Программа дисциплины экономика и политика индии для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА ИНДИИ

для направления 030700.62 «Международные отношения»

подготовки бакалавра

Автор:

Лунев С.И., доктор исторических наук, профессор МГИМО МИД РФ

(skorf@)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
факультета мировой экономики и мировой политики
мировой политики

Председатель Кудров В.М. Зав. кафедрой Кортунов С.В.

_____________________________ _______________________________

« 21 » октября 2010 г. «____»___________________2010 г.

Утверждена УС факультета

мировой экономики и мировой политики

Ученый секретарь Вериго С.А.

_________________________________

« 30 » ноября 2010 г.

Москва, 2010г.

Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С.И.

Общие сведения об учебном курсе.

Настоящий курс «Экономика и политика Индии» предназначен для студентов третьего курса специальности «Мировая экономика» факультета мировой экономики и мировой политики. Курс читается в первом и втором семестрах (модули 1-4). Продолжительность курса составляет 120 часов лекционных занятий. Он включает занятия по экономике и истории Индии, экономической географии, внутренней политике, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности. Второй модуль завершается зачетом и написанием эссе, а четвёртый модуль - подготовкой реферата по избранной студентом теме и общим экзаменом по курсу.

Цель курса состоит в комплексном ознакомлении студентов с историческими процессами в Южной Азии в доколониальный и колониальный периоды – в контексте всемирно-исторического процесса - с политическим, экономическим и духовным развитием Южной Азии; со спецификой индийской цивилизации; с природными и людскими ресурсами; с особенностями социально-экономической системы; ее экономическим и научно-техническим потенциалом; с особенностями экономического регионального развития страны; с основными тенденциями и факторами хозяйственного развития страны; с актуальными проблемами индийской экономической политики; с основными тенденциями эволюции политической системы, политической культуры и основных правовых институтов в Индии после достижения ею независимости; с геополитическими характеристиками Индии; с национальным и религиозным составом; с политико-географической картой современной Индии и проблемами федеративных отношений; с основными факторами и ведущими тенденциями международной деятельности Индии, ее местом и ролью в мировой политической и экономической системе.

Аннотация. Индия, бесспорно, уже вошла в состав мировых держав и превратилась в особую подсистему международных отношений. За последние полвека особо впечатляющих успехов Индия добилась в социально-экономической сфере. Средний ежегодный рост ВВП в Индии составил за последние 10 лет – более 7%, и страна вышла на четвертое место в мире по объему экономики, исчисленному по паритету покупательной способности. Прогнозы о дальнейшем росте южноазиатской страны на 5-5,5% в год являются средневзвешенными. Основой роста ВВП в Индии остаются внутренние источники.

Основной проблемой, вставшей сейчас перед Индией, стала возможность переноса нового возникающего строя Севера, где утверждается «экономика, основанная на знаниях». Для Индии свойственна самая высокая степень культурной динамики и научно-технической автономности среди развивающихся государств. В техническом плане Индия показала способность осваивать импортные высокие технологии и создавать свои. Страна добилась колоссального прорыва в сфере информационных технологий. Но огромным препятствием для Индии в плане создания нового общества является объективная социально-экономическая ситуация. Наличие огромного массива неквалифицированного (и часто неграмотного) населения не позволяет ей использовать многие модели развитых стран.

Радикальные перемены произошли в Индии и в социальной сфере, хотя, безусловно, перед страной по-прежнему стоят крайне сложные вопросы (проблема бедности, безработицы). Особое внимание следует уделить существованию кастовой системы, функционирующей в течение тысячелетий, что привело к значительной корреляции социального и экономического статуса (бедные в своей подавляющей массе происходят из традиционно бедных страт общества). Кастовая дискриминация была отменена законом полвека назад, но многие эксперты полагают, что она сохраняется. Политика индийских правительств после завоевания независимости была направлена на улучшение положения обездоленных, что вело к постепенной интеграции низов общества в политическую и социальную жизнь. В Индии в целом происходит размывание кастовой системы, что позитивно с гуманистической точки зрения, но достаточно негативно – с социально-политической. Кастовая система железным обручем стягивала общество и играла важнейшую роль в плане смягчения социальной напряженности.

С политической точки зрения, авторитет Индии на мировой арене продолжает серьезно расти, свидетельством чего являются разговоры о предоставлении стране места постоянного члена СБ ООН, о возможности ее включения в «Восьмерку» и т.д.

