Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Для студентов заочной формы обучения специальностей

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(ФИЛИАЛ)

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра иностранных языков

Галимова О.В., Саханевич П.А., Старицына О.А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»

Для студентов заочной формы обучения специальностей

061100 «Менеджмент организации», 060200 «Экономика труда»,

021100 «Юриспруденция», 060400 «Финансы и кредит»,

060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Уфа 2008

Немецкий язык: учебно-методический комплекс. Авт. сост. О.В.Галимова, П.А.Саханевич, О.А.Старицына – Уфа: РИО БИСТ. 2008. – 192с.

В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины “Немецкий язык” (требования Государственного стандарта по дисциплине “Немецкий язык”, структура предмета, тематические планы практических занятий, методические рекомендации по работе над контрольной работой, тесты, литература по дисциплине, вопросы для самоконтроля).

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения социально – экономического, финансового и юридического факультетов.

Составители:

Галимова О.В. – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков БИСТ;

Саханевич П.А. – старший преподаватель кафедры иностранных языков БИСТ;

Старицына О.А. – старший преподаватель кафедры иностранных языков БИСТ.

Рецензенты:

Никишин А.С. – кандидат филологических наук, профессор кафедры специальной языковой подготовки УГАЭС;

Елинсон М.А. – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков БИСТ.

Рекомендовано к изданию Ученым советом БИСТ (протокол № 10 от 30.06.2008г.)

Башкирский институт социальных технологий
(филиал) Академии труда
и социальных отношений, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Задачи реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования, составляющие важнейшие принципы государственной политики, ставят перед вузами новые требования, в соответствии с которыми целью системы образования должно стать формирование специалиста нового типа, способного к развитию и саморазвитию, свободно ориентирующегося в новейших достижениях науки и техники, обладающего коммуникативными способностями и другими качествами, содействующими успешному карьерному росту, удовлетворению государственных, общественных и собственных потребностей, отвечающего стандартам международного уровня.

Учебно-методический комплекс составлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. План учебного процесса по специальностям «Менеджмент организации», «Экономика труда», «Бухучет», «Финансы и кредит», «Юриспруденция» включает в себя основные направления в области преподавания иностранных языков, призванные поддерживать изучение языков и опыт межкультурного общения на всех уровнях и являющиеся неотъемлемой частью «Европейского языкового портфеля» – методического направления Совета Европы. В учебно-методический комплекс включены требования и рекомендации, способствующие выработке необходимых языковых навыков уровня владения иностранным языком, языковой компетенции на I – II курсах неязыковых факультетов.

Программа построена на основе современного подхода и новейших методик изучения иностранных языков и включает в себя тематику, соответствующую современным требованиям рынка труда при подготовке конкурентоспособных специалистов, благодаря чему студенты получат возможность овладеть неродными языками в соответствии с европейскими нормами. В комплексе отражены наиболее рациональные способы совершенствования знаний студентов, как в аудитории, так и при организации самостоятельной работы студентов.

Целью обучения иностранному языку в неязыковом вузе является создание условий для формирования вторичной языковой личности студентов, обладающей коммуникативной компетенцией, необходимой для иноязычной деятельности по изучению и осмыслению зарубежного опыта в профилирующих и смежных областях науки и техники, а также для осуществления культурного и профессионального общения.

Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя языковую, речевую и социокультурную компетенции. Языковая компетенция предполагает знание структуры языка, соблюдение норм литературной, грамотной речи; адекватное употребление языковых единиц и способность соотносить их с национально-культурной семантикой. Речевая компетенция – это знание правил речевого поведения, использование соответственно ситуации речевых элементов в бытовой речи, способность понимать и порождать иноязычное высказывание. Социокультурная компетенция включает в себя знания социальной и культурной жизни, предполагает познания и опыт не только своей, но и чужой культуры, владение своим и чужим языком, умение распознавать, анализировать ситуацию, давать ей оценку и находить пути решения задач и добиваться поставленных целей.

Таким образом, в рамках коммуникативного подхода в методике обучения иностранным языкам общее владение языком определяется как коммуникативная компетенция, а основным средством коммуникации признана устная речь, обучение которой стало главной целью в большинстве учебных заведений. Особое значение приобретает умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения; языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения.

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Немецкий язык» рассчитан на студентов, изучавших иностранный язык в средней школе, включая и так называемых ложных начинающих (в этом случае знания студентов требуют существенной корректировки, унификации и закрепления).

Комплекс отражает современные тенденции и требования к обучению практическому владению иностранными языками в повседневном общении и в профессиональной сфере. В нем сформулированы конкретные задачи обучения, структура курса и промежуточные цели, а также указывается тематика и характер языкового материала, типы упражнений, текстов и тестовых заданий, рекомендуемых для освоения различных видов речевой деятельности на разных этапах учебного процесса. В учебно-методический комплекс включены требования к текущему и итоговому контролю.

Структура УМК и его компоненты направлены на формирование:

– специальных (языковых) умений и навыков;

– умений и навыков самообразовательной деятельности, создающей предпосылки гибкой адаптации в меняющихся жизненных ситуациях (интеллектуальные умения, различные мыслительные и коммуникативные навыки, умения работать с различными источниками информации;

– рефлексивных навыков, отражающих способность самостоятельного критического мышления;

– навыков работы с профессионально значимой информацией, полученной из различных источников: использование Интернет, современных периодических изданий, учебников и т.д.

