Психология религии: основные проблемы и перспективы развития

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В 1959 г. известный американский исследователь психологии религии О. Странк писал, что в свете наблюдаемых тенденций перед психологией религии открыты следующие возможности:

1) психология религии будет поглощена пастырской психологией или превратится в незначительный придаток к ней, т.е. потеряет свое первоначальное лицо как научная дисциплина;

2) психология религии станет частью психоанализа и психиатрии, сводящих всю сложность проблемы к психопатологии;

3) психология религии превратится в один из отделов общей психологии;

4) психология религии станет общим термином для обозначения научного подхода к религии во всех ее аспектах: психологическом, социологическом, психиатрическом, вследствие чего она так разбухнет, что либо развалится, либо станет бессмысленной;

5) психологи религии попытаются в духе первоначальных идей на базе новейших достижений современной психологии заново определить свое лицо как самостоятельной дисциплины1.

И все это после того, как на Западе в 20–30-е гг. XX в. именно с психологией религии связывались наибольшие надежды подлинно научного исследования религии, и после того, как уже в начале века один из по праву признанных вдохновителей психологии религии, Вильям Джемс утверждал, что мы присутствуем (в настоящем времени) при зарождении новой отрасли знания – психологии религии2.

Подобная картина смены всеобщего интереса к психологии религии и энтузиазма по отношению к ней (приблизительно с начала века до 30-х гг.) недоверием и пессимизмом, а также подстраиванием под сложившиеся идеологические стереотипы (до 60–70-х гг.) наблюдалась и в нашей стране. Уже с момента «хрущевской оттепели» начинается постепенное «восхождение» психологии религии и ее стремление к превращению в самостоятельную дисциплину. В одной из первых работ на эту тему, сам термин «психология религии» берется в кавычки и используется не иначе как с эпитетом «буржуазная»3. Правда, уже в 1969 г. словосочетание «психология религии» становится вполне допустимым и даже выносится (тем же автором) в заглавие монографии4.

Это связано с тем, что в 1969 г. прошла Всесоюзная конференция по психологии религии5. Поскольку она проводилась в Институте научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, то понятно, что при этом подразумевалось под «психологией религии», которой ставились задачи «личностного подхода в атеистической работе с верующими и антирелигиозной профилактической работе с подрастающим поколением»6. Но сама психологии религии при этом, хотя и под чутким надзором партии, как бы легализовалась и узаконилась как возможное научное направление в советской психологии. Что немаловажно, изданием материалов этой конференции, открылась возможность публикации и других работ на эту тему (но уже не с таким явно атеистическим характером)7.

В 1974 г. в «Кратком психологическом словаре-хрестоматии», составленном Б.М. Петровым (1974), психология религии только упоминается в подразделе социальной психологии. В «Кратком словаре системы психологических понятий» К.К. Платонова (1981), психологии религии посвящена небольшая, но отдельная статья, с определением ее предмета и задачи и с указанием, что эта отрасль социальной психологии имеет тенденцию стать самостоятельной наукой. Довольно подробная статья о психологии религии приведена и в «Кратком психологическом словаре» под редакцией А.В. Петровского (1985), где уже приводятся и основные направления внутри самой психологии религии: общая теория психологии религии, дифференциальная психология религии, психология религиозных групп, психология религиозного культа, педагогическая психология атеистического воспитания, что соответствовало существовавшим в то время междисциплинарным связям психологии религии с общей, дифференциальной, педагогической и социальной психологией, а также с религиоведением. Эти же направления психологии религии перечисляются и во втором издании словаря8.

Конечно, этот перечень направлений сегодня нуждается в целом ряде дополнений: так, например, крайне важна для психологии религии связь с одной из старейших психологических отраслей – медицинской психологией (а через нее и с психиатрией). Вместе с тем, такие относительно молодые психологические дисциплины как историческая, этническая, политическая, экономическая психология, могли бы дать богатейший фактологический материал для психологии религии.

По большому счету, психология религии связана практически со всеми современными психологическими отраслями и направлениями (которых в настоящее время больше сорока), но в данном случае рассматриваются только некоторые, основные из них (см. схему). Материал излагается по необходимости конспективно, но по возможности с акцентом на его прикладных аспектах.

