Учение аац-и о Лике Господа нашего Иисуса Христа

Артур-Георгий Сологян Учение ААЦ-и о Лике Господа нашего Иисуса Христа - 165

Учение ААЦ-и о Лике Господа нашего Иисуса Христа

До 451-го года, т.е., до Халкидонского Собора, Вселенская Церковь была Единой, Соборной, Апостольской и Православной. Сегодня христианская Церковь делится на Апостольскую и Протестантскую (Реформатскую), которая и поныне продолжает раскалываться на множество сект и течений.

Говоря про Апостольскую Церковь, мы подразумеваем Церковь, основанную непосредственно самими апостолами Христа, Которая в свою очередь делится на Западную (Католическую) и Восточную (Православную или Ортодоксальную). Апостольские Церкви теологией, обрядами и управлением очень сильно отличаются от Протестантских Церквей.

Восточное Православие, в свою очередь, делится на халкидонское и дохалкидонское. И этот раскол произошел в 451-ом году непосредственно на Халкидонском Соборе. Основанием для раскола послужил вопрос о соединении двух естеств во Христе, Божественного и Человеческого, или, как сегодня говорят, спор состоял в христологическом разногласии. Все христианские конфессии верят, что Иисус Христос, как это сформулировано в Символе Веры, истинный Бог и истинный Человек одновременно, но на вопрос - «Каким именно образом соединены эти два естества во Христе?» - однозначного ответа никто не давал. Корни этого разногласия уходили глубоко в прошлое и были связанны с вечно боровшимися друг с другом - Антиохийской и Александрийской - богословскими школами, которые нам дали высокопочитаемых святых, отцов Церкви и великих учителей Православия.

Существуют два основных фактора (христологический и историко-политический) повлиявших на раскол Вселенской Церкви. Но прежде чем перейдем к ним давайте вкратце рассмотрим путь Церкви и Ее борьбу с ересями, чтобы иметь ясное представление о дохалкидонских временах, а потом перейдем к рассмотрению богословского фактора, в ракурсе двух школ, и исторического фактора, в ракурсе политических отношений между Византией и Арменией.

Ересиархи

Павел Самосатский (еп. В 260-х гг) родом из города Самосата и занимал, во второй половине III века, епископскую кафедру в Антиохии. (Самосат - совр. Турция, с VI века до Р.Х. был столицей армянской сатрапии Коммагена при Ахеменидах, а с III века до Р.Х. стал столицей армянского государства Софена (Цопк)-Коммагена и переименован в Самосат в честь армянского царя Самоса I Ервандида, при Тигране Великом вошел в состав Великой Армении, а с 72-го года по Р.Х. вошел в состав ассирийской провинции Римской Империи.). Проводя в своем учении строгий еврейский монотеизм, он утверждал, что Иисус Христос в строгом смысле не есть Бог; в Нем от рождения обитала, в высшей степени, чем в ветхозаветных пророках, Божественная мудрость или Божественный разум, только в нравственном смысле Он может быть назван Сыном Божиим. Учение Павла Самосатского, отрицавшее Божественную природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь на Антиохийском Соборе в 268-м году.

Савелий (IIIв) учил, что в Боге одна сущность и одна Ипостась, хотя один и тот же Бог принимал на Себя в разное время три вида или Лица (prosоpon) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в виде Духа Святого, так что Отец, Сын и Свт. Дух суть только три имени или действования (energeiai).

Арий (ум. в 336г) В четвертом веке некий Александрийский пресвитер Ариос, или Арий, опровергал Богоподобие Христа и Его равенство с Отцом. Основой его учения была смесь иудейского монотеизма и идеи Платона об индивидуальности Божественного совершенства. Суть спора с Арием заключалась в отношениях между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Сначала антиохийский епископ Павел Самосатский, а потом и Арий поставили под сомнение Божественность Христа и, следовательно, Его причастность к Отцу. Арий исходил из того, что Бог это совершенное единосущие, и это единосущие только Бог-Отец. А все остальное, т.е., все что существует, своею сущностью не сродно Отцу и имеет другую самостоятельную и самобытную сущность. Единосущный Бог это Отец и ничто Ему не равно. Только Он вечен, безначален, не сотворим, и все что есть, кроме Него, невечно. Арианское учение берет за основу рождение Сына, ибо было время, как они утверждали, когда Бог-Отец был, а Сына не было, т.е., есть временной промежуток между Отцом и Сыном. Сын имеет начало, следовательно, существовал не присно (не вечно). Следовательно, утверждал Арий, Он не мог быть единосущным Отцу, являясь обыкновенной Божией тварью, созданной из ничего, а также Он разделен и независим по отношению к Отцу. Исходя из этого, Арий пришел к такому мнению, что Сын изначально не был настоящим Богом, а был только Логосом и Софией, т.е., Словом и Мудростью, и с Божией помощью, собственной мудростью и личным стремлением стал Богом. То же самое Арий утверждал и относительно Святого Духа, Который якобы так же, как и Сын был независимым существом. И поэтому существуют три разных и раздельных лица: Отец, Которому ничего не единосущно и непричастно; Сын, Который рожден; Дух, Который сотворен как и Сын.

