Проектная работа на уроках немецкого языка и во внеурочное время

Рогачева А.В., Шеванова Т.С.

МОУ «СОШ №12 с УИОП»

г. Старый Оскол

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Основу профессионализма у любого учителя составляет его методическая компетенция: «умение планировать свою педагогическую деятельность, владение широким спектром методических приемов и умение адекватно использовать их применительно к возрасту учащихся и поставленным целям обучения…» [5, с.63].

Одним из наиболее эффективных методов при изучении немецкого языка принято считать метод проектов, который нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Автором данного метода считается американский философ и педагог Джон Дьюи, идеи которого развивались впоследствии его учениками и последователями. Первые проекты ставили своей задачей приобщение учащихся к реальной трудовой деятельности на производстве, в сельском хозяйстве и носили комплексный характер. Новое рождение метода проектов как альтернативного классно-урочной системе произошло в 60-70е годы.

Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом может стать проектная работа.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению немецкого языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению ИЯ. Современные подходы к обучению языка подчеркивают важность сотрудничества и взаимоотношения между учениками как мотивирующего фактора. [3, с.38].

Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активирует истинное учение учеников, потому что метод личностно ориентирован, самомотивирует, использует многие дидактические приемы, позволяет учиться на собственном опыте, соответствует целям педагога и, наконец, приносит удовлетворение ученикам, которые видят продукт собственного творчества. Также главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса.

Данная методика является также и игровым методом (проводятся учебно-ролевые игры при обучении ИЯ на младшей и средней ступени); и исследовательским методом, особенно в старших классах (исследуется реальное положение дел в любой из сфер жизнедеятельности человека: проекты, посвященные исследованию экологической ситуации в конкретном регионе; выпуск различных информационных бюллетеней, школьных и классных газет; ведение переписки, обмен посылками; организация вечеров, встреч с зарубежными гостями; подготовка и оформление различных выставок; организация театра, оформление страницы в Интернете и т.п.). В процессе совершенствуется речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Овладевая культурой проектирования, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Роль учителя – стать организатором общения, помощником и речевым партнером учащихся. «Следует опираться на положительные эмоции!»- вот девиз учителя. И здесь главное – это те эмоции, которые возникают у учащихся от всей организованной работы. С полным основанием можно сформулировать требования к учителю: он должен излучать радость, быть открытым и искренним, отзывчивым, готовым прийти на помощь, не скупиться на улыбку и похвалу. Главным действующим лицом на уроке должен быть ученик, чувствующий себя комфортно, принимающий активное участие в обсуждении темы урока. От этих главных критериев зависит успех проекта.

Таким образом, к основным принципам проекта как метода можно отнести:

  1. связь идеи проекта с реальной жизнью;

  2. интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;

  3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;

  4. самоорганизация и ответственность участников проекта;

  5. нацеленность на создание конкретного продукта;

  6. монопредметный и межпредметный характер проектов;

  7. временная и структурная завершенность проекта. [5, с.64].

Для проекта характерна строгая структурированность. Чаще всего выделяют три основных структурных элемента проекта: подготовительный, основной и заключительный. Иногда к нему дополняется этап практического использования результатов, полученных в ходе проекта. [5, с.67]. Внутри этих этапов выделяются отдельные шаги, нацеленные на решение конкретных задач. Количество конкретных шагов может быть различно и зависит от содержания проекта.

Проектная работа, осуществляемая в нашей школе, состоит из пяти этапов.

1 этап – планирование в классе: школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, разделяются на группы, причем каждая формируется с учетом психологической совместимости, где есть сильный ученик, средний и слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый учащийся получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта ученики приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

2 этап – выполнение проекта: обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, делают аудио- и видеозаписи, собирают печатный и иллюстрированный материал. Главная задача – сбор информации, при котором используются все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование.

3 этап – возвращение в класс: здесь ученики дооформляют свои проекты, используя ножницы, линейки, клей, картинки, фломастеры и т.д.

4 этап – презентация проекта: способ презентации будет во многом зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ или устная презентация.

5 этап – контроль: при выставлении оценки за работу ученика необходимо помнить два принципа: 1) язык – это только составная часть всего проекта. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации. 2) Не исправлять ошибки в конечном варианте проекта чернилами. Ведь проект – работа, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученик захочет сохранить ее для себя.

Как же применяется метод проекта на уроках немецкого языка? Прежде следует подобрать темы, которые будут наиболее интересны для учащихся при выполнении проекта. Далее необходимо сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта. Уже на начальном этапе обучения языку можно предложить темы, при прохождении которых уместно использовать проектный метод. При изучении тем «Meine Familie», «Ich und meine Freunde», «Meine Freizeit», «Hobbys», «Die Ferien» учащимся предлагается участие в краткосрочных проектах, упрощенных по оформлению. В 6 классе продолжается проектная работа по темам «Der Herbst auf dem Lande», «Unsere Schule». В проект «Der Herbst auf dem Lande» входит мини-проект «Unser Obst- und Gemüsegarten». Можно также использовать дополнительный материал «Draußen ist Blätterfall». Класс делится на 3 микрогруппы по 3-4 человека.

