Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика

Рисунок 3 - Уровень сформированности лингвистической компетенции по критерию «Произношение»

По итогам изучения курсантами раздела «Ведение радиообмена на английском языке» учебной дисциплины «Профессионально ориентированный английский язык» было произведено сравнение результатов обучения экспериментальной и контрльной групп (Таблица 5).

Результаты тестирования показали изменение уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности курсантов всех групп.

Таблица 5 - Сравнительные результаты среднего балла

в десятибалльной системе в контрольной и экспериментальной группах

Группы

Лингвистическая компетенция

Социальная компетенция

Стратегическая компетенция

Произношение

Грамматика

Словарный запас

Беглость речи

Понимание

Взаимодействие

Конст.

этап

Форм. этап

Конст.

этап

Форм. этап

Конст.

этап

Форм. этап

Конст.

этап

Форм. этап

Конст.

этап

Форм. этап

Конст.

этап

Форм. этап

экспериментальная

4,85

7,88

5,08

8,02

5,01

8,10

4,45

7,39

5,05

7,95

4,61

7,69

контрольная

4,72

7,02

5

7,6

4,97

7,87

4,62

6,72

5,12

7,17

5

7,35

В экспериментальной группе, где была реализована модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности, динамика роста показателей по всем компонентам профессионально-коммуникативной компетентности выше в сравнении с показателями, полученными в контрольной группе (Таблица 6).

Апробация модели и совокупности педагогических условий обеспечили эффективное формирование профессионально-коммуникативной компетентности в подготовке будущего военного летчика в иноязычном образовательном процессе. Результаты диагностирования курсантов показали, что произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности профессионально-коммуникативной компетентности в экспериментальных и контрольных группах.

Таблица 6 - Обобщенные результаты уровня сформированности

профессионально-коммуникативной компетентности курсантов

до и после педагогического эксперимента

Уровень сформированности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Конст.

Этап

(%)

Форм. Этап

(%)

Конст.

Этап

(%)

Форм. Этап

(%)

II a

-

-

II b

53,1

-

52,5

-

III a

46,9

57,1

47,5

90

III b

-

42,9

-

10

IV

-

-

Для установления факта, удался эксперимент или нет, применена методика сравнения средних величин по t-критерию Стъюдента. Для этого были вычислены выборочные средние значения, выборочные отклонения по компонентам профессионально-коммуникативной компетентности в каждой из групп испытуемых, определены t-критерий Стьюдента по каждому компоненту профессионально-коммуникативной компетентности курсантов (лингвистической, стратегической, социальной), а также его среднее значение.

На основании данных было вычислено значение t-критерия в начале и в конце эксперимента: tн = 0,35, tк = 3,77. При помощи таблицы критических значений t-критерия мы определяем, что в начале эксперимента уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетентности в экспериментальной и контрольной группах не отличаются, а в конце эксперимента – значимо отличаются. Это значит, что совокупность педагогических условий и разработанной нами модели, включенных в образовательный процесс, позволили существенно повысить уровень профессионально-коммуникативной компетентности курсантов.

Для оценки результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента, а также для ответа на вопрос, удался ли эксперимент, мы воспользовались методом проверки гипотезы по критерию χ². Используя функцию программы Microsoft Excel, мы вычислили значения для χ² экспериментальной и контрольной групп (χ² эг = 13,27; χ² кг = 9,21).

Используя таблицу значений χ² и допуская ошибку, не превышающую 0,1%, мы можем утверждать, что гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в уровне сформированности профессионально-коммуникативной компетентности курсантов экспериментальной группы в результате реализации предложенной нами модели, экспериментально подтвердилась.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности модели профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика при реализации всей совокупности педагогических условий.

В заключении изложены общие результаты исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейших исследований в области профессиональной педагогики.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Профессионально-коммуникативная компетентность военного летчика представляет собой интегративное качество личности, определяющее уровень его готовности к профессиональной деятельности, и является основным компонентом всех составляющих профессионально-деятельностных функций специалиста: эксплуатационно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, учебно-тренировочной и методической.

2. Структура профессионально-коммуникативной компетентности представляет собой единство профессионального, коммуникативного и иноязычного коммуникативного компонентов. Иноязычный коммуникативный компонент включает лингвистическую, стратегическую, социально-лингвистическую, дискурсивную, социокультурную, социальную компетенции. На основе проведенного анализа всех профессионально-деятельностных функций военного летчика было определено содержание данных компетенций.

