Swot -анализ машиностроительного комплекса Чувашской Республики Внутренняя среда

Приложение № 5

к Республиканской программе развития

машиностроительного комплекса

Чувашской Республики на 2006-2010 годы

SWOT-анализ машиностроительного комплекса Чувашской Республики

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Финансы

1. Использование различных схем оплаты продукции: система traid-in, наличие лизинговых компаний (ООО «Промлизинг», ОАО «Агролизинг»).

2. Выход отдельных компаний (ОАО «Промтрактор») на фондовые рынки для привлечения дополнительных инвестиций.

3. Тенденция роста капитализации компаний.

1. Снижение рентабельности: с 16,1% в 2001 году до 8,2 % в 2004 году.

2. Ориентация на финансирование инвестиций в основной капитал за счет собственных средств: до 80% инвестиций.

3. Слабая капитализация предприятий.

4. Высокая стоимость кредитного капитала.

5. Преобладание в структуре затрат на производство материальных затрат: 62% общей суммы затрат на производство, что в 1,5 раза выше зарубежных аналогов.

Маркетинг

4. Выгодное географическое месторасположение Чувашской Республики – в центре пересечения транспортных магистралей.

5. Концентрация машиностроительных производств в крупных городах республики (гг.Чебоксары, Алатырь, Канаш, Шумерля), обладающих кадровым потенциалом и разветвленной сетью специализированных учебных заведений.

6. Наличие собственных сбытовых сетей в регионах Российской Федерации большинства предприятий отрасли.

7. Наличие бренда «Четра».

8. Доля Чувашии в общероссийском производстве бульдозеров оставляет 27%, радиаторов – 8%.

9. Рост экспорта машиностроительной продукции: в 2005 году на ___ млн.долл.США.

6. Слабые маркетинговые службы большинства предприятий.

7. Отсутствие у руководства предприятий информации о предполагаемых партнерах в других регионах и зарубежных странах.

8. Отсутствие информации о республиканских товаропроизводителей у потенциальных потребителей продукции в других регионах и зарубежных странах.

9. Снижение экспорта машиностроительной продукции: на 12,4% в 2004 году.

10. «Вытеснение» продукции республиканских товаропроизводителей с рынков дальнего зарубежья и переориентация их на рынок ближнего зарубежья: в 2003 году на страны дальнего зарубежья приходилось около 70% экспорта продукции отрасли, в 2005 году – 38,8%.

Производство

10. Сохранение доли отрасли в общепромышленном производстве республики на дореформенном уровне (40-45%).

11. Доля отрасли в общепромышленном производстве республики сопоставима с уровнем развитых стран (Германия – 53,6%, Япония – 51,5%).

12. Внедрение автоматизированных систем управления подготовкой производства.

13. Рост инвестиций в основной капитал: в 2004 году индекс инвестиций составил 160,8%.

14. Коэффициент обновления основных средств превышает средний показатель по промышленности: 6,3 при 4,7 по промышленности.

15. Внедрение на отдельных предприятиях современных методов управления: система «5S» на ОАО «Промтрактор», ОАО «Канашский автоагрегатный завод» и др.

16. Ориентация на инжиниринговые услуги (ОАО «ЗЭИМ», малые электротехнические предприятия).

17. Наличие Центра субконтрактинга, Центра аутсорсинга, Республиканского инновационного центра.

18. Систему менеджмента качества сертифицированную на соответствие международным стандартам ИСО 9000 имеют 28 предприятий машиностроительного комплекса, на соответствие международным стандартам ИСО 14000 – 2 предприятия.

11. Ориентация большинства предприятий на производство комплектующих изделий, «промежуточной», а не конечной продукции, что увеличивает зависимость от конъюнктуры рынка.

12. Степень износа основных фондов приблизилась к критической: в 2004 году - 48,8%, преобладание в структуре основных фондов машин и оборудования (более 50%) усугубляет эту проблему.

13. Автоматизация производства ведется только на отдельных крупных предприятиях.

14. Средний уровень загрузки производственных мощностей составляет 53%.

15. Замедление темпов роста производства машиностроительного комплекса: в 2003 г. – 107,1%, в 2004 г. – 104,3%.