«Obst» - 1-я микрогруппа,

«Gemüse» - 2-я микрогруппа,

«Draußen ist Blätterfall» - 3-я микрогруппа.

На первом уроке нужно объяснить детям цели и план работы над этим проектом. Потом побеседовать о погоде, выяснить, кто из детей любит это время года – осень, и почему. Можно сходить в школьный сад и обсудить, что мы там видим.

На втором уроке в классе работаем над лексикой по теме, составляем диалоги и микро-рассуждения по теме. Во время работы над проектом дети делают рисунки, гербарии, муляжи; собирают стихи, рассказы, игры, загадки пословицы на немецком языке об овощах, фруктах, о погоде осенью. Опираясь на аутентичные тексты, дети стараются сами сочинять сказки, маленькие рассказы, обмениваются мнениями, разыгрывают ситуации на иностранном языке.

На презентации мини-проектов ученики приглашают на урок учащихся из параллельных классов. Ученики одеты в костюмы фруктов, овощей, цветов, сшитых на уроке труда. С помощью интерактивной доски, коллажа участники рассказывают о своем любимом цветке, овоще или фрукте, представляют рецепты салатов и овощных блюд. В ходе беседы хозяева и гости обмениваются мнениями. Здесь же зачитываются рассказы, загадки, сочиненные детьми. Можно организовать различные игры: «In unserem Schulgarten», «Mein Obstsalat».

В старших классах проекты усложняются соответственно по форме и содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, конечно, увеличивается время на их подготовку.

Можно сделать вывод, что если целенаправленно и систематически использовать в работе при изучении немецкого языка метод проектов, то эффективность будет очень высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, работа со словарем и другими источниками, совершенствуются умения в устной и письменной речи, развиваются коммуникативные навыки, умение вести дискуссию на немецком языке. Проектная методика способствует совершенствованию уровня владения страноведческой информацией. А компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы для построения эффективной коммуникации всех участников проекта. Высоко оценивая образовательную эффективность метода, следует все же предостеречь от чрезмерного увлечения им. Слишком частое обращение к проектам ведет к быстрому утомлению обучаемых и нежеланию принимать активное участие в них.

Литература

1) Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // Иностранные языки в

школе. №2, 1998. с.28.

2) Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: АРКТИ, 2003.192 с.

3) Душеина Т.В. Проектная методика на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. №5, 2003. с.38-41.

4) Кабинет иностранного языка / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.208 с.

5) Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проекта // Иностранные языки в школе. №5, 2000. с.63-68.

  1. Программа конференции включает следующие темы для обсуждения: Проектная работа на уроках немецкого языка и во внеурочное время

    Программа
    Уважаемые коллеги, кафедра немецкого языка Белгородского государственного университета приглашает Вас принять участие в областной научно-практической конференции (с международным участием) «Инновационные технологии в преподавании немецкого
  2. Обеспечение и повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках иностранного языка и во внеурочное время

    Урок
    Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации.
  3. Применение проектной методики на урок

    Урок
    Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. В наше время широко развиваются деловые и культурные связи с немецкоязычными странами, поэтому умение общаться на немецком языке,
  4. Проектная деятельность на уроках иностранного языка

    Урок
    Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются
  5. Развитие личности учащихся, формирование умений ориентироваться в современном социуме на основе исторического знания на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

    Урок
    Тема: Развитие личности учащихся, формирование умений ориентироваться в современном социуме на основе исторического знания на уроках истории, обществознания
  6. Применение современных образовательных технологий на уроках немецкого языка

    Урок
    Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к предмету “Иностранный язык” эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно,
  7. Исследовательский проект «о рейн, великий и могучий! В чем же сила твоя?» на уроке немецкого языка

    Урок
    Наш исследовательский проект называется «О Рейн, великий и могучий! В чем же сила твоя?». Сколько в этих словах завораживающей и бездонной глубины, уверенности в завтрашнем дне, надежды на благополучие и одновременно загадочности.
  8. Проектная работа как важный фактор контроля

    Документ
    Передо мной стоит проблема, как заинтересовать учащихся своим предметом, как лучше показать и доказать им значимость изучения английского языка на современном этапе.
  9. 6 октября 2011 г. Открытие VIII областного педагогического марафона День учителя биологии и экологии Развитие учительского потенциала как условие реализации профессиональной компетентности Дата проведения (1)

    Документ
    Место проведения: МОУ «Лицей № 92», тел. 46-75-84; г. Омск, ул. Ангарская,7. Проезд до остановки «Хлебозавод» троллейбусами 3,4, 7, 11, 12; автобусами 109, 79, 68; маршрутным такси в сторону ж.

Другие похожие документы..