Программа специального курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М. Горького

Исторический факультет

Кафедра архивоведения и истории

государственного управления

ВЫСШАЯ БЮРОКРАТИЯ РОССИИ XVIII-начала XXI вв.

Тенденции развития и особенности социального облика

Программа специального курса

Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»

Екатеринбург

2006

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

_________________Д.В.Бугров

2006 г.

Программа дисциплины «Высшая бюрократия России XVIII- начала XXI века. Тенденции развития и особенности социального облика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности 020800 историк-архивист по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр V

Общая трудоемкость дисциплины - 60 часов, в том числе

Лекций - 36

Контрольные мероприятия:

Контрольные работы - 3 чел./час

Автор Л.А.Фофанова., к.и.н., доцент кафедры архивоведения и истории государственного управления Уральского государственного университета

Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры

Архивоведения и истории государственного управления

от 6 апреля 2006 г. № 8

(С) Уральский государственный университет

(С) Фофанова Л.А., 2006

Введение

Цель дисциплины – ознакомить студентов с разнообразными проблемами истории российской бюрократии на всем протяжении ее существования, обратив особое внимание на тенденции развития и особенности социального облика высшего слоя отечественного чиновничества.

Задачи курса - разобраться в терминологии, историографии и источниковой основе заявленной темы, комплексно представить и детально раскрыть такие вопросы, как роль и место правящей бюрократии в системе государственного управления, в реальной, каждодневной жизни общества. Раскрыть условия существования и их влияние на социальный облик управленцев, особенности этого облика на разных этапах развития страны. Дать коллективный и персонифицированный портреты российского чиновничества. Показать характер взаимосвязей и взаимоотношений бюрократии и общества в прошлом и настоящем, их воздействие на ход и результаты проводимых в стране реформ.

Данный спецкурс с содержательной точки зрения тесно стыкуется с целым рядом дисциплин, читаемых на историческом факультете. Основой его служат история России, отечественная история государственных учреждений, теория и практика государственного управления. Без знания этих дисциплин невозможно углубляться в существо рассматриваемых в ходе спецкурса вопросов. В свою очередь, полученная и осмысленная здесь информация, позволит студентам более обстоятельно и предметно изучать и понимать историю России, в том числе самостоятельно оценивать современный этап развития страны.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводная часть. Бюрократия, власть и общество.

Тема 1.Основные понятия и категории.

Значение объекта и предмета изучения для понимания общей проблематики и хода развития отечественной истории.

Смысл термина «бюрократия». Этимология слова. Трактовки мыслителей прошлого и настоящего. Винсент де Гурне и его толкование. Макс Вебер (1864-1920) о роли бюрократии в обществе. Его теория «идеальной» бюрократии. Основные признаки таковой. Взгляды современных отечественных исследователей А.С.Ахиезера и О.Крыштановской на суть данного явления.

Бюрократия как особый способ осуществления власти и специфическая социальная группа. Необходимость, общественные функции и реальная значимость этого слоя людей. Положительные и негативные последствия его деятельности. Проявление социальной сути бюрократии в стремлении к неограниченной власти и отстаивании групповых интересов вместо общественных.

Правящая элита и высшая бюрократия. Гаэтано Моска (1858-1941) и Вильфредо Парето (1848-1923). Их теории правящего класса и правящей элиты. А.С.Ахиезер о специфических чертах последней, ее отличиях от общества и других элит, включая духовную и профессиональную.

Первое лицо и высшая бюрократия как олицетворение государственной власти. Высшая государственная власть и влияние ее персонифицированного облика на управление страной и развитие общества. Основные принципы власти, способствующие эффективному государственному управлению: легитимность, действенность, реальность, позитивность, коллегиальность, толерантность, культурность и т.д.

Потребность населения в бюрократии. Степень ее необходимости и влиятельности как величина обратная культурной и организованной зрелости общества. Двойственное отношение народа к бюрократии. Зависимость облика, положения и результатов управленческой работы бюрократии от состояния общества. Связь реального статуса бюрократии с цивилизационными особенностями разных обществ, их историческим прошлым, традициями, массовым менталитетом.

Тема 2.Высшая бюрократия России: Историческая обусловленность социального облика и роли в обществе.

Лидирующая роль верховной власти и высшей бюрократии в исторической судьбе России. Бюрократия как проповедник и проводник государственной державной идеи. Абсолютный приоритет последней над идеей гражданства.

Механизм складывания всевластия и бесконтрольности отечественной бюрократии. Исторически сложившиеся условия для традиционно неразвитых обратных связей общества с властью. Превращение вассально-княжеских отношений в холопско-подданнические и другие тенденции подобной направленности.

Относительная небуржуазность страны. Причины этого состояния. Его проявления и последствия в экономике, политике, национальном характере. Отсутствие независимых, естественно сформировавшихся социальных противовесов властным структурам. Слабая идейно-политическая конкуренция со стороны православной церкви.

