Отчет о результатах самообследования деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

непрерывное совершенствование системы управления качеством на основе регулярной и честной самооценки, постоянного мониторинга показателей эффективности и результативности процессов;

  • принятие управленческих решений не на основе интуиции и мнений специалистов, а на основе достоверных фактических данных, выявленных в результате мониторингов и разработанных систем обратных связей от заинтересованных сторон;

  • документация всех процессов системы качества института и выполнение работы точно в соответствии с ней позволяет гарантировать выполнение требований потребителей;

  • обеспечение высокого качества предоставляемых институтом образовательных услуг невозможно без успешного и взаимовыгодного сотрудничества с основными партнерами в России и за рубежом и, в первую очередь, со стратегическим партнером института – Открытым университетом Великобритании – европейским лидером в области дистанционного образования.

Политика института в области качества направлена на решение следующих задач, имеющих первоочередное значение для обеспечения качества образовательного процесса, научной и инновационной деятельности и их результатов:

  1. Разработка, внедрение и постоянное развитие и совершенствование системы качества института на основе «Типовой модели системы качества образовательного учреждения», рекомендованной Минобрнауки РФ, государственного стандарта ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования», Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве, разработанных Европейской ассоциацией гарантии качества (ENQA), и принципов тотального управления качеством (TQM);

  2. Применение менеджмента процессов в системе качества института, включающего в себя планирование качества процессов, обеспечение качества процессов, управление качеством процессов, улучшение качества процессов, оценку качества процессов;

  3. Формирование и развитие культуры качества на основе приверженности качеству высшего руководства института, вовлечения сотрудников и расширения их полномочий, совершенствования командной работы, ориентации на потребителей, построения партнерских отношений с поставщиками, создания атмосферы открытости и доверия среди сотрудников;

  4. Обеспечение высокой квалификации и мотивации профессорско- преподавательского, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала института посредством разработки и внедрения системы индивидуальной оценки труда каждого работника. Главный ресурс института – это его трудовой коллектив, создающий потребительскую ценность;

  5. Непрерывное улучшение качества учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, а также внедрение передовых мировых технологий обучения на основе проведения маркетинговых исследований на рынке труда для современной российской экономики;

  6. Расширение и диверсификация научно-исследовательской и инновационной деятельности института для обеспечения инноваций в образовательном процессе и подготовки кадров высшей квалификации, для привлечения студентов института к участию в проведении научно-исследовательских работ;

  7. Разработка и внедрение единой информационной системы института, позволяющей проводить сбор, анализ и распространение важной информации и использовать ее для эффективного управления программами обучения и других видов деятельности;

  8. Вовлечение студентов в процесс гарантии качества обучения путем повышения роли студенческого совета, постоянного мониторинга удовлетворенности студентов результатами обучения, тщательной работы с отзывами и предложениями студентов, налаживания оперативной и эффективной обратной связи от студентов;

  9. Разработка и внедрение системы постоянного повышения квалификации в области менеджмента качества для всех сотрудников института;

  10. Повышение качества образовательной среды, инфраструктуры и производственной среды института путем постоянного совершенствования системы материального и финансового обеспечения, улучшения социальной защищенности сотрудников и обучающихся, а также обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  11. Развитие партнерских отношений с Открытым университетом Великобритании и региональными центрами в области улучшения качества предоставляемых услуг;

  12. Формирование имиджа института как поставщика качественных образовательных услуг через российскую и международную сертификацию системы качества института.

Разработка, внедрение и постоянное совершенствование системы качества института признается первоочередной задачей МИМ ЛИНК, позволяющей обеспечить повышение удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон, развитие научной и инновационной деятельности, увеличение финансовых показателей и мотивации работников института, а следовательно, конкурентоспособности и устойчивости института на рынке образовательных услуг.

5.2. Организационная структура системы качества института

Существующая организационная структура системы качества института определена Приказом ректора №57/ВН от 30/06/2011 «О создании системы качества». За основу для построения была взята структура управления системой качества образовательного учреждения, рекомендованная в письме Минобрнауки №704/12-16 от 23.04.2007. Организационная структура системы качества института приведена на рис. 5.2.

