Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека

ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2007 ГОДУ

/doc/ezdoc/07.shtml#q

….ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Опыт, накопленный институтом Уполномоченного за десять лет его существования, свидетельствует о том, что очень многие граждане России имеют весьма смутное представление о своих правах и свободах и потому не могут осознанно ими пользоваться. Ситуация, когда люди смиренно просят государство о том, чего должны были бы требовать, увы, типична для нашей страны с ее давними традициями патернализма и чинопочитания. Проблема очень серьезна: неспособность граждан отстаивать свои права развращает государство, объективно препятствует его демократизации. С учетом отмеченной закономерности правовое просвещение в области прав человека не могло не стать одной из важнейших задач Уполномоченного. Итоги работы в области правового просвещения подводить, видимо, еще рано, хотя некоторый прогресс налицо. Косвенным подтверждением этого служит возросшее качество поступающих к Уполномоченному жалоб граждан. Люди постепенно привыкают аргументировать свои претензии к государству в категориях прав и свобод, проявляют зачастую неплохое знание Конституции и законов Российской Федерации.

Со своей стороны, Уполномоченный не устает подчеркивать, что знание прав и свобод человека есть насущная потребность и прямая обязанность всех граждан России. Удовлетворить эту потребность должны учебные пособия, правовая и справочная литература, адаптированная к различным возрастным, социальным и образовательным категориям.

В этом контексте Уполномоченный считает необходимым отметить наиболее интересные, по его мнению, работы, вышедшие в свет в отчетном году. Издательство «Права человека» в серии «Библиотека по правам человека» выпустило «Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты», а также монографии А. Мезяева «Смертная казнь и современное международное право» и Т. Мироновой «Право и социальная защита». То же издательство выпускает сборники «Школьные уроки по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». В этих сборниках подводятся итоги межрегиональных конкурсов учителей, проводившихся Фондом им. А.Д Сахарова в период с 2002 года по 2006 год. По состоянию на конец отчетного года вышло уже четыре сборника. Публикация пятого запланирована на начало 2008 года. Кроме того, при содействии неправительственной правозащитной организации (НПО) «Международная амнистия» издано пособие для начального курса обучения правам человека «Первые шаги», ориентированное на учителей и всех тех, кто работает с детьми и подростками.

Со своей стороны, Уполномоченный успешно сотрудничает с НПО «Молодежное правозащитное движение» в издании учебных пособий по проблемам прав и свобод человека. По этой линии в отчетном году вышло в свет адресованное студентам вузов учебное пособие «Права и свободы человека в современной России», включающее программы курсов «Права человека», «Толерантность и права человека», «Соблюдение прав человека в конфликтных ситуациях». В серии «Права человека и гражданские действия» вышло второе издание монографии А. Юрова «Введение в концепцию прав человека и универсальных механизмов защиты». Переиздание монографии вызвано большим интересом к ней в студенческой среде.

Отмечая большое учебно-методическое и общественное значение всех перечисленных публикаций, Уполномоченный отдает себе отчет в том, что системное распространение знаний в области прав и свобод человека немыслимо без обязательного преподавания прав человека в общеобразовательных школах в качестве самостоятельной дисциплины. До недавнего времени казалось, что главное препятствие на пути этого нововведения – отсутствие качественного учебника. Еще в конце 2006 года состоялась презентация долгожданных учебников «Права человека» для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений. Авторский коллектив, в состав которого вошли сотрудники Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в целом, как представляется, неплохо справился со своей задачей. Учебники написаны живым образным языком, содержат яркие примеры и много полезной информации.

Есть у новых учебников и недостатки. Особенно неприятный из них – нарочито невнятное описание обстоятельств отказа СССР проголосовать в поддержку Всеобщей декларации прав человека на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Годовщина принятия этого документа отмечается сегодня во всем мире как День прав человека. Тем важнее было бы разобраться в том, что побудило делегацию СССР занять по отношению к Декларации жесткую обструкционистскую позицию. Специалистам, да и вообще всем осведомленным о преступной сущности сталинского режима причины, разумеется, понятны. Школьникам же, видимо, требуются честные и серьезные разъяснения. Вместо них авторы без каких-либо комментариев и ссылок, то есть от своего имени, пересказывают фрагмент выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН главы советской делегации А.Я. Вышинского, известного «борца за права человека». Понять смысл этого демагогического пассажа невозможно, а читать его стыдно.