На Никейском Соборе, в 325-ом году, Арий был осужден за свои еретические взгляды. Три великих богослова – Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов – опровергли своим учением взгляды Ария. И тот же Собор утвердил, что Сын подобен Отцу. Святая Церковь исповедует в Пресвятой Троице одну природу (против Ария) и три Ипостаси (против Савелия).

Когда в 336-ом году еретик Арий обманом добился того, чтобы быть принятым в церковное общение, и готовился идти в храм, престарелый византийский епископ Александр в храме Мира молил Бога о том, чтобы он сам или ересиарх Арий были взяты из мира, так как епископ не хотел быть свидетелем такого святотатства, как приятие еретика в общение с Церковью. И Промысл Божий явил над Арием справедливый суд Свой, в день торжества послав ему нежданную кончину1.

Македоний (IVв). Второй Вселенский Собор состоялся в 381-ом году в Константинополе. Он довершил победу Православия, одержанную в 325-ом году на Первом Вселенском Соборе. В трудные годы, протекшие после принятия Никейского Символа Веры, арианская ересь дала новые побеги. Македоний, под видом борьбы с ересью савеллиан, учивших о слиянии ипостаси Отца и Сына, стал употреблять слово «подобосущен» по отношению Сына к Отцу. Эта формулировка была опасна еще и тем, что Македоний выставлял себя как борца с арианами, которые употребляли термин «подобен Отцу». Кроме этого, македониане - полуариане, склонявшиеся в зависимости от обстановки и выгоды то к Православию, то к арианству, хулили и Святого Духа, утверждая, что Он не имеет единства с Отцом и Сыном. Второй еретик - Аеций ввел понятие «иносущен» и говорил, что Отец имеет совершенно другое существо, чем Сын. Его ученик Евномий учил об иерархической подчиненности Сына Отцу и Святого Духа Сыну. Всех, кто приходил к нему, он перекрещивал в «смерть Христа», отвергая Крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа, заповеданное Самим Спасителем.

Итак, Македоний поставил под сомнение Божественность Святого Духа (отсюда секта духоборцев) и ответ на этот вопрос был дан Константинопольским Вселенским Собором, созванным по указу Феодосия I Великого в 381-ом году, для осуждения епископа Македония. На Соборе присутствовало 150 епископов, из коих 36 были последователями Македония. А такие богословы как Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Григорий Богослов и другие отцы Церкви были среди противников Македония, в основу учения, которого легла формула арианства «Святой Дух не единосущен Отцу». Собор утвердил, что Дух Святой такой же Бог, как и Отец, как и Сын и внес определенные поправки в Символ Веры относительно Святого Духа. По предложению Григория Нисского против учения Македония туда было включено словосочетание «от Отца исходящего».

Валент и Урсакий (IVв). Ересь родилась из учения Валента и Урсакия на Аримонском Соборе. Они пытались обмануть православных епископов, провозгласив, что Сын Божий от Бога и подобен Богу Отцу, а не есть творение, как учат ариане. Но под тем предлогом, что слово «существо» не находится в Священном Писании, еретики предлагали не употреблять термин «единосущный», по отношению Сына к Отцу. Кроме этих трех основных ересей, было много и других лжеучений.

Аполлинарий и Фотий. Собор еще раз отлучил Аполлинария Лаодикийского (ум. в 392г), который утверждал, что Бог-Логос соединен только с телом человека без души и ума. Еретик Аполлинарий говорил: «Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжение трех дней». Отлучил и Фотия, который утверждал, что Сын не единосущен Отцу, потому что рожден человеком. Против Аполлинария в Символ Веры было введено словосочетание «...рожденного прежде всех век». Константинопольский Собор принял семь канонов, где отмечались все нововведения принятые из-за ересиархов, и подчеркнул верность Никейскому Собору.

