Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за май 2009 года

20.05.2009 · Министр Э.Набиуллина выступила на заседании Президиума Правительства Российской Федерации с докладом о проекте «Развитие малого и среднего предпринимательства»

18 мая 2009 г. Министр Э.С. Набиуллина выступила на заседании Президиума Правительства России с докладом о проекте «Развитие малого и среднего предпринимательства» перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, 18 мая 2009 г. Уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлена Карта проекта "Развитие малого и среднего предпринимательства", которая разработана в целях реализации "Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года". Прежде всего, скажу несколько слов о секторе малых и средних компаний. Вклад малого и среднего предпринимательства можно охарактеризовать следующими показателями: пятая часть валового внутреннего продукта; каждый шестой, занятый в экономике, а с учетом индивидуальных предпринимателей – каждый пятый; две из пяти компаний – малые. Серьезным испытанием стал для малого предпринимательства мировой финансовый и экономический кризис. Малые и средние компании традиционно в России ориентированы на обслуживание потребностей внутренней экономики. И сжатие потребительского спроса стало основной проблемой предпринимательства. Обычно с малым бизнесом связаны надежды на инновации, на ускоренное развитие среднего класса. Стоит также отметить, что именно малое предпринимательство – это реальная возможность для граждан, оставшихся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов. На реализацию целей проекта направлены 11 задач, из которых основная часть – 10 задач носят общеотраслевой характер, т.е. затрагивают деятельность всего Правительства Российской Федерации. Поэтому участниками проекта помимо Минэкономразвития России будут еще 12 ведомств, которые наделены полномочиями по развитию малого и среднего предпринимательства в установленной сфере. Для каждой из представленных задач определены целевые индикаторы, сформирован перечень мероприятий, определены бюджетные расходы. Предлагается выделить 2 цели реализации проекта: 1. Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике и 2. Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства. Три целевых индикатора проекта характеризуют достижение первой цели и включают в себя: 1) увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению в 2 раза до 28%, 2) увеличение доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза – до одной трети ВВП, 3) рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек на 15% до 11,4 компаний; Достижение второй цели связано с изменением отраслевой структуры и увеличением доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы (промышленность, строительство, ЖКХ, услуги, инновации, социальная сфера) с 28% до 50%, что в ценах 2008 года означает увеличение оборота неторгового сектора с 4 трлн. рублей до 9 трлн. рублей. Такая динамика соответствует основной стратегической задаче в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года – приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира, а именно: - доля малых и средних компаний в ВВП – не менее 40% - доля занятых на малых и средних компаниях – не менее 50% занятого в экономике населения. Как показывает мониторинг Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и "ОПОРЫ РОССИИ" ключевая проблема малого и среднего предпринимательства сейчас – это спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов. Обеспечение доступа малых компаний к государственному и муниципальному заказу – реальный шаг поддержки предпринимательства.

Следующее, что предстоит сделать, это распространить на закупки государственных корпораций и естественных монополий требования законодательства о государственном заказе, включая квоты для малого бизнеса. Считаем также, что большой потенциал содержится в развитии электронных аукционов, уже в этом году будут отобраны первые электронные площадки. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства. Целевой индикатор задачи – увеличение более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2012 году.

Следующее направление поддержки спроса на продукцию малых и средних компаний – это повышение их конкурентоспособности. Как правило, такие компании являются экспортерами продукции, в связи с чем предложенные мероприятия сосредоточены на поддержке данной группы малых и средних компаний и включают в себя выплату ряда финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней и более активное вовлечение торговых представительств Российской Федерации в реализацию программ содействия экспортерам. В рамках программы поддержки малого предпринимательства субсидии уже получили свыше 400 компаний. К 2012 году их число планируется увеличить до 1000. Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства.

Деятельность органов власти будет сосредоточена на обеспечении формирования перечней имущества для целевого предоставления в аренду компаниям малого и среднего предпринимательства во всех субъектах Российской Федерации.

Источник: Центр Парламентских Коммуникаций "ПарлКомм"

21.05.2009 · Малому бизнесу можно доверить управление госсобственностью

О ГЧП в нашей стране говорят уже несколько лет. Между тем как страны с развитой экономикой, например Германия, успешно доверяют на практике управление такими объектами недвижимости, как больницы, школы и даже библиотеки, не государству, а профессиональным управляющим компаниям.

