Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

И.А. Сыров, Н.В. Пятаева

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ СТУДЕНЧЕСКИХ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

РЕФЕРАТ,

КУРСОВАЯ И ДИПЛОМНАЯ РАБОТЫ,

ТЕЗИСЫ

для студентов 2 – 5-го курсов

филологического факультета

по специальностям:

032900.00 Русский язык и литература,

050301.00 Русский язык и литература. Иностранный язык,

050301.00 Русский язык и литература. Культурология,

050301.65 Русский язык и литература. Чувашский язык и литература,

050302.65 Татарский язык и литература. Русский язык и литература

СТЕРЛИТАМАК 2007

ББК 74.58

У 91

Рецензенты:

кандидат филологических наук А.Ф. Гершанова

(Московский государственный открытый педагогический

университет имени М.А. Шолохова)

кафедра русского языка СГПА

кафедра теории и истории языка СГПА

Ответственный редактор – кандидат филологических наук,

доцент В.Я. Пастухова

Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ (реферат, курсовая и дипломная работы, тезисы) для студентов 2 – 5-го курсов филологического факультета / Составители: Сыров И.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка, Пятаева Н.В., к.ф.н., доцент кафедры теории и истории языка. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2007. – 57 с.

Учебно-методический комплекс включает рекомендации по подготовке, выполнению и правильному оформлению студенческих научно-исследовательских работ, предусмотренных Стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации: рефератов, курсовых и дипломных сочинений, а также тезисов докладов, подготовленных к печати в научных сборниках.

Рекомендации предназначены для студентов 2 – 5-го курсов фило-логического факультета, обучающихся по специальностям: 032900.00 «Русский язык и литература», 050301.00 «Русский язык и литература. Иностранный язык», 050301.00 «Русский язык и литература. Культурология», 050301.65 «Русский язык и литература. Чувашский язык и литература», 050302.65 «Татарский язык и литература. Русский язык и литература».

Учебно-методические рекомендации утверждены на совместном заседании кафедр русского языка и теории и истории языка

23.04.07 г., протокол № 8.

© И.А. Сыров, 2007

© Н.В. Пятаева, 2007

© Стерлитамакская государственная

педагогическая академия, 2007

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Объяснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Рекомендации по подготовке, выполнению

и оформлению реферата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Рекомендации по подготовке, выполнению

и оформлению курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Учебный комплекс просеминариума «Организация

научного исследования по подготовке, выполнению

и оформлению дипломной работы» . . . . . . . . . 13

Рекомендации по подготовке и оформлению тезисов докладов,

предназначенных для публикации в научных сборниках . . . . . 17

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Составляющие курсовой и дипломной работ . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Составляющие введения к курсовой и дипломной работам . . . . . 26

Этапы подготовки и выполнения дипломной работы . . . . . . . . . . 31

Накопление фактического материала

для курсовой и дипломной работ . . . . . . . . . . 35

Образец оформления библиографической карточки . . . . . . . . . . . 39

Список научных, учебных и справочных сайтов Интернет . . . . . 40

Оформление записей в процессе изучения

научной литературы . . . . . . . . . . . . 42

Цитирование и оформление цитат и ссылок

на научную литературу в тексте

курсовой или дипломной работы . . . . . . . . . . 44

Правила оформления библиографического описания

научной литературы и словарей, использованных

в написании курсовой или дипломной работы . . . . . 46

Образцы оформления списков литературы и словарей . . . . . . . . . 49

Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По-настоящему переделать социальную жизнь можно лишь при свободе знанием, любовью к работе, страстью к делу.М. Горький

Ты равен тому, кого понимаешь. И. Гёте. Фауст.

