работников школ Iступени

    Документ
    Сентябрь 1919 г. – на основании решения Отдела подготовки учителей Наркомпроса №1971 от 29 июля 1919 г. семинария реорганизована в Шихранские педагогические двухгодичные курсы подготовки школьных работников школ I ступени.

Другие похожие документы..