Не раскрыты также некоторые из провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, например, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее.

Однозначно и четко сформулированный в Конституции запрет любой цензуры сопровождается в учебнике длинным перечнем оговорок, не имеющих к цензуре никакого отношения. Установленный российским законодательством уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, как ошибочно утверждают авторы учебника, допускает их запрет.

Главный же недостаток учебников состоит в несбалансированности подачи материала. Казалось бы, вопреки логике, учебник для 10 класса выглядит более сложным для усвоения, чем учебник для 11 класса. Последний, похоже, составлялся по остаточному принципу.

Отмеченные недостатки учебников можно было бы легко устранить, попади эти учебники на экспертизу к Уполномоченному в рукописи. Не поздно внести исправления и сейчас. Проблема же, как выясняется, в другом: учебники негде использовать. Только в марте 2007 года Министерство образования и науки Российской Федерации направило в органы управления образованием субъектов Федерации методические рекомендации по обучению правам человека. При этом, как несколько косноязычно указывает высший федеральный орган управления образованием:

«Изучение прав человека в образовательных учреждениях возможно следующим образом.

  1. Включение вопросов по правам человека в ряд учебных предметов школьных гуманитарного (история, обществознание, литература, иностранные языки) и естественнонаучного циклов (физическая и экономическая география, биология, зоология и др.)

  2. Введение курса «Права человека», как самостоятельного учебного предмета на всех ступенях общего образования из расчета по 1 часу в неделю, за счет часов вариативной части учебного плана, а именно: часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения».

В переводе с канцелярского на русский это означает, что предмет «права человека» не будет включен в государственные образовательные стандарты общего образования. Да и вообще министерству, похоже, все равно как его будут изучать в субъектах Российской Федерации, хоть в рамках курса зоологии. Такая позиция высшего федерального органа управления образованием представляется совершенно безответственной и неприемлемой. Особенно с учетом того, что в отличии, например, от предмета «основы православной культуры», предмет «права человека» не вызывает какого-то особого интереса у органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Важным средством популяризации правовых знаний в области прав и свобод человека могут стать разнообразные конкурсы и олимпиады по профильной тематике, организуемые для учащихся и студентов.

В отчетном году Уполномоченным совместно с Российской академией правосудия был проведен уже третий Всероссийский конкурс работ учащихся «Права человека – глазами ребенка». В конкурсе приняли участие учащиеся как 5-9 классов (первая группа), так и 10-11 классов (вторая группа). Конкурс стартовал в ноябре 2006 года и проходил в три этапа. Последний этап занял три месяца – с апреля по июнь 2007 года. Конкурсная комиссия оценила в первой группе 112 работ из 39 регионов России и 135 работ из 43 регионов – во второй. Финалисты (по 10 в каждой группе) представляли Краснодарский и Приморский края, республики Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Чеченскую Республику, г. Москву, Владимирскую, Волгоградскую, Калужскую, Костромскую, Омскую, Оренбургскую, Орловскую, Псковскую, Тверскую и Челябинскую области.

В 2006-2007 годах в рамках сотрудничества Уполномоченного с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Российской академией правосудия прошел конкурс для студентов и аспирантов юридических вузов (юридических факультетов) на лучшую работу по вопросам избирательных прав и избирательного процесса. Финал конкурса состоялся в апреле отчетного года. Работы финалистов были посвящены таким интересным и важным проблемам, как: институт отзыва депутатов органов законодательной власти в субъектах Федерации; правонарушающие избирательные технологии; участие политических партий в муниципальных выборах; политические партии в современном избирательном процессе, низкая электоральная активность молодежи; голосование «против всех» в российском электоральном процессе, и др.

Согласно договорам о сотрудничестве между Уполномоченным и рядом московских университетов, их студенты проходят преддипломную практику в аппарате Уполномоченного. В отчетном году практику прошли студенты Российского государственного гуманитарного университета, Государственного университета управления, Российского университета дружбы народов, Российской академии правосудия, Московского государственного лингвистического университета, Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета и других.

«Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области»

/stat/?sid=70

 

Это первый ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области (далее также Уполномоченный) за период деятельности после вступления в должность 16 мая 2001 года. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области».