Известно: научить невозможно, можно лишь научиться, имея перед собой критерий совершенства. Г. Шитян

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. А.С. Пушкин

Современные требования к высшему образованию в первую очередь ставят перед педагогическими вузами задачу формирования учителя-исследователя, потому что только учитель творческого склада способен достичь основной цели осуществляемой в настоящее время реформы школы – повысить качество образования. Чтобы воспитать учителя-сло-весника творческого склада, важно пробудить у студента-филолога интерес не только к его будущей профессии, но и к самой лингвистике, привить ему исследовательские навыки. Решение этой задачи невозможно без активизации таких форм, методов и приемов обучения, которые максимально способствовали бы интенсификации познавательных и творческих способностей студентов-филологов. Одной из важнейших форм, призванных осуществить поставленную задачу, является подготовка студенческих учебно-научных и научно-исследовательских работ: рефератов, курсовых и дипломных сочинений, выступлений с докладами на семинарах и научных конференциях, тезисов прочитанных докладов. Важнейшим и необходимым условием плодотворного завершения такой работы является взаимосвязь УИРС и НИРС, которые в учебном процессе должны быть тесно связаны и направлены на лингвистическое развитие студентов.

Написание выпускной квалификационной (дипломной) работы, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, невозможно без чувства ответственности, организованности, интеллектуальной активности, лингвистического чутья и достаточного уровня лингвистических знаний и способностей студента.

У начинающих исследователей, каковыми являются студенты 2-го курса, приступающие к работе над курсовыми сочинениями, всегда возникает немало вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления учебно-научных работ. Однако получить ответы на эти вопросы часто бывает непросто. Во-первых, существует очень мало методических пособий, посвященных выполнению квалификационных научных трудов. Во-вторых, дипломная работа как разновидность научных исследований для студентов педагогических вузов – относительно новая форма, которой в методической литературе уделяется недостаточно внимания. Все это значительно снижает научную активность начинающих ученых и не позволяет им в полной мере реализовать свои возможности.

В связи с этим по решению Совета филологического факультета СГПА в Учебные планы всех отделений факультета был введен курс «Организация научного исследования», главной задачей которого является рассмотрение всего процесса подготовки дипломной работы от выбора темы до завершения исследования. Чтобы расширить научно-методический кругозор студентов, предполагается познакомить их с общей методологией научного творчества, поэтапно рассмотреть методику написания дипломного сочинения, а также правила оформления рукописи.

Содержание данного учебно-методического комплекса включает в себя вопросы, связанные с выбором темы для исследования, его последующим планированием, библиографическим поиском литературных источников и научной литературы по теме, их изучением и отбором фактического материала. Кроме этого, рекомендации призваны научить студентов ориентироваться в композиции реферата, курсовой и дипломной работы, ознакомить начинающих исследователей с правилами представления в рукописи отдельных видов текстового, табличного и иллюстративного материала, оформлением библиографического аппарата научного труда. Одним из важных вопросов, который поднимает данное учебное пособие, является повышение культуры письменной речи будущих учителей, в связи с чем необходимо научить студентов вести тщательную языково-стилистическую обработку материала, читать свой текст «чужими глазами», чтобы выявить в нем все без исключения изъяны, избавиться от них и по возможности акцентировать достоинства работы.

Воспитательной задачей учебно-методических рекомендаций является обучение студентов основам научной этики, формирование у них тактичного отношения к интерпретации имеющихся сведений по исследуемой проблематике.

Данный учебно-методический комплекс составленна основе стандартной программы «Основы организации научно-исследовательской работы для магистрантов» и опирается на знания студентов, полученные ими в стационарных курсах «Практический курс русского языка», «Теория языка», «Риторика и культура речи», «Стилистика русского языка», которые познакомили будущих исследователей с отличительными жанрово-стилис-тическими характеристиками разных текстов и подготовили к самостоятельному созданию научных произведений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Общие положения

Написание реферата на основе изучения научной литературы – один из важных видов самостоятельной работы студентов. Реферирование предполагает углубленное изучение научных трудов, что должно обеспечить студенту выработку необходимых навыков работы над книгой. Кроме того, реферирование научных работ способствует расширению научного кругозора, повышению теоретической подготовки, формированию самостоятельности мышления. Поскольку реферат – это не просто конспект научной публикации, в нем должны быть кратко изложены и проанализированы позиции нескольких исследователей. Соответственно, необходимая полнота раскрытия темы реферата достигается за счет использования нескольких научных публикаций.

