Закрепить интерес к творчеству Н. Носова, мастера юмористического жанра в детской литературе

Цель урока:

  • закрепить интерес к творчеству Н.Носова, мастера юмористического жанра в детской литературе.

Формы работы: самостоятельное чтение, громкое чтение библиотекаря, чтение по ролям, игровые занятия.

Вступительная беседа

Н.Н. Носов. 1908-1976

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в г. Киеве в семье актера.

«В школьные годы, - рассказывал о себе писатель,- мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил - институт кинематографии».

Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.

В 1938 г. в сентябрьском номере ж. «Мурзилка» был напечатан 1-й рассказ Носова «Затейники». Затем рассказы появились на страницах журналов «Костер», «Затейник», газеты «Пионерская правда». Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе.

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

Библиотекарю:

Все, что создал в литературе Николай Носов – повести, рассказы, сказки – отмечено высоким художественным талантом, достоверностью, подлинной веселостью. За это его книги и любят миллионы ребят всего мира. Нет, наверное, такой страны, где бы ни переводились его произведения. Их знают в Голландии, Польше, Чехии и Словакии, в Аргентине, в Болгарии, во Франции и Индии, во Вьетнам и Японии, в Румынии. Когда авторитетный международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет, какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то третьей в этом списке – следом за А.М.Горьким и А.С.Пушкиным – оказалась фамилия детского писателя Николая Николаевича Носова.

Работа в детской литературе стала его основным делом. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Н.Н.Носову была присуждена Государственная премия СССР, а в 1969 году за трилогию о Незнайке – Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской. В 1967 году писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Ход урока

1. Прочитав веселые рассказы Н. Носова, каким Вы представляете себе писателя?

Любил ли детей? Любил ли шутку?

2. Н. Носов любил детство в людях, любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми. Его рассказы были написаны больше 50 лет назад. Но разве сегодня нельзя встретить таких же затейников, фантазеров, огородников?

Викторина

Вспомним названия рассказов:

• «Живая … (шляпа)»

• «Мишкина … (каша)»

• «Три … (охотника)»

• «Федина … (задача)»

• «Шурик у … (дедушки)»

• «Про … (репку)»

Все буквы перепутались. Восстановите названия рассказов.

• ж р о у к д (6) дружок

• а з к а з м а (7) замазка

• к к и а с р а (7) карасик

Выберите правильный вариант ответа:

• Рассказ «Мишкина каша» - воду из колодца не поднимали:

чайником

ведром

самоваром

кружкой.

• Рассказ «Карасик» - на что променял Виталик карасика?

фонарик

конфета

монета

свисток.

А вы поменялись бы?

• «Заплатка». Штаны у Бобки были замечательные:

школьные

солдатские

спортивные

джинсовые.

О чем мечтал Бобка? / научиться пришивать пуговицы.

• Рассказ «Про репку». Что посадили Павлик и ребята на даче?

горох

редис

редьку

репку.

• Рассказ «Шурик у дедушки». Кого не было в банке с рыбой после рыбалки?

пескари

щука

окуньки

ершик.

• Рассказ «Ступеньки». На какой ступеньке застрял Петя?

4-й

5-й

6-й

7-й

Сколько всего их было? /10/.

Несколько изобретений и открытий, сделанных героями Н. Носова.

• Что нужно было сделать, чтобы забраться на горку, не поскользнувшись? (2 варианта: посыпать песком, сделать ступеньки.

• Это вполне может заменить почтовый ящик на калитке. (Калоша).

• Из чего можно сделать электрический звонок? (Из телефона).

• С каким оружием не страшна даже живая шляпа? (Кочерга и лыжная палка).

• «По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу». Что пытался сделать Мишка? (Бенгальские огни).

• А этот предмет кладут под подушку самые отважные и бесстрашные. (Топор. «Тук-тук-тук»).

• Из нее можно слепить зверей (если получится), змею или ливерную колбасу. (Из замазки)

• Чтобы получить самый большой урожай на огороде и знамя «Лучшему огороднику» нужно… (Поставить на огороде пугало и, конечно, хорошо потрудиться. «Огородники»).

Урожай собран. Время перекусить. Может кашки?

Рецепты от Мишки.

Полная кастрюля крупы, воды налить доверху. По мере разбухания крупы, выкладывать лишнее на тарелки и доливать в кастрюлю холодной воды.

А вам приходилось самим варить кашу?

Рецепт от …….

Варить кашу хлопотно, а чем можно полакомиться, если «не шалить и ничего не трогать»? /Леденцом.

Насытились? Поговорим о поэзии, хотя надо бы наоборот.

«Что ты рано в гости,

Осень к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!»

Кто и по какому поводу читает эти стихи? / Мишка. Дружок завыл, сидя в чемодане.

То они стихи читают, песни поют, то письма пишут:

«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».

Виноват шофер или нет? К чему они прицепились? / Не виноват. К бамперу.

Ни в коем случае нельзя этого делать. «Автомобиль».

А иногда герои Носова пытаются даже колдовать:

«Колдуй, баба, колдуй дед,

Колдуй, серенький медведь!»

Что они должны наколдовать? Кто произносит это заклинание? / Чтобы у Коли рыба не клевала. Шурик. «Шурик у дедушки».

А где встречается еще одно, можно так сказать, заклинание: «Никого убивать не надо. Животных надо любить». /«Три охотника».

Герои Н. Носова, как и все дети, любят играть. Во что?

«Прихожу в комнату …. Батюшки! Все разворочено. Шкафы открыты, из комода ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном!» / Прятки .«Находчивость».

Часто рассказывают друг другу небылицы.

«Фантазеры»: пересказ или чтение по ролям.

Н. Носов писал с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями всегда какая-то умная, нужная мысль. / Нельзя обманывать вообще, извлекать пользу для себя.

  1. Закрепить интерес к творчеству Н. Носова, мастера юмористического жанра в детской литературе (2)

    Документ
    Цель: закрепить интерес к творчеству Н.Носова, мастера юмористического жанра в детской литературе. Формы работы: самостоятельное чтение, громкое чтение библиотекаря, чтение по ролям, игровые занятия.
  2. Задачи: учить детей чувствовать и понимать язык художественного произведения; закрепить интерес к творчеству Г. Остера, мастера юмористического жанра в детской литературе

    Рассказ
  3. Статья отнесена к разделу (2)

    Статья
    Власова Людмила Александровна, учитель начальных классовИзвекова Елена ВикторовнаБелокопытова Марина НиколаевнаМорева Валентина ЮрьевнаРыжова Римма ВладимировнаСысоева Ольга Владимировна
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Д

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она изучается студентами специальности библиотечно-информационной деятельности на 3 курсе в VI семестре
  5. Что такое юмор и почему он развился как популярный жанр в русской литературе начала ХХ века?

    Документ
    Что такое юмор и почему он развился как популярный жанр в русской литературе начала ХХ века? Ведь если освидетельствовать чуть более ранний период, то мы практически не найдем у нас писателей-юмористов.
  6. Литература 7 класс методические советы

    Методические советы
    В усовершенствованное издание учебника-хрестоматии вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные искушенными читателями: критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  8. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.

Другие похожие документы..