Учебно-методический комплекс по дисциплине Бухгалтерский учет Спецuальность/направленuе

Самостоятельная работа студентов

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при итоговой аттестации студента. При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

Задания для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1. Основы бухгалтерского учета

Ознакомление с литературой, подготовка докладов/рефератов, тесты

Раздел 1. тема Бухгалтерский учет, его сущность и функции в системе управления

Ознакомление с рекомендованной литературой по бухгалтерскому учету

Раздел 1. тема Система счетов и двойная запись

Ознакомление с Планом счетов бухгалтерского учета

Раздел 2. Бухгалтерский учет

Проработка тем на основе примеров, заданий, тестов

Примерная тематика рефератов/докладов студентов

1. История возникновения и развития бухгалтерского учета

2. Понятие и виды хозяйственного учета

3. Классификация счетов бухгалтерского учета

4. Сущность двойной записи

5. Бухгалтерский баланс. Балансовые уравнения

6. Понятие о документообороте

7. Организация бухгалтерского учета на предприятии

8. Права и обязанности главного бухгалтера

9. Понятие учетной политики

10. Международные стандарты бухгалтерского учета

Указания по оформлению и содержанию рефератов и докладов

Объем подготовленного реферата должен составлять не более 12 страниц машинописного текста (14 шрифт Times New Roman), отпечатанного через 1,5 интервала или в рукописной форме объемом не более 10 страниц.

Структура реферата включает: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.

В реферате должна быть установлена цель раскрываемой темы, ее проблематика, а также предложения автора реферата по данному вопросу.

Объем подготовленного доклада должен составлять не более 5 страниц машинописного текста (14 шрифт Times New Roman), отпечатанного через 1,5 интервала или в рукописной форме объемом не более 4 страниц.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Целью методических рекомендаций являетсяповышение эффективности и качества теоретических и практических занятий вследствие более четкой их организации преподавателем, хорошей структуризации материала по изучаемым темам и разделам курса в тесной взаимосвязи с наличием полного материального и методического обеспечения образовательного процесса.

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:

- рекомендуемую основную и дополнительную литературу;

- методические указания и пособия;

- контрольные задания для закрепления теоретического материала;

- электронные версии федеральных законов, правил (стандартов), других нормативных актов, учебников и методических указаний по выполнению практических работ.

Для лучшего усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала в логически выдержанной форме.

В качестве методики проведения практических (семинарских) занятий можно предложить на семинарах проводить последовательное рассмотрение тем дисциплины с проведением опроса студентов для закрепления полученных знаний.

Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.

Часть семинаров построена в виде практических занятий по рассмотрению ситуационных задач и их решению в соответствии с требованиями дисциплины.

Для выявления результативности изучения дисциплины рекомендуются следующие формы контроля:

- тестирование;

- решение практических задач;

- решение ситуационных задач;

- выполнение индивидуальных заданий.

Наличие контрольно-тестирующих материалов обеспечивает:

- определение уровня подготовки студента;

- самоконтроль;

- промежуточный и итоговый контроль.

Для достижения целей и задач процесса обучения дисциплине предполагается интенсивная работа на лекциях, семинарах, изучение нормативной базы и справочной литературы, информационных ресурсов Интернет.

Планы и методика проведения практических (семинарских) занятий

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

Практические (семинарские) занятия имеют целью закрепление наиболее важных и сложных разделов учебного материала и являются в то же время формой контроля за усвоением этого материала студентами. Участие студентов в практических (семинарских) занятиях является обязательным условием выполнения учебного плана

Подготовку к практическим (семинарским) занятиям следует начинать уже в процессе слушания лекций. Необходимо знать, по каким темам дисциплины запланированы практические (семинарские) занятия. Для этого следует заблаговременно ознакомиться с планом практических (семинарских) занятий и списком литературы по каждой теме.

Практические (семинарские) занятия представляют собой свободный обмен мнениями всех участвующих в нем студентов по обсуждаемым вопросам. Поэтому студенты должны приходить на семинары хорошо подготовленными, иметь конспекты и другие рабочие записи по теме. На занятиях студенту следует быть активным, внимательно слушать выступления отвечающих студентов, дополнять их и отмечать недостатки в ответах.

По своей сути практические (семинарские) занятия призваны ориентировать студентов на теоретическую подготовку. Не случайно говорят, что для практики нет ничего полезнее хорошей теории. Для решения любых социальных проблем одинаково вредно гипертрофированное выделение, подчеркивание важности только теории либо только практики. Теория без практики страдает умозрительностью, но практика без теоретических обобщений не способна двигаться вперед. Задача обучения заключается в том, чтобы довести практические знания студентов до уровня теоретических обобщений.

По своему характеру, целям и задачам, формам проведения практические (семинарские) занятия могут различаться. По указанным критериям можно выделить три основных типа практических (семинарских) занятий:

1. Теоретические практические (семинарские) занятия. Его задачи сугубо познавательные. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемого предмета, курса, темы.

2. Семинар-диспут. Любой диспут означает публичный спор на научную или важную общественно-публичную тему. Диспут предполагает столкновение точек зрения, позиций, мнений по обсуждаемым вопросам. Не всегда итоги диспута приводят к обнаружению истины, хотя эта цель всегда преследуется. В ходе диспута важно выслушать своего собеседника (оппонента), понять его позицию, систему его аргументов и если она (аргументация оппонента) покажется неубедительной, противопоставить ей собственное понимание проблемы и попытаться склонить не свою сторону, убедить в правильности своей позиции всех присутствующих.

3. Итоговые практические (семинарские) занятия. Их проведение имеют своей целью подведение итогов по отдельным разделам изучаемой дисциплины либо по курсу в целом.