Главенствующая роль в осуществлении политики института по качеству и управлении качеством принадлежит ректору МИМ ЛИНК, который в своей работе опирается на Совет по качеству, представителя руководства по качеству и директора по качеству.

Совет института по качеству при ректоре – представительный коллегиальный орган, действующий в сфере планирования и координации работ по формированию и развитию системы качества образовательной деятельности института, являющийся частью организационной структуры системы качества института.

Совет по качеству формируется из представителей руководства (ректората) и уполномоченных по качеству различных подразделений и служб института.

В состав Совета института по качеству входят ректор, который является его председателем, главный проректор, который является зам. председателя, секретарь Совета по качеству, проректоры по соответствующим направлениям деятельности и другие члены Совета института по качеству. Состав Совета по качеству объявляется приказом ректора института.

Представитель руководства института по качеству – руководитель высшего звена, на которого возложена организация деятельности института по созданию всеобъемлющей системы качества института, лицо, ответственное за поддержание в рабочем состоянии и постоянное улучшение системы качества института. Представитель руководства по качеству возглавляет систему качества института, управляет работой директора по качеству и уполномоченных по качеству в подразделениях.

Директор по качеству планирует, организует и принимает непосредственное участие в разработке, внедрении и совершенствовании системы качества МИМ ЛИНК и ее документации.

В обязанности директора по качеству входит подготовка и согласование работ по улучшению качества в подразделениях института, контроль их исполнения, мониторинг качества процессов оказания образовательных услуг потребителям. Директор по качеству подчиняется представителю руководства по качеству.

Рис. 5.2. Организационная структура системы качества МИМ ЛИНК

Директор по качеству решает возложенные на него задачи во взаимодействии с руководством института, Советом по качеству, факультетами, кафедрами, учебно-методическими комиссиями на факультетах и другими подразделениями института, включенными в организационную структуру системы качества.

Непосредственными организаторами и ответственными за деятельность по обеспечению гарантии качества образования в своих подразделениях являются уполномоченные по качеству в подразделениях (УКП), являющиеся руководителями соответствующих подразделений (факультетов, кафедр, отделов и служб).

Уполномоченные по качеству в структурных подразделениях (факультетов, кафедр и др.) являются проводниками политики в области качества на всех уровнях структуры института. Совместно с директором по качеству они участвуют в разработке документации системы качества (СК), проведении внутренних аудитов и самооценки, обработке полученных данных, формировании и реализации планов корректирующих и предупреждающих действий.

Обязательным элементом в создании системы обеспечения качества образования в институте является обучение УКП управлению качеством в высших учебных заведениях. В этих целях директором по качеству совместно с факультетами менеджмента и дополнительного профессионального образования разработана учебная программа «Управление качеством» и определен порядок обучения уполномоченных по качеству в подразделениях.

В институте разработана и утверждена приказом ректора №57/ВН от 30/06/2011 методическая инструкция «Общие требования к построению, содержанию, оформлению, утверждению «Положения о структурном подразделении» и «Должностной инструкции» и изменений к ним».

В соответствии с ней для всех подразделений института и сотрудников института разработаны обновленные положения о структурных подразделениях и должностные инструкции в соответствии с требованиями системы качества, содержащие показатели работы подразделений и должностные обязанности в области качества.

В состав Совета по качеству входят представители студенчества. Привлечение обучающихся к активному участию во всех видах деятельности и процессах вуза позволяет не только получить сигналы о слабых или сильных сторонах функционирования института, но и в полной мере использовать механизмы для наиболее эффективного раскрытия внутреннего потенциала самих студентов.

Обучающимся предоставлены широкие возможности вносить свои жалобы по качеству работы, предложения и пожелания по улучшению качества работы подразделений института через функционирующую на сайте МИМ ЛИНК систему управления несоответствиями и оперативно контролировать не только ход рассмотрения заявления, но и дать обратную связь по полученному ответу и выставить свою оценку.

Итоги опросов и отчет директора по качеству о работе с несоответствиями рассматриваются и анализируются на заседаниях Совета по качеству, при необходимости принимаются корректирующие и предупреждающие меры по улучшению качества образования.

