Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе -директором РОАТ

«__27__» ____10___2010 г.

Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

(название кафедры)

Автор Бабаева Зоя Васильевна

(Ф.И.О.)

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Системный анализ

Спецuальность/направленuе:080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит,______ 080105 Финансы и кредит____________________________________________

(код, наименование специальности /направления)

Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии института

Протокол № 1

«26» октября 2010 г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 2

«12» октября 2010 г.

Москва 2010 г.

Автор-составитель:

Бабаева Зоя Васильевна, старший преподаватель

Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки экономиста по специальности

080109. Бухгалтерский учет, анализ и аудит (БУ). 080105. Финансы и кредит

(название специальности/направления)

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной для изучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

Выпускающая кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте»

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе -директором РОАТ

«_27_» ____10____2010 г.

Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

(название кафедры)

Автор Бабаева Зоя Васильевна

(Ф.И.О.)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Системный анализ

Спецuальность/направленuе:080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит,______ 080105 Финансы и кредит____________________________________________

(код, наименование специальности /направления)

Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии института

Протокол № 1

«26» октября 2010 г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 2

«12» октября 2010 г.

Москва 2010 г.

Цели и задачи дисциплины

«Системный анализ» является дисциплиной общематематического цикла, имеющей целью рассмотрение теоретических основ исследования сложных систем.

Эта дисциплина дает представление о методах и методиках системного анализа для моделирования процессов принятия управленческих и проектных решений в условиях наличия больших объемов в различной степени неопределенности проблемных ситуаций.

Для того чтобы уметь проводить предпроектное обследование объекта управления, оценивать качественные изменения в системе управления экономическими объектами, необходимо иметь системное мышление, научиться анализировать сложные экономические ситуации, ставить задачи, формировать варианты решений и выбирать из них лучший, наиболее соответствующий целям, поставленным в конкретных условиях.

В связи с этим дисциплина системный анализ является основополагающей в системе подготовки дипломированных экономистов.

Изучение дисциплины преследует следующие цели:

  • овладение теоретическими основами анализа и синтеза новых систем;

  • привитие устойчивых навыков использования современных методов и средств в решении важнейших экономических задач, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив дисциплину, студент должен:

Иметь представление об основах общей теории системы, о роли классификации систем в выборе методов моделирования системы, об использовании методов математического программирования для формализованного описания систем, о принципах разработки методик системного анализа.

Знать и уметь использовать методики системного анализа целей и функций управления; методику моделирования, базирующуюся на применении метода морфологического ящика Ф.Цвикка; статистические методы (метод наименьших квадратов, методы регрессионного и многофакторного анализа, имитационные модели на основе методов статистических испытании).

Иметь опыт применения системного анализа в реальных условиях, возникающих при управлении предприятиями, организациями и другими производственными и социально-экономическими объектами, при разработке различных автоматизированных информационно-управляющих систем.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по заочной форме обучения

№ курса

3

Аудиторные занятия:

8

Лекции

4

Практические занятия

4

Самостоятельная работа

57

Всего часов на дисциплину

65

Текущий контроль

Контрольная работа

Вид промежуточного контроля

Зачет (диф.)

Содержание курса

Введение

Определение системного анализа. Задачи курса. Введение в проблемы системного анализа.

Раздел 1. Основы общей теории систем

Тема 1.1. Понятие системы. Системы и закономерности их функционирования. Принцип обратной связи. Свойства систем: эмерджентность, устойчивость, равновесие, самоорганизация, открытость и замкнутость, динамика, разнообразие, организованность, диффузность, структуризация.

Тема1.2. Информационный подход к анализу системы.

Тема1.3. Этапы системного анализа: постановка целей и задач, задание критериев для управления объектом, формулирование и оценка вариантов достижения целей, выбор оптимальных вариантов в процессе моделирования системы, реализация рекомендаций системного анализа.

Раздел 2. Классификация систем и методов их моделирования

Тема2.1. Примеры классификаций систем, их относительность. Выбор классификации в конкретных условиях принятия решения. Методы и модели теории систем. Роль классификации в выборе методов моделирования системы.

Тема2.2. Принципиальная ограниченность формализованного описания развивающихся систем с активными элементами. Необходимость применения при моделировании таких систем не только формальных математических методов, но и методов, направленных на активизацию использования интуиции и опыта лиц, принимающих решение (ЛПР).

Тема 2.3. Классификация методов моделирования систем. Возможность описания различными методами (аналитическими, статистическими, теоретико-множественными, логико-лингвистическими, графическими, морфологическими и др.).

Раздел 3. Использование методов математического программирования для формализованного описания систем

Тема 3.1. Постановка и разрешимость задачи оптимизации. Классификация задач оптимизации.

Тема 3.2. Задачи линейного программирования и основы теории двойственности.

Тема 3.3. Чувствительность и устойчивость моделей математического программирования.

Тема 3.4. Проблема принятия решения как многокритериальная задача. Примеры возникновения области Парето при отображении сложных систем и процессов принятия решений. Роль ЛПР в процедуре принятия решения многокритериальной задачи.

Тема 3.5. Примеры представления процессов принятия решений в сложных системах с помощью методов математического программирования и проблема доказательства адекватности моделей.

Раздел 4. Использование для анализа систем статистических методов

Тема 4.1. Методы идентификации характеристик систем. Статистический и экспертный анализ закономерностей. Адаптивные и неадаптивные алгоритмы идентификации. Применение методов наименьших квадратов, регрессионного и многофакторного анализа.

Тема 4.2. Применение моделей систем массового обслуживания для анализа систем управления.

Тема 4.3. Имитационные модели на основе методов, статистических испытаний.

Раздел 5. Методы системного анализа

Тема 5.1. Методы качественной оценки систем. Методы типа «мозговая атака» или «коллективная генерация идей». Методы типа сценариев

Тема 5.2. Методы экспертных оценок: ранжирование; парное сравнивание; множественные сравнения; непосредственная оценка; Черчмена-Акоффа; метод Терстоуна; метод фон Неймана-Моргенштерна.

Тема 5.3. Методы типа Дельфи: QUEST, SEER, PATTERN. Методы типа дерева целей.

Тема 5.4. Морфологические методы: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования (МОК), метод морфологического ящика.

Тема 5.5. Методы количественной оценки систем: методы теории полезности; методы векторной оптимизации; методы ситуационного управления, инженерии знаний.

Раздел 6. Принципы разработки методик системного анализа

Тема 6.1. Методика системного анализа как основа формирования модели принятия решений.

Тема 6.2. Необходимость сочетания в методике методов активизации ЛПР и методов формализованного представления систем. Определение этапов и подэтапов методики. Выбор подходов и методов реализации.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине системный анализ в управлении предприятием (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Системное программное обеспечение (наименование дисциплины) для специальности(ей)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана УлГТУспециальности 23010165 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» на кафедре «Вычислительная техника» факультета информационных систем и технологий (ФИСТ).
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческий анализ» для специальности: 050508 Учет и аудит Астана,2009

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс является путеводителем для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Управленческий анализ». В нем раскрываются принципы анализа, базовые понятия, термины.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине экономический анализ (название)

    Учебно-методический комплекс
    Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособной продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине экономический анализ специальность «Оценка стоимости недвижимости»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс "Экономический анализ" является обязательной дисциплиной цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта по специальности "Оценка стоимости недвижимости".
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Экономический анализ (название дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособной продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления
  7. Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория языка (Общее языкознание)» Составитель к ф. н., доцент В. Я. Пастухова

    Самостоятельная работа
    Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации.
  8. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.

Другие похожие документы..