Продолжение независимого внешнеполитического курса считается по-прежнему крайне значимым для повышения статуса Республики. Особые опасения в Индии вызывают перспективы установления однополярного мира. При этом всемерное расширение экономических взаимосвязей с развитыми державами (Севером) стало одним из главных направлений с начала 90-х годов.

С военной точки зрения, Индия является одной из крупнейших военных держав мира (3-е место в мире по количеству военнослужащих). Индия стала ядерной державой еще в 1974 г., а сейчас в распоряжении Индии может находиться более 100 атомных боезарядов. В стране активно развивается ракетная программа.

Для индийской цивилизации свойствен срединный путь - развитие по широкому полю, но довольно далеко от чисто коллективистского и индивидуалистского векторов. При всех существенных отличиях от западной модели, именно определенная близость к западной цивилизации по подходу к фундаментальным проблемам и позволила Индии установить политическую систему, которая - по сравнению почти со всеми странами Юга - наиболее соответствует большинству западных параметров. Индия дает нам пример весьма успешной демократизации. По-видимому, определяющую роль играют особенности индийской цивилизации.

Перед страной по-прежнему стоят острейшие экономические, социальные и политические проблемы, однако на своем крайне длительном историческом пути Индия не раз сталкивалась с еще большими трудностями, и каждый раз их достаточно успешно преодолевала, сохраняя в целом свою цивилизационную парадигму.

Учебные задачи курса:

- дать студентам общее представление об историческом процессе в Южной Азии;

- объяснить основные характеристики индийской цивилизации и вскрыть разнонаправленную культурную динамику;

- осветить ситуацию с природными и людскими ресурсами;

- изучить особенности социально-экономической системы и экономического и научно-технического потенциала;

- проанализировать специфику экономического регионального развития страны;

- проследить основные тенденции и факторы хозяйственного развития страны;

- раскрыть актуальные проблемы индийской экономической политики;

- получить понимание студентами общих закономерностей формирования и эволюции политической культуры и политического развития стран Южной Азии;

- предоставить конкретную информацию о законодательной, исполнительной и судебной власти; местном самоуправлении; роли религий в политической культуре и политическом процессе; принципах государственного управления; механизме принятия решений; эволюции партийно-политической структур, ведущих политических лидерах; особенностях индийского федерализма;

- осветить особенности экономической и политической географии различных регионов Индии; физико-географические и природные условия Индии;

- дать целостные сведения о социальном развитии Индии;

- проследить демографическую ситуацию и проанализировать национальный и религиозный состав;

- изучить основные факторы и ведущие тенденции международной деятельности Индии, ее место и роль в мировой политической и экономической системе;

- развивать навыки самостоятельной работы по изучаемому региону и способности как критического осмысления текстов, написанных с различных политико-идеологических позиций, так и независимо оценивать вопросы, связанные с ходом событий;

- добиться свободного владения понятийным аппаратом; развивать навыки устной речи по академическим проблемам и письменных работ.

Требования к уровню освоения:

После изучения данного курса студент должен иметь базовые знания по экономике Индии, ее истории, внутренней и внешней политике, по экономическим и политическим процессам и экономической географии; о роли и месте Индии в мировой политике и экономике. Настоящий курс, наряду с другими курсами социогуманитарного образования, должен способствовать формированию у студентов целостного представления о развитии общества, о закономерностях всемирно-исторического процесса и о специфике проявлений этих закономерностей в отдельных странах.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы и тематика

Всего часов

Аудиторные часы. Лекции

Самостоятельная

работа

Тема I

История и цивилизация Индии

32

20

12

1.

Современная Индия в мировой экономической и политической системе: общая характеристика

6

4

2

2.

Индия в доколониальный период

6

4

2

3.

Индия в колониальный период

6

4

2

4.

Индия после завоевания независимости

8

4

4

5.

Основные цивилизационные характеристики Индии

6

4

2

Тема II

Экономическое развитие Индии в независимый период

18

10

8

6.

Экономический курс Джавахарлала Неру

4

2

2

7.

Перемены в экономической политике (1964-1991 гг.)

6

4

2

8.

Экономическая либерализация в постбиполярный период

8

4

4

Тема III

Экономическая география Индии

28

14

14

9.

Природные ресурсы Индии

4

2

2

10.

Людские ресурсы

8

4

4

11.

Особенности регионального экономического развития страны

16

8

8

Тема IV

Основные параметры экономического развития Индии

68

36

32

12.

