Предисловие

А тем временем в главном здании Министерства адмирал Спир встречался с двумя офицерами — капитаном 3 ранга У. Дж «Ником» Картером и капитан-лейтенантом У. У «Уолтом» Хонекером — для обсуждения и решения проблем выделения и расходования средств, выделенных президентом, по организации и снабжению и по подбору офицеров-снабженцев для обоих судов. Ключом к организации снабжения судов-ловушек, действующих под личиной торговых судов, были расчеты в оплате за закупленные товары и полученные услуги, при этом чеки Казначейства США использовать было нельзя. У флота в подобных вопросах опыта не было, поэтому с согласия Фарбера Спир отправил Картера в Белый Дом для встречи с Мак-Кри. Решение Мак-Кри было: «Пригласим экспертов». Он позвонил Ф. Дж. Лофтону, которого знал по бюджетному комитету и посоветовался с ним о том, как следует выделять средства на конфиденциальные цели. Лофтон обрисовал следующую процедуру: от президента в адрес Секретаря Казначейства приходит письмо, в котором сказано, что президент выделяет средства в указанной сумме некоему агентству для конфиденциальных целей. Агентство получает средства и, при необходимости, помещает их на банковский счет. Мак-Кри согласился подготовить соответствующее письмо и собирался связаться с адмиралом Хорном для получения названия подобного агентства, хотя тут же предложил в этом качестве Картеру «Риггс Бэнк», президент которого Роберт У Флеминг имел личный допуск к ведению официальных правительственных операций, включая секретные. Теперь у «Ника» Картера сложилась схема финансирования тайных операций судов. Он обсудил этот план в целом с адмиралом Спиром и получил его одобрение адмиралом Хорном. С согласия Хорна Спир связался с Робертом Флемингом и проинформировал его о предлагаемой финансовой уловке. Флеминг обещал свою полную и тайную поддержку{37}.

Проект LQ набирал обороты.

Капитан 3 ранга Райан от Морского Министерства и Морзе и Хелмболд по поручению Морской Комиссии подписали соглашение об аренде ВМС пароходов «Эвелин» и [49] «Каролин», а Портсмутская верфь предприняла меры по обеспечению вооружением, оборудованием и материалами, потребными для переоборудования судов. В управлении личного состава адмирал Рэндолл Джекобе начал просеивать списки офицеров, подбирая подходящие кандидатуры на три корабля, особое внимание обращая на поиск будущих командиров и старших офицеров, хотя кандидатов и на другие командные посты: старшего артиллерийского офицера, интенданта — офицера снабжения, старшего механика, офицера связи он тоже подыскивал с большой тщательностью. Задачу подбора офицеров снабжения (интендантов) адмирал Джекобе оставил адмиралу Спиру, поскольку специальностью его бюро были именно снабжение и финансирование кораблей.

Маскировка корабля-приманки относилась не только к внешнему виду судна, но и к его названию. Хотя эти два грузовых судна должны были действовать, как коммерческие суда под своими исходными названиями «Эвелин» и «Каролин», каждому из них должен быть присвоен статус военно-морского корабля и соответствующее название, которое должно было использоваться только в личных делах персонала, в указаниях по официальному распределению служебных постов и в почтовой переписке. Траулер уже имел официальное название «Орел», и его намечалось сохранить в дальнейшем, а для «Эвелин» и «Карелии» по просьбе капитана 3 ранга Райана морской исторический отдел предложил кораблям типа грузовых судов (условный индекс «АК») дать названия соответственно «Эстерион» (АК100) и «Этик» (АК101). Затем Райан сообщил эти названия капитану 3 ранга Картеру.

На этой же встрече Картер обрисовал Райану план финансирования. Средства в сумме 500 000 долларов из чрезвычайного фонда президента должны были быть переведены на общий счет на имя Ф. Дж. Хорна и/или У. С. Фарбера. Три дополнительных счета должны быть открыты на имя вымышленных комапаний: «Эстерион Шиппинг Компани», «Этик Шиппинг Компани» и «Игл Фишинг Компани». Офицер-финансист на каждом корабле будет назначен «казначеем» и будет иметь право выписывать чеки с оплатой [50] со своего «оборотного счета». После того, как будут произведены какие-либо затраты, каждый счет будет пополнев со счета Хорна-Фарбера. Таким образом, непонятная головоломка из отдельных фрагментов стала приобретать более определенную форму, хотя отсутствовал пока еще один важный фрагмент — требовалось подобрать казначеев. Картеру и адмиралу Спиру предстояло выполнить эту задачу. 19 февраля, после того, как Мак-Кри получил решение президента на выделение средств, Хонекер с чеком Казначейства на полмиллиона долларов был направлен к Риггсу{38}.

