Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ)

На правах рукописи

Усмон Давлат

Исламский фактор в политическом процессе

России и Таджикистана (сравнительный анализ)

Специальность:

23.00.02 – политические институты, этнополитическая

конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва – 2008

Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Комаровский Владимир Савельевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Васильева Ольга Юрьевна

кандидат политических наук

Рожков Сергей Владимирович

Ведущая организация: Российско-Таджикский (славянский)

университет)

Защита состоится 22 апреля 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.12 при Российской академии государственной службы при Президенте РФ по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84, 2-й учебный корпус, аудитория_____.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Автореферат разослан ____________2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.С. Фалина

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Большинство государств, возникших на постсоветском пространстве, переживают сейчас сложный и неоднозначный процесс национального возрождения, стабилизации новых социально-экономических отношений, достижения консенсуса различных общественных групп. Это в полной мере относится и к Таджикистану, представляющему собой весьма фрагментированное общество с крайне слабой национальной идентификацией и пережившему недавно период кровопролитной гражданской войны. В той или иной мере это относится и к России.

Значительную роль в процессе стабилизации и интеграции обществ, достижении политического согласия играет религия. И это вполне закономерно. Различные конфессии имеют многовековой опыт общения, как с отдельной личностью, так и с обществом в целом. Религиозные лидеры хорошо чувствуют и понимают настроения и потребности масс. Но особенно важно то, что религиозные учения располагают мощным интеллектуальным, духовным, гуманистическим потенциалом. Поэтому без исследования проблем взаимодействия и взаимовлияния религии и политики едва ли возможно понимание современного мира.

Особенную активность в современных политических процессах проявляет ислам – самая «молодая» из мировых религий. Число его приверженцев из года в год растет. Ислам оказывает серьезное влияние на умы и сердца сотен миллионов людей в странах Азии и Африки, и с ним необходимо считаться как с реальной силой. Нельзя не отметить, что политическая и интеллектуальная активность мусульман нарастает в странах не только Востока, но и Запада. Исламское возрождение идет и в России.

В то же время укрепление позиций ислама вызывает непростую реакцию в мировом общественном мнении. Масштабное социологическое исследование, проведенное в 2006 г. в 15 странах мира, показало, насколько велико взаимное недоверие в отношениях между мусульманами и представителями западного мира. Большинство опрошенных отметили, что между западным и восточным – мусульманским мирами сложились крайне негативные отношения. Тревогу бьют 55% американцев и более 63% европейцев. В России отношения между мусульманами и немусульманами в целом хорошими считают 18% опрошенных, в целом плохими – 53%.1

Данные Фонда «Общественное мнение» также свидетельствуют о том, что в общественном сознании россиян присутствует настороженное отношение к исламу: 39% респондентов полагают, что ислам играет отрицательную роль в современном мире.2 На формирование такого отношения в первую очередь повлияла деятельность исламских экстремистских организаций.

Реакция общественного мнения на деятельность таких организаций понятна. Но вполне очевидно и то, что мир ислама не един. Исследователям предстоит ответить на ряд вопросов. Действительно ли ислам содержит в себе преимущественно конфликтный потенциал, вступающий в противоречие с устоями современного общества и государства? Какие проявления ислама представляют публичный интерес и могут иметь последствия, значимые для политических процессов в Республике Таджикистан и России?

Поиск ответов на эти вопросы представляется весьма своевременным, ибо даже в России с ее развитой востоковедческой традицией ислам пока не стал предметом релевантных политико-социальных исследований. Неизвестна даже точная численность мусульман в Российской Федерации, так как существующие способы оценки основываются на этнических критериях, а собственно религиозный фактор в большинстве случаев подменяется этническим.3

Исследование указанной проблемы в компаративном ключе актуально и потому, что сохраняющаяся социальная напряженность в обществе, продолжающиеся межэтнические и межконфессиальные конфликты, настроения сепаратизма и религиозного экстремизма являются прямыми угрозами национальной безопасности и для Таджикистана, и для России.1

Степень научной разработанности проблемы. Обращение к различным источникам по политологии показывает, что, анализируя взаимоотношения политики с другими общественными сферами, авторы концентрируют свои усилия, прежде всего, на рассмотрении взаимодействия политики и экономики, политики и права, политики и морали. Соотношению же религии и политики уделяется намного меньше внимания. Об общих проблемах взаимодействия и взаимосвязи религии и политики пишет небольшое число российских исследователей – М.Мчедлов, А.Нуруллаев, К.Долгов, Л.Васильев и некоторые другие.2 Они отмечают, что религия была и продолжает оставаться одной из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирование мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее - на их политическое сознание и политическое поведение. Подчеркивается, что влияние религии обнаруживается и в процессах принятия государственной властью политических решений.

