Первый областной конкурс среди библиотек по повышению гражданско-правовой культуры избирателей: первые успехи и неудачи Выступление на областном семинаре

Избирательная комиссия Тверской области

Тверская областная универсальная научная

библиотека им. А.М. Горького

Научно-методический отдел

Библиотеки и избирательные комиссии:

пути сотрудничества

Опыт работы библиотек

по повышению гражданско-правовой культуры избирателей

(по итогам областного конкурса)

Тверь ● 2008

Уважаемые читатели!

Вашему вниманию предлагается очередное - третье издание сборника, выпущенное по инициативе Избирательной комиссии Тверской области и посвященное взаимодействию избирательных комиссий с библиотеками Тверской области.

В данном издании представлены нормативные и информационные материалы, а также фотоматериалы о проведении областного конкурса среди библиотек Тверской области по повышению гражданско-правовой культуры избирателей, проводимого Избирательной комиссией Тверской области совместно с Комитетом по делам культуры администрации Тверской области, Тверской областной универсальной научной библиотекой им. А.М. Горького, территориальными избирательными комиссиями Тверской области с 1 января 2007 года по 15 февраля 2008 года.

Издание подготовлено в рамках реализации комплекса мер по повышению подготовки организаторов выборов и референдумов, правовому обучению избирателей Тверской области на 2008 год.

Сборник предназначен для организаторов выборов, преподавателей образовательных учреждений, работников библиотечной сферы деятельности и широкого круга читателей, интересующихся вопросами повышения гражданско-правовой культуры избирателей.

Первый областной конкурс среди библиотек по повышению гражданско-правовой культуры избирателей: первые успехи и неудачи

Выступление на областном семинаре

«Методическая служба: современные тенденции развития»

перед методистами ЦБС и МЦБ

с анализом работ участников конкурса

Н.А. Чернышова,

заведующая сектором НМО

Тверской ОУНБ им. А.М. Горького

19 февраля конкурсная комиссия подвела итоги первого областного конкурса среди библиотек по повышению гражданско-правовой культуры избирателей. Награждение состоялось 27 февраля 2008 года на областной школе управления «Деятельность библиотек в условиях административных реформ» для руководителей межпоселенческих центральных библиотек (МЦБ) и централизованных библиотечных систем (ЦБС). Поздравлял победителей, благодарил за участие в конкурсе, вручал заслуженную награду директорам библиотек председатель Избирательной комиссии Тверской области Валерий Николаевич Песенко.

Конкурс задумывался с целями укрепления партнёрских связей библиотек с территориальными и участковыми избирательными комиссиями, формирования позитивного отношения избирателей к участию в выборах, повышения уровня правовой культуры и информированности населения. В основном, эти цели были достигнуты.

В Бельском и Весьегонском районах состоялись отборочные этапы конкурса для сельских библиотек. На рассмотрение областной комиссии в трёх группах библиотек: центральные, городские и сельские, всего поступило 19 работ из 16 территорий области – 16 от центральных и 3 от сельских. Городские библиотеки свои работы не представили.

Победителем из числа центральных библиотек стала Торопецкая. Её материалы отражали абсолютно всё, что проводилось ЦБ с молодыми читателями и избирателями по повышению правовой культуры в течение года, имелись и чёткие перспективные планы. Им удалось наиболее полно и многопланово показать деятельность библиотеки в данном направлении. Повышение правовой культуры населения осуществлялось через «Центр повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов», клубы: «Школа активного гражданина» («ШАГ»), «Молодая семья», «Радуга добра», «Гармония», работали выставки, которые также подробно раскрыты, проходили интересные деловые игры, конкурсы, ток-шоу, выпускались буклеты и памятки.

Абсолютным лидером среди сельских библиотек признана работа Нестеровской СБ Бельского района с программой мероприятий по повышению гражданско-правовой культуры молодёжи «Молодёжь. Библиотека. Выборы». Да, может быть она немного и отстаёт в электронных технологиях от более продвинутых, но в работе очень чётко прослеживается именно роль библиотекаря, которая поразила своей индивидуальностью, особой заботой о посетителях. Используя всем хорошо знакомые методические материалы, она собрала именно то, что интересно её молодым читателям, и дополнила собственными разработками.

Поощрительными премиями отмечены Бежецкая ЦБ, Вышневолоцкая ЦБ и МБС г. Твери.

Итак, что же отличало библиотеки в этом конкурсе?