* * *

Капитан 3 ранга Том Райан был настоящим катализатором Проекта LQ, инициатором и координатором выполнения многочисленных задач в нужной временной последовательности. Его предприимчивость, инициатива, логичность поведения и проницательность способствовали продвижению Проекта LQ по коридорам главного здания Морского Министерства. Райан с легкостью приспособился непосредственно обращаться к адмиралу Хорну или даже адмиралу Кингу, когда требовалось обойти какого-нибудь безразличного начальника штаба, флаг-офицера или адъютанта. Он был человеком действия. За свои качества он еще в 1923 году был удостоен Медали Почета Конгресса{*8}, когда он будучи атташе в американском посольстве в Токио, проявил героизм при участии в спасательных операциях во время землетрясения и пожара, происшедших в Иокогаме 1 сентября того же года. Райан был специалистом и в технике, и как командир, он имел ученую степень по юриспруденции. На пользу ему шли и его южный шарм, и его нью-орлеанские манеры.

Хотя к Проекту LQ он относился с определенной сдержанностью, ничего более приемлемого он предложить не мог. Он чувствовал, что и адмирал Кинг не проявляет особенного энтузиазма в отношении этого задания. У адмиралов [51] Хорна, Фарбера и Спира никто не просил оценки проекта, а сами они не спешили сделать это. Адмирал Эндрюс и его окружение активно поддерживали проект и Райан понимал их — не имея адекватных сил противостоять наступлению подлодок, они были готовы и на это.

Району предстояло играть ключевую роль и при отборе офицеров для службы на этих судах-ловушках. Он не считал, чгго корабли смогут выдержать более, чем по одному боевому столкновению с подлодкой, хотя он полагал загрузить их лесом или пустыми стальными бочками, что позволило бы оставаться им на плаву после одного-двух торпедных ударов. Если им удаться выжить после них, то они смогут начать артиллерийскую дуэль на малой дистанции, скорее всего ночью — и по такой малоразмерной цели. Подлодка, с другой стороны, будет в качестве цели иметь огромный неподвижный охваченный пламенем корпус судна, который сможет расстрелять в упор. Поэтому для проекта требуются офицеры с особыми качествами, которые, понимая сомнительность этого дела, все же, когда потребуется, будут добровольцами. Том Райан размышлял над своей задачей: «В конце концов, мы ведь на войне. Могут понадобиться и жертвы. Надежда на то, что чем более искусна и находчива команда, тем меньше может быть потерь».

И вот Райан сидит за столом в конференц-зале начальника управления личного состава, адмирала Рэндолда Джекобса: напротив него расположились капитаны 3 ранга Мак-Колл и Дюбуа. На столе громоздятся двадцать-двадцать пять папок личных дел офицеров. Дюбуа перечислил шесть фамилий кандидатов на посты командиров в порядке их старшинства. Райан взял список. Две фамилии выделялись в начале списка: капитан-лейтенант Гарри Л. Хикс и капитан-лейтенант Гленн У. Легуен-младший. Они оба окончили Морскую академию в 1927 году, им было по 37 лет, в их делах документы отмечали их опытность и выдающиеся способности {39}.

Капитан-лейтенант Хикс родился в Южной Каролине и поступил в Морскую академию из Рима, штат Джорджия. После окончания он три года служил на корабле «Тенесси» в артиллерийском подразделении, затем два года в штабе [52] 5-й эскадры эсминцев на корабле «Пиллбэри», один год — в патруле на Янцзы в Китае на канлодке «Тьючьюла» (PR-4) и затем вернулся в академию для прохождения адъюнктуры. Он вернулся к морской службе на крейсер «Винсеннс», затем служил на эсминце «Гамильтон». В период, когда Райан изучал его дело, Хикс был командиром корабля «Сильф» — переоборудованной 800-тонной яхты длиной 200 футов, снабженной гидролокатором и вооруженной глубинными бомбами. «Сильф» был приписан к Третьему Морскому Району (Адмирала Эндрюса) для противолодочного патрулирования в районе Нью-Йорк — Лонг Айленд, Райан и Дюбуа сочли его «технически» квалифицированным для поста командира.

