Итоги конкурса «Мы выбираем будущее» в 2010/2011 учебном году Дорогие друзья!

Итоги конкурса «Мы выбираем будущее»

в 2010/2011 учебном году

Дорогие друзья!

«Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов» - отмечается в «Основах государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», подписанных Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым в начале мая этого года.

Особое внимание в этом документе уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

Говоря об этом, как основном направлении, Президент определяет и меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения. Это, прежде всего, включение в программу дошкольного и школьного образования курсов, способствующих приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий; применение специальных программ правового образования и воспитания детей, распространение программ дополнительного правового образования, подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования. Согласитесь, уважаемые коллеги, что многое, чем мы занимаемся с вами на протяжении многих лет, реализуя программу правового просвещения, в полной мере уже соответствует этому документу.

Не исключение и сегодняшнее мероприятие.

Говоря об итогах конкурса «Мы выбираем будущее» 2011 года, хочу начать словами из эссе Марии Лисиной, пятиклассницы школы № 56 Нижнего Тагила. Мария пишет: «Когда мама отдает мне бюллетень, чтобы я опустила его в ящик для голосования, я вдруг начинаю чувствовать себя частью огромной страны. На выборах молчать нельзя. Пусть твой голос превращается в отметку в бюллетене, но это твой голос. Если сами граждане страны не хотят управлять своим государством, не хотят навести в нем порядок, то такая страна станет слабой, отсталой и беззащитной. Правильно делают мои мама и папа, что берут нас с братишкой на выборы. Пусть мы маленькие пока. Но мы вырастем и тоже научимся отвечать за свое будущее и за свою страну, и за свой голос».

Этими словами Мария подтверждают известный тезис: Человек должен свою судьбу выбирать, а не принимать.

В жизни часто приходится делать выбор – неважно, взрослый ты или ребенок. Мы выбираем между правдой и ложью, добром и злом, мы выбираем друзей, работу, увлечения. Но приходит момент, когда мы должны сделать важный выбор – выбрать тех людей, кто получит власть. И от того, как мы научимся выбирать, будет зависеть жизнь нашего района, города, области, страны.

Будущее начинается сегодня. И важно уже сегодня активно включаться во все сферы общественной жизни. Такое мнение принадлежит не узкой группе нашей молодежи, а достаточно широкому ее кругу. Вот что отмечает в своем проекте десятиклассница Кристина Казанцева из поселка Порошино:

«Скоро мы, подростки, станем избирателями, готовы ли мы к этому? Пойдут ли молодые россияне голосовать, ясно осознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как прививать им правовую культуру? Ведь сегодняшние школьники – это будущие избиратели, а также будущие кандидаты в депутаты, будущие мэры, члены партий, члены избирательных комиссий».

И далее:

«Чтобы привлечь внимание своих сверстников к вопросам избирательного права, я решила организовать и провести олимпиаду среди молодежи Калиновского сельского поселения».

По этому поводу интересны мнения участников олимпиады. В своих эссе они пишут:

- «Каждый человек должен понимать, что его голос важен для исхода голосования. Некоторые думают, что, если не проголосуют – ничего страшного не произойдет. Но я думаю по-другому. Я считаю, что гражданин, уважающий себя, должен пойти и проголосовать за кандидата, которого он хочет видеть у руля власти. А плохие власти – выбираются гражданами, которые не голосуют».

Из всего этого Кристина делает следующий вывод: «Изучение избирательного права – важный аспект развития гражданской позиции юных россиян. Только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства».

Задачу правого просвещения молодежи решает Избирательная комиссия Свердловской области, территориальные избирательные комиссии вместе с надежными партнерами в лице Министерства общего и профессионального образования, Уполномоченного по правам человека Свердловской области, Центра дополнительного образования «Дворец молодежи», Свердловского отделения Российского детского фонда. Рядом с нами сотни педагогов образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. К этой работе привлечены администрации городов и районов, депутаты представительных органов.