Положение о конкурсе предполагает определённые критерии, которыми должны руководствоваться не только жюри в своих оценках, но и участники при подготовке материалов. В первую очередь – это системность в работе по повышению гражданско-правовой культуры избирателей, особенно молодых – планы, программы, циклы мероприятий, проекты – были у всех. Поэтому комиссия конкурсные работы рассматривала с точки зрения:

а) возможности распространения опыта на другие библиотеки района (наиболее соответствовали работы Андреапольской ЦБ, Вышневолоцкой ЦБ, МБС г. Твери);

б) насколько эти планы продолжительны и перспективны (Вышневолоцкая ЦБ, Максатихинская ЦБ, МБС г. Твери, Торопецкая ЦБ).

И максимально этим требованиям соответствовали работы Вышневолоцкой ЦБ и МБС г. Твери. С одной стороны они отошли от временных рамок конкурса – 2007 год – и включили более ранние материалы, с другой – именно поэтому получили поощрительные премии – за системность. Бесспорно, преимущество здесь было у тех, кто уже давно работает в данном направлении, у кого была хорошо отлаженная программа и перспективные планы.

МБС г. Твери представила интересную программу по гражданско-патриотическому воспитанию, включающую систему мероприятий гражданско-правовой тематики.

Обучающие уроки-презентации Вышневолоцкой центральной библиотеки знакомы, наверное, всем. Это лекции «Система выборов в Российской Федерации», «Структура органов власти в Российской Федерации», «Местное самоуправление» и представленная на конкурс «Государственная Дума: история и современность», которыми активно пользовались вышневолоцкие учителя, и в работе клубов молодых избирателей их применяли, наверное, многие.

Работа по правовому просвещению требует партнёрства. Происходило укрепление деловых контактов с территориальными и участковыми избирательными комиссиями, к тому же, мероприятия этой тематики позволили наладить более тесное сотрудничество ещё и с депутатами. В подтверждение этого директора библиотек из половины районов области в своих отчётах за 2007 год назвали в числе эффективных деловых связей именно отношения с территориальными избирательными комиссиями.

Активная совместная деятельность вызывала большой интерес со стороны средств массовой информации, учитывая, что 2007 и начало 2008 года были богаты на избирательные кампании. Библиотеки старались обратить на себя внимание участием в Дне молодого избирателя, особенно если он проходил в её стенах, он же способствовал и привлечению новых читателей. Такие масштабные акции с участием СМИ, несомненно, играют самую положительную роль в имидже учреждения. Пресса регулярно освещала работу библиотек, а некоторые активно работали с местным телевидением, что помогало также в рекламе. Многие конкурсанты могли посостязаться в количестве упоминаний в новостях – максимум публикаций приложили почти все (кроме трёх участников). И в отдельных случаях именно газетные статьи позволяли понять, в чём, собственно, состояла роль библиотеки, и какова была степень её вовлечения в то или иное мероприятие (особенно районного уровня – День молодого избирателя, фестиваль клубов молодых избирателей, форум молодых избирателей и т.п.).

Ещё один позитивный момент, на который указали руководители 14 ЦБ в своих годовых отчётах, раскрытие фонда отраслевой литературы. Библиотеки смогли продемонстрировать свои возможности и ресурсы, в том числе и технические.

Степень продвижения информационных технологий в библиотеках выражалась с помощью электронных презентаций, мультимедийных изданий и фильмов, которые были приложены к конкурсным работам. Так, призёром конкурса стало электронное издание Бежецкой ЦБ «Избирательное право для молодёжи». Возможно, задумка авторов немного не удалась, и этот диск скорее больше подходит для профессионалов библиотечного дела, чем для молодых граждан, так как материал подготовлен всё же больше в помощь работе с молодыми читателями и будущими избирателями.

Интересные идеи были представлены в обучающей презентации библиотеки ЗАТО Озёрный «Форум "Искусство выбирать"»: каждому разделу презентации соответствует подобранный с определённым смыслом фон, она не перегружена текстом, содержит интересные фотографии, хотя прежде следовало бы поработать над их качеством, изменить цветовую гамму в соотношении «текст : картинка», так как иногда надписи оказывались почти нечитаемыми. И если дополнить этот материал комментариями библиотекаря, что, к сожалению, не было показано, то лекция получится очень яркой, содержательной и запоминающейся.

Это достижения. Но всегда наряду с плюсами бывают и минусы – стандартные ошибки, которые касаются не только этого конкурса.

Положение о конкурсе – это главный документ, от которого нужно отталкиваться участникам. И именно отсюда начинались основные промахи.

Предъявлялись совершенно определённые требования к оформлению, хотя наличие титульного листа некоторые почему-то проигнорировали. Безусловно, что и эстетическое восприятие, и качество текстов также влияют на результат. Очень интересные, красиво оформленные материалы были поданы от Жарковской библиотеки.

Заглавия работы также не требовалось, но статус любого текста становится выше, если у него есть название, а не просто обозначение формы – справка, информация, отчёт и т.п. (7 участников из 19 не указали названия).