Основные принципы экономической политики

8

4

4

13.

Основные экономические показатели

4

2

2

14.

Аграрная экономика

14

8

6

15.

Экономическая и социальная структура обрабатывающей промышленности

8

4

4

16.

Энергетика

14

8

6

17.

Экономическая инфраструктура

8

4

4

18.

Научно-технический потенциал и инновационная экономика

8

4

4

Перспективы экономического развития Индии

4

2

2

Тема V

Финансовые проблемы

18

10

8

19.

Денежно-кредитная и валютная политика. Банковская система

12

6

6

20.

Налогово-бюджетная система

6

4

2

Тема VI.

Политические процессы и политическая система Индии

28

16

12

21.

Государственно-политическое устройство. Общая характеристика

4

2

2

22.

Политическая культура Индии и ее особенности

4

2

2

23.

Законодательная и исполнительная ветви власти

4

2

2

24.

Партийно-политическая структура

6

4

2

25.

Федерализм в Индии

6

4

2

25.

Социальная политика на федеральном уровне и в регионах

4

2

2

Тема VII.

Внешняя политика Индии и внешнеэкономические связи

24

14

10

27.

Основные векторы внешней политики Индии

4

2

2

28.

Политика Индии в Южной и Восточной Азии

4

2

2

29.

Американо-индийские отношения

4

2

2

30.

Российско-индийские отношения

6

4

2

31.

Внешняя торговля Индии и иностранные инвестиции

3

2

1

32.

СААРК: формирование, организация, направления деятельности

3

2

1

Зачет

Экзамен

Эссе

Реферат

Итого:

216

120

96

Базовый учебник отсутствует.

  1. Программа дисциплины экономика и политика индии для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра (2)

    Программа дисциплины
    Цель курса состоит в комплексном ознакомлении студентов с историческими процессами в Южной Азии в доколониальный и колониальный периоды – в контексте всемирно-исторического процесса - с политическим, экономическим и духовным развитием Южной Азии; со
  2. Программа дисциплины Экономика и политика Канады для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовка бакалавра Автор программы: Соколов В. И., доцент, к э. н (1)

    Программа дисциплины
    Дисциплина читается студентам третьего курса по направлению «Международные отношения» Факультета мировой экономики и мировой политики. Продолжительность курса составляет 216 учебных часов, в том числе 120 часов лекционных и семинарских занятий.
  3. Программа дисциплины Экономика и политика Канады для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовка бакалавра Автор программы: Соколов В. И., доцент, к э. н (2)

    Программа дисциплины
    Изучить особенности канадской модели политического и социально-экономического развития; основные тенденции развития экономики Канады и ее международных связей в условиях углубления мировых интеграционных процессов и расширения миграционных
  4. Программа дисциплины Экономика и политика Китая для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор: Мозиас П. М., доцент, к э. н. (pmozias@hse ru) (1)

    Программа дисциплины
    Цель курса – сформировать у слушателей представление о специфике китайского социума и тенденциях развития китайской экономики, снабдить их набором необходимых знаний о современном состоянии народного хозяйства КНР, выработать навыки
  5. Программа дисциплины Экономика и политика Китая для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор: Мозиас П. М., доцент, к э. н. (pmozias@hse ru) (2)

    Программа дисциплины
    Цель курса – сформировать у слушателей представление о специфике китайского социума и тенденциях развития китайской экономики, снабдить их набором необходимых знаний о современном состоянии народного хозяйства КНР, выработать навыки
  6. Программа дисциплины «Страновые особенности ведения бизнеса» для направления 030700. 62 «Международные отношения»

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления специальности 030700.62 Международные отношения – 4 курс, изучающих дисциплину «Страновые особенности ведения бизнеса».
  7. Программа дисциплины «Экономика и политика стран юго-восточной азии» для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор: д и. н. Канаев Евгений Александрович

    Программа дисциплины
    Дисциплина предназначена для студентов третьего курса по направлению «Международные отношения» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является дисциплиной по выбору.
  8. Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра (1)

    Программа дисциплины
    Курс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на 3 курсе обучения по направлению «Международные отношения» в качестве лекционного по выбору.
  9. Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра (2)

    Программа дисциплины
    Цель курса состоит, во-первых, в том, чтобы дать студентам общие представления о наиболее крупных и значимых религиях мира, их социальной этике и отношении к труду, собственности и богатству.

Другие похожие документы..