И вот уже 14 раз в этом зале собрались участники областного конкурса «Мы выбираем будущее».

Почему именно такое название у конкурса? Во-первых, потому, что возможность иметь выбор как таковой – это высшая ценность для каждого человека.

Участвуя в конкурсе, вы готовите себя к активному участию в жизни общества, к продуктивному взаимодействию с государством и гражданскими институтами.

Вы формируете способности влиять на развитие общества. Вы узнаете о политических партиях, молодежных организациях и их программах.

Работая над исследованием, вы активно овладеваете навыками политического действия и поведения, учитесь самостоятельно разбираться в общественных ценностях.

Во время очной защиты вы приобретаете опыт публичных выступлений, ведения дискуссии, формирования своего собственного политического взгляда, позиции.

Работа над рефератом, проектом повышает вашу информированность о потенциальных возможностях развития государства, региона, области, города.

Вы учитесь самостоятельно разбираться в общественных, политических процессах.

Вы приобретаете опыт политического партнерства со взрослыми, вашими научными руководителями и родителями.

А наша цель - помочь вам в понимании общественной жизни нашего государства, разобраться с помощью учителей, родителей в его политическом устройстве, ответить уже сейчас на вопросы: что такое власть? Как она формируется? Кому она должна служить в демократическом государстве? Как на нее можно повлиять?

Наш конкурс служит тому, чтобы ваша встреча со взрослой жизнью, когда вы приобретете возможности реализовывать все гарантированные Конституцией права и свободы, была успешной и результативной.

Многолетняя работа по проведению конкурса дает положительные результаты. Продолжает расширяться география конкурса. В этом году конкурс проводился в 70 муниципальных образованиях нашей области.

Территориальные избирательные комиссии совместно с органами управления образованием выступают организаторами конкурса на школьном и муниципальном уровнях. Всего в этом году в школьном этапе конкурса приняли участие более 12 тысяч ребят. Количество его участников только за последние три года выросло более чем на 4 тысячи.

14 лет практики проведения конкурса показывают, что интерес к нему появился не только у старшеклассников, но и у учащихся начальной и основной школы. И не случайно самое большое количество работ представлено ребятами именно этой возрастной категории. В этом году в школьном этапе конкурса приняло участие более 7 тысяч учащихся 3-5 классов, более 3 тысяч учащихся 6-8 классов. В конкурсе этого года в отдельной группе состязались учащиеся учреждений начального и профессионального образования. Пока их сравнительно не много, но это лишь начало.

В этом году на муниципальный этап конкурса представили свои работы почти 3тысячи участников.

А сегодня в этом зале собрались 170 участников областного этапа - победители межтерриториальных конкурсов, которые проводились в 10 межтерриториальных центрах повышения правовой культуры избирателей и их научные руководители. Рядом с вами председатели территориальных избирательных комиссий, которые на протяжении почти полугода были и организаторами, и помощниками, и консультантами, и рецензентами. В зале присутствует особая категория – члены конкурсной комиссии, на долю которых выпала тяжелая ноша – по достоинству и объективно оценить каждую работу и каждого участника. Мы убеждены, что с этим они с честью справились.

Год от года наш конкурс заметно молодеет. Показатель этого – представление на областной этап 20 работ более чем 30 учеников 3-5 классов. Но мы видим, что интерес к конкурсу проявляют и второклассники. В этом году достойно представила Шалинский городской округ Ширяева Анна, ставшая победителем Ачитского межтерриториального конкурса. Это дает нам возможность подумать о снижении возрастного ценза для участников и внести коррективы в положение о конкурсе.

Ребята из первой возрастной группы подошли к конкурсу, как всегда, творчески, с выдумкой, о чем свидетельствует большое разнообразие жанров представленных работ: исследовательские и творческие проекты, комиксы, сказки, игры.