Неограниченный, сверхцентрализаторский тип русского государства. Исторические условия его формирования, характер воздействия на общество. «Опричные» методы управления, ставшие традиционными для России. Страх, а не честь, как определяющие основы политики и бюрократии. Народная царистская идеология. Потребность населения наделять высшую власть мистическим авторитетом, харизмой.

Особенности массового менталитета и массового поведения людей, ведущие к бюрократизации социальной системы. Предпосылки для господства в обществе авторитарного идеала. Склонность к инверсии. Способность во всем доходить до крайностей. Низкий уровень рефлексии. Инерция традиционных представлений. Эмоциональное восприятие происходящего.

Раскол как особое состояние российского общества. Исторические предпосылки данного явления. Суть и последствия противоречий между культурой и социальными отношениями. Конкретные проявления и элементы раскола в обществе. Возможные пути и сама реальность его преодоления.

Раздел I.Бюрократия и высшая бюрократия России в XVIII веке.

Тема 1.Историография и источники по истории бюрократии XVIII века.

Дискуссия о времени появления бюрократии в России. Взгляды Н.Ф.Демидовой, Н.П.Ерошкина, С.М.Троицкого и Н.И.Павленко. Суть разногласий, мнения и аргументы, характер доказательств.

Н.Ф.Демидова и С.М.Троицкий о термине «бюрократия» применительно к истории России. Соотношение понятий бюрократия и чиновничество. Три периода формирования чиновничества как касты в трактовке Н.Ф.Демидовой. Н.И.Павленко о системе признаков, фиксирующих появление бюрократии. Он же о принципиальном отличии правящей верхушки XVII в. от высшей бюрократии XVIII в. Бюрократия как историческая категория и атрибут абсолютной монархии.

Основные виды источников по истории российской бюрократии и воссозданию ее социального и психологического облика. Законодательство, формулярные (послужные) списки, мемуары, дневники и частная переписка. «Генеральный регламент», «Табель о рангах» и другие законодательные акты, закрепившие систему государственной службы и бюрократической иерархии при Петре I. Характер последующих законов XVIII века. Направленность и содержание изменений в социально-правовом положении дворянства и статусе бюрократии.

Складывание и развитие системы учета чиновничества во второй половине XVIII века. Перепись 1754-56 гг. как первая попытка собрать сведения о российских чиновниках в годы правления Елизаветы Петровны. Налаживание регулярного и систематического учета при помощи формулярных списков в период царствования Екатерины II. Основные пункты формуляра 1764 г. Их информационный потенциал с точки зрения воссоздания и изучения социального облика российской бюрократии XVIII в. Продолжительность существования и степень сохранности послужных списков бюрократии и высшей бюрократии.

Научная ценность источников личного происхождения для рассмотрения конкретных персоналий, а также реальных условий жизни и деятельности высших чиновников.

Тема 2.Появление бюрократии в России. Процесс формирования ее правящей верхушки.

Государственно-управленческие преобразования Петра I и их влияние на появление бюрократии. Место и роль последней в новой имперской идеологической доктрине российского абсолютизма. Значение и смысл присяги. Правовое обеспечение, практика и престиж гражданской службы в первой четверти XVIII века. Дворянство и бюрократия.

Классный и должностной состав высшего чиновничества по «Табели о рангах» (1722 г.). Принцип комплектования бюрократии петровского времени. Роль Герольдмейстерской конторы в организации военной и статской службы дворян. Назначение на должности высшей администрации. Складывание традиций и черт военщины в аппарате власти и социальном облике сановной элиты. Иностранцы на государственной службе в России.

Получение личного и потомственного дворянства за службу и связанные с этим права и привилегии. Отношение разных слоев общества к этой проблеме. Титулованная знать в сфере управления. Баронский, графский и княжеский титулы как обозначение степени знатности рода. Процесс пожалования титулами в XVIII веке. Связь титулов с иерархией чинов.

Тема 3. Количественный и качественный состав высшей отечественной

бюрократии XVIII века.

Численность разных категорий классных служащих в соответствии со штатным расписанием 1717 г. по подсчетам Н.Ф.Демидовой. Количество высших государственных чиновников, включая сенаторов, президентов коллегий и губернаторов.

Социальный портрет сенаторов (1711-1725 гг.): социальное происхождение, национальность, возраст, образование и профессиональные способности, наличие воинского звания, имущественное положение. Персональный состав сенаторов.

Российская бюрократия и ее верхушка по данным переписи 1754-56 гг. Характер сведений и их неполнота. Чины, должности и численность высшего, среднего и низшего слоя чиновников. Количественные сведения как показатель концентрации власти в руках правящей бюрократии. Потомственное дворянство и титулованная знать среди разных категорий чиновников середины XVIII века.

Исследователи об общей численности населения страны, количестве российских чиновников и числе высших статских чинов к концу XVIII века.

Тема 4. Система вознаграждения за службу.

Представление о поместных, натуральных и денежных окладах. Денежное жалование и его роль в формировании бюрократии. Попытка Петра I ввести единые годовые оклады для чиновников всех уровней и сделать денежное жалование единственным вознаграждением за службу. Стремление поднять престиж гражданской службы через материальное стимулирование.