Ещё одна, на данный момент очень распространённая, ошибка – авторство. Только у половины участников были указаны авторы приложенных материалов. И если у работы индивидуальный исполнитель, и если она является результатом коллективного труда, в любом случае необходимо указывать её составителей, так же, как и разработчиков сценариев, буклетов, лекций. Некоторые в качестве исполнителя указывали просто библиотеку. То же касается электронных презентаций. Например, в «Справке…» ЗАТО Озёрный говорилось: «Материал об истории выборов и парламентаризма в России в 20-21 веке был дан в форме экскурсии с привлечением современных электронных технологий. Необходимый материал был подготовлен библиотекарем Павловой Т.Н.». Возникают вопросы «Что был за материал?» и «Кто готовил представленную на конкурс презентацию?», а этого быть не должно.

Совершенно необходимо указывать ссылки на источники информации. Но только в четырёх работах имелись данные об используемой литературе. Избирательная комиссия Тверской области предлагала в помощь сценарии мероприятий, совместно с областной библиотекой выпускала сборники, которые должны были послужить помощниками в работе. И никто не указал ссылку ни на одно из этих изданий.

Часто проводились мероприятия по уже готовым сценариям, но одного-двух таких для победы в конкурсе недостаточно. Это можно допустить для сельских библиотек, но не для центральных, которые являются методическими центрами для библиотек в своих районах. Другое дело, если имеющиеся материалы переработать и подать в собственной интерпретации, а в нашем случае, ещё и внести изменения в соответствии с действующим законодательством.

К тому же, в работе по правовому просвещению, увлекаясь избирательными технологиями, библиотекари часто забывали про свой основной профессинальный инструмент – книгу. Это отметили и члены конкурсной комиссии со стороны облизбиркома, которые не знают библиотечной работы, но очень хорошо представляют, чем должны заниматься избирательные комиссии. И получилось так, что работу мы вели совместно с ТИКами, но не только старались выполнить, а ещё и показали не свою. Мы учили правилам поведения на выборах, как голосовать, как работать в избирательных комиссиях, часто забывая указать на литературу. И всем известный приём переноса любой ситуации, в том числе политической, на библиотечную почву не только по принципу «угадай книжку, сказку и т.д.», участники конкурса почти не использовали. Почему бы ни устроить литературное шоу, выдвинуть в Думу каких-нибудь известных былинных героев, например, Алёшу Поповича или Илью Муромца с учётом и всех процессуальных правил, и в то же время литературных текстов. В Бологом провели нечто похожее – игровую программу «Выборы Президента Сказочной страны», где президентом стала Красная Шапочка, но почему-то в своих материалах очень мало рассказали про это, ограничившись несколькими словами и фотографиями.

А самое главное, на что необходимо было обратить внимание – то, что конкурс проводится среди библиотек, и работа оценивалась, в первую очередь, библиотечная. Это указывалось и в названии конкурса, и в его задачах.

Областная конкурсная комиссия при оценке работ исходила именно из этого, что конкурс проводился среди библиотек, поэтому всё, что касалось ТИК, переходило в графу партнёрство, и оценивались значение и роль только библиотеки. Если речь шла о клубе молодого избирателя, то наибольшие баллы получали те, у кого положение о клубе было составлено библиотекой и подписано её директором; если проводились какие-либо мероприятия, имело значение, кто являлся их автором и инициатором, естественно, это тоже должна была быть библиотека и т.п.

Многие конкурсанты с гордостью описывали проведение референдума об объявлении в Тверской области 2008 г. Годом молодёжи, забывая, что идея не их и в очень подробностях не нуждается. Тоже можно сказать и про День молодого избирателя – областная акция, где библиотека являлась только участником. Но на задний план отодвинулись и остались нераскрытыми собственные разработки и мероприятия.

Если говорить о целевых группах, на которые были направлены усилия библиотек в обучении гражданско-правовой культуре, то следует обратить внимание на слова «в том числе молодых» избирателей, так как в большинстве случаев это были школьники, а остальные возрастные категории остались неохваченными. По-прежнему, возраст 30-40 лет является провальным как среди читателей, так и среди избирателей. Наверняка, очень интересной была бы работа с населением, уже имеющим определённые взгляды на избирательную систему.

Непосредственно библиотечных мероприятий также было представлено немного, даже во всеми любимой форме – выставок. Говорилось о них достаточно, но чтобы раскрыть мало одних фотографий, хотя и здесь-то:

  • репортажи с выставок собственной литературы представили только шесть библиотек,

  • раскрыли содержание и принцип расстановки книг – две (Торопецкая, Старицкая).

  • выставку, посвящённую 100-летию Государственной Думы, никто не дополнил документами из своего фонда, или этого не показали в конкурсе.

