Отчет по проекту: “ Экспериментальная апробация многоступенчатой структуры российского высшего профессионального образования, совместимой с европейской системой высшего образования,

Министерство образования

Российской Федерации

_____________________________________________________ Санкт-Петербургский государственный университет

Утверждаю

________________Л.А.Вербицкая

«_____»__________ 2003 г.

М. П.

ОТЧЕТ

по проекту: “Экспериментальная апробация многоступенчатой структуры российского высшего профессионального образования, совместимой с европейской системой высшего образования, разработка рекомендаций по внесению изменений в нормативные и правовые документы в области высшего образования”.

заключительный

Научный руководитель:

____________И.В. Мурин

г. Санкт-Петербург

2003 г.

РЕФЕРАТ

Основное содержание проекта заключается в подведении предварительных итогов по реализации двухступенчатой системы высшего профессионального образования в вузах Российской Федерации в сравнении с аналогичными системами, существующими в Западной Европе. Сравнительный анализ проводился на материале трех направлений подготовки: биология, социология, география.

В соответствии с Техническим заданием и Календарным планом, работа над проектом осуществлялась в два этапа. В рамках I этапа (сентябрь-октябрь 2003 г.) был проведен сопоставительный анализ содержания и функционирования двухступенчатой системы высшего профессионального образования на материале указанных трех направлений подготовки бакалавров и магистров. Изучалась общая структура учебных программ подготовки бакалавров и магистров, содержание учебных планов, программ дисциплин. В качестве источников выступали имеющиеся публикации и сетевые ресурсы. Была также разработана и разослана в 49 вузов специальная анкета с вопросами относительно имеющегося опыта реализации двухступенчатой системы подготовки бакалавров и магистров по указанным направлениям подготовки.

Предварительный анализ результатов реализации в российских университетах двухступенчатой системы подготовки (бакалавр, магистр) показывает следующее.

Из 1890 высших учебных заведений России подготовка биологов в настоящее время осуществляется в 150 из них. Среди 150 вузов 148 выпускают студентов-специалистов по специальности Биология 011600, 31 вуз выпускает как специалистов, так и бакалавров и магистров по направлению Биология 510600 и 6 вузов выпускают только бакалавров и магистров. Данные по выпуску свидетельствуют, что в большинстве вузов по прежнему идет выпуск специалистов; в 2002 году их количество примерно в 7 раз превысило число выпущенных бакалавров и в 9 раз – магистров.

Подготовка социологов в настоящее время осуществляется в 76 российских вузах. По данным за 2002 г., общая численность студентов, обучающихся в вузах по программам социологической подготовки, составляет 11411 чел, из них 8239 учатся на дневном отделении, а 3172 – на вечернем и заочном отделениях. Количество выпускников в 2002 г. составило 1736 чел, включая 1428 специалистов (85%), 233 бакалавра (13%), 75 магистров (2%). Центрами социологической подготовки выступают РГГУ (983 студента), СПбГУ (570 студентов), МГУ (423 студента), Самарский ГУ (424 студента), Алтайский государственный университет (382 студента), Кубанский ГУ (290 студентов).

Доминирующей образовательной программой ВПО является подготовка специалистов по социологии c присвоением квалификации социолог, преподаватель.

В целом аналогична картина с подготовкой географов.

Таким образом, в нашей стране двухступенчатая система высшей профессиональной подготовки находится еще в стадии становления. Существует множество проблем организационного, содержательного плана, а также информационно-методического сопровождения соответствующих образовательных программ. Государственные стандарты подготовки бакалавров и магистров также еще далеки от совершенства.

Основные результаты сравнительного анализа моделей и содержания подготовки бакалавров и магистров в Российской Федерации, с одной стороны, и в Западной Европе – с другой можно свести к следующим:

В западноевропейских университетах (привлекались данные по нескольким десяткам университетов) – там, где двухступенчатая система уже укоренилась - бакалавр получает более специализированную профессиональную подготовку, имея при этом значительно больше возможностей выбора образовательных траекторий внутри одной и той же образовательной программы. В отличие от бакалавриата, целевая направленность магистерской подготовки в российских университетах и университетах Западной Европы практически одна и та же – глубокая профессиональная подготовка в избранной области, построенная на принципах индивидуализированного обучения. Более близким оказывается и содержание магистерских программ. Вместе с тем существуют серьезные различия в том, какое место занимает институт магистратуры в общей системе высшего профессионального образования в России и в странах Западной Европы. В России обучение в магистратуре весьма жестко увязано с содержанием и направленностью образовательных программ бакалавриата: в госстандарте закреплен весьма ограниченный перечень направлений и специальностей, дающих право на поступление в магистратуру по данному направлению. В то же время в большинстве университетов Западной Европы право претендовать на обучение в магистратуре определяется только наличием степени бакалавра. Отбор же претендентов осуществляется по другим содержательным параметрам (например, анализ CV).

