Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105

Самостоятельная работа студентов стоматологического факультета по философии (63/66 часов).

Темы

Кол.

час.

Форма изучения темы

Отчётность

1.Работа с первоисточниками по темам:

  1. Платон «Пир», «Федон»

  2. Ф.Ницше «Антихристианан»

  3. З.Фрейд «Будущее одной иллюзии»

  4. Ж.-П.Сартр «Экзистенциализм - гуманизм»

  5. А.Камю «Миф о Сизифе»

6

6

6

6

6

Чтение и составление аналитических конспектов.

1. Собеседование по текстам работ.

2. Вопросы на экзамене.

2. 1. Средневековая философия

2. Гуманистическая философия Возрождения

3. Философия Нового времени

4. Философия эпохи Просвещения

5. Русская философия 19-20 веков

4

4

4

4

4

Самостоятельное изучение.

1. Тест.

2. Вопросы на зачёте и на экзамене.

3. Углублённое изучение материала по избранным темам. Методические материалы по курсу «философия» Власова Е.В., Екатеринбург 2006г., с. 20

16

Написание курсовых работ.

Защита курсовых работ.

Что такое философия? (4 часа)

«Вечные вопросы» бытия - что это такое?

Раскрываются и сопоставляются понятия «мировоззрение» и «философия». Уточняется специфика философского знания и языка. Философия сопоставляется с естественнонаучным знанием. Раскрывается структура и функции философского знания.

Философия Древней Индии (2 часа).

Знакомство с названиями и содержанием первоисточников древнеиндийской философии. Рассматриваются основные положения философии брахманизма и буддизма, основные школы древнеиндийской философии.

Философия Древнего Китая (2 часа)

Излагаются особенности древневосточной философии, сопоставляются особенности менталитета индейцев и китайцев. Более подробно рассматриваются конфуцианство и даосизм с проекцией на современность.

Дзен-буддизм и культура Востока (2 часа).

Раскрываются происхождение дзен-буддизма и его основные принципы. Выявляется связь философии, этики и эстетики дзен с различными видами искусства (живописью, литературой, боевыми искусствами)

Философия Древней Греции (6 часов).

Даётся общая характеристика древнегреческой философии. Анализируются искания Милетской школы, атомистический материализм Демокрита, диалектика Гераклита, философские взгляды Пифагора пифагорейцев, основные философские достижения Сократа, Платона и Аристотеля, жизнь и философия киников, стоиков и эпикурейцев.

Философия средних веков и эпохи Возрождения (2 часа)

Лекция начинается с общей характеристики средневековой культуры и философии. Раскрывается специфика патристики и схоластики. Излагаются основные особенности гуманистической философии эпохи Возрождения. Студентов знакомят с философскими воззрениями таких представителей этого периода как Д.Бруно и Т. Кампанелла.

Философия Нового времени (XVII век) (2 часа)

После общей характеристики Нового времени происходит подробное знакомство с философскими идеями Ф.Бэкона, Р.Декарта, Т.Гоббса.

Философия эпохи Просвещения (ХVШвек)(2 часа)

Излагаются основные черты просветительской идеологии. Анализируются взгляды Ж-Ж. Руссо, Ж-О.де Ламетри и Д.Дидро.

Немецкая классическая философия (2 часа)

Даётся общая характеристика этой философской школы. Рассматриваются основные философские идеи И.Канта, Г.Гегеля и Л.Фейербаха.

Философия марксизма (2 часа)

Раскрывается структура и предпосылки марксизма. Из философских идей марксизма подробно рассматривается концепция материалистического понимания истории.

Философия жизни (2 часа)

Выявляются особенности современной философии в отличие от классического периода. Даётся общая характеристика современной философии. Рассматриваются понятия «иррационализм», «волюнтаризм», «философия жизни». Проводится анализ философских взглядов А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

Фрейд и его последователи (4 часа)

Изложение основ классического психоанализа как метода работы с бессознательным. Фрейдистское понимание сущности человека, культуры и механизма возникновения неврозов.

«Гуманистический психоанализ» Э.Фромма. Учение об архетипах и «коллективном бессознательном» К-Г. Юнга.

Экзистенциализм (4 часа)

Общая характеристика экзистенциальной философии. Раскрывается экзистенциальная трактовка проблем сущности и существования, подлинного и неподлинного бытия. Даётся понятие «пограничная ситуация». Рассматривается проблема свободы как центральная проблема экзистенциализма.

Что такое человек? (2 часа)

Излагаются представления о сущности человека в истории философии. Анализируется понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Дается представление о психофизиологической проблеме.

Как человек познает мир? (4 часа)

Очерчивается круг гносеологических проблем. Рассматриваются формы чувственного и рационального познания; вопросы о сущности истины, ее формах и способах ее проверки.

Законы и категории диалектики ( 2 часа)

Раскрываются три основных закона диалектики и связанные с ними категории: «качество», «количество», «мера», «противоположности», «противоречия», «отрицание», «диалектическое снятие», «отрицание отрицания»

Природа и человек (2 часа)

Рассматривается роль географической среды в жизни человека и общества. Даётся критический анализ географического детерминизма и геополитики. Излагается суть экологической проблемы как одной из глобальных проблем человечества. Вскрываются причины экологического кризиса и говорится о возможных путях его преодоления.

Как развивается общество?(2 часа)

Предлагается анализ различных моделей исторического процесса. Подробно рассматривается концепция Л.Н.Гумилева.