5.3. Документационное обеспечение системы качества образования

Разработанная в институте документация системы качества имеет следующую иерархию документов:

1) Миссия МИМ ЛИНК и политика МИМ ЛИНК в области качества;

2) Руководство по качеству;

3) Информационные карты процессов и документированные процедуры;

4) Документы по планированию деятельности в области качества;

5) Организационно-правовые и методические документы, регламентирующие общие для вуза процессы и деятельность его структурных и функциональных подразделений и должностных лиц (Устав института, приказы ректора, методические инструкции и рекомендации, положения о структурных подразделениях и об уполномоченных по качеству, должностные и рабочие инструкции и т.д.);

6) Записи по качеству (решения Совета по качеству, решения Ученого совета, решения научно-методического совета, протоколы, акты, отчеты, рабочие журналы, ведомости, списки, отчеты и т.д.);

7) Правовые, нормативные и технические документы, в том числе внешнего происхождения, определяющие требования к основным видам деятельности образовательного учреждения (Государственные образовательные стандарты по различным направлениям и специальностям, другие стандарты, технические условия, документы органов власти, контроля и надзора, инструктивные документы Министерства образования и науки и т.п.).

Использование перечисленных документов позволяет эффективно управлять вузом как единым целым и добиваться улучшения качества образования на всех уровнях подготовки студентов и слушателей.

В институте разработаны и реализуются общие для всех подразделений вуза подход и формы ведения рабочей документации по различным направлениям деятельности и процессам. Разработана номенклатура дел вуза с единой системой шифровки и учета документов отдельно для каждого структурного подразделения.

Приказом ректора №06/3/ВН от 01/02/2010 «Об утверждении графика документооборота» определен механизм документооборота для первичных документов в целях его правильной организации.

Приказом №57/ВН от 30/06/2011 определены образцы содержания и формы разработки и утверждения должностных инструкций, положений о структурных подразделениях и должностных лицах. В инструкциях и положениях определены обязанности должностных лиц кафедр, факультетов, структурных подразделений и персонала в отношении гарантии качества. Все это позволяет добиться единообразного понимания и оформления нормативных документов в институте и эффективно построить систему контроля их исполнения.

5.4. Организация процессного подхода к управлению качеством

Одним из основных принципов политики МИМ ЛИНК в области качества является процессно-ориентированный подход. Этот принцип утверждает, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности института и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов института, определению целей процессов, что однозначно требуется «Стандартами и директивами ENQA», определению лиц, ответственных за эти процессы, и документальной регламентации этих процессов.

Внедрение процессного подхода в институте позволяет усилить ориентацию работы на запросы и интересы внутренних и внешних потребителей, обеспечить прозрачность протекания процессов. В результате каждый сотрудник понимает, какую роль он играет в общих процессах и деятельности вуза в целом (рис. 5.3).

Внедрение процессного подхода позволяет также понять, где, когда и как создаются конкретные продукты и услуги, своевременно выявить упущения и недостатки, систематизировать деятельность по улучшению управления качеством (табл. 5.1).

Рис. 5.3. Взаимосвязь основных и обеспечивающих процессов МИМ ЛИНК

Таблица 5.1. Реестр процессов и основных видов деятельности МИМ ЛИНК

п/п

Обобщенное название процесса или вида деятельности

п/п

Наименование процесса

(вида деятельности)

Ответственные

за руководство, исполнение и качество

1.

Деятельность руководства по управлению качеством образования

1.1

Разработка стратегии, политики и целей в области качества

Ректор

Главный проректор

1.2

Планирование и развитие системы качества

Главный проректор

Директор по качеству

1.3

Распределение ответственности и полномочий

Ректор

Главный проректор

1.4

Подготовка к лицензированию и аккредитации

Проректор по учебной работе

1.5

Анализ Системы качества со стороны руководства

Ректор

Главный проректор

1.6

Информирование общества

Главный проректор

Директор по качеству

1.7

Финансирование Системы качества

Ректор

Главный проректор

2.