Требования курса

По окончании обучения студент должен владеть идиоматически ограниченной речью, а также освоить стиль нейтрального научного изложения:

– владеть навыками разговорно-бытовой речи (владеть нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения);

– понимать устную (монологическую и диалогическую) речь на бытовые и специальные темы;

– активно владеть наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи;

– знать базовую лексику общего языка, лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей широкой и узкой специальности;

– читать и понимать со словарем специальную литературу по широкому и узкому профилю специальности;

– владеть основами публичной речи - делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой);

– участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы);

– владеть основными навыками письма, необходимыми для подготовки публикаций, тезисов и ведения переписки;

– иметь представление об основных приемах аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности.

Цели и задачи курса «Немецкий язык»

Основной целью курса "Немецкий язык" в неязыковом вузе является овладение иностранным языком как средством общения в различных сферах общественной и профессиональной деятельности в условиях межкультурной коммуникации, как средством социокультурного развития личности, и формирование ценностных ориентаций через диалог культур родного и иностранного языков.

Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, восприятии на слух (аудировании), чтении и письме. В речи допустимо наличие таких ошибок, которые не искажают смысла и не препятствуют пониманию. Практическое владение языком специальности предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации.

Основой построения программы является разделение курса на два направления или аспекта – "общий язык" и "язык для специальных целей",– каждому из которых отводится по 50% учебного времени на всех этапах обучения. Они различаются между собой тематикой и лексическим составом учебных текстов, приоритетом того или иного вида речевой деятельности, развитием навыков, необходимых для освоения соответствующего регистра речи. Оба направления связаны между собой в учебном процессе наличием общих грамматических тем и необходимостью овладения сходными синтаксическими явлениями и базовыми речевыми навыками. В аспекте "Общий язык " осуществляется:

  • развитие навыков восприятия звучащей (монологической и диалогической) речи;

  • развитие навыков устной разговорно-бытовой речи;

  • развитие навыков чтения и письма.

Обучение общему языку ведется на материале произведений речи неспециализированной (бытовой и общепознавательной) тематики, а также страноведческого и культурологического характера.

В аспекте "Язык для специальных целей "осуществляется:

  • развитие навыков публичной речи (сообщение, доклад, дискуссия);

  • развитие навыков чтения специальной литературы с целью получения информации;

  • знакомство с основами реферирования, аннотирования и перевода литературы по специальности;

  • развитие основных навыков письма для подготовки публикаций и ведения переписки.

Обучение языку специальности ведется на материале произведений речи на профессиональные темы.

Освоение учащимися фонетики, грамматики, синтаксиса, словообразования, сочетаемости слов, а также активное усвоение наиболее употребительной лексики и фразеологии изучаемого иностранного языка происходит не в виде свода правил, а в процессе работы над связными, законченными в смысловом отношении произведениями речи.

В результате изучения курса«Немецкий язык» студент должен:

– владеть навыками разговорно-бытовой речи (владеть нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения);

– понимать устную (монологическую и диалогическую) речь на бытовые и специальные темы;

– активно владеть наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи;

– знать базовую лексику общего языка, лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей широкой и узкой специальности;

– читать и понимать со словарем специальную литературу по широкому и узкому профилю специальности;

– владеть основами публичной речи - делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой);

– участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы);

– владеть основными навыками письма, необходимыми для подготовки публикаций, тезисов и ведения переписки;

– иметь представление об основных приемах аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности.

Наряду с практической в процессе обучения реализуются также образовательные и воспитательные цели.

Образовательная цель обучения иностранному языку заключается в обогащении духовного мира личности. Это осуществляется через:

  • приобщение к культуре и историческим ценностям страны изучаемого языка;

  • удовлетворение личностных познавательных интересов в любой из сфер деятельности, включая профессиональную; приобретение знаний о строе иностранного языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком.

Воспитательная цель обучения иностранному языку заключается в формировании у студентов:

  • компетенций ценностно-смысловой ориентации в мире (наличие четкого представления о ценности бытия, жизни; ориентация в мире культуры; ориентация в истории собственной страны и страны изучаемого языка);

  • компетенций социального взаимодействия (умение общаться с обществом, коллективом, семьей, партнерами, друзьями);

  • компетенций по конфликтологии (умение погашать конфликты; умение разрешать конфликтные ситуации);

  • компетенций в области сотрудничества.

  • компетенций, обеспечивающих социальную мобильность, толерантность, терпимость к окружающим, уважение к другим расам, нациям, религиям, народам.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (3)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (140 часов аудиторная работа, 200 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  5. Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов заочного отделения факультета сервиса

    Учебно-методическое пособие
    Глотова Ж.В. Немецкий язык: учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов заочного отделения факультета сервиса – Калининград: Изд-во РГУ им.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Немецкий язык» Четвертая редакция (2)

    Учебно-методический комплекс
    Понятия об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Немецкий язык» Четвёртая редакция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Специфика артикуляции звуков, интонаций. Акцентуаций и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
  8. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения (1)

    Методические указания
    Цель написания контрольной работы – повышение межкультурной компетентности человека. В результате выполнения контрольной работы студенты изучают специальную литературу по стратегиям аккультурации, методам подготовки специалистов к
  9. Комплекс по дисциплине «Управленческие решения» для студентов заочного отделения Vкурса ( по специальности 080507 «Менеджмент организации»)

    Рабочая учебная программа
    Функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая

Другие похожие документы..