Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения.

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан

Зав. кафедрой

____________ Р.М. Захохов

__________ А.М. Инарокова

«____» ___________ 2011 г.

«____» ___________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»

Специальность

060105.65 Стоматология

Специализация

Врач

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения

очная

Нальчик 2011

Рецензент: Гурциев О.Н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Рабочая программа дисциплины «Биомедицинская этика» /сост. А.М. Инарокова, А.М. Шомахова – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011. - ___ с.

Биомедицинская этика: рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности. - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011. - 40 стр.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 060105.65 «Стоматология» в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060105.65 «Стоматология», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «22» декабря 2009 г. № 788.

Составители __________________ А.М. Инарокова
__________________А.М. Шомахова
(подпись)
25.08.2011 г.

Содержание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1

Таблица 2 10

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 26

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины. Преподавание биомедицинской этики должно способствовать на­полнению сознания студентов-медиков гуманным смыслом жизни и деятельности, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Биомедицинская этика быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. Этой важной проблеме посвящены многие международные конференции, стали издаваться монографии, пособия- специализированные журналы, многочисленные публикации на страницах "Медицинской газеты" и других изданий. Созданы специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике при национальных врачебных ассоциациях, МАВ, РМА и др., а также при ряде международных организаций (Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д.).

Задачи дисциплины

Преподавание биомедицинской этики должно способствовать наполнению сознания студентов-медиков гуманным смыслом жизни и деятельности, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной
деятельности.

Нравственные проблемы, возникающие в сфере врачебной деятель­ности, не новы и являются предметом заботы общества с давних времен. Во все времена, у всех людей, народов врачебная деятельность считалась одним из самых важных и почетных занятий.

Врач, в силу особенностей своей профессии, должен быть человеком высокой культуры, обладать нравственными качествами, которые делали бы его отношение к больным, населению и обществу, проникнутым глубо­кой человечностью, уважением и любовью.

2. Место дисциплины в ООП ВПО.

Во всех медицинских вузах РФ идет переход к формированию специа­листа нового качества на основе интеграции профессиональной и гумани­тарной подготовки студентов. Основой гуманитаризации высшего меди­цинского образования в стране стали Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2000 г.), позволяющие студентам получить знания о современном мире, обществе, человеке в единстве философских, психологических, культурологических моментов, усвоить систему современных морально-этических и социально-политических ценностей.

В Государственных стандартах (2000 г.) впервые введена новая дис­циплина – биоэтика и наряду с другими гуманитарными дисциплинами вузов (культурология, психология и педагогика, отечественная история, история медицины, правоведение, философия) она призвана улучшить гуманитарную подготовку студентов, нацеленных на формирование мыслящего специалиста, личности современного типа.

В 1996 г. Советом Европы принята Конвенция "'О правах человека и биомедицине". С момента вступления России в Совет Европы принципы и положения указанной Конвенции приобрели силу закона и для нашей страны

В стране созданы Национальный этический комитет, этический коми­тет при РМА, в РАМН, в Минздраве РФ. Предстоит формирование этиче­ских комитетов при Министерствах здравоохранения республик, Департа­ментах управления здравоохранения субъектов РФ, в крупных лечебно-профилактических учреждениях и учебных заведениях по разбору много­численных острейших этических проблем, возникающих в медицинской науке и практическом здравоохранении.

Рабочая программа предполагает двухуровневое преподавание меди­цинской этики будущим врачам и касается пока первого уровня- пропедев­тического курса общетеоретической подготовки в данной области. Про­грамма второго уровня с конкретизацией применения и приложения общетеоретических положений к реалиям научной и практической деятель­ности в различных областях клинической медицины, для клинических кафедр, должна быть разработана позднее.

Это объясняется тем, что медицина основывается на возвышенных началах человеколюбия и милосердия, издавна она связана с гуманизмом. Врач всю жизнь сопровождает человека, он первым слышит крик ребенка, возвещающий рождение новой жизни, он же отчитывает и последние удары сердца человека. Поэтому вопросы этики и деонтологии- учения о врачебном долге, а теперь и биоэтики становятся важнейшей частью учебной работы на медицинском Факультете университета. Вопросы деонтологии должны занимать важное место при изучении всех дисциплин и на протяжении всего периода обучения студента-медика в университете, "Деонтология-это душа медицины и мудрость врачевания (акад. А.Ф.Билибин), бывший министр здравоохранения Б.Л. Петровский на 1-й Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии говорил, что "преподавание меди­цинской этики и деонтологии студентам-медикам должно осуществляться на всех кафедрах со своих специфических для каждой медицинской специаль­ности позиций". При этом должны широко использоваться примеры врачебной, клинической, научной и гражданской деятельности лучших представителей отечественной и советской медицины,