Основные процессы системы качества

2.1

Маркетинг

Директор департамента по маркетингу

2.2

Проектирование и разработка образовательных программ

Проректор по учебной работе
Заведующие кафедрой

2.3

Довузовская подготовка

Директор учебного центра

2.4

Прием студентов, слушателей

Деканы факультетов

Проректор по международным программам профессионального развития менеджеров

Директор центра иностранных языков

Директор программы МВА

2.5

Реализация основных образовательных программ

Деканы факультетов
Заведующие кафедрой

2.6

Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми

Зам. деканов факультетов

2.7

Проектирование программ дополнительного образования

Декан факультета профессиональной переподготовки

Директор Центра международных программ по менеджменту

Директор центра иностранных языков

Заведующий кафедрой бизнеса

Директор программы МВА

Директор департамента по работе с корпоративными проектами

2.8

Реализация программ дополнительного образования

Декан факультета профессиональной переподготовки

Директор Центра международных программ по менеджменту

Директор центра иностранных языков

Директор программы МВА

Директор департамента по работе с корпоративными проектами

2.9

Подготовка кадров высшей квалификации

Проректор по научной работе

2.10

Научные исследования и разработки

Проректор по научной работе

2.11

Инновационная деятельность

Главный проректор

2.12

Международная деятельность

Проректор по международным связям
Проректор по международным программам профессионального развития менеджеров

3.

Обеспечивающие процессы системы качества

3.1

Управление персоналом

Начальник отдела кадров

3.2

Управление образовательной средой

Проректор по учебной работе

Деканы факультетов

3.3

Редакционно-издательская деятельность

Директор по обеспечению учебной продукцией

3.4

Библиотечное и информационное обслуживание

Директор учебного центра

Библиотекарь

3.5

Управление информационной средой

Проректор по информационным технологиям

3.6

Управление закупками

Главный проректор

Финансовый директор

3.7

Управление инфраструктурой

Главный проректор

3.8

Управление производственной средой

Начальник производственного отдела

3.9

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

Помощник ректора по режиму и безопасности

3.10

Социальная поддержка студентов и сотрудников

Главный проректор

Проректор по учебной работе

3.11

Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образовательного процесса

Главный бухгалтер

Финансовый директор

4.

Измерения, анализ и улучшения в рамках основных и обеспечивающих процессов1

4.1

Мониторинг, измерение и анализ процессов

Директор по качеству

Ответственные за процессы

4.2

Управление несоответствиями

Директор по качеству

Ответственные за процессы

4.3

Улучшение процессов, корректирующие и предупреждающие действия

Директор по качеству

Ответственные за процессы

  1. Отчет о результатах самообследования филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Содержательный отчет
    Самообследование филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт права» в г. Курске (далее – филиал НОУ ВПО «Московский институт права» в г.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности (5)

    Содержательный отчет
    На основании решения Ученого Совета института и приказа ректора № 39/2-0 от 28.11.2011г. в период с 01.12.2011г. по 30.12. 2011г. проведено самообследование в целях определения готовности Евразийского института экономики, менеджмента,
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (7)

    Содержательный отчет
    3.1 ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ И ЕЕ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. ДИНАМИКА ПРИЕМА ПО ВСЕМ УРОВНЯМ И ФОРМАМ ПОДГОТОВКИ.
  4. Отчет о результатах самообследования Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Самообследование Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт юриспруденции» (далее – НОУ ВПО «Московский институт юриспруденции») проводилось на основании решения Ученого
  5. Отчет о результатах самообследования Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    4.1. Общая характеристика соответствия основных профессиональных образовательных программам и их учебно-методического сопровождения требованиям ГОС. 30
  6. Отчет о результатах самообследования Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (3)

    Содержательный отчет
    Самообследование Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт психоанализа» (далее Институт) проведено в связи с экспертизой соответствия и содержания подготовки выпускников требованиям
  7. Отчет о результатах самообследования деятельности филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г.Орске (далее «филиал») является правопреемником Орского филиала Столичного гуманитарного института (г.
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (3)

    Содержательный отчет
    Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г.Череповце (Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма – филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Другие похожие документы..