Затем внимание Райана обратилось на капитан-лейтенанта Легуена. Он поступил в академию из Аугусты, штат Джорджия. После окончания он долго служил в качестве младшего морского офицера. Имел дополнительную подготовку в области торпедного оружия и подводной гидролокации. В ноябре 1941 года он закончил командно-штабные курсы при Военно-морском Колледже и служил в Управлении Командующего Морскими Операциями. Легуен был также признан сильным кандидатом на придумывание и использование неортодоксальных правил боя в тактике судов-ловушек.

Но одно дело знание инструментов своего ремесла, а совсем другое — хитрость и воля при использовании их. Как обстоит дело с темпераментом этих офицеров? Райан обратился к их характеристикам оценки качеств и подготовки. Он искал такие слова, как «безрассудство», «наглость», «глупость» и не находил их. Не ожидал он обнаружить такие прилагательные, как «смелый», «доблестный», «дерзкий», поскольку они используются только применительно к чрезвычайным обстоятельствам, Райану нужны были практики, и он искал фразы типа: «применяет здравый смысл», «в стрессовых ситуациях ведет себя достойно», «исключительно хорошо проявил себя во время боевых учений», «сильный лидер», а также слова, как «надежный», «настойчивый», «решительный». Ему были нужны смелые и отчаянные люди, способные на героизм, отвагу и бесстрашие. Ему не нужны [53] были люди безответственные. Просмотрев дела остальных возможных кандидатов, Райан согласился на Хикса и Легуена.

Почти такую же важность имел подбор старших офицеров, по рангу следующих за командиром. Мак-Колл передал Райану два личных дела. Одно — лейтенанта Леонарда Винсента Даффи, окончившего академию в 1929 году, и второе — лейтенанта Лоуренса Роберта Нэвилла, выпуска 1933 года.

Даффи, которому исполнилось 35 лет, служил на новом линкоре «Вашингтон», на котором заканчивалась подготовка к предстоящему отбытию в Англию. Прежде он служил на эсминцах и крейсерах и был командиром корабля «Нэйпа» (АТ32){*9} в азиатском флоте. Он также проходил шестимесячное обучение на Морской Торпедной Станции в Ньюпорте, Род-Айленд. Нэвиллу было тридцать лет, он служил на корабле «Эшвилл» (PG21), канонерской лодке прибрежного плавания, находившейся в Китае, затем в артиллерийском подразделении на линейном корабле «Арканзас» (ВВЗЗ) в североатлантических водах. Оба офицера успешно делали карьеру и имели исключительно высокие оценки уровня подготовки.

Райан порадовался проведенному Мак-Коллом отбору кандидатов и попросил личные дела на остававшиеся три ключевые офицерские должности по каждому кораблю. На посты начальников артиллерии были предложены Генри Карл Шванер-младший, выпускник академии 1936 года, и Дэниэл Бернард Деккелмэн, окончивший академию в 1937 году. Оба имели подготовку в артиллерийском деле и служили в артиллерийских подразделениях тяжелых крейсеров У каждого уровень подготовки оценивался высшими баллами и похвалами за успехи в овладении артиллерийским делом, в стрельбах и морском деле. Им обоим было по 29 лет и они оба были женаты.

Мак-Колл подыскивал офицеров-механиков, которые смогли бы управиться со старинными паровыми машинами тройного расширения и котлами, и поддерживать в рабочем [54] состоянии все прочее старое оборудование. Технически это были системы несложные, но очень старые и изношенные. Существовало два источника заполучить офицеров с подобной квалификацией: «мустанги» и Корпус Резерва Коммерческого флота. «Мустанги» — старшины, находящиеся на службе или в резерве, которых отбирали для службы на более высокой должности. К таким младшим офицерам относился Ги Браун Рэй, отобранный из рядов помощников машиниста и уоррент-офицеров, и в ноябре 1941 года ему был присвоен чин мичмана. Ранее он служил на военно-морской верфи в Портсмуте. Мак-Колл сказал Райану, что в этом имеется некоторое преимущество, поскольку переоборудование кораблей будет производиться на ней, а он там все знает, и это поможет работе.

В данное время он служил в морской верфи в Бруклине, Нью-Йорк.

Вторым офицером-механиком был лейтенант Гарольд Джеймс Беккет, механик из Корпуса Резерва Коммерческого флота, призванный на службу в июле 1940 года, и теперь служил вместе с Хиксом на «Сильфе».