Социальная

психология


Этно-

психология

Общая

психология

Юридическая

психология

Психологическая

антропология

Экономическая

психология

Дифференциальная

психология


ПСИХОЛОГИЯ

РЕЛИГИИ

Психология

искусства

Возрастная

психология

Психология

творчества

Педагогическая

психология

Психология

науки

Экспериментальная

психология

Психо-

лингвистика

Медицинская

психология

История

психология

1. Социально-психологические проблемы психологии религии заключаются в изучении социально-психологической структуры религиозной группы (общины, прихода, секты), механизмов общения, подражания, установок и их воздействия на сознание, чувства и поведение верующих, а также в изучении динамики коллективных религиозных эмоций, формальных и неформальных отношений в группе. Социально-психологическая проблематика рассматривается в первую очередь не только потому, что психология религии долго находилась «под крылом» социальной психологии, но и в силу познания тех проблем, с которыми сталкивается сегодня Россия, ибо политические, экономические и другие трудности вместе с общей нестабильностью и противоречивостью жизни в конечном счете воздействует на всю систему мировоззрения современного человека, при этом часто выбивая почву из-под его ног, обращая его к мировоззрению околорелигиозному или псевдорелигиозному. Известный русский психиатр В. Кандинский писал в конце XIX в., что в Америке возникают многочисленные секты и учения, часто весьма странные, и что это происходит во время каких-нибудь общественных бедствий и катастроф, например, после наступления финансового кризиса9. Тогда казалось, что чаша сия далека от России, но теперь и в самом ближайшем будущем как бы и в самом деле не оказалось, что мы «догоним и перегоним Запад».

Некоторые работы по теме10.

2. Обще-психологические проблемы психологии религии настолько широки и настолько важны, что фактически открывают новые горизонты развития общей психологии как таковой. Традиционно выделяют три основных класса психических явлений: психические процессы, психические состояния и психологические свойства личности. Остановимся на каждом из них (с точки зрения психологии религии).

Психическиепроцессы (мышление, эмоции, чувства, воля, память, внимание, воображение, фантазия, сенсорика и др.) давно и подробно изучаются психологией, и весь этот богатейший материал можно было бы использовать в психологии религии, что позволило бы решать ее проблемы целостно, избегая обыденных стереотипов. Так, например, существует ничем не оправданный стереотип сведения любой религии к эмоциям, но в разных религиозных направлениях роль эмоционального компонента различна: максимальна в различных мистико-экстатических культах и минимальна в рационализированных религиозных учениях (таких, как, например, конфуцианстве).

Было бы интересно целостносравнить общепсихологическое учение о психических процессах и аналогичное религиозно-психологическое учение (для выявления принципиальных различий и точек соприкосновения). Уже есть пример реализации такого подхода на основе христианского учения о душе11. Большой интерес представляют темы психофизики (сенсорики) и психосоматики, а также психофизиологии и изучения высшей нервной деятельности, в первую очередь функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. Нами готовится сравнительный анализ по этим параметрам основных христианских конфессий: католицизма, протестантизма, православия и старообрядчества.

Учение о психическихсостояниях разработано в психологии не настолько глубоко и подробно как этого хотелось бы (и в плане описания конкретных состояний, и в плане их систематизации), в христианстве же подробно описана целая лестница духовно-психических состояний, среди которых есть и совсем неизвестные. Современная психология пытается изучать «измененные состояния сознания», среди которых есть и религиозные (просветление, экстаз, нирвана, самадхи). В христианстве же имеется описание как благодатных состояний, так и состояний безблагодатных («естественных») и антиблагодатных (антидуховных), знание которых необходимо любому христианину для его правильного духовного и душевного роста.

Изучение психологических свойств личности (темперамента, характера, способностей) является центральным и для психологии в целом, и для психологии религии. При этом изучение феномена религиозной личности было бы принципиально важно и для понимания личности вообще12.

В качестве одного из выводов надо отметить не оцененную еще по достоинству психологами важность и практичность христианского психологического знания. Без всякого преувеличения можно сказать, что христианство имеет свою точку зрения практически на все психические процессы, известные современной психологии, психические состояния и свойства личности. Но при этом, в отличие он нее, христианское психологическое знание сохранило свою практическую направленность и аксиологический подход. Поэтому неудивительно, что в настоящее время вполне востребованы многие казалось бы специально христианские темы: христианские чувства и эмоции (вера, надежда, любовь, смирение и т.д.), проблемы соотношения веры и знания, свободы воли, очищения памяти, развития внимания, ограничения воображения, работы с сенсорикой (охранения и очищения органов чувств), борьбы с псевдодуховными состояниями и многие другие. Психологическое знание составляет в христианстве целое учение, довольно сложное по содержанию и объемное по описанию, требующее внимательного к себе отношения.

Некоторые работы по теме13.

3. Психологическая антропология, сравнительно молодое психологическое направление, но оно особенно важно для психологии религии, для которой необходимо изучение и сравнение антропологических концепций, лежащих в основании разных религиозных направлений, да и самой академической психологии, если она претендует на статус научного направления, полезно рефлексировать свои антропологические основания (что не всегда просто, но всегда весьма поучительно). Не секрет, что на Западе многие новые психологические направления обращаются к оккультной или восточной антропологии – пример тому трансперсональная психология, широко использующая идею переселения душ. В качестве некоей альтернативы данному процессу можно предложить академическим психологам обратиться к сравнению психологической антропологической концепции с христианской антропологией. Христианство является откровением не только о Боге, но и о человеке, христианская антропология сохранила свою целостность и практическую направленность, что было бы просто неоценимо для современной антропологии и психологии (если они по-настоящему захотят обратиться к злободневным проблемам современности). Не только христианская психология, но и психология академическая, невозможна без ее связи с базовым антропологическим знанием. Доказательству и разъяснению этого важнейшего положения посвятил свои труды, и можно сказать всю свою жизнь, Борис Герасимович Ананьев (1907–1972), основатель факультета психологии Ленинградского университета и самой ленинградской психологической школы. Удивительным образом, но ратуя за комплексный и антропологический подход в психологии, Борис Герасимович фактически пытался восстановить должное отношение между психологией и антропологией по принципу соответствующего отношения психологического и антропологического знания внутри христианства. Понятно, что по идеологическим причинам в советское время об этом нельзя было даже заикнуться и глубинная подоплека этого так и осталась «неозвученной» как при жизни, так и после смерти Бориса Герасимовича, но логика фактов – вещь упрямая и говорит сама за себя.

