Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

Учебно-методический комплекс

по дисциплине общепрофессиональной подготовки

«Теория и методика обучения биологии»

специальности «050102.65 – Биология»

к.п.н., доцент Осипова И.В.

Методические указания студенту по изучению дисциплины

Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.

Данная дисциплина относится по праву к циклу дисциплин общепрофессиональной подготовки, так как знания, полученные в процессе изучения «Теории и методики обучения биологии» дадут возможность студенту в дальнейшем применить их для решения типовых задач профессиональной деятельности.

На ОДО общая трудоемкость по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» составляет 332 часов, аудиторная работа – 156 часов, самостоятельная работа – 169 часов.

На ОЗО общая трудоемкость по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» составляет 332 часов, аудиторная работа – 40 часов, самостоятельная работа – 292 часа.

По дисциплине «Теория и методика обучения биологии» студенты пишут курсовую работу в 8 семестре, в 6 и 8 семестрах предусмотрены зачеты, а в 7 семестре предусмотрен экзамен.

Разделы дисциплины «Теория и методика обучения биологии» выносятся на государственную аттестацию.

Для преподавания дисциплины предлагается использовать программу Power Point, готовые тестовые оболочки. Самостоятельная работа составляет 292 часов. По дисциплине предусматриваются зачет, курсовая работа, экзамен.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  2. Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11 класс. – М., 2000.

  3. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦЭНАС, 2002.

  4. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  5. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника “Биология. Бактерии, грибы, растения.” – М.: Дрофа, 2000.

  6. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учеб. пособие. – Мн.: Книжный Дом, 2004.

  7. Кучменко В.С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. – М., 2000.

  8. Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. – С-Пб., 2000.

  9. Настольная книга учителя биологии / Авт.-сост. Г.С. Калинова, Кучменко В.С. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Астрель», 2002.

  10. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  11. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 классы. / Составитель В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2000.

  12. Семенцова В.Н. Биология. 6 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

  13. Семенцова В.Н. Биология. 7 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Анастасова Л.В. Самостоятельные работы для учащихся по общей биологии. – М.: Просвещение, 1986.

  2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение, 1996.

  3. Бровкина Е.Т., Кузьмина Н.И. Уроки зоологии. – М.: Просвещение, 1987.

  4. Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1978.

  5. Бруновт Е.П. и др. Уроки по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1968.

  6. Верзилин Н.М. Уроки ботаники в пятом классе. – М.: Академия пед. наук РСФСР, 1952.

  7. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов биологических специальностей. – М.: Просвещение, 1983.

  8. Груздева Н.В. Способы систематизации и обобщения материала при изучении раздела “Человек и его здоровье”. Методические рекомендации. – Л.: Ленуприздат,1990.

  9. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.

  10. Зверев И.Д., Бруновт Е.П., Мягкова А.Н. Воспитание в процессе обучения биологии. – М.: Просвещение, 1984.

  11. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение, 1989.

  12. Карцева Н.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1984.

  13. Колесникова Н.А. Методические рекомендации к проведению исследовательской работы в НОУ. – Брянск, 1982.

  14. Колесникова Н.А., Колесникова Е.В. Кабинет охраны окружающей среды - центр экологического образования. – Тобольск, 1995.

  15. Колесникова Е.В. Реализация элементов интеграции. – Тобольск, 1995.

  16. Колесникова Е.В. Учебные планы интегрированных химико-биологических практикумов. \Этюды о методике естествознания, 6 выпуск.\ - СПб., 1997.

  17. Колесникова Е.В. Учебные программы и методические рекомендации к интегрированному химико-биологическому практикуму “Природные и синтетические красители”. \ Этюды о методике естествознания, 7 выпуск\. – СПб., 1997.

  18. Колесникова Е.В. Материалы к интегрированному химико-биологическуму практикуму для 8 класса “Природные индикаторы”. – Тобольск, 1996.

  19. Комиссаров Б.Д. Методические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение, 1991.

  20. Корсунская В.М. Уроки общей биологии. – М.: Просвещение, 1970.

  21. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные, - М.: Просвещение, 1988.

  22. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1985.

  23. Никишов А.И. Внеклассная работа по биологии. – М.: Просвещение, 1980.

  24. Падалко Н.В., Федорова В.Н., Шапошников Н.И. и др. Методика обучения ботанике. – М.: Просвещение, 1982.