16. Системы менеджмента качества, сертифицированные на соответствие международным стандартам ИСО 9000 имеют лишь 28% крупных и средних предприятий отрасли.

Кадры

19. Развитая сеть учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для отрасли: 15 учреждений начального профессионального образования, 9 средних специальных и 4 высших учебных заведений, осуществляющие подготовку по 30 инженерно-техническим специальностям для отрасли.

20. Создано 3 ресурсных центра для подготовки специалистов отрасли: на базе Чебоксарского профессионального лицея № 1 – «Прикладные технологии», Профессионального училища № 19 – «Квалитет».

21. Развитие системы внутрипроизводственного обучения: на ОАО «ЧАЗ» формируется Корпоративный университет, на отдельных предприятиях созданы кафедры для обучения студентов, ОАО «Промтрактор», ОАО «ЧЭАЗ», ОАО «ЗЭиМ», ОАО «Электроприбор», ОАО «ВНИИР», ООО «НПП «Динамика», ООО «Экра», ООО «Электросила», ОАО «Завод «Чувашкабель», заключены Договора о сотрудничестве с ЧГУ им.И.Ульянова, созданы учебные центры, учебно-консультационные пункты на ряде предприятий.

22. Развитие систем стимулирования персонала: на ОАО «ЧАЗ», ОАО «Промтрактор», ООО «Промтрактор-Промлит», ООО «Промтрактор-Сервис» разработаны программы «Золотые кадры», «Лучший инновационный проект», на большинстве крупных предприятий созданы Советы молодежи, разработаны программы поощрения рационализаторских предложений (проект «Есть идея!» на ОАО «ЧЭАЗ» и др.).

23. Наличие Договора между Минпромэнерго Чувашии и ЧГУ им.И.Ульянова на бюджетную подготовку специалистов по дефицитным инженерно-техническим специальностям.

24. Наличие в республике Электротехнической академии, ОАО «ВНИИР» с опытным производством.

25. В общей численности работников промышленного комплекса на долю работников машиностроительных производств приходится 47-48%.

26. Среднемесячная заработная плата работников машиностроительных производств превышает уровень оплаты труда в промышленности на 6-8%.

27. Тенденция превышения темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы (с 2003 года).

17. Тенденция сокращения промышленно-производственного персонала предприятий при продолжающемся его старении: средний возраст работающих – 45 лет).

18. Нарастающая проблема дефицита инженерно-технического персонала, особенно в малых городах (Алатырь, Канаш, Шумерля).

19. Увеличение «разрыва» между уровнем подготовки кадров в учебных заведениях и уровнем технологии, используемой на предприятиях комплекса.

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

Потребители

1. Наличие Программ и Соглашений с крупными потребителями машиностроительной продукции: Программа научно-технического сотрудничества ОАО «РЖД» и промышленных предприятий Чувашской Республики (задействовано 21 предприятие), Генеральное соглашение между МПС и Кабинетом Министров Чувашской Республики, Соглашение о сотрудничестве между ОАО «Горьковский автомобильный завод» и Кабинетом Министров Чувашской Республики, Соглашение о сотрудничестве между ОАО «КамАЗ» и Кабинетом Министров Чувашской Республики, Соглашение о взаимном сотрудничестве между Компанией «РусПромАвто» и Кабинетом Министров Чувашской Республики, Протокол о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Кабинетом Министров Чувашской республики и Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

2. Вхождение на российский рынок иностранных партнеров, открытие сборочных производств (в том числе иномарок, самолетов) на территории России и локализация производства комплектующих на территории Российской Федерации, возможность организации поставок комплектующих на новые производства.

3. Рост требований к природоохранной деятельности предприятий, возможность организации производства оборудования для природоохранной деятельности на машиностроительных предприятиях.

4. Возможность выхода на новые рынки сбыта продукции и освоение новых видов продукции: оборудование для природоохранной деятельности, сельскохозяйственное оборудование.

5. Переход предприятий-монополистов (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», РАО «РЖД») на субконтрактные модели производства с опорой н сети поставщиков и возможность включения в цепочку субконтрактных поставок на любом уровне.