Владимир Николаевич Лосский2 пишет, что Аполлинарий Лаодикийский, против которого боролись великие каппадокийцы, жил в IV веке. Он был типичным представителем Александрийской школы, утверждавшей во Христе, прежде всего единство. За 80 лет до монофизитства, которое, несомненно, было в известной мере подготовлено его образом мыслей, Аполлинарий ставил вопрос о том, как примирить это единство с дуализмом в нем Божественного и человеческого. По его мнению, не могло быть двух совершенных природ, ибо, согласно эллинистическому мышлению, в плену которого он все еще находился, «два совершенных не могут стать одним совершенным»; два совершенных начала не могут соединиться, образовав третью природу, столь же совершенную. Или две эти природы не совершенны, или же их единство - только «сосуществование». Аполлинарий, в общем, ипостазировал обе природы и тем самым уже заранее опровергал несторианство, потому что вполне очевидно, что две личности, соединившись, не могут исчезнуть в третьей. Таким образом, единство Христа не является совершенным, а так как отнести несовершенство к Божественному нельзя, то Аполлинарий делал вывод, что человечество Христа, давая место Божеству, должно было быть несовершенным. Человек совершенствуется благодаря своему разуму; отсюда Аполлинарий заключал, что у Христа не было человеческого nus и единство Его было запечатлено тем, что человеческий ум уступил в Нем место Божественному Логосу. Так Логос присоединил Божество к несовершенному человечеству. Божество восполнило человечество. Таким образом, Христос Аполлинария был не столько Богочеловеком, сколько животной природой, соединенной с Богом. В этом уже коренится зачаток монофизитства, которое впоследствии непрестанно возвращалось к мысли, что человечество во Христе было неполным, а, следовательно, было восполнено, то есть, поглощено Логосом. В конечном счете, все построение Аполлинария основано на отождествлении человеческой личности с nus; в этом собственно и состоит великое искушение метафизиков: свести тайну личности к высшему составу нашей природы - интеллекту, к тому, что наиболее сродно метафизике, причем в этом отождествлении звучит нота известного презрения к чувственному и к телесному. По Аполлинарию, спасена только «половина» человека, только тело. Григорий Богослов3 пишет:

Для тебя я человекопоклонник, ибо чту всецелое
Таинственно соединившееся со мною Слово,
Одного и того же Бога и Человека - Спасителя.
А ты - поклонник плоти, ибо вводишь человека, лишенного ума...
Если худшее для тебя - Бог от Бога -
Ведь плоть намного хуже того, что по образу -
То для меня лучшее; ибо ум ближе к Богу.
Кроме того, у тебя подвергается опасности половина человека,
Потому что не воспринятое не спасено...
Но,- говоришь зачем тебе так нужен и необходим ум
Там, где есть сам Бог? - Но если в Нем плоть, лишенная ума,
То я обманут. Кожа моя, но чья же душа?
Что такое рождение Бога от Девы?
Как сошлись воедино далеко отстоящие одна от другой природы?
Это неизреченно, как представляется мне,
Малым разумом измеряющему то, что превыше разума.

Утверждая, что во Христе человеческий ум был замещен Божественным Логосом Аполлинарий, несколько видоизменив арианское учение, придал значимость и популярность их идеям, относящимся к человеческой природе Христа. Поэтому у святых отцов критика арианства часто переплеталась с критикой Аполлинария, как, например, в рассуждениях свт. Григория Богослова: «Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума: то он действительно не имеет ума, и не достоин быть всецело спасен; ибо невоспринятое не уврачевано; но что соединилось с Богом, то и спасется... Если он человек, не имеющий души; то сие говорят и ариане, чтобы приписать страдания Божеству; так как что приводило в движение тело, то и страдало. Если же Он человек, имеющий душу, то, не имея ума, как мог быть человеком?… Итак, чтобы оказать мне совершенное благодеяние, соблюди целого человека, и присоедини Божество»4. И ариане, и Аполлинарий, по сути, исповедывали одну из форм докетизма, поэтому отцы Второго Вселенского Собора существенно дополнили и ту часть Символа Веры, где говорится о реальности Боговоплощения. Был указан смысл искупительных страданий Господа («…распятого же за ны…») и подробнее, через конкретно-историческое описание, засвидетельствовано о реальности Боговоплощения и истинности Его человеческой природы («…воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы… и погребенна… в третий день по Писанию…»). Хотя Аполлинарий и был осужден на Втором Вселенском Соборе5, но его учение во многом повлияло на возникновение монофизитства и его справедливо можно считать предтечей этой ереси.