  25. Резанов А.А. Биология человека. 800 тестов. – М.: Издат-школа, 1999.

  26. Резанов А.Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7 – 8 класс. – М.: Издат-школа, 1999.

  27. Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М.: Просвещение, 1981.

  28. Рыков Н.А. Руководство к практическим занятиям по методике преподавания зоологии. – М.: Просвещение,1976.

  29. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. – М.: Просвещение, 1980.

  30. Хрипков А.Г. и др. Биология. Человек и его здоровье. 9 кл. Метод. Пособие. – М.: Просвещение, 1999.

  31. Шалаев В.Ф. и др. Методика обучения зоологии. – М.: просвещение, 1979.

  32. Школьные программы и учебники по биологии, журнал “Биология в школе”.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Предлагаемые тесты для текущего контроля можно использовать как срезовые контрольные работы для предварительной проверки усвоения знаний студентами по данной дисциплине.

Тесты оформлены в готовой тестовой оболочке, и оценка знаний проводится по шкале, представленной в ней с учетом правильно выполненных тестовых заданий. Перед устным экзаменом проводится итоговая контрольная работа. Тестирование студентов проводится во время полусеместровой аттестации, предлагаемые тесты для текущего контроля можно использовать как срезовые контрольные работы для предварительной проверки усвоения знаний студентами по данной дисциплине. Тесты разработаны по всей дисциплине и содержат в себе задания открытого и закрытого типов.

Итоговая контрольная работа по разделу проводится в письменной форме. В ней содержатся задания открытого (дайте определение), закрытого (выберите правильный ответ) типов, задание на соответствие (установите соответствие между…). В контрольную работу включено творческое задание, предполагающее развитие творческого и логического мышления студента.

Экзамен проводится по вопросам, с которыми студенты знакомятся заранее. Сдача экзамена проводится во время, отведенное согласно разработанному деканатом графику сессии. Экзамен проводится по экзаменационным билетам, студент отвечает на вопросы в виде собеседования с преподавателем.

Экзамен проводится по экзаменационным билетам, содержащим три вопроса.

Примерные вопросы к зачету

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ:

  1. Краткая история становления методики биологии. Особенности современного периода.

  2. Содержание биологического образования, компоненты, их характеристика.

  3. Понятия и термины. Классификация понятий, примеры понятий.

  4. Теория развития биологических понятий. Условий их развития.

  5. Работа с терминами и понятиями на уроке и в домашнем задании по биологии.

  6. Методы и методические приемы обучения биологии. Классификация и выбор методов.

  7. Развитие и сочетание методов обучения биологии.

  8. Межпредметные и внутрипредметные связи разделов школьной биологии.

  9. Средства обучения. Классификация средств обучения и их примеры.

  10. Комплексное использование средств наглядности в обучении биологии.

  11. Особенности методики уроков с разным (анатомическим, морфологическим, физиологическим) содержанием в разделе «Растения».

  12. Анализ учебно-методического комплекса на примере раздела «Растения».

  13. Функции учебников на примере учебников раздела «Растения».

  14. Требования к рисункам. Зарисовать растительную клетку и подписать рисунок.

  15. Структура комбинированно урока по биологии.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО АУДИОВИЗУАЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Интерактивные технологии обучения.

2. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий.

3. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий.

4. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

5. Методика применения аудио-, видео- и компьютерных пособий в обучении биологии.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

  1. Информатизация образования. Использование ИКТ в обучении.

  2. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

  3. Положительные аспекты внедрения средств ИКТ в образование.

  4. Негативные последствия внедрения средств ИКТ в образование.

  5. Построение и классификация учебных пособий.

  6. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

  7. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.

  8. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

  9. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.

  10. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Основы биоиндикации Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы биоиндикации» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин блока ДС учебного
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС 20.4 Закономерности изменчивости животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 02.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изменчивость живых организмов привлекало внимание исследователей еще со времен Уолиса и Дарвина. У нас, в России, где дарвинизм был воспринят и оценен по достоинству значительно раньше, чем в других странах, благодаря плеяде русских
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине генетика и селекция (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 020201.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине генетика и селекция (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа по дисциплине «Экология растений» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначается для студентов специальности: 050102.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Пятая редакция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин ЯФ АТ и СО Протокол №_ от сентября 20__ г
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине (87)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно–методический комплекс составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040100 «Социальная работа».
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «биология».

Другие похожие документы..