3. Учитывая особенности профессиональной деятельности военного летчика, произношение, грамматика, словарный запас, беглость речи, понимание, взаимодействие были выделены как критерии уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности согласно международным стандартам ИКАО.С учетом данных критериев и показателей выделены уровни сформированности профессионально-коммуникативной компетентности: элементарный начальный, элементарный переходной, предварительный неполный, предварительный достаточный, рабочий (согласно квалификационной шкале ИКАО).

4. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика требует построения учебного процесса в соответствии с моделью, представляющей собой многокомпонентную структуру, компоненты которой (методологический, содержательный, исполнительский и диагностико-результативный) характеризуются качественным своеобразием содержания, и которая позволяет повысить качество подготовки будущего военного летчика в области ведения радиообмена на английском языке.

5. Педагогическими условиями эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика являются: целеполагание процесса обучения военного летчика на основе компетентностного подхода с учетом стандартизированных требований ИКАО к уровню владения профессионально ориентированным английским языком; профессионально-ориентированные технологии (кейс-стади, ролевые игры, деловые игры, занятия на тренажере) в обучении курсантов с учетом формирования у них IV рабочего уровня профессионально-коммуникативной компетентности средствами иностранного языка; использование комплекса дидактических средств в обучении курсантов для формирования профессионально-коммуникативной компетентности (учебное пособие, рабочая тетрадь, схемы и карты аэродромов, авиационный тренажер, кабина вертолета Ми-24, компьютеры).

Результаты экспериментальной апробации разработанной модели свидетельствуют о ее эффективности для формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика.

Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее описание всех аспектов столь сложного и многогранного вопроса, каким является формирование профессионально-коммуникативной компетентности.

К числу проблем, нуждающихся в дальнейшей проработке, следует отнести: совершенствование предложенной модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности, ее применение в иноязычной подготовке военных специалистов других специальностей и специалистов гражданской авиации.

Основные материалы исследования автора изложены в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Матвеева, И. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности курсантов военного авиационного вуза средствами иностранного языка [Текст] / И. А. Матвеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара : Самарский НЦ РАН, 2009. – Том 11, № 4 (30) (2). – С. 504–508. – ISSN 1990-5378. – (0,37 п. л.)

  2. Матвеева, И. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности выпускников военного авиационного вуза средствами деловой игры [Текст] / И. А. Матвеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.– Самара : Самарский НЦ РАН, 2011 – Том 13, № 2 (40) (2). – С. 301–306. – ISSN 1990-5378. – (0,31 п. л.)

  3. Матвеева, И. А. Система упражнений в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих военных авиационных специалистов средствами иностранного языка [Текст] / И. А. Матвеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара : Самарский НЦ РАН, 2011 – Том 13, № 2 (40) (3). – С. 545–549. – ISSN 1990-5378. – (0,2 п. л.)

Публикации в других научных изданиях:

  1. Матвеева, И. А. Некоторые трудности в аудировании грамматического материала в радиообмене и возможные способы их преодоления [Текст] / И. А.Матвеева // Сборник материалов 4-й научно-практической конференции преподавателей иностранных языков военно-учебных заведений Приволжско-Уральского военного округа. – Пенза : ПАИИ, октябрь 2003 г. – (0,23 п.л.)

  2. Матвеева, И. А. Использование аудиосредств при обучении радиообмену [Текст] / И. А.Матвеева // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 18–19 мая 2006 г. – Сызрань : СВВАУЛ (ВИ), 2006. – С. 308–311. – (0,25 п.л.)

  3. Матвеева, И. А. Развитие творческой активности курсантов для формирования профессионально-значимых качеств военного летчика [Текст] / И. А. Матвеева // Материалы VI Окружной научно-практической конференции преподавателей иностранных языков военных вузов Приволжско-Уральского военного округа 8–9 июня 2006 года. – Сызрань : СВВАУЛ (ВИ), 2006. – С. 62–64. – (0,18 п.л.)

  4. Матвеева, И. А. Использование видеоматериалов – один из способов активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза [Текст] / Е. А. Бамбурова, И. А. Матвеева // Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Киров : ВятГГУ, 2009. – С. 136–140. – (автор 0,16 п.л.)

  5. Матвеева, И. А. Реализация междисциплинарной интеграции в повышении качества подготовки летных кадров [Текст] / В. И. Ваулин, И. А. Матвеева, А. М. Панцев, Е. Ю. Панцева, Е.А. Косарьков // ФИЗИКА В ВОЕННОМ ВУЗЕ. Материалы регионального совещания-семинара 13 октября 2009 г. – Сызрань : СВВАУЛ (ВИ), 2009. – С.78–80. – (автор 0,1 п.л.)