Методические рекомендации к практическим

(семинарским) занятиям

Практические (семинарские) занятия по дисциплине проводятся, как правило, преподавателем по темам, которые уже рассматривались на лекции. На занятиях, как правило, студентам предлагается самостоятельно решить задачи под руководством и контролем преподавателя. Это позволяет закрепить теоретические знания, полученные в процессе лекций и самостоятельной работы, и получить некоторые навыки применения теоретических положений на практике.

Для занятий по данной дисциплине задачи заблаговременно подбираются преподавателем из сборников задач или используются типовые задачи. Как правило, задачи рассчитаны на их решение в течение одного занятия.

На первом практическом занятии преподаватель должен рассказать о порядке проведения занятий и методике, изложить требования, предъявляемые к студентам.

В начале очередного занятия следует назвать студентам тему практикума, кратко охарактеризовать содержание задач, записать на доске или продиктовать исходные данные. Затем необходимо пояснить наиболее сложные теоретические вопросы, относящиеся к этой теме, изложить алгоритм решения задачи и указать, на что следует обратить особое внимание в процессе работы. Преподаватель должен иметь у себя решения и результаты расчетов для всех задач, предлагаемых студентам.

Студенты решают задачи на практических занятиях самостоятельно, на своих рабочих местах. Допускается групповое (2-3 человека) обсуждение хода решения задачи и выполнение расчетов (при условии соблюдения тишины и порядка в аудитории). Преподаватель наблюдает за порядком в аудитории, контролирует работу студентов и оказывает им необходимую помощь. Условие задачи, исходные данные, ход решения и его результаты студенты записывают в специальные тетради для практических занятий. В конце занятий, подведя итоги, преподаватель может вызвать к доске одного или нескольких студентов (по очереди) из числа успешно справившихся с заданием и предложить им объяснить ход решения задачи. Остальные студенты слушают объяснения, задают вопросы и корректируют свои записи.

Преподаватель должен вести учет посещаемости практических занятий студентами и выполнения ими всех задач. Студенты, отсутствовавшие на практических занятиях или не успевшие вовремя выполнить работу, должны решить задачи самостоятельно и представить их преподавателю для контроля. В случае отсутствия у студента материалов по каким-либо темам практических занятий, независимо от того, по каким причинам они отсутствуют, на экзамене (зачете) будут заданы дополнительные вопросы или задачи по соответствующим темам. Ответы на эти вопросы учитываются при оценке результатов экзамена (зачета).

МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Блок контрольных заданий для зачета по дисциплине «Бухгалтерский учет»

Задача 1.

В результате инвентаризации кассы была обнаружена недостача наличных денежных средств на сумму 1300 руб., которую было решено удержать из зарплаты кассира. Отразить операции в учете.

Задача 2.

Поступили материалы от поставщика на сумму 54 000 руб. (с НДС). Подотчетному лицу выдано из кассы 65 000 руб. Материалы оплачены через подотчетное лицо. Остаток подотчетной суммы возвращен в кассу. Отразить операции в учете.

Задача 3.

ООО «Актив» выдало аванс ООО «Луч» на сумму 400 000 руб. в счет будущей поставки товаров. Товары были поставлены на сумму 354 000 руб. (с НДС), себестоимость товаров – 270 000 руб. В результате был произведен зачет части аванса в счет погашения задолженности за товары, а неиспользованная часть возращена на расчетный счет. Отразить операции в учете обеих организаций.

Задача 4

Основные средства приняты в качестве вклада в уставный капитал в оценке, согласованной с учредителями (100 000 руб.). Расходы по доставке составили 3 540 руб. (с НДС). Отразить операции в учете и сформировать первоначальную стоимость объекта ОС.

Задача 5

Основные средства поступили от поставщика на сумму 240 000 руб. (с НДС). Консультационные услуги, связанные с приобретением ОС, составили 5 900 руб. (с НДС). Отразить операции в учете и сформировать первоначальную стоимость объекта ОС.

Задача 6

Организация реализует компьютер за 18 900 руб. (с НДС). Первоначальная стоимость составляет 40 000 руб., накопленная амортизация на момент реализации составляет 25 000 руб. Определить финансовый результат и отразить операции в учете.

Задача 7

Коэффициент доплаты за первые 2 часа сверхурочной работы (сверх 8 часов в день) не меньше 1,5, а за последующие часы – не меньше 2. Петров по распоряжению руководителя отработал 6 часов сверхурочно. Часовая ставка – 100 руб./ч. Всего работник за месяц отработал 174 часа. Рассчитать общую сумму зарплаты.

Задача 8

Работник основного производства металлургического завода Иванов отработал в апреле 160 часов. Почасовая ставка – 100 руб. За каждый час работы в тяжелых условиях почасовая ставка увеличивается на 16%. Рассчитать всю сумму зарплаты.

Задача 9

Организация в октябре 2007 года реализует компьютер за 5900 руб. (с НДС). Первоначальная стоимость составляет 40 000 руб., накопленная амортизация на момент реализации составляет 36 000 руб. Сумма дооценки на 01.01.2007 составила 4 500 руб. Определить финансовый результат и отразить операции в учете.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Бухгалтерский учет   Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080105.65 «Финансы и кредит», 080801.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Транспортный маркетинг Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    Целью учебной дисциплины «Транспортный маркетинг» является обучение теоретическим основам и формирование представления об организационных основах маркетинговой деятельности на транспорте.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Автоматизированный офис Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Бухгалтерский финансовый учет Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Бухгалтерский финансовый учет составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109 Бухгалтерский учет,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория бухгалтерского учета Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Рынок ценных бумаг и биржевое дело Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Рынок ценных бумаг и биржевое дело составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 Менеджмент организации.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные системы в экономике Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии управления  Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к

Другие похожие документы..