Мичманы Джон Лукович и Эдвин Мэдисон Леонард были морскими офицерами-резервистами, призванными на службу. Лукович окончил городской колледж в Нью-Йорке. Леонард имел степень бакалавра в университете Южной Каролины и степень по юриспруденции в универститете Вирджинии. Оба мичмана посещали Школу мичманского резерва на корабле «Прери Стейт» и получили дополнительную подготовку в области связи. После этого Лукович служил в штабе Командующего Третьим Морским Районом, по адресу 90, Черч-стрит, Нью-Йорк Сити, в то время как Леонард был направлен на линкор «Вашингтон» для прохождения службы в подразделении связи. Луковичу было 24 года, Леонарду — 23. Райан отметил, что вчерашний день был днем рождения Леонарда, и высказал надежду, что ему доведется встретить и 24-й. Они оба были холостяками и готовы к немедленной отправке на корабли в Портсмут. В отношении «Орла» решили оставить на нем его прежнюю команду. [55]

Райана предложенные кандидаты вполне устроили, и он попросил Мак-Колла распределить отобранных офицеров по кораблям, т. е. на «Эстерион» и на «Этик». Мак-Колл выполнил это распределение, за исключением двоих офицеров-снабженцев. Он предложил на «Этик» командиром Хикса, старшим офицером — Даффи, Деккелмэна — старшим артиллерийским офицером, Беккета — старшим механиком, Леонарда — офицером связи.

Хикс и Беккет вместе служили на «Сильфе», а Даффи и Леонард могли знать друг друга по службе на «Вашингтоне», по этой причине Мак-Колл свел их вместе. На «Эстерион» были предложены Легуеи, Нэвилл, Шванер, Рэй и Лукович. Райан согласился и попросил Мак-Колла продолжить распределение людей с учетом возможности внесения последних изменений. Но прежде, чем выпустить приказ, Райан решил встретиться с Легуеном и Хиксом.

Приближался полдень четверга 22 января. Райан вернулся в свой офис и позвонил в Охрану Восточной Морской Границы, чтобы переговорить с начальником штаба. Он говорил с капитаном 3 ранга Сиднеем С. Бантингом, помощником начальника штаба и флаг-офицером, и спросил, мог бы капитан-лейтенант Хикс с «Сильфа» прибыть на один день в Вашингтон. Сверившись с оперативным распорядком плавания «Сильфа», Бантинг ответил, что это можно организовать. Встречу назначили на 13:00 на следующий день, пятницу 23 января.

Затем Райан занялся поисками Легуена в Управлении Морскими операциями: несколько телефонных звонков позволили ему решить этот вопрос. В 13:30 капитан 3 ранга Райан был уже в кабинете адмирала Фарбера с кратким 5-минутным докладом о ходе выполнения Проекта LQ. Фарбер сказал, что проинформирует адмирала Хорна и предложил Райану продолжать работу в том же духе.

  1. Предисловие (201)

    Документ
    Наступает третье тысячелетие. Во всем мире происходят существенные изменения в сфере труда, информации и власти. Образование становится самостоятельным фактором глубоких социальных и экономических перемен.
  2. Предисловие (164)

    Документ
    Общественным наукам очень повезло при социализме. В наследии Маркса — Энгельса — Ленина были однозначно сформулированы подходы, выводы и оценки, так что задача ученого значительно упрощалась.
  3. Предисловие (199)

    Документ
    Каталог выставки «Русские в Англии: между двумя войнами (1917-1940 гг.)» был подготовлен к Международной конференции «Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917-1940 гг.
  4. Предисловие.

    Документ
    Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» отно­сится к циклу педагогических дисциплин и изучается студентами, уже получившими определенную философскую, психологическую, общедидактическую, логическую и математическую подготовку.
  5. Предисловие (11)

    Документ
    Клинические проявления сердечно-сосудистых заболеваний многообразны, и практический врач нередко встречается с большими трудностями при постановке диагноза.
  6. Предисловие (105)

    Документ
    Представляем вашему вниманию «Календарь знаменательных и памятных дат - 2007 год». Материалы указателя состоят из двух частей. В первой части представлены «Знаменательные и памятные даты Республики Казахстан 2007 года», «Знаменательные
  7. Предисловие (110)

    Документ
    Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестие.
  8. Предисловие (111)

    Документ
    Предисловие Характерной чертой нашего времени являются интенсив­но развивающиеся процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности.
  9. Предисловие (153)

    Документ
    В учебнике впервые обобщены научные и практические достижения в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Он подготовлен в соответствии с примерными программами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для всех
  10. Предисловие (157)

    Документ
    10 лет назад, когда мы, члены вновь созданной кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета, открывали в Челябинске абсолютно новые образовательные направления, связанные со сферой информационной

Другие похожие документы..