  6. Матвеева, И. А. Имитация реальных условий полета как способ формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов военных авиационных вузов [Текст] / И. А. Матвеева // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков в неязыковых вузах: традиции и новации. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции 9 – 10 июня 2010 года. – Сызрань, 2010. – С. 76–84. – (0,24 п.л.)

  7. Матвеева, И. А. Профессиональная компетентность военного летчика – выпускника военного авиационного училища [Текст] / С. А. Матвеев, И. А. Матвеева // Проблемы и перспективы развития военной науки и техники. Материалы III межвузовской военно-научной конференции курсантов 11 марта 2011 года. – Сызрань, 2011. – С.80–87. – (автор 0,16 п.л.)

  8. Матвеева, И. А. К вопросу об изменении содержания обучения профессионально-ориентированному английскому языку в военном летном училище согласно стандартам ИКАО [Текст] / И. А. Матвеева // Преподавание и изучение иностранных языков и культур: традиции и новации. Сборник докладов II Международной научно-практической конференции – Тольятти, 2010. – С. 24–28. – (0,23 п.л.)

  9. Матвеева, И. А. Структура и содержание профессионально-коммуникативной компетентности выпускника военного авиационного вуза [Текст] / И. А. Матвеева // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: Материалы VII Самарской Всероссийской научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. – Самара : Издательство Самарского научного центра РАН, 2011. – (0,3 п.л.)

  10. Матвеева, И. А. Место профессионально-коммуникативной компетентности в подготовке военного летчика [Текст]/ И. А. Матвеева // Всероссийская военно-научная конференция «Военно-исторический анализ строительства армейской авиации, ее место и роль в обеспечении обороноспособности государства». – Сызрань: Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», 2011. – (0,4 п.л.).

Учебные пособия:

  1. Матвеева, И. А. Авиационный английский язык: учебное пособие в 5 ч. Часть 1. История авиации / И. А. Матвеева; под общей редакцией Т. И. Рябухиной. – Сызрань : Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань), 2010. (2,8 п.л.)

  2. Матвеева, И. А. Авиационный английский язык: учебное пособие в 5 ч. Часть 2. Аэропорт и его службы / И. А. Матвеева; под общей редакцией Т. И. Рябухиной. – Сызрань: Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань), 2010. (4 п.л.)

  3. Матвеева, И. А. Тексты для внеаудиторного чтения. Части 1, 2, 3. (Учебное пособие на английском языке в 3 частях) (Рекомендуется государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования «Военным университетом» в качестве учебного пособия для курсантов высших военно-учебных заведений Военно-воздушных сил». Регистрационный номер рецензии 737 от 30 октября 2009 г. ГУК МО РФ) / И. А. Матвеева. – Сызрань : СВВАУЛ (ВИ), 2009. –176 с. (22 п.л.), 132 с. (16,5 п.л.), 140 с. (17,5 п.л.).

Подписано в печать 17.02.2012.

Формат 21х30/2. Гарнитура Times New Roman.

Печать RISO. Усл. печ. л. – 1,63. Тираж 115 экз.

Издательство «Артишок»

г.Ульяновск, ул.Гончарова 32а

  1. Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования

    Документ
    Вершинина Г. Б., д. п. н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку Кузбасской государственной педагогической академии
  2. Н. В. Панченко, Ю. В. Трубникова, Н. Ю. Чернышева, Т. В. Чернышова

    Документ
    Университетская филология – образованию: регулятивная природа коммуникации: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» (Барнаул, 14-18 апреля 2009 г.
  3. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.
  4. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (2)

    Сборник статей
    В сборнике представлены статьи российских и зарубежных ученых, принявших участие в IV международной научной конференции, посвященной актуальным проблемам, связанным с взаимоотношением языка, культуры и общества.
  5. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (3)

    Сборник статей
    Концепт ЖЕЛАНИЕ представляет собой один из важнейших концептов русского языкового сознания и в основе своей содержит элементарный смысл, формирующий, в числе прочих, фундамент нашей языковой лично­сти.
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  8. Книга адресована специалистам в области лингводидактики, методики преподавания иностранных языков и культур, лингвистики, аспирантам, учителям и преподавателям иностранных языков и культур

    Книга
    Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического симпозиума «Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения» (Пятигорск,
  9. Ухгодичные курсы подготовки школьных работников школ Iступени

    Документ
    Сентябрь 1919 г. – на основании решения Отдела подготовки учителей Наркомпроса №1971 от 29 июля 1919 г. семинария реорганизована в Шихранские педагогические двухгодичные курсы подготовки школьных работников школ I ступени.

Другие похожие документы..