Особый интерес в данной группе научных источников представляет недавно вышедшая книга политических мемуаров Мадлен Олбрайт. В книге проанализирован уникальный опыт конструктивного взаимодействия бывшего госсекретаря США с руководителями тех стран, решающее влияние на политическую жизнь которых оказывают различные религиозные верования.3

Вопросы взаимоотношений политики и ислама нашли отражение в публикациях известных российских специалистов А.Игнатенко, А.Малашенко, Г.Мирского, Л. Сюкияйнена, Р.Абдулатипова и др. В их трудах освещаются не только вероучительные аспекты ислама как религии, но и его социальные, политико-правовые, экономические и культурные основы, ренессанс ислама в постсоветской России, взаимоотношения российских мусульман с православной церковью, государством.1

Проблемы воздействия ислама на политические процессы в центрально-азиатском регионе, истоков и перспектив его радикализации обстоятельно представлены как в российской, так и в таджикской научной литературе. Здесь следует выделить работы М.Олимова и С.Олимовой, А.Князева, В. Ахмедова, М.Раджабы, И.Звягельской, Р.Абазова и других авторитетных специалистов.2

В диссертации широко использовались работы, принадлежащие представителям не только светской мысли, но и различных течений ислама. Их авторы – имам Рухула Мусави Хомейни, Саид Кутб, Сайид Абуль А`ля Маудуди и другие богословы – излагают свое представление о задачах, которые стоят перед мусульманами в политической, социальной и культурной сферах. Разноголосица в модернистских или фундаменталистских трактовках ислама и стоящих перед ним задач определяет как сложности выстраивания отношений с исламским сообществом, так и безусловное существование исламской цивилизации.3

Большим подспорьем для диссертанта стали труды крупнейших представителей западного исламоведения – Джульетто Кьеза, Жиля Кепеля, Оливье Руа, стоящих зачастую на противоположных полюсах научного поиска. Одни из указанных авторов говорят, что политический радикализм – это пройденный этап в развитии ислама, другие, наоборот, утверждают, что политический ислам продолжает набирать силу и не исчезнет, пока большая часть населения мусульманского мира живет в нищете.1

Наличие в научной литературе взаимоисключающих точек зрения как по теоретическим аспектам взаимоотношения ислама и политики, так и в оценке перспектив политического ислама свидетельствует о нерешенности в политической науке целого ряда проблем, имеющих отношение к данной проблематике. Существенный вклад в разрешение этих проблем мог бы внести сравнительный анализ роли исламского фактора в политическом процессе различных стран постсоветского пространства.

Рабочая гипотеза исследований. Диссертант исходит из того, что в России и Таджикистане ислам стал существенным фактором общественной и политической жизни. Действие этого фактора нельзя сводить к реализации экстремистских целей определенными группами последователей ислама. Он значительно шире - включает политическую деятельность умеренных исламских сил. Таджикистан стал первой и пока единственной на постсоветском пространстве страной, легализовавшей деятельность умеренной исламской оппозиции – Партия исламского возрождения Таджикистана – и привлекшей ее представителей к управлению государством. Вследствие этого Таджикистану удалось существенно продвинуться в решении ряда национальных задач. По предположению диссертанта, таджикская модель использования конструктивного потенциала ислама, интеграции на его основе разделенного общества представляет несомненный интерес и для России, поскольку ислам является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов граждан. В исламе заложен потенциал, работающий не на экстремистов, а на демократические силы, способствующий не дестабилизации, а консолидации общества и государства.

Основная цель исследования состоит в проведении сравнительно-политологического анализа значимости и возможностей влияния исламского фактора, прежде всего, исламских организаций на политические процессы в Российской Федерации и Республике Таджикистан, определении направлений и перспектив использования конструктивного потенциала ислама в политической жизни обеих стран.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- охарактеризовать существующую базу научного анализа взаимоотношений политики и религии;

- выявить особенности взаимоотношений политики и религии в исламе;

- проанализировать духовные и институциональные основы активизации ислама в политических процессах Таджикистана и России;

- выявить конструктивный потенциал ислама в политике постсоветских стран Центральной Азии и России;

- проанализировать имеющиеся прогнозы развития общественно-политической ситуации в Центральноазиатском регионе и России в аспекте возрождения ислама.