Еще Владимир Путин, будучи Президентом РФ, говорил о том, что правильно привлекать бизнес к управлению – «любой представитель бизнеса порой понимает больше чем чиновник». В целях реализации плана «2020», а также для оказания экспертно-консультационной помощи субъектам Российской Федерации в области практического внедрения механизмов государственно-частного партнерства в Комитете по собственности Госдумы РФ была создана рабочая группа по обеспечению законодательной поддержки и практического внедрения механизмов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. Недавно состоялась ознакомительная поездка делегации Федерального министерства финансов ФРГ в рамках консультативного проекта для Комитета Государственной думы по собственности «Современное состояние и перспективы использования в России механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) для реализации инфраструктурных проектов и предоставления публичных услуг».

Встреча депутатов Комитета по собственности и высокопоставленных чиновников из Германии прошла очень продуктивно. Председатель Комитета по собственности ГД Виктор Плескачевский прокомментировал: «Рыночные приёмы управления имуществом сегодня могут работать и в публичных интересах. Сегодня в нашей стране в государственной собственности находится более 9 тысяч имущественных федеральных комплексов, более 32 тысяч федеральных учреждений, более 10 тысяч унитарных предприятий, а в собственности у субъектов находится и более 45 тысяч государственных учреждений. При этом в муниципальной собственности находится более 38 тысяч унитарных предприятий и более 210 тысяч муниципальных учреждений. Федеральное имущество, не закрепленное за предприятиями или учреждениями, соответственно, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления по данным реестра федерального Росимущества включает в себя более миллиона объектов недвижимости».

Для России проблема государственно-частного партнёрства не потеряла своей актуальности даже в условиях кризиса. Более того, сегодня она обрела дополнительное и более новое звучание. На сегодняшний день в публичной собственности сосредоточено слишком большое количество имущества, годного к гражданскому обороту. При этом совершенно очевидно, что приватизация, целью которой является максимальный результат, прежде всего финансовый, в нынешних условиях не очень эффективна. «Главная причина – падение рынков, - считает В.Плескачевский. - Поэтому сегодня мы говорим об иных формах использования этого имущества, и, прежде всего, о форме государственно-частного партнерства. К сожалению, в Российской Федерации сегодня пытаются использовать только одну форму - концессионную форму частного партнёрства. В то время как в развитых экономиках таких форм достаточно много. Нашему комитету интересен немецкий опыт их применения. Несколько лет назад мы познакомились с очень интересным опытом Германии. Там было создано агентство "Бима" - очень интересная модель, при которой государство создало корпорацию в публичном праве. Эта корпорация получила в управление практически все здания, которые заняты министерствами и многими другими публичными органами власти Германии».

Екатерина Семенова, депутат Госдумы, член Комитета по собственности, поделилась своим мнением: «Предприниматели, руководители малых и средних предприятий – это профессионалы своих отраслей и секторов рынка. А значит, малым компаниям можно доверять управление государственной и муниципальной собственностью, т.е. поступать так, как это делается за рубежом и, в частности, в Германии. Госпиталями, детскими садами, музеями и даже театрами может управлять не государство, а бизнес, причем именно малый. Что необходимо для того, чтобы малому бизнесу доверили в управление государственную собственность? Во-первых, у доверительных управляющих, которыми могут быть как юридические лица, так и предприниматели, должен быть уставный капитал определенного уровня. Во-вторых, необходимо наличие опыта по управлению активами, в том числе объектами недвижимости. В-третьих, деятельность управляющего, его гражданская ответственность должна быть застрахована. Ничего страшного в том, чтобы доверить управление объектами недвижимости, которые могут приносить государству реальный доход и прибыль, - нет. Более того, я даже знаю такие примеры, как доверительное управление в лице предпринимателя тюрьмой в США. Важным моментом партнерства малого бизнеса и государством станут саморегулируемые организации. Доверительные управляющие государственным и муниципальным имуществом должны в обязательном порядке быть членами соответствующих СРО (саморегулируемых организаций), которые разработают стандарты деятельности управляющих, а также сформируют компенсационный фонд. В будущем можно говорить и о создании национального совета – общероссийского объединений саморегулируемых организаций доверительных управляющих. Таким образом, контроль за деятельность управляющих компаний будет осуществляться как доверителем, т.е. государством и муниципалитетом, так и СРО, членом которой он является».

Источник: ИА "Альянс Медиа"

21.05.2009 · Минэкономразвития считает, что доля малого бизнеса за три года должна вырасти в полтора раза

В понедельник глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина должна представить на рассмотрение президиума правительства разработанный в ее ведомстве проект развития малого и среднего бизнеса.