Пестрота в размерах жалования верхушки бюрократии столичной и губернской. Территориальные, структурно-иерархические, должностные факторы и их влияние на денежные оклады. Экономическая зависимость должностных лиц от монарха. Роль последнего в назначении и изменении размеров жалования высших чиновников. Оклады иностранцев и русских дипломатов. Преобразования в оплате труда чиновничества на протяжении XVIII века. Введение персональных окладов и пенсий.

Значение государственного жалования в социальном статусе разных категорий бюрократии. Приоритеты должностей и учреждений среди дворянства в связи с размерами окладов. Денежное жалование как важнейший показатель новых принципов в организации государственного аппарата.

Тема 5. Образование и профессиональная подготовка чиновников.

Положение с учебными заведениями к началу XVIII века. Сословно-дворянская направленность политики просвещения. Принудительный характер обучения дворян при Петре I. Образование как разновидность тяжелой государственной повинности. Разное отношение дворян и разночинцев к проблеме получения образования. Создание сети гимназий и цифирных школ. Введение, развитие и упразднение института коллегии-юнкеров.

Правовые меры преемников Петра I по изменению насильственной практики обучения и государственной службы дворян. Расширение социальных и образовательных прав дворян при Анне Иоановне. Ограничение срока государственной службы. Упорядочение смотров дворянских детей. Создание привилегированных специальных учебных заведений для дворян. Кадетские корпуса. История их становления и развития в XVIII веке.

Достижения и просчеты в подготовке кадров для государственного аппарата. Роль гражданских и военных заведений в подготовке статских чиновников. Сведения о наличии специального образования у отдельных категорий чиновничества, относящиеся к середине XVIII века. Обеспеченность высших органов власти подготовленными специалистами. Уровень образования правящей бюрократии. Основные тенденции развития системы образования на протяжении XVIII века.

Тема 6. Социально-психологический облик управленческой элиты.

Социальная заданность развития имперской бюрократии в условиях абсолютной монархии. Создание государства нового типа и потребность власти в «рабах» с деловыми качествами свободных людей. Отсутствие подлинной корпоративности дворянства и его служилой верхушки. Причины и последствия этого явления.

Психологический портрет сенаторов эпохи Петра I. Влияние социального положения сенаторов на их образ жизни. Отношение к службе и служебной карьере. Восприятие сенаторами персоны монарха. Господствующая система ценностей и специфика самооценки петровских вельмож. Отличие этой знати от бояр времени правления Алексея Михайловича и правящей элиты периода царствования Александра I.

Личная переписка видных чиновников Екатерины II как показатель развития ценностных ориентаций, отношения к службе, понятия ее престижа, взглядов на цель и смысл личной карьеры. Новое представление о кодексе сословных добродетелей, проявившееся после выхода «Манифеста о вольности дворянской».

Главные условия и гарантии императорской службы крупных чиновников в XVIII веке. Элитарность жизни и сознания представителей интеллектуально-аристократических кругов. Воздействие просвещающих реформ второй половины XVIII века на духовное раскрепощение личности социально-активной части дворянства. Противоречивый и неоднозначный характер данного процесса. Сословно-статусная репутация и изменение представлений о ней к концу XVIII века.

Экстравертный и интровертный тип личности. Индивидуализация и усложнение внутреннего мира дворянина. Государственный абсолютизм и принцип свободы личности как неразрешимая дилемма. Стремление «правящих циников» сохранить статус- кво.

Раздел II.Социальный облик высшей бюрократии России I половины XIX века.

  1. Программа специального курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» (2)

    Программа
    дипломированного специалиста по специальности 020800 историк-архивист по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  2. Программа специального курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» (3)

    Программа
    Цель дисциплины – ознакомить студентов с разнообразными проблемами истории российской бюрократии на всем протяжении ее существования, обратив особое внимание на тенденции развития и особенности социального облика высшего слоя отечественного
  3. Программа специальной дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург (4)

    Программа
    Программа дисциплины «Управление и экономика архивов» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
  4. Программа специальной дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург (5)

    Программа
    Алексеев Станислав Дмитриевич, старший преподаватель кафедры архивоведения и истории государственного управления Уральского государственного университета им.
  5. Программа специальной дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург (1)

    Программа
    Программа дисциплины «Негосударственные архивы» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
  6. Программа специальной дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург (3)

    Программа
    дипломированного специалиста по специальности «Историко-архивоведение» (№ 020800) по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  7. Программа специальной дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург (2)

    Программа
    Программа дисциплины «История политических партий и общественных организаций России» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
  8. Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург 2006 утверждаю декан исторического факультета Д. В. Бугров 2006 г (1)

    Программа курса
    Программа дисциплины «История архивоведческой мысли» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки дипломированного специалиста по специальности «Историко -
  9. Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург 2006 утверждаю декан исторического факультета Д. В. Бугров 2006 г (2)

    Программа курса
    Программа дисциплины «История архивоведческой мысли» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки дипломированного специалиста по специальности «Историко -

Другие похожие документы..