Некоторые работы по теме14.

Интересующиеся современной христианской антропологией могут обратиться к уже опубликованному персоналистическо-библиографическому анализу15, а также к подробному специализированному библиографическому справочнику16, включающему в себя больше 2800 наименований работ.

4. Дифференциально-психологические проблемы психологии религии заключаются в выявлении конкретной психологической типологии религиозных личностей, в изучении особенностей индивидуального религиозного опыта. Этот круг проблем, смыкаясь с проблемами общепсихологического плана, связан со сравнительно-антропологической проблематикой и с сопоставлением религиозных и культурных особенностей. Здесь также было бы интересно описание выдающихся людей в их отношении к религии и в соотнесении с их психическими особенностями, что является частным случаем применения биографического метода (он зародился на Западе и получил там широкое распространение, в России же он пока используется в меньшей степени). На Западе также широко распространены так называемые гендерные исследования (изучение половых различий) и здесь имеется интереснейшая религиозно-психологическая закономерность: женщины религиознее мужчин, и хотя большинство основателей религий – мужчины, но наиболее многочисленные и верные их последователи – женщины (что наблюдалось и в раннем христианстве).

Некоторые работы17.

5. Разнообразны возрастно-психологические проблемы психологии религии. В первую очередь это изучение отношения к религии в связи с возрастом. В первом приближении здесь наблюдается перевернутая колоколообразная кривая вершиной вниз: при минимуме религиозности в юношеском возрасте, когда происходит становление самостоятельности, борьба с авторитетами (в том числе и религиозными), но достаточно выраженном интересе к религии в детстве и возвращение к религии в зрелом возрасте и особенно ближе к старости, когда, как говорится, «пора и о душе подумать». В психологии есть учение о возрастных кризисах и сенситивных периодах, некоторые из них имеют нравственную или мировоззренческую окраску: предметом же психологии религии является их изучение в религиозном аспекте. При этом можно было бы использовать имеющийся христианский опыт душепопечения, в котором учитывают возрастные особенности окормляемых (не только людей зрелого периода и молодежи, но и детей, и пожилых людей).

Некоторые работы18.

6) Педагогическо-психологические проблемы психологии религии конечно же даже в 1985 г. не сводились только к «разработке эффективных методов ведения атеистической работы среди населения»19, тем более теперь и именно теперь, можно попробовать научно обоснованно и методически грамотно (без засилья идеологических догм атеистического плана) изучить место и роль религии в жизни ребенка. Дети нередко играют в религию, повторяя увиденные ими обряды или выдумывая свои собственные, значит, у них есть соответствующая внутренняя потребность. В советское время любили подчеркивать, что нельзя детям насильно навязывать религию (имелись в виду религиозные родители), но существует и другая сторона этой проблемы: нельзя ребенка насильно лишать религии (право на свободное вероисповедание записано в конституции, правда, его относят только к совершеннолетним).

  1. Учебно методический комплекс учебной дисциплины «психология религии» вузовского компонента цикла дс по специальности 030101 философия ростов-на-Дону

    Документ
    Целью спецкурса «Психология религии» является формирование и углубление знаний об истории становления данной религиоведческой дисциплины, кругом ее основных проблем и современных тенденций.
  2. Проблемы и перспективы развития исторической информатики

    Анализ
    Анализ историографии последних лет показывает повышение интереса к теоретическим проблемам исторической информатики: осмыслению закономерностей и этапов ее развития, взаимодействия с другими областями научного знания, перспектив на будущее.
  3. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  4. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (2)

    Документ
    Представления о проектировании и термин «проектирование» используются в различных видах социальной деятельности. Его творчески наполненное содержание может вполне применяться в профилактике делинквентного поведения у несовершеннолетних осужденных.
  5. Xii международная научно-практическая конференция «туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития»

    Документ
  6. Образовательная программа длительного повышения квалификации «Школьное историко-обществоведческое образование: проблемы и перспективы развити я»

    Образовательная программа
    Цель: обновление обучающимися знаний и приобретение дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях введения новых образовательных стандартов.
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031600 реклама и связи с общественностью

    Основная образовательная программа
    В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (64)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,
  9. Основная образовательная программа 050100. 62 «педагогическое оразование» профиль подготовки правовое образование требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Основная образовательная программа
    -способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности,

Другие похожие документы..