Несторий (Патр. с 428 по 431). Позже Константинопольский Патриарх Несторий, впав в крайность антиаполлинаризма возникшего в Антиохии, объявил, что Христос имел два естества, два лица, две воли и два действия, т.е., что Иисус Христос такой же человек, как и мы, но в отличие от нас в Него вселилось Божество. Учение Нестория возглавили епископы Феодор Мопсуестийский, Ива Эдесский и Феодорит Кирский, вследствие чего вся Антиохийская школа впала в человекопоклонение, т.е., в гуманизм. Феодорит и Ива, если и перестали быть «несторианами», после их отречения от Нестория на Халкидонском Соборе, то, во всяком случае, были явными «мопсуестийцами». По определению насторианцев человечество и Божество сосуществуют каждое со своими свойствами, личностью и сущностью. И человечество во Христе настолько полноправно, что может развиваться самостоятельно. Несторий принимал два естества, но видел в них два лица, соединенных во взаимопослушании, т.е., согласно Несторию Бог никогда не действовал без человека, несмотря на то, что это волевое соединение в любви. Для него вся суть вочеловечения заключается в соединении воли и действий неким «лицом единства», которое ограничено «взаимодействием ипостасей». Божество пользовалось человеческим лицом, а человек Божественным, и в этом смысле для Нестория существовало это «лицо единства», которое развивалось и совершенствовалось. И этому совершенству предшествует время отшельничества и борьбы, когда еще у Мессии не было права наследства и власти, т.е., когда еще страсти не были побеждены. Ибо до крещения Христос еще не творил чудес и не имел право преподавания, но только подчинялся закону и соблюдал Заповеди. И только после крещения и испытаний в пустыне Он возвысился духом до Бога и согласовал Свою волю с волей Божией. За эту победу Иисус получил в награду право проповедовать о Царствии Небесном. Лосский пишет, что несторианство, возникшее из антиохийского образа мышления, рассекало Христа на два различных лица. Каждому единосущию здесь соответствовал свой единосущный и, таким образом, появилось два единосущных - Сын Божий и Сын человеческий, личностно разделенные. Правда, богословская терминология в это время не была еще окончательно установившейся, различение между лицом и природой оставалось туманным, и мысль Нестория долгое время могла вводить в заблуждение. Этот Константинопольский Патриарх принадлежал к Антиохийской школе, где его учителями были великие богословы, в том числе и такие, которые - как Феодор Мопсуестийский - явно клонились к ереси (Феодор был осужден посмертно). Несторий четко различал две природы, и строй его мыслей казался православным до того момента, как он отказался наименовать Пресвятую Деву Богородицей – «Феотокос» и предпочел употреблять вместо «Богородица» термин «Христородица». Тогда благочестие простых верующих возмутилось, и Несторий был посрамлен. Несторий не мог постигнуть тайну личности, он мыслил личность в терминах природы и, в конце концов, отождествлял одно с другим. Так, он противопоставлял Личность Слова личности Иисуса; они, несомненно, были для него связаны, но лишь нравственно - избранничеством, превратившим Иисуса как бы во вместилище Слова. В понимании Нестория только человеческая личность Христа родилась от Девы, и поэтому Она была матерью Христа, но не Матерью Бога. Оба Сына - Сын Божий и Сын человеческий во Христе соединены, но они - не «одно»6.

Борьбу против Нестория возглавил Кирилл Александрийский. Эфесский Собор принял формулу свт. Керилла Александрийского «единая воплощенная природа Логоса». В 431-ом году на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе Несторий был осужден, а в 435-ом году сослан в Египет. Но император Маркиан с большими почестями пригласил Нестория на Халкидонский Собор, потому что «Томос» Папы Льва, на основе которого были разработаны каноны Собора, был близок по духу к учению Нестория. Немощный старец умер, не выдержав долгой и утомительной дороги. Его последователи образовали в Персии Несторианскую Церковь, присоединив к себе персидских яковитов, отпавших от Византии в 424-ом году. (Эдесский епископ Яков Барадей (542-578), рукоположил множество епископов и основал новую самостоятельную «Яковитскую» Ассирийскую Православную Церковь (АПЦ), осудив несторианство. До 1034 года Яковитский Патриарх восседал в Антиохии, а ныне в Дамаске. В XVII веке в Индии была образована дочерняя АПЦ которая называется Малабарской Православной Церковью и имеет своего Патриарха.) В 484-ом году они вместе, т.е., последователи Нестория и отпавшие от своей Церкви персидские яковиты, осудили Эфесский Собор, а в Эдессе заново открыли богословскую школу, которая прежде была закрыта императором Зеноном. На самом деле не Несторий, а именно Феодор Мопсуестийский был подлинным учителем и главой того, что именовалось «несторианством». Христиане «несториане», обучавшиеся в Эдессе и Нисибии, и в 431-ом году, т.е., после торжества свт. Кирилла, бежавшие в Персию, ссылались не на несчастного Константинопольского Патриарха Нестория, как на свой вероучительный авторитет, а почти исключительно на Феодора.