Мы с удовлетворением отмечаем, что свои работы вы оформили красочно, наглядно, что продуктом вашего творчества могут воспользоваться ваши сверстники и даже учителя. Ведь вы сделали самые настоящие учебные пособия, среди которых: дидактические игры «Отдыхаем по правилам» и «Права ребенка», увлекательные истории и сказки о правах, правовой задачник из «Набора юного математика», пластилиновые картины «Я и мои права», «Книга вредных советов по праву» и многие другие, которые, несомненно, будут сегодня отмечены.

Наталья Яшкина из Красноуфимского района подготовила проект «Я и мои права». Наталья сделала альбом, который можно использовать как методическое пособие для занятий со школьниками. В альбоме в стихотворной форме представлены и иллюстрированы статьи Конвенции о правах ребенка. Наталья пишет: «Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Но можно Конвенцию понять превратно: «я ребенок и мне все можно!». Поэтому как гласит народная мудрость – «Воспитывать надо дитя, пока поперек лавки лежит», то есть формировать качества личности, позицию гражданина необходимо начинать с маленького возраста. И это делать необходимо совместно с родителями и, как определяет Наталья - общественными организациями».

При составлении «Правового набора юного математика (правового задачника)» Даша Барашева и Аня Волкова из Тавды узнали для себя много нового о правах человека. Обучаясь, они поставили задачу обучать других. Вот что пишут девочки в своей работе: «Самое ценное и значительное при изучении прошлого и настоящего – это чувство причастности к Родине, семье. Мы с гордостью ощутили себя ее частицей, это обогатило нас, прибавило силы и уверенности в себе».

Мы надеемся, что авторы работ, ученики начальной школы, не только получили определенные знания о правах человека, но и приобрели навыки, которые сохранятся на всю жизнь: уважение к праву, к закону в различных жизненных ситуациях.

По прошествии 3-х лет мы вновь вернулись к очному туру. И вчера в представлении своих работ на очной защите принимали участие конкурсанты старших групп.

В целом можно сказать, очная защита позволила вам, дорогие ребята, получить бесценный опыт публичного выступления среди сильнейших, реагирования на вопросы строгих экспертов и сверстников, закрепить навыки острой дискуссии в условиях реального соперничества, без чего невозможна современная жизнь в любой сфере.

По содержанию работ, представленных участниками второй группы, можно сделать вывод, что многие из вас изучили большое количество источников, раскрывающих суть демократических преобразований в нашем государстве.

Возникающие на этом пути проблемы и варианты их решения вы определяете по – своему, с присущей вам искрометной фантазией и неожиданными выводами, с которыми нам, взрослым, трудно не согласиться.

Например, Дмитрий Коновалов из г. Нижний Тагил представлял игру-путешествие «В стране права». Игра проводится в виде путешествия команд по станциям, где ведущие предлагают им различные задания по праву.

Особенно ценно то, что ребята не просто написали рефераты, а подумали о том, как их работа может пригодиться сверстникам.

Например, учащиеся 10-й школы Екатеринбурга Владимир Лысенко и Владимир Хорошавцев защищали Проект учебного пособия для уроков обществознания в 6 классе «Конституция России в рисунках. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина». Ребята объясняют: «Рисунки к статьям Конституции помогут лучше запомнить права и свободы гражданина России. Но нельзя забывать, что, отстаивая свои права, человек имеет и обязанности перед обществом, свобода одного человека ограничена правами и свободами других людей».

В следующем году ребята планируют продолжить работу над другими главами Конституции.

Веяние времени – инновационные технологии. Неслучайно многие работы посвящены Интернету.

Сергей Подойников из Алапаевска подготовил обзор правовых информационных Интернет-ресурсов. Кроме этого, Сергей самостоятельно разработал детскую веб-страницу, приложение к официальному сайту Алапаевской городской территориальной избирательной комиссии. В ней несколько разделов: образовательный – он состоит из словарика, информации о государственных символах и государственных праздниках России, развлекательно-познавательный (с кроссвордами, ребусами и конкурсами) и форум, на котором посетители сайта могут задать интересующие их вопросы.