Объектом исследования является исламский фактор в политической жизни постсоветских центральноазиатских государств и России.

Предметом исследования является участие исламских организаций в политических процессах России и Таджикистана.

Теоретическая основа исследования представлена светскими и богословскими теориями взаимосвязи религии и политики, ислама и политики, роли ислама в новом тысячелетии – концепциями «конца политического ислама» (О. Руа), «постисламизма» (Ж. Кепель), «над культурной международной морали» (Б. Тиби), «большого исламского проекта» (А. Малашенко), «исламского государства» (Абул Али Маудуди), «ислама как срединного пути между капитализмом и коммунизмом» (М. Кутб) и др.

Методологической основой исследований являются положения: Г.В.Ф. Гегеля, который видел в религии одно из трех проявлений абсолютного духа, увеличивающее потенциал эмансипации человека и утверждал, что «религия есть интегрирующий момент глубочайших пластов умонастроения»;1 М. Вебера, считавшего влияние религиозных и этических факторов на ход мировой истории приоритетным2; Т. Парсонса, понимавшего религию как подсистему, с помощью которой поддерживается внутреннее единство и стабильность общества, осуществляются борьба с анемией, угрозой распада социальных связей, обеспечивается эволюция к более высоким системным уровням общественного развития.3

Для обеспечения адекватности используемого методологического арсенала привлекались методологические новации крупнейшего исламского богослова Юсуфа аль-Карзави, дающего современные трактовки проблем демократии, джихада, разделения мира, халифата и др.4

Методы исследований. При написании диссертации использовались философские и общенаучные методы систематизации, классификации, восхождения от абстрактного к конкретному, выявления общего, особенного и специфического. Применялся системный подход, принципы исторического и политического сравнительного анализа, а также историко-политические принципы теоретико-концептуального моделирования, заключающегося в выстраивании на основе фрагментарных положений единой концептуальной схемы исследования.

Эмпирическая база исследования представлена официальными политическими и правовыми документами государственных органов власти, политических партий и общественных движений, выступлениями политических и религиозных лидеров, государственных и общественных деятелей Таджикистана и России, статистикой, данными социологических опросов, публикациями научных изданий общего профиля и специализированных журналов – «Мусульманские лидеры: социальная роль и авторитет», (Душанбе), «Россия и мусульманский мир», (Москва) Использовалась также информация официальных сайтов, российских и таджикских политических партий и общественных организаций, аналитических служб и центров изучения общественного мнения.

  1. Бюллетень новых поступлений за апрель 2008 года (1)

    Бюллетень
    Программирование в пакетах MS Office : учеб. пособие / под ред. С. В. Назарова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 654, [1] с.: ил. - ISBN 978-5-279-02926-6.
  2. Движение исламских фундаменталистов в южном регионе центральной азии (таджикистан, узбекистан )

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.02 по политическим наукам Московского государственного института международных отношений (Университете) МИД России по адресу: 119454, г.
  3. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 858 с Оглавление Предисловие Глава Введение в политическую психологию

    Учебное пособие
    Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  4. Исламский радикализм в контексте проблемы военно-политической безопасности на Северном Кавказ

    Документ
    Деятельность Наркомнаца по развертыванию национально-государственного строительства на Северном Кавказе: состояние и перспективы исследования проблемы
  5. Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета (1)

    Пояснительная записка
    Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него
  6. Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него
  7. Программа и тезисы научно-методической конференции «Востоковедное образование в университетах России» (Москва, 29-31 мая 2000 г.)

    Программа
    д. филол. н., проф. В.Б. Иванов, зав. кафедрой иранской филологии ИСАА при МГУ. Проблемы и перспективы компьютеризации в востоковедении и африканистике.
  8. Наше постсоветское государство и общество переживают длительный глубокий кризис, но ни сами граждане, ни ученые-обществоведы, ни организованные политические пар

    Документ
    Наше постсоветское государство и общество переживают длительный глубокий кризис, но ни сами граждане, ни ученые-обществоведы, ни организованные политические партии до сих пор не могут дать ясного изложения его природы.
  9. Консультативный c овет как институт государственности на территории Таджикистана: историко-правовой анализ

    Документ
    Защита состоится « 1 » июля 2011 г. в14.00 часов на заседании Объединенного диссертационного совета КМ 737.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук при Таджикском национальном университете, по адресу: 734025, г.

Другие похожие документы..