Другая библиотечная форма работы, где можно было проявить себя самым выгодным образом, и комиссия ждала этого, библиографические материалы, рекомендательные списки, указатели. Но или в виде буклетов, где о книгах рассказывалось в кратких аннотациях, или просто списком книг, они были приложены только к пяти работам. (МБС г. Твери, Максатихинская, Нелидовская, Западнодвинская, библиотека ЗАТО «Озёрный»).

Библиотеки разрабатывали и выпускали: приглашения на мероприятия, объявления о предстоящих мероприятиях, календари, закладки, членские билеты для клубов молодых избирателей, и конечно, памятки молодому избирателю, в которых тоже неплохо бы было попробовать ещё и книгу продвигать. В Максатихе в виде буклета издали программу «КМИ» для привлечения новых членов клуба. Полиграфические возможности, конечно, у всех разные, и это не оценивалось, но участникам следовало бы тщательнее проверять грамматические и фактические ошибки.

Конечно, украшает и дополняет наличие хорошего иллюстративного ряда. И для этого использовался весь технический потенциал библиотек. И с какой целью ни была бы создана презентация, краткость и ясность обязательны. Нет смысла готовить презентацию из одних фотографий, не поясняя их комментариями, или прикладывать видеозапись без монтажа.

Итак, можно сказать, что конкурс резюмировал работу библиотек, проводимую в течение последних нескольких лет. Участники представили большую подборку материалов по гражданско-правовому воспитанию молодёжи. Очень часто выходило, что библиотеки переступали рамки своей компетенции, предлагая мероприятия, не имеющие отношение к литературе, возможно, именно поэтому не смогли себя проявить как учреждение, продвигающее книгу и чтение. Причин этому может быть немало: библиотечной составляющей было недостаточно в наших сборниках, которыми, в основном, руководствовались конкурсанты, не было задано чёткого направления, но этим, как раз, и можно было воспользоваться. К сожалению, показали очень мало, помимо известных всем, источников литературы, найденных библиотеками самостоятельно.

Хочется надеяться, что, зная теперь все пробелы и преимущества, участников во втором конкурсе будет не меньше. Организаторы, в свою очередь, постараются учесть все пробелы предыдущего конкурса. А Избирательная комиссия Тверской области увидит уже гораздо больше библиотечной работы с оригинальными идеями на ниве правового просвещения.

  1. О. Е. Гражданкина Ответственная за выпуск (1)

    Документ
    Библиотеки в системе правового просвещения населения: опыт и перспективы / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. С. Г. Полякова, Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2010.
  2. Бюллетень передового опыта, новшеств, освоенных библиотеками (3)

    Бюллетень
    Инновационная деятельность библиотек Пермского края: бюл. передов. опыта, новшеств, освоен. б-ками Перм. края в 2009 г.: вып. 1 (9) / Перм. гос. краев.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 29 июня 2006 г

    Документ
    ГЛАВА ОТДЕЛЕНИЯ ФСФР РФ В ПФО ОЛЕГ ЧУПАЛОВ: "С ВВЕДЕНИЕМ НОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ АО БОЛЬШИНСТВО ЮРЛИЦ ЭТОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В ПФО МОГУТ БЫТЬ ПРЕОБРАЗОВАНЫ" 144
  4. Госдума РФ мониторинг сми 2 апреля 2008 г

    Документ
    04. 008, Панкратова Юлия, 15:00 14 ПЕРВЫЙ КАНАЛ, НОВОСТИ, 01.04. 008, Панкратова Юлия, 18:00 14 ПЕРВЫЙ КАНАЛ, НОВОСТИ, 01.
  5. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  6. Место и роль молодежи в формировании правовых институтов гражданского общества (29 ноября 2007г.) Курск 2007 (1)

    Документ
    Коллектив авторов выражает искреннюю признательность и благодарность Курской областной Думе за оказанное содействие и организационную поддержку в издании сборника.
  7. Место и роль молодежи в формировании правовых институтов гражданского общества (29 ноября 2007г.) Курск 2007 (2)

    Документ
    заместитель заведующего кафедрой государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ,
  8. Харківської державної академії культури Віват, Академіє! Дайджест Випуск 4 (2006 2008) Харків хдак 2009 (1)

    Документ
    Вип. 4. (2006–2008) / М-во культури і туризму України, Харк. держ. акад. культури, Бібліотека ; [уклад.: С. В. Євсеєнко, О. М. Левченко ; під ред. С. В.
  9. Харківської державної академії культури Віват, Академіє! Дайджест Випуск 4 (2006 2008) Харків хдак 2009 (2)

    Документ
    Дайджест містить матеріали про діяльність Харківської державної академії культури, опубліковані у центральних та місцевих газетах за 2006–2008 роки і є хронологічним продовженням дайджесту «Віват, Академіє!» (2004–2005), який вийшов друком у 2006 році.

Другие похожие документы..