6. Усиление внимания Правительства Российской Федерации к развитию судостроения.

Вступление России в ВТО: открытие новых возможностей для выхода на глобальные рынки.

7. Наличие Соглашений и Протоколов о намерениях по взаимовыгодному сотрудничеству с рядом иностранных государств, в том числе Китай, Франция, Чехия, Венгрия и другие.

1. Высокая зависимость экономики республики от результатов работы 6 крупнейших предприятий машиностроительного комплекса: ОАО «Элара», ОАО «Промтрактор», ЗАО «Промтрактор-Вагон» (Канашский вагоноремонтный завод – филиал ОАО «РЖД»), ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод», ОАО «Шумерлинский завод спецавтомобилей»,) обеспечивают 55,6% отгруженной продукции отрасли.

2. Высокая зависимость от результатов работы российского автопрома: более 14 предприятий республики поставляют продукцию на российские автозаводы.

Поставщики

8. Расширение круга поставщиков.

9. Заключение долгосрочных контрактов с поставщиками на поставку сырья и материалов с установлением фиксированных цен.

10. Повышение доходов от продажи экспортоориентированной продукции.

11. Снижение таможенных пошлин на ряд технологического оборудования, не производимого в России.

3. Рост цен на сырье, материалы, электроэнергию.

4. Увеличение курса мировых валют.

Конкуренты

12. Невысокие в сравнении с мировыми расходы на электроэнергию.

13. Наличие систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международных стандартов ИСО 9000 на крупнейших предприятиях республики.

14. Использование системы маркировки продукции для защиты ее от фальсификатов.

5. Вступление России в ВТО: усиление конкуренции на традиционных рынках.

6. Низкие сроки поставки продукции конкурентами, более низкие цены на продукцию (Китай) при приемлемом качестве и четко отработанные логистические схемы.

7. Активный демпинг на электротехническую продукцию со стороны малых предприятий России и производителей стран Юго-Восточной Азии (Китай, Тайвань) при невысоком качестве изделий.

8. Изменение стандартов потребительского спроса и приближение его к уровню развитых стран под влиянием присутствия на рынке иностранных конкурентов.

9. Рост продаж на рынке фальсифицированной продукции, в том числе электротехнического назначения.

10. Снижение курса мировых валют: рост ценовой конкуренции.

__________

  1. Закон чувашской республики (3)

    Закон
    Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (далее - Стратегия) - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики,
  2. Закон чувашской республики (4)

    Закон
    Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (далее - Стратегия) - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики,
  3. Республиканская целевая программа снижения напряженности на рынке труда чувашской республики на 2010 год

    Программа
    В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и в целях дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики в условиях продолжающегося экономического кризиса Кабинет
  4. Кабинет министров чувашской республики постановление от 26 марта 2010 г. N 84 о стратегии

    Документ
    В целях формирования единого инновационного пространства развития биоэкономики в Чувашской Республике как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года Кабинет Министров
  5. Комплекс по дисциплине «Экономика и финансы российских регионов» 1 семестр

    Сборник задач и тестов
    Цель изучения дисциплины «Экономика и финансы российских регионов»: научиться ориентироваться в проблематике экономического развития регионов РФ и институтах и инструментах управления региональным развитием (в сравнении с другими странами
  6. Указатель Чебоксары (1)

    Указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  7. Оценка экономической эффективности горизонтальной интеграции предприятий (на примере сахарной промышленности республики татарстан)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Пережив с начала XX в. пять волн слияний и поглощений, мировая экономика в конце второго тысячелетия подошла к новому рубежу, который ознаменовался появлением супергигантов.
  8. Программа социально-экономического развития городского округа город уфа республики башкортостан на 2011-2015

    Программа
    Сводный доклад Международного Форума МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве». Астана, 4–6 июля 2008 года.
  9. Планирование и финансовые решения в рамках плана 16 1 Финансовый анализ и его роль в принятии решений 21

    Реферат
    Написанию этой монографии предшествовало пять лет научных исследований [79] по применению теории нечетких множеств в финансовом и инвестиционном анализе.

Другие похожие документы..