Методические рекомендации Казань, 2009 ббк 65. 290-2 с 11

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ

В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Методические рекомендации

Казань, 2009

ББК 65.290-2

С 11

Составители:

Алексеев С.А. – старший преподаватель Казанского государственного энергетического университета, специалист РЦМИПП, к.с.н.

Якупова Н.А – методист РЦМИПП

С 11Составление планов и программ в сфере государственной молодежной

политики, физической культуры, спорта и туризма: Метод. рекомендации/

Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ. РЦМИПП. - Казань, 2009. – 64 с.

© Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

© Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ

Содержание

1. Предисловие……………………………………………………………….………………...

4

2. Планирование деятельности в сфере государственной молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма……………………………………………………….

5

2.1. Цели, принципы, этапы, методы, виды планирования…………………………………...

5

2.2. Перспективное планирование…………………………………………………………….

8

2.3. Структура информации к коллегии «Итоги работы Министерства по делам

молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан за 2008 год»……………………

42

3. Разработка программ в сфере государственной молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма…………………………………………………………………….

44

3.1. Основные положения разработки программ……………………………………………..

44

Основные понятия………………………………………………….………………………

44

Паспорт целевой программы…………………………………………….………………..

45

Структура целевой программы…………………………………………….………………

45

Содержание разделов программы…………………………………………………………

45

Требования, предъявляемые к целям программы………………………………………..

46

3.2. Нормативное обеспечение разработки и реализации целевых программ……...............

47

3.3. Характеристика основных целевых программ Республики Татарстан и Российской Федерации………………………………………………………………………………………...

54

4. Список использованной литературы……………………………………………………...

64

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях современного общества в значительной степени повышается роль организационно-управленческих факторов, усиливается стратегическая функция государственного управления. Это закономерно, так как сегодня эффективная деятельность государства, его субъектов и исполнительных органов требуют четкой концепции социально-экономического развития, наличия долгосрочных и краткосрочных планов и программ. Деятельность любого хозяйствующего субъекта, любой организации базируется на перспективных планах и программах в соответствии с прогнозами социально-экономического развития города, региона и страны в целом.

Одним из важных аспектов здесь является и то, что реализация различных программ приводит к внедрению современных технологий. При подобном подходе органы власти и хозяйствующие субъекты должны решать новые задачи: управление стоимостью, рисками, человеческими ресурсами, качеством, контрактами, сроками. Сегодня уже невозможно обойтись только подготовкой обоснованных управленческих решений – необходимы конкретные инструменты их реализации. То есть плановый подход способствует формированию принципиально иной культуры труда в целом и управления в частности и позволяет определить «ближние цели», не отменяя определенных ранее стратегических задач. Все это требует от руководителей умения грамотно планировать, проектировать деятельность организации или учреждения.

Знание методики планирования и проектирования деятельности становится необходимой частью профессиограммы руководителей в связи с реализацией планов Года молодежи в Российской Федерации и Года спорта и здорового образа жизни в Республике Татарстан. От правильности составления этих планов будет зависеть успех работы органа или учреждения по делам молодежи, спорту и туризму республиканского и муниципального уровней.

Настоящие методические рекомендации предназначены руководителям и специалистам в области государственной молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма с целью оказания им помощи в разработке и составлении планов, программ и информационных отчетов. Пособие подготовлено в рамках образовательного семинара на тему: «Планирование, разработка и подготовка программ, проектирование в деятельности учреждений молодежной и спортивной направленности».

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

СПОРТА И ТУРИЗМА

2.1. Цели, принципы, этапы, методы, виды планирования

Планирование – это инструмент управления и контроля, отражение логической зависимости между видами деятельности, графическое изображение всех видов деятельности любой сложности.

Планирование предполагает умение мыслить с опережением и систематизацию деятельности. Планирование, являясь важнейшей составной частью организационной и управленческой деятельности, направлено на достижение какой – либо конкретной цели.

Цели планирования:

1. Демонстрация использования имеющихся возможностей проведения изменений, которые способствуют оптимизации процессов.

2. Разработка четкого плана мероприятий по решению организационных проблем с целью повышения эффективности реализации стратегии.

Планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

  1. Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти?

  2. Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.

  3. В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития организации (учреждения) в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.

Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам:

Непрерывность означает, что планирование должно охватывать все этапы работы и распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки. Бессистемность, на каком-либо одном этапе, способна разрушить даже хорошо продуманный план, и устранение ее последствий зачастую требует немалых усилий. Непрерывность, предполагает скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года).

Научность означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.

Приоритетность означает необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела.

Гибкость предусматривает постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования организации. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды.

Коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо.

Участие предполагает важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования организации.

Адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана организации.

Комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений деятельности организации.

Многовариантность позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития организации исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.

Простота и ясность, т.е. соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана

Итеративность, предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

Этапы планирования:

  1. Постановка проблемы.

  2. Определение критериев оценки решения проблемы.

  3. Выделение этапов и частей проблемы.

  4. Выявление альтернатив решения.

  5. Выбор оптимального решения.

Методами планирования являются АОП (Анализ основного пути), ОПОМ (Оценка программы и обзор методик) и схемы Гантта.