А группа 8-классников из Красноуфимска создала целый Интернет-проект «Твои права, подросток!» «Интернет сегодня – объясняют ребята – это помощник подростка, когда ему трудно говорить о какой-либо проблеме, когда он стесняется обратиться за помощью или боится, что будет выглядеть «в плохом свете». Из-за огромного количества ссылок подростку трудно найти ту информацию, которая действительно ему необходима». Поэтому авторы – Ольга Баженова, Никита Куляшов, Елизавета Насонова решили помочь своим сверстникам и создали свой уникальный проект. Их сайт содержит необходимые документы, касающиеся прав тинэйджера, полезные ссылки, возможные проблемы подростков и их решения, а также чат, на котором сегодня уже активно общаются школьники Красноуфимска.

О возможностях ресурсов глобальной сети говорили десятиклассники из п. Шаля - Злобин Алексей и Климова Анастасия, представляя свой исследовательский проект «Интернет-голосование». Они изучили опыт других стран по внедрению новых информационных технологий, разобрались с положительными и отрицательными сторонами Интернет-голосования. Авторы приводят результаты своего исследования: 82% опрошенных жителей п.Шали допускают возможность Интернет-выборов. Ребята надеются, что когда придет время их участия в выборах, они смогут воспользоваться современными техническими средствами голосования.

Перспективами электронного голосования озадачен еще один тандем учащихся из Новоуральского ГО - Дмитрий Риппа и Алексей Васичкин. «Для России с ее колоссальными расстояниями технология удаленного голосования с использованием сети Интернет – может стать перспективной. Электронное голосование более оперативно, снижает затраты на проведение выборов».

Ребята создали свой сайт, отвечающий современным требованиям безопасности информации, на котором спрограммировали формы опросов и голосования. По результатам исследования ребята делают выводы: успех новых технологий возможен, способствовать этому будет информирование населения о ходе разработок и результатах экспериментов. Молодые люди активно используют сотовые телефоны и Интернет – для них необходимо на региональном уровне проводить электронные опросы по вопросам молодежной политики, культуры, образования. Обеспечить лояльность к новым избирательным технологиям поможет тестирование технологий электронного голосования с участием избирателей и в особенности молодежи».

Научно-исследовательские проекты участников старших групп, отличаются ярко выраженной гражданской позицией авторов, стремлением проникнуть в суть общественно-политических преобразований и событий, происходящих в нашей стране.

Можно выделить основные направления вашей научно-исследовательской деятельности.

Из года в год не ослабевает ваш интерес к проблеме участия молодежи в общественно-политической деятельности и способам формирования правовой культуры будущих избирателей.

Исследованию этой проблемы посвящены проекты «Роль органов ученического самоуправления в государственной молодежной политике» Анны Путиловой из г.Екатеринбурга, «Как привлечь молодежь к политическим и социальным процессам» - Анны Бессоновой и Виктории Гаджиевой из Новой Ляли. Казанцева Кристина поделилась опытом проведения олимпиады по избирательному праву среди молодежи своего сельского поселения. Демьянов Кирилл и Новопашина Анастасия из Ирбита, рассказывая о выборах Президента Совета старшеклассников школы, определяют их как способ формирования социально-правовой культуры и развития лидерских качеств старшеклассников.

Екатерина Белякова из Тавды подготовила социальный проект «Всей семьей - на выборы!». Это целый комплекс мероприятий на 2011-2012 годы, включающий организацию праздников для учеников и родителей, правовых игр, семейных и детских конкурсов. Екатерина уверена – «через взаимное обучение детей и родителей электоральная активность избирателей повысится, и подрастающее поколение будет уверено – в будущем их голос будет важен, а их осознанный выбор сыграет большую роль в жизни государства».

О роли СМИ в организации и проведении выборов размышляла Светлана Латникова из села Коптелово, а Оксана Жилина из г. Новая Ляля рассказала о своем школьном пресс-центре и его роли в формировании гражданской позиции ученического сообщества.