Народонаселение и основные демографические проблемы. Мальтузианство и неомальтузианство. Экономическое основание демографической политики. Социальный дарвинизм и расизм. Дается представление о социальной структуре общества.

Личность и общество (2 часа)

Рассматриваются философские аспекты социально-психологических проблем жизни в современном обществе: социальные потребности, конформизм, манипулирование, проблемы взаимопонимания, эффекты стереотипизации, особенности поведения толпы.

Происхождение и сущность сознания (4 часа)

Излагаются гипотезы возникновения сознания, проблема идеального. Раскрывается связь мышления и языка.

Духовная жизнь общества(4часа)

Дается сравнительный анализ искусства и религии, а также морали и права как форм и продуктов коллективной духовной деятельности человечества. Они характеризуются и раскрываются как социальные явления.

Вечные ценности (2 часа)

Студенты знакомятся с аксиологической проблематикой, с понятиями «ценность», «система ценностных ориентаций личности», а также с понятиями «добро» и «зло», «счастье», «жизнь», «смерть», «смысл жизни».

Информационное и учебно-методическое обеспечение дисциплины:

философия

Основная литература:

  1. Спиркин А.Г Философия М.: Гардарики 2006. Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебника для студентов вузов.

200 экземпляров, библиотека УГМА

  1. Хрусталёв Ю.М. Философия М.: Гэотар-мед, 2004.

Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника по дисциплине «Философия» для студентов, обучающихся по медицинским и фармацевтическим специальностям

200 экземпляров, библиотека УГМА, кафедра

  1. Философия медицины. Под редакцией Ю.Л. Шевченко М.: Гэотар-мед, 2004.

50 экземпляров, методкабинет кафедры

Дополнительная литература:

  1. Евлампиев И.И. История русской философии. Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2002. (методкабинет кафедры)

  1. Плотников В.И. Онтология: Хрестоматия. – М.: Академический проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. (методкабинет).

  1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. ТООТК «Петрополис», 1996 – 200 гг. (библиотека УГМА).

  1. Современный философский словарь. Под общ. редакцией В.Е. Кемерова. 3-е изд. М.: «Панпринт», 2002. (библиотека УГМА, методкабинет кафедры).

Протокол

согласование рабочей программы

по учебной дисциплине «Философия»

с рабочими программами смежных дисциплин

специальность: 060105-Стоматология

Кафедра

Вопросы согласования

Подпись зав.кафедрой

1.

Истории, экономики и права

1.История общества и история философии.

2.Экономическая система общества и человека.

3.Человек в государственно-правовой структуре общества.

2.

Биология и генетика

1 .Социальное и биологическое в

человеке.

2. Наследование социальное и

биологическое.

3.

Иностранных языков

1 .Языки естественные и

искусственные.

2.Язык: природа, структура и

функция.

4.

Психологии и педагогики

1 .Социализация личности.

2. Типология личности.

3 .«Социально-психологические

аспекты взаимодействия личности и

общества.

5.

Общественного здоровья и здравоохранения

1. История философии и медицины. 2.Философия и психология здоровья. 3. Культура здоровья и здоровый образ жизни.

6.

Гигиены и экологии

  1. Социальные условия бытия
    человека

  2. Экологическая проблема как
    глобальная проблема человечества.

  3. Экология человека.

Рецензия

на программу курса философии для специальности 060105 –стоматология очного отделения

Программа представлена доцентом кафедры философии, биоэтики и культурологии Уральской государственной медицинской академии Власовой Е.В. Курс состоит из 54 часов лекций и 72 часов семинаров. Материал разбит на 3 раздела:

  1. Классическая философия.

  2. Неклассическая философия

  3. Актуальные проблемы современной философии.

В соответствии с программой разработаны и изданы методические материалы, где содержаться вопросы к семинарам.

Программа обеспечена учебным пособием «Хрестоматия по философии», имеющим гриф УМО.

Разработаны вопросы для самоконтроля

Пожелание - расширить раздел русской философии.

Полагаю, что курс достаточно полно и системно отражает развитие и современное состояние философской мысли, соответствует государственному образовательному стандарту и отвечает требованиям, предъявляемым к учебным курсам медицинских и фармацевтических вузов.


Зав.кафедрой онтологии и теории познания

Уральского государственного университета,

доктор философских наук Анкин Д.В.

3.06.08 .

  1. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  2. Рабочая программа по дисциплине «социология» Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019).
  3. Рабочая программа по дисциплине: История Отечества Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101).
  4. Рабочая программа по дисциплине «философия» Для специальности лечебное дело (060101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело (060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (060109), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.
  5. Рабочая программа по дисциплине «политология» Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    В современных условиях, когда в России формируются первые представления об основных компонентах правового государства, очень важно понять и определить для всего общества сущность политических норм.
  6. Рабочая программа по дисциплине: история татарстана для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), социальная работа (040101).
  7. Рабочая программа по дисциплине «социальные коммуникации» (электив)

    Рабочая программа
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ» (ЭЛЕКТИВ) Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101).
  8. Рабочая программа по дисциплине «Культурология»фармация (060108), сестринское дело (060109), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Способствовать формированию в сознании обучающихся ценностных ори­ентации и мировоззренческих принципов, основанных на знании достижений общечеловеческой культуры.
  9. Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность

    Рабочая программа
    Биомедицинская этика: рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности. - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.

Другие похожие документы..