Реферат– адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?»

Цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое и сущест­венное в сочинениях» (М.В. Ломоносов).

Основные требования, предъявляемые к реферату: 1) информа-тивность, полнота изложения, 2) объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста, 3) корректность в оценке материала.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репро­дуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного тек­ста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

Виды рефератов


репродуктивные продуктивные

реферат-конспект реферат-обзор

реферат-резюме реферат-доклад

Реферат-конспектсодержит в обобщенном виде фактографи­ческую информацию, иллюстративный материал, сведения о ме­тодах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюмеприводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзорохватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-докладдает анализ информации, приведенной в пер­воисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяются триосновных компонента:

1) библиографическое описание,

2) собственно реферативный текст,

3) справочный аппарат.

Этапы работы над рефератом

Рекомендуется следующая последовательность работы над рефератом:

  1. Подбор научных публикаций по теме реферата.

  2. Первичное беглое чтение-просмотр научных работ.

  3. Повторное сплошное чтение текстов с конспектированием наиболее существенных положений и фрагментов, выписыванием цитат.

  4. Составление плана реферата.

  5. Написание текста реферата.

  6. Защита реферата.

Такой порядок действий является единственно возможным в этом виде учебно-исследовательской работы студентов. Однако составление плана реферата не только предшествует написанию самого текста, но может и сопутствовать ему. Это связано с тем, что в ходе написания текста продолжается анализ научных работ и изменение взглядов на излагаемую концепцию неизбежно приводит к смещению акцентов, и как следствие – к изменению плана реферата.

  1. Учебно-методическое пособие по написанию и оформлению исследовательских работ студентами Санкт-Петербургского христианского университета

    Учебно-методическое пособие
    1.3.1. И з б р а н и е и л и ф о р м у л и р о в к а т е м ы и с с л е д о в а н и я. Правильный выбор темы составляет 50% успеха. Вообще, тема – это главное, о чем говорится в работе.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «просеминариум: организация научного исследования» для студентов 3-го курса дневного отделения филологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Современные требования к высшему образованию в первую очередь ставят перед педагогическими институтами задачу формирования учителя-творца, потому что только учитель творческого склада способен достичь основной цели осуществляемой в
  3. Методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ

    Методические рекомендации
    Различия между курсовой и дипломной работами касаются их объема, глубины проработки рассматриваемой проблемы, степени самостоятельности исследовательской части работы.
  4. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» Краснодар 2009

    Методические рекомендации
    Экономическая теория (микроэкономика, макроэкономика): Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ /Сост. Е.В. Слепцова. Краснодар, 2009, 40 с.
  5. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ казань

    Методические рекомендации
    Составитель: Хамидуллина Г.Р., Ивашкевич В.Б., Нестеров В.Н., Яхина Л.Т., Ветошкина Е.Ю., Галимарданова Н.М., Авлякулова В.З., Хайруллин Н.Ш., Ткачев Е.
  6. Методические рекомендации подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы. (1)

    Методические рекомендации
    В последнее десятилетие отечественная система высшего профессионального образования становится все более адекватной тенденциям развития современного общества.
  7. Методические рекомендации подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы. (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации подготовлены с учетом положений письма Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года № 14-55-906 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» и Положения СКАГС «О самостоятельной
  8. Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ для студентов гуманитарного факультета

    Методические указания
    Издание содержит методические указания, примеры оформления и литературу. Предназначено для самостоятельной подготовки к написанию курсовых и дипломных работ студентами III-V курсов гуманитарного факультета.
  9. Методические рекомендации по написанию дипломных работ студентами факультета английской филологии

    Методические рекомендации
    Дипломная работа является обобщающей квалификационной работой, которая выполняется в течение всего заключительного года обучения. Она может включать в себя материал курсовых и научных работ студента, выполненных им за весь период обучения в вузе.

Другие похожие документы..