Юные тавдинцы Асташенко Владислав и Лаптева Виктория представили социальный проект «Мы вместе» (создание специального выпуска печатного школьного журнала «Smile»). В работе описывается четко разработанная схемы подготовки, издания и реализации этого журнала. Но я бы отметил другой аспект – все средства от продажи журнала передаются нуждающимся сверстникам.

В этом году мы получили много оригинальных, необычных проектов.

Один из них – Егора Золотникова из города Березовский «Теория вероятности и избирательный процесс». Юный математик совместил, казалось бы, несовместимое – математику и политику. Используя математическую теорию вероятности, автор попытался предугадать результаты выборов в Березовском городском округе. Но … выборы не состоялись. Поэтому автор не смог соотнести данные своего исследования с итогами выборов. Надеемся, Егор продолжит свою работу и все-таки практически проверит возможность использования теории вероятности в декабре 2011 года.

Отличились оригинальностью и другие исследовательские проекты:

- Линар Давлетшин из г. Кушва доказывает зависимость между институтом власти и образованием, в частности, учебника по истории в разное историческое и политическое время в проекте «Взгляд на институт власти через призму учебника истории».

- Лалита Суладзе из г. Реж определила место и роль имиджа политического лидера в работе «Имидж и политическая карьера». Опираясь на известный тезис «Голосуют за человека, а не за партию» - Лалита составила портреты политических лидеров российского и регионального уровня, интервьюировала политиков Режевского городского округа.

Интересные научно-исследовательские работы представили на конкурс участники четвертой группы - учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования.

Кудряшова Дарья взялась за серьезную «взрослую» тему – «Деятельность Городской Думы и ее депутатов как необходимое условие эффективности решения вопросов местного значения» и обстоятельно проанализировала структуру и деятельность Думы ГО Красноуфимск четвертого созыва. Дарья обозначила проблемы, требующие внимания и решения со стороны власти, а также провела социологическое исследование «Как работает избранный вами депутат?» и встретилась с народными избранниками, чтобы обсудить результаты опроса.

Дарья пишет: «Есть у нас заинтересованные депутаты, болеющие всей душой за свой город и его жителей, их наказы выполняются, к их проблемам прислушиваются, и стараются оказать всю необходимую помощь. Есть и такие депутаты, которые забыли о своих обещаниях сразу после выборов, практически не появляются в своем избирательном округе, не проводят работу с избирателями. «Бесполезных» депутатов надо знать в лицо, с тем, чтобы не повторить их избрания на следующий срок. И здесь важна как раз позиция населения, которое должно быть заинтересованным в развитии своей территории». С этим выводом трудно не согласиться.

Накануне выборов депутатов Государственной Думы в декабре 2011 года Миронова Алена из города Алапаевск подготовила работу на тему «Выборы в Государственную Думу пятого созыва в оценках наблюдателей». С позиции молодого избирателя Алена изучила различные оценки выборов и планирует продолжить свое исследование в ходе предстоящей предвыборной кампании.

Большая часть исследовательских проектов – о молодежи и для нее. Ребята рассуждают о методах привлечения молодежи к выборам, о молодежном самоуправлении, о проблеме абсентеизма в молодежной среде.

«Что посеешь – то и пожнешь» - вспоминает народную мудрость в работе «Методы привлечения молодежи к выборам» Любовь Чернышева из города Камышлова – от того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь будущего поколения».

Теме привлечения молодежи к участию в выборах посвящено несколько интересных проектов:

- Ольга Пьянкова и Наталья Михеева из города Кушва проанализировали комплекс мероприятий по развитию гражданской активности учащихся Кушвинского профессионального училища имени Рыжова.

- Екатерина Кузнецова и Евгения Шадрина из города Первоуральска предложили использовать игровые, нестандартные методики и освоили их на практике – в игре «Молодежь и выборы».