Он предусматривает ряд мер, направленных на резкое увеличение доли малого бизнеса в экономике страны. В частности, к 2012 году вклад малых и средних предприятий в ВВП страны должен вырасти с нынешних 21 до 32%. Независимые эксперты считают, что поставленные цели в условиях кризиса и наращивания государственного участия в экономике выполнимы лишь при одном условии – резком падении производства на крупных предприятиях, пишет "Независимая газета". Проект развития малого и среднего бизнеса в России, по признанию самих чиновников, носит достаточно общий характер. Как подтвердил изданию источник в Белом доме, этот документ следует воспринимать скорее как декларацию о намерениях власти оказать в период с 2009 по 2012 год поддержку предпринимательской активности в стране. Впрочем, в проекте все-таки указаны некие цели, на которые в ближайшие три года федеральный, региональные и муниципальные бюджеты должны потратить 924 млрд рублей. Средства будут направляться на выполнение 11 задач, отнесенных Минэкономразвития к главным приоритетам поддержки малого и среднего бизнеса в России.

Деньги планируется потратить в том числе и на пропаганду – в общей сложности более 700 млн рублей. Некоторые меры поддержки малого и среднего бизнеса для бюджета не будут особо обременительны. В частности, власти берут на себя обязательство обеспечить гарантированный спрос на продукцию и услуги небольших предприятий через механизм государственного и муниципального заказа.

Также правительство обещает упростить предпринимателям доступ к объектам недвижимости и инженерной инфраструктуры, снизить их издержки, связанные с госрегулированием, облегчить налоговое бремя. По оценкам специалистов Минэкономразвития, благодаря реализации этих мер к 2012 году доля работающих на малых и средних предприятиях вырастет с 13 до 28% от общего числа экономически активного населения страны. При этом вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны увеличится с сегодняшних 21 до 32%. И этот прорыв, по расчетам чиновников, должен быть осуществлен за счет резкого – с 28 до 50% – увеличения оборота малых и средних предприятий, связанных с промпроизводством и ориентированных на инновационные технологии. Таким образом, экономика России в течение короткого периода времени должна будет изменить свою структуру. Если сейчас основной вклад в формирование ВВП вносят несколько крупнейших компаний преимущественно сырьевого сектора, то в скором времени у них может появиться конкурент в лице малого и среднего бизнеса. Независимые эксперты скептически оценивают планы правительства по резкому увеличению доли малого бизнеса в ВВП.

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев напомнил, что программы поддержки малого бизнеса принимаются правительством из года в год, но ситуация не меняется. Для повышения предпринимательской активности, по его мнению, в современных условиях требуются не столько преференции по госзаказу и т.п., что предлагает Минэкономразвития, сколько неординарные шаги, например, принятие решения о введении на год-полтора режима полной свободы предпринимательской деятельности для субъектов малого бизнеса. В 90-х годах прошлого века указ о свободе торговли стал мощнейшим стимулом для рынка.

Однако, признает Николаев, сегодня государство явно не готово решиться на такой шаг. Расчеты на повышение вклада малого и среднего бизнеса в ВВП от 21 до 32% эксперт назвал «утопией».

  1. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за апрель 2009 года (1)

    Информационный бюллетень
    Как сообщила Глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании Президиума Правительства, данное предложение прозвучало во время обсуждения антикризисных мер с руководящим составом партии «Единая Россия» и сейчас
  2. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за апрель 2009 года (2)

    Информационный бюллетень
    Как сообщила Глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании Президиума Правительства, данное предложение прозвучало во время обсуждения антикризисных мер с руководящим составом партии «Единая Россия» и сейчас
  3. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за июЛь 2009 года

    Информационный бюллетень
    Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности о налогах и сборах, и не осуществляло операций
  4. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за июнь 2009 года (1)

    Информационный бюллетень
    На заседании Совета по вопросам совершенствования системы статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего предпринимательства в РФ при Росстате были одобрены проекты форм сплошного статистического наблюдения для субъектов
  5. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за июнь 2009 года (2)

    Информационный бюллетень
    На заседании Совета по вопросам совершенствования системы статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего предпринимательства в РФ при Росстате были одобрены проекты форм сплошного статистического наблюдения для субъектов
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за октябрь 2009 года (1)

    Информационный бюллетень
    В Министерстве экономического развития РФ сообщили, что в 2010 году на поддержку малого и среднего бизнеса государство потратит лишь 11 млрд. руб.— по сравнению с 18,5 млрд.
  7. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за октябрь 2009 года (2)

    Информационный бюллетень
    При этом в 2009 году только по программе грантовой поддержки малого и среднего предпринимательства уже потрачено 800 млн. руб. На эти деньги было создано 12 тыс.
  8. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за ноябрь 2009 года

    Информационный бюллетень
    Управление ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13 октября 2009 г. по делу N А72-4290/2009 признало, что, поскольку налоговая инспекция при проведении проверки применения обществом контрольно-кассовой техники (ККТ) не привлекала
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за март 2009 года

    Информационный бюллетень
    Об этом заявил на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, доклад которого опубликован на сайте Генпрокуратуры.

Другие похожие документы..