В 499-ом году на Селевкийском Соборе несторианство было провозглашено официальной религией персидских христиан. Нисибия (или Мецбин, армянский город, разрушенный землетрясением и заново отстроенный в I веке царем Санатруком Аршакуни, позднее включен в состав ассирийской провинции Римской Империи.) превратилась в культурный центр несториан. Начались гонения на Атерпатенскую (Персидскую) епархию Армянской Церкви. Несторианство распространилось в Аравии, Ср. Азии, Индии и даже в Китае. В XIII веке несторианская Патриархия насчитывала 25 митрополий и 150 епископств. Но татаро-монгольское нашествие стало губительным не только для Халифата, но и для Несторианской Церкви. Несториане ушли в курдские горы, а в XIV веке обосновались в Сирии и Междуречье, приняв турецкое подданство, что возымело отрицательное воздействие на общину. Несториане живущие на территории Армении в 1898-м году вошли в унию с РПЦ-ю, а большая часть несториан, во главе со своим Патриархом, в 1984-ом году присоединилась к Риму. Несториане себя называют ассирийцами и проживают в Ираке, Иране и Сирии в количестве 175 тыс. человек. Духовный центр находится в Ираке и возглавляется Патриархом, который называет себя Антиохийским. В1895-мгоду была найдена книга Нестория под названием «Книга Гераклида», на ассирийском (арамейском) языке, а в 1910-ом году эта книга была опубликована. Благодаря такому странному названию книга не была уничтожена и сохранилась до наших дней. Еретические взгляды Нестория осудил не только Третий Вселенский Собор, состоявшийся в 431-ом году в Эфесе, но и поместный Собор ААЦ-и. Об этом свидетельствует переписка Католикоса Саака I Партева и ученного монаха Месроба Маштоца с Константинопольским Патриархом Проклом, которым была описана христология Феодора Мопсуестинского еще в 435-ом году в авторитетном «Томосе армянам» как «слабая паутина» и «слова, написанные водой»7.

  1. Что правомерно сделать следующее заключение: Истинное Православие там, где сохранено и живо учение

    Документ
    “Бог Свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя” (1 Ин.1:5) Основываясь на учении великих аскетов и мистиков Православия (Свв.Дионисия Ареопагита, Иринея Лионскаго, Афанасия Александрийскаго, Иоанна Синаита, Максима Исповедника, Симеона
  2. Книга издана по благословению

    Книга
    Преподавание учебного предмета “История Церкви” в вузах Армении требует создания Учебного пособия, составленного с евангельских позиций, не претендующего на глубокое исследование деталей и частностей.
  3. Научно-практическое пособие Екатеринбург 2010 ббк 86. 2 С904

    Документ
    Религиозная ситуация и основные религиозные направления на территории Уральского региона: научно-практическое пособие / П. Е. Суслонов, Е. С. Губина. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010.
  4. И сотворения армянской письменности

    Документ
    ГАРЕГИН ВТОРОЙ, РАБ ИИСУСА ХРИСТА, МИЛОСТИЮ БОЖИЕЮ И ВОЛЕЮ НАРОДА ГЛАВА ЕПИСКОПОВ И КАТОЛИКОС ВСЕХ АРМЯН, ВЕРХОВНЫЙ ПАТРИАРХ ВСЕНАЦИОНАЛЬНОГО ПЕРВЕНСТВУЮЩЕГО ПРЕСТОЛА АРАРАТСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ МАТЕРИ-ЦЕРКВИ СВЯТОГО КАФОЛИЧЕСКОГО ЭЧМИАДЗИНА

Другие похожие документы..