Не случайно тема молодежного самоуправления так часто обсуждается, а развитие молодежного парламентаризма так актуально сегодня. Молодежное самоуправление и молодежный парламентаризм позволяет решать множество задач, связанных в первую очередь с привлечением молодежи к участию в управлении делами общества. Подготовка квалифицированных молодых кадров для политики – проблема, которая становится решаемой благодаря созданию молодежных парламентов в Свердловской области. Но это предмет для разговора на финале другого областного конкурса – конкурса социально-политических проектов «Будущее – за нами!», который пройдет в августе этого года.

Ознакомившись с вашими работами, прослушав ваши выступления на очной защите, мы убедились, что наш конкурс - не формальное областное мероприятие, а результат серьезной работы учащихся, их педагогов, родителей, территориальных избирательных комиссий, государственных и муниципальных органов по созданию системы формирования вашей общей, в том числе и правовой культуры.

Участие в конкурсе, как и его проведение, не самоцель. Главное, чтобы у каждого из вас, ребята, блестели глаза интересом к жизни, к творчеству. Чтобы желание жить, творить, добиваться, приносить людям добро и счастье не покидало вас.

Тогда будет успешной ваша жизнь, будет успешной страна.

И у нас есть основания надеяться, что так и будет.

Избирательная комиссия Свердловской области благодарит всех ребят, участников конкурса и научных руководителей, председателей территориальных избирательных комиссий, руководителей органов управления образованием муниципальных образований и образовательных учреждений.

Слова искренней благодарности нашим социальным партнерам по организации областного этапа конкурса в лице Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (министр Биктуганов Юрий Иванович), Уполномоченному по правам человека Свердловской области Мерзляковой Татьяне Георгиевне, Центру дополнительного образования «Дворец молодежи» (директор Шевченко Константин Валерьевич), Свердловскому отделению Российского детского фонда (председатель Черкасова Марина Георгиевна).

Четырнадцатый областной конкурс «Мы выбираем будущее» завершен, но впереди новые участники, новые победы, новые открытия. До встречи в следующем учебном году.

  1. Анализ работы моу «Гимназия №1» за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    Приведенный выше анализ научно-методического сопровождения Программы развития гимназии позволяет определить следующие задачи на 2011-2012 учебный год. 6
  2. Задачи вр на 2010-2011 учебный год

    Документ
     Школа № 18 ориентирована на идеи личностно-ориентированного образования. Образование понимается как становление человека, обретение им себя, своего человече­ского образа: неповторимой индивидуальности, духовности, твор­ческого потенциала.
  3. Публичный доклад за период 2010-2011 учебного года

    Доклад
    Муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 г Южа Ивановской области открыта в 1966году. Учредитель : МУ отдел образования Южского муниципального района Ивановской области.
  4. Публичный доклад муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №88 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по итогам 2010-2011 учебного года Раздел Общая характеристика учреждения (1)

    Доклад
    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №88 Октябрьского района ГО г.Уфа РБ реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на основании лицензии (серия А №349152 рег.
  5. Публичный доклад муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №88 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по итогам 2010-2011 учебного года Раздел Общая характеристика учреждения (2)

    Доклад
    Школа осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.
  6. Публичный отчет моу «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» за 2010-2011 учебный год

    Публичный отчет
    Стрелецкая средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением с. Стрелецкое Яковлевского района Белгородской области, в котором работает 18 учителей и обучается 123 обучающихся.
  7. Анализ выполнения плана организационно-методических мероприятий моу информационно-методический центр на 2010-2011 учебный год

    Анализ
    В 2010-2011 учебном году работа МОУ Информационно-методический центр Ступинского муниципального района была направлена на реализацию направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по направлениям:
  8. Учебный план на 2010-2011 учебный год для начального образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее– ООП НОО) муниципального общеобразовательного учреждения Чановской средней общеобразовательной школы №1, имеющего государственную аккредитацию по виду «средняя
  9. Итоги работы образовательной системы Красносулинского района за 2010 2011 учебный год

    Реферат
    Современный период характеризуется значительными изменениями всей системы образования. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования, формирование сбалансированной сети образовательных учреждений,

Другие похожие документы..