Метод АОП рассматривает деятельность, которая оценивает и определяет зависимость одних действий от других. Использование этого метода позволяет точно определить последовательность действий и необходимые ресурсы.

Метод ОПОМ представляет собой вариант «отчетности по вехам», при котором от сотрудников требуются отчеты по результатам работы на определенных ее интервалах. Метод основан на концентрации внимания на важных событиях, которые вероятнее всего могут подвергнуть риску достижение целей.

Использование ОПОМ предполагает следующие действия:

  • определение основных событий, «вех», которые должны осуществиться;

  • определение временных сроков осуществления событий;

  • определение ответственных лиц;

  • определение процедуры и механизма контроля, отчетности за достижение каждого этапа.

Схема Гантта – графический метод планирования. Используется для выполнения сложных, долгосрочных программ и позволяет менеджменту составить системное представление о программе, а также о каждом действии (его времени и месте).

Содержание планов. Планы отражают основную деятельность учреждения, организации, ведомства и т.д. Планы работы отделов по делам молодежи, спорту и туризму, их учреждений должны включать (отражать) основные направления и мероприятия по реализации государственной молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма. План представляет собой перечень мероприятий, которые необходимо осуществить, чтобы поставленная цель была достигнута. При этом оговариваются сроки и ответственные за исполнение.

Для отдела (комитета) по делам молодежи, спорта и туризма (далее ОДМС) такой целью могут быть, например:

  • разработка и реализация районной (городской) молодежной, спортивной и туристичекой программы;

  • решение социально–экономических проблем молодежи, проживающей в данной местности;

  • организация летнего отдыха и занятости детей и подростков;

  • проведение празднования Дня молодежи,

  • проведение спортивных соревнований;

  • организация Кросса наций и Лыжни Россиии т.д.

Для координации деятельности с другими государственными органами местного самоуправления, общественными организациями могут приниматься совместные и комплексные планы:

Совместные - с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ, районным Советом молодежных организаций, комитетом по физкультуре и спорту, районной библиотекой, ЗАГСом, ОДМС Исполнительного комитета другого муниципального образования и т.д.

Комплексные - например, по организации летнего отдыха и занятости детей и подростков совместно с районным отделом образования, культуры, здравоохранения, внутренних дел, социальной помощи населению и др.

Последовательность планирования времени такова:

  1. Определить затраты времени на текущие дела.

  2. Проанализировать содержание дел и необходимого времени на их реализацию.

  3. Сопоставить временные затраты с личным бюджетом времени.

  4. Продумать перспективный план.

  5. Утвердить план – график.

  6. Составить план рабочего дня.

Назовем типичные ошибки планирования:

    • Бюрократизация планирования, неоправданно подробная детализация планов, при которых сотрудник становится заложником плана. План – не средство, а цель.

    • Неполное планирование – планирование ряда шагов, между которыми существуют «провалы» и «белые пятна». В этом случае от сотрудника требуется импровизация, которая может выходить за рамки его компетентности и полномочий.

    • Планирование как пустая формальность, составление плана для «галочки».

    • Планирование при отсутствии контроля исполнения.

Планы работы подразделяются на перспективные, текущие, планы на подготовку и проведение отдельных мероприятий. Перспективные составляются, как правило, на год. В дополнении к ним могут быть полугодовые и квартальные. Под текущим обычно понимают план работы на месяц. В перспективном плане допускаются указания примерных сроков исполнения (квартал, месяц) в текущем определяются точные даты.

  1. Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 удк 338. 24(075. 8) Ббк 65. 290-2я73

    Учебно-методическое пособие
    Городнова, А.А. От эссе и реферата к курсовой, от выпускной квалификационной работы к диссертации: учебно-методическое пособие / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010.
  2. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Маркетинг» для студентов всех специальностей и форм обучения

    Методические рекомендации
  3. Методические рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900)

    Методические рекомендации
    Библиотечно-информационная деятельность : метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос.
  4. 2009 ббк 67. 404 А437 А437 Актуальные проблемы частного права

    Документ
    Актуальные проблемы частного права: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3 / отв. ред. Е. П. Чорновол. – Екатеринбург: Изд-во УрАГС, 2009. – 146 с.
  5. Чăваш книжная республикин 4 / 2009 летопись

    Документ
    В данном номере зарегистрированы издания, полученные РГУ «Госархив печати Чувашии» Минкультуры Чувашии с 1 по 30 апреля 2009 года в качестве обязательного бесплатного экземпляра
  6. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (2)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  7. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (3)

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит 208 творческих заданий по элементарной математике и методике ее преподавания. Задания рассчитаны на расширение методико-математического кругозора студентов, развитие их познавательной самостоятельности.
  8. Методические указания к изучению курса, выполнению контрольных и курсовых работ для студентов всех форм обучения по специальности 030501. 65 и направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» Хабаровск

    Методические указания
    Уголовное право Российской Федерации : Методические указания к изучению курса, выполнению контрольных и курсовых работ для студентов всех форм обучения по специальности 030501.
  9. Книжная летопись Чувашской респубики

    Документ
    В данном номере зарегистрированы издания, полученные РГУ «Государственная книжная палата Чувашии» Минкультуры Чувашии с 1 по 30 сентября 2010 года в качестве обязательного экземпляра

Другие похожие документы..