В Кабардино-Балкарском государственном университете на ме­дицинском факультете как и в других медицинских вузах страны во­просы медицинской этики и деонтологии осуществляются; через обяза­тельное преподавание путем чтения специальных лекций курса на практических занятиях; через воздействие всей клинической обстанов­ки, поскольку деонтологии и медицинской этике нельзя научиться из лекций и книг, Личный пример преподавателя воспитывает лучше лю­бых лекций; факультативно в процессе всей идейно-воспитательной ра­боты, используя с этой целью беседы, клинические конференции» диспу­ты и др. формы, В последние годы на медицинском факультете стало традицией уже на первом курсе знакомить студентов с их будущей спе­циальностью, основами профессиональной этики, введен ритуал "Посвящение в специальность".

Органическое сочетание биоэтики и воспитания позволит подго­товить врачей, для которых врачевание станет не только профессией, но и определит весь образ жизни.

Рабочая программа по биоэтике предполагает систематическое и последовательное знакомство студентов-медиков с вопросами деонто­логии и медицинской этики, проблемами биоэтики. Она предусматри­вает преемственность в этой большой и сложной проблеме участия всех кафедр медицинского факультета и дисциплин гуманитарного профиля Кабардино-Балкарского государственного университета.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  • способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайны (ОК-8)

б) профессиональных (ПК):

  • способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1);

  • способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3)

  • способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК 4)

  • способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов (ПК-47)

Студент должен знать:

1. Историю биомедицинской этики.

2. Теоретические основы биомедицинской этики.

3. Основные правила биомедицинской этики.

4. Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

5. «Конвенцию о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1997 г.)

6. Клятву врача ("Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан", ст.60).

7. Права и моральные обязательства врача.

  1. Права пациентов.

  2. Моральные нормы внутри-профессиональных взаимоотношений.

10. Этические принципы проведения эксперимента на животных.

11. Существо моральных проблем медицинской генетики.

12. Существо моральных проблем трансплантации органов и тканей человека.

13. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными
заболеваниями и со СПИДом.

14. Особенности морально-этических отношений в психиатрии,

15. Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

Студент должен уметь:

1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и
свободу действий,

3. Защищать неприкосновенность частной жизни как основу человечес­кого достоинства пациентов»

  1. Сохранять конфиденциальность.

  2. Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

  1. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и
    родственниками больных людей.

  1. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента

8. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профес­сии.

  1. Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины БИОЭТИКА федерального компонента цикла ГЭС ГОС ВПО составлена на основании Программы по биоэтике для студентов высших медицинских учебных заведений (Москва ГОУ ВУНМЦ,
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (31)

    Рабочая программа
    Основания методологии. Основные направления методологии науки ХХ века. Проблемы возникновения и развития науки. Эмпирические методы научного познания.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»

    Рабочая программа
    Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа во втором семестре.
  4. Рабочая программа учебная дисциплина Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (наименование)

    Рабочая программа
    Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» относится к числу дисциплин профессионального цикла направления 050100.62 Педагогическое образование.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика»

    Учебно-методический комплекс
    4.1.Целью дисциплины является познакомить студента с основами этики и профессиональной этикой; cформировать представление об этико-нравственном идеале; исторических корнях общественной морали; профессионально-нравственных принципах;
  6. Рабочая программа учебная дисциплина Основы медицинских знаний (наименование)

    Рабочая программа
    Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.
  7. Рабочая программа учебная дисциплина Современные естественнонаучные теории (наименование)

    Рабочая программа
    Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе;
  8. Рабочая программа учебной дисциплины «история развития медицины и медицинского образования в кабардино-балкарии» Направление подготовки

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «История развития медицины и медицинского образования в Кабардино-Балкарии» /сост. А.М. Инарокова, А.М. Шомахова – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011.
  9. Рабочая программа учебной дисциплины «теория социальной работы» Направление 040400. 62 ­- социальная работа

    Рабочая программа
    Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла бакалаврам очной формы обучения по направлению подготовки 040400.

Другие похожие документы..