В задание I этапа входила также разработка модернизированных программ подготовки бакалавров и магистров, в том числе с целью их сближения с западноевропейскими аналогами. Программы и предложения по госстандарту представлены. Сравнительный анализ свидетельствует, что имеющиеся расхождения в реализации образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в России и западноевропейских странах не могут быть устранены путем односторонней адаптации российских программ к их западноевропейским аналогам, поскольку они отражают исторически сложившийся опыт российских научно-педагогических школ, а также специфику отечественной переходной экономики с неясными рыночными ориентирами. К тому же участники Болонского процесса на данном этапе его развития и не ставят перед собой задачи создания «единых европейских образовательных программ», а призывают лишь к их совместимости, узнаваемости и прозрачности, а также сопоставимости степеней. Очевидно, что это может быть достигнуто в режиме постоянного диалога на уровне профессиональных сообществ и направленного на достижение этих целей международного сотрудничества.

Одной из особенностей современного отечественного университетского образования является наличие циклов ГСЭ и ЕН, которые в аналогичных западноевропейских программах не представлены вовсе, либо представлены в урезанном и несистематизированном виде. Вынужденно отвлекаясь от различий в объеме среднего образования (11 лет в России и 12-13 в странах Западной Европы), следует отметить, что гуманитарная компонента в программах подготовки бакалавров и магистров естественнонаучных направлений и естественнонаучная компонента в программах гуманитариев – это позитивный опыт отечественной высшей школы, которым нельзя жертвовать в обозримом будущем при сближении российской и западноевропейской систем высшего образования.

В рамках II этапа разработаны предложения, касающиеся изменений и дополнений в нормативные и правовые документы в области высшего образования и предложения по адаптации системы основных образовательных программ высшего профессионального образования России к целям и задачам Болонского процесса. Изложенные предложения преимущественно касаются подготовки кадров в классических университетах.

Работа предназначена для сотрудников органов управления высшим профессиональным образованием, а также для руководящих работников вузов. Выполненные работы полностью соответствуют Техническому заданию и Календарному плану.

Список исполнителей проекта:

Мурин Игорь Васильевич - д.х.н., проф., первый проректор

Касевич Вадим Борисович – д.ф.н., проф., проректор по уч-метод. объединениям

Горлинский Игорь Алексеевич – к.б.н., проф., декан биолого-почвенного факультета

Харазова Александра Давидовна – д.б.н., проф. биолого-почвенного факультета

Шунатова Наталья Николаевна – асс. биолого-почвенного факультета

Паскерова Гита Георгиевна – асс. биолого-почвенного факультета

Минина Вера Николаевна – д.с.н., проф. факультета социологии

Дмитриев Василий Васильевич – д.г.н., проф., декан ф-та географии игеоэкологии

Мовчан Владислав Николаевич – д.б.н., проф. факультета географии и геоэкологии

Пряхина Галина Валентиновна – ст. преп., зам. декана ф-та географии и геоэкологии

Пруель Николай Александрович - д.с.н., проф. факультета социологии

Мельшикова Галина Александровна – к.э.н., доц. факультета социологии

Денисова Юлия Валерьевна – к.с.н., асс. факультета социологии

Демидова Ирина Джаваншировна –к.с.н., доц. факультета журналистики

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение………………………………………………………………………………………8

Основная часть

1. Экспериментальная апробация многоступенчатой структуры российского

высшего профессионального образования, совместимой с европейской системой

высшего образования…………………………………………................................................9

1.1. Сравнительный анализ содержания подготовки бакалавров и магистров

в России и государствах-участниках Болонского процесса по трем направлениям (биология, география, социология).…………………………………………………………9

1.1.1. Сравнительный анализ содержания подготовки бакалавров и магистров

в России и государствах-участниках Болонского процесса по направлению Биология………………………………………………………………………………………9

1.1.1.1. Анализ структуры и содержания основных образовательных программ

ВПО в области биологии в России…………………………………………………………9

1.1.1.2. Анализ структуры и содержания основных образовательных программ

ВПО в области биологии в Западной Европе…………………………………………….12

1.1.2. Сравнительный анализ содержания подготовки бакалавров и магистров

в России и государствах-участниках Болонского процесса по направлению География…………...............................................................................................................24

1.1.2.1. Анализ структуры и содержания основных образовательных программ

ВПО в области географии в России……………………………………………………....24

1.1.2.2. Анализ структуры и содержания основных образовательных программ

ВПО в области географии в Западной Европе…………………………………………...27

1.1.3. Сравнительный анализ содержания подготовки бакалавров и магистров

в России и государствах-участниках Болонского процесса по направлению Социология…………………………………………………………………………………33

1.1.3.1. Анализ структуры и содержания основных образовательных программ

ВПО в области социологии в России……………………………………………………..33

1.1.3.2. Анализ структуры и содержания основных образовательных программ

ВПО в области социологии в Западной Европе………………………………………….40

1.2. Введение и результаты реализации двухступенчатой системы подготовки

бакалавров и магистров по трем направлениям ВПО (биология, география, социология)…………………………………………………………………………………50

1.2.1. Введение и результаты реализации двухступенчатой системы подготовки бакалавров и магистров по направлению Биология……………………………………..50