В докладе раскрываются вопросы, связанные с формированием института Уполномоченного по правам человека в Московской области и его деятельностью по выполнению задач, предусмотренных законом. Он составлен на основе изучения и анализа информации о нарушениях прав человека и гражданина в Московской области, обобщения итогов рассмотрения письменных обращений граждан, сведений, полученных в результате взаимодействия с государственными органами власти Московской области и органами местного самоуправления, органами внутренних дел, прокуратурой, другими государственными органами. Использованы также материалы, полученные в результате взаимодействия Уполномоченного с общественными правозащитными организациями.

Приведены выявленные типичные нарушения прав и свобод человека и гражданина в Московской области, рассказано о мерах, которые были приняты Уполномоченным по их восстановлению. В докладе также содержатся некоторые рекомендации Уполномоченного по улучшению работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий реализации прав граждан.

.6. Содействие правовому просвещению.

В направлении содействия правовому просвещению в области прав человека, форм и методов их защиты Уполномоченный проводил мероприятия образовательного, организационного и информационного характера.

Уполномоченный наладил тесный контакт с Московским областным учебным центром «Нахабино», являющимся основным исполнителем областного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Уполномоченный и сотрудники его аппарата регулярно проводят теоретические занятия с государственными и муниципальными служащими в изучении вопросов прав человека и способов их защиты.

В ходе этих занятий выяснилось, что о существовании основополагающего документа международного права — Всеобщей декларации прав человека, знает не более чем один из пятидесяти муниципальных служащих. Отсутствует четкое понимание конституционных норм, определяющих основы правового положения гражданина и человека в России. Необходимо повысить требовательность к знанию этих документов при проведении аттестации государственных и муниципальных служащих. Стоит вспомнить и хорошую традицию вывешивать Конституцию Российской Федерации в зданиях органов власти и местного самоуправления, учебных заведений.

В День знаний Уполномоченный по правам человека в Московской области провел беседы о правах человека со студентами юридических специальностей Хотьковского аграрного колледжа.

По инициативе Уполномоченного Московская область включилась в проведение Всероссийской олимпиады школьников по правовому образованию. В областном туре участвовало 75 старшеклассников. Жюри под председательством Уполномоченного определило троих победителей, которые поедут в марте 2002 года на финал олимпиады в город Ростов-на-Дону.

В Московской области есть примеры серьезного отношения к обучению школьников правовым знаниям, но в целом правовое образование не имеет системы. Разрозненные фрагменты правового курса распределены по предметам школьной программы. Предмет и методы гражданского и правового образования должны быть объединены признанием того, что в основе развития личности лежит изучение прав и основных свобод человека.

Одна из форм правового просвещения — оказание гражданам доступной юридической помощи с привлечением преподавателей и студентов старших курсов юридических вузов. Такой проект разрабатывается Уполномоченным.

Полезную информацию по защите своих прав можно также найти на веб-сайте Уполномоченного. Один из его разделов — разрабатываемая «правозащитная карта Подмосковья», которая будет содержать информацию об организациях, осуществляющих защиту прав граждан и правовую помощь на территориях муниципальных образований Подмосковья.

Необходимо формирование системы непрерывного правового образования и просвещения, обучение всех слоев общества, государственных и муниципальных служащих, повышение профессиональной квалификации участников процесса защиты прав и свобод граждан. Решением этой проблемы может стать разработка, принятие и реализация областной целевой программы правового просвещения и образования в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

  1. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  2. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (3)

    Доклад
    Настоящий доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее – Уполномоченный) подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Областного закона «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской
  3. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (5)

    Доклад
    "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законодательством
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (6)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

    Доклад
    2.2.1. Результаты проверки информации о нарушении прав жителей Ненецкого автономного округа – участников инициативных групп по проведению референдума на территории Ненецкого автономного округа
  7. Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году» (1)

    Доклад
    Кризисная ситуация не обошла стороной наших граждан: потеря работы, уменьшение заработной платы, невозможность выплаты кредитов и строительства жилья.
  8. Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году» (2)

    Доклад
    Поэтому на конец года безработица в области составила 2,4%, что не превышает уровень по Российской Федерации, росла в течение года среднемесячная начисленная заработная плата, производство продукции сельского хозяйства составило 118%,
  9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году

    Доклад
    Где тонко – там и рвётся: это показал глобальный кризис 2008-2009 годов. Без серьёзных реформ стране невозможно противостоять любым рискам, которых накопилось много как внутри государства, так и в мировом пространстве.
  10. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 15 апреля 2009 года № 6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве», в том числе, в целях объективной и открытой оценки ситуации

Другие похожие документы..