1.2.2. Введение и результаты реализации двухступенчатой системы подготовки бакалавров и магистров по направлению География…………………………………..51

1.2.3. Введение и результаты реализации двухступенчатой системы подготовки бакалавров и магистров по направлению Социология…………………………………51

1.3. Модернизация программ подготовки бакалавров и магистров с целью

совмещения их с программами европейской системы высшего образования………..55

1.3.1. Модернизация программ подготовки бакалавров и магистров по

направлению Биология с целью совмещения их с программами европейской

системы высшего образования…………………………………………………………..56

1.3.2. Модернизация программ подготовки бакалавров и магистров по

направлению География с целью совмещения их с программами европейской

системы высшего образования…………………………………………………………..61

1.3.3. Модернизация программ подготовки бакалавров и магистров по

направлению Социология с целью совмещения их с программами европейской

системы высшего образования…………………………………………………………..63

2. Разработка рекомендаций по внесению в нормативные правовые документы

в области высшего профессионального образования, приемлемых для

интересов России на основе документов ведущих европейских стран.

Предложения по адаптации системы основных образовательных программ

высшего профессионального образования России к целям и задачам

Болонского процесса……………………………………………………………………..72

3. Предложения по изменению действующего законодательства…………………….77

Заключение………………………………………………………………………………..81

Приложения……………………………………………………………………………….82

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем отчете представлены результаты работы по проекту: «Экспериментальная апробация многоступенчатой структуры высшего профессионального образовании, совместимой с европейской системой высшего образования, разработка рекомендаций по внесению изменений в нормативные и правовые документы в области высшего образования».

Для экспериментальной апробации многоступенчатой структуры высшего образования, использующей перспективный, положительный и приемлемый для интересов России опыт систем высшего образования ведущих европейских стран, была проведена работа по анализу содержания подготовки специалистов, бакалавров и магистров в области социологии и биологии в России и государствах-участников Болонского процесса с целью дальнейшей разработки рекомендаций по внесению изменений в нормативные правовые акты РФ в области высшего профессионального образования приемлемых для России норм из документов ведущих европейских стран; проведен анализ возможностей модернизации программ подготовки бакалавров и магистров по направлениям социологии и биологии в Санкт-Петербургском университете с целью их совмещения с программами ведущих европейских университетов. Разработаны предложения по гармонизации образовательных программ российских и европейских университетов в контексте Болонского процесса.

В приложении приводятся ряд дополнительных материалов - учебные планы, программы учебных дисциплин и др., а также специальные материалы, посвященные анализу социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ ВПО России к задачам Болонского процесса..

  1. Отчет по проекту №38: Разработка рекомендаций по реализации Болонского процесса в российской образовательной системе программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования (1)

    Содержательный отчет
    G. Каковы позиции российской высшей школы с точки зрения ее конкурентоспособности при «открытии границ» в силу присоединения к Болонскому процессу и ВТО?
  2. Отчет по проекту №38: Разработка рекомендаций по реализации Болонского процесса в российской образовательной системе программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования (2)

    Содержательный отчет
    H. Как следует изменить процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, управления качеством образования, чтобы российское высшее образование приобрело максимальную прозрачность и соизмеримость с зарубежными (западноевропейскими)
  3. Программы: «Федерально-региональная политика в науке и образовании» раздел

    Содержательный отчет
    по проекту: «Научно-методическое обеспечение и экспериментальная апробация системы зачетных единиц (кредитов) в многоступенчатой структуре российского высшего профессионального образования,
  4. Отчет направлен на гос регистрацию в винти 29. 10. 2001 №951/01 Инвентарный №

    Содержательный отчет
    «Разработка учебного плана и программ повышения квалификации преподавателей вузов для работы в системе открытого образования по технологиям дистанционного обучения»
  5. Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

    Книга
    Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ.
  6. Материалы к вопросу «О ходе разработки и введении кредитной системы в высшем профессиональном образовании» на заседании Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (26. 12. 2003)

    Документ
    Материалы к вопросу «О ходе разработки и введении кредитной системы в высшем профессиональном образовании» на заседании Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (26.
  7. Среднесрочная программа мероприятий по реализации основных направлений развития Поэтапная интеграция Академии в мировую систему высшего профессионального образования (1)

    Программа
    Современные задачи модернизации образования в России сформулированы Президентом России В.В. Путиным в его речи от 5 сентября 2005 г. и получили свое дальнейшее развитие в правительственной Концепции федеральной целевой программы развития
  8. Среднесрочная программа мероприятий по реализации основных направлений развития Поэтапная интеграция Академии в мировую систему высшего профессионального образования (2)

    Программа
    Современные задачи модернизации образования в России сформулированы Президентом России В.В. Путиным в его речи от 5 сентября 2005 г. и получили свое дальнейшее развитие в правительственной Концепции федеральной целевой программы развития
  9. Высшей школы (1)

    Учебное пособие
    У навчальному посібнику досліджуються предмет і методи педагогіки і психології вищої школи, дидактичні моделі змісту освіти студентів, нові технології та комплексні форми організації навчання.

Другие похожие документы..