Учебно-методический комплекс по дисциплине Введение в языкознание» Для направления/ специальности 03 1001 «Филология»

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра общего языкознания и славянских языков

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Введение в языкознание»

Для направления/ специальности 03 1001 «Филология»

Кемерово, 2008

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета филологии и журналистики

Ф.И.О.__________ А.В. Клишин

«_____»__________________ 2008 г.

Первый проректор КемГУ

Б.П. Невзоров _________________

«_____»__________________ 2008 г.

УМК обсуждено и одобрено

Ученым советом факультета филологии и журналистики

Протокол №___ от «___»_________2008 г.

Председатель ученого совета факультета, Декан факультета филологии и журналистики

Ф.И.О.___________ А.В. Клишин

«_____»__________________ 2008 г.

УМК обсуждено и одобрено

Научно-методическим советом КемГУ

Протокол №___ от «___»_________2008 г.

Председатель НМС, первый проректор КемГУ

Б.П. Невзоров ___________________

«_____»__________________ 2008 г.

ОБСУЖДЕНО:

РАССМОТРЕНО:

Зав. кафедрой

Ф.И.О.____________М.В. Пименова

«_____»__________________ 2008 г.

Председатель методической комиссии

Ф.И.О. ___________ И.В. Ащеулова

«_____»__________________ 2008 г.

УМК обсуждено и одобрено

На заседании кафедры

Протокол №___ от «___»_________2008 г.

Зав.кафедрой общего языкознания и славянских языков

Ф.И.О.____________ М.В. Пименова

«_____»__________________ 2008 г.

УМК обсуждено и одобрено

Методической комиссией факультета филологии и журналистики

Протокол №___ от «___»_________2008 г.

Содержание

Рабочая программа по дисциплине «Введение в языкознание».

Словарь терминов.

Словарь персоналий.

Экзаменационные билеты по курсу «Введение в языкознание».

Тестовые задания по курсу «Введение в языкознание: Раздел Фонетика».

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание: Раздел Фонетика».

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание: Раздел Лексикология».

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание: Раздел Грамматика».

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра общего языкознания и славянских языков

«Утверждаю»

Декан факультета

к.п.н., доцент Клишин А.В.

___________________

«___» __________ 200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Введение в языкознание»

для специальности 031001 «Филология», ОПД. Ф.1

факультет филологии и журналистики

курс 1 (ОЗО – 1 курс) экзамен 1 семестр (ОЗО-1 семестр)

семестр 1

лекции 36 часов (ОЗО – 14)

практические занятия 36 часов (ОЗО – 4)

самостоятельные занятия 68 часа (ОЗО – 122)

Всего часов 140 часов

Составитель: канд. филол. наук, доцент Рабенко Т.Г.

Кемерово, 2008

Рабочая программа дисциплины «Введение в языкознание» цикла ОПД. Ф. 1 составлена в соответствии Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031001 «Филология».

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № __7__ от «_1_» ___09______2008 г.

Зав. кафедрой М.В. Пименова________________

Одобрено методической комиссией

Протокол № ___ от «___» _________2008 г.

Председатель И.В. Ащеулова _________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человеческое общество не может функционировать, не пользуясь языком. Язык необходим ему во всех сферах жизнедеятельности (общественно-экономической, образовательной, научной, художественно-эстетической, бытовой). Помимо этого, язык выступает и основным универсальным средством выражения мысли, средством наиболее полной реализации интеллектуальной коммуникации.

Интерес к языку люди проявляли с древнейших времен. С течением времени была создана наука о языке, получившая название лингвистика (от лат. lingua-язык") или языкознание (языковедение).

Языкознание (лингвистика) - наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Научная дисциплина, связанная с изучением общих особенностей человеческого языка, его сущности и природы, описанием проблем происхождения языка, общих законов его развития и функционирования, разработкой теории и методов исследования языка, называется общим языкознанием.

"Введение в языкознание" - это начальный, вводный курс общего языкознания, знакомящий студентов с основными понятиями и общетеорети­ческими проблемами науки о языке. Курс "Введение в языкознание" освещает такие вопросы, как язык и общество, язык и мышление, язык и речь, взаимодействие языков и закономерности их развития, литературные языки национального и донационального периодов, принципы классификации языков, метода изучения языка, а также проблемы сущности языка, его устройства, специфические свойства отдельных его участков и единиц.

Цели преподаваемой дисциплины:

- сформировать подлинно научное понимание языка», его общественной природы, закономерностей его функционирования, происхождения и развития,

- ввести студентов в круг проблем современного языкознания,

- познакомить студентов с основными лингвистическими терминами и подготовить тем самым к систематическому и углубленному изучению специальных языковедческих дисциплин;

- сформировать общее представление о многообразии и сложности языковой картины мира, продемонстрировать разнообразие языков в плане их лексического состава и структурных особенностей,

- показать взаимосвязанность различных языковых явлений, сформировав тем самым общее представление о системном характере языка,

- способствовать пробуждению и поддержанию у студентов научного интереса к языку, к изучению его проблем и особенностей,

Задачи учебного курса определяются его целями. Основные задачи

курса:

- познакомить студентов с основами современной науки о языке, с решением основных проблем современного языкознания;

- сформировать представление об основных лингвистических

терминах и понятиях;

- расширить лингвистический кругозор студентов;

- выработать у студентов определенные навыки лингвистического наблюдения и лингвистического анализа;

- привить студентам навыки самостоятельного пополнения знаний.

«Введение в языкознание» - это учебный курс, который является пропедевтическим для всех лингвистических дисциплин, преподаваемых на факультете филологии и журналистики. Общетеоретические сведения, понятия и термины, задействованные в данном курсе, составляют основу, на которой строится преподавание частных лингвистических дисциплин и курса "Общее языкознание", завершающего лингвистическое образование студентов - филологов.

Знание основных проблем языкознания, без чего невозможно понимание функциональных особенностей языка в современном мире, необходимо каждому человеку, а особенно тем, чья профессия связана с преподаванием и/или исследованием языка, тем, кому приходится пользоваться языком как орудием профессиональным (преподавателям, журналистам, писателям, политикам и т.д.). Данное обстоятельство определяет особое место языкознания в образовательном процессе факультета: оно оказывается связанным не только с лингвистическими дисциплинами, но и с литературоведением, психологией, историей, философией, рядом учебно-методических предметов и т.д.

По окончании изучения данной дисциплины студенты должны:

- иметь подлинно научное понимание общественной природы языка, закономерностей его происхождения и развития,

- иметь представление о многообразии и сложности языковой картины мира,

- видеть взаимосвязанность различных языковых явлений, обнаруживая тем самым знания о системном характере языка,

- знать основные лингвистические термины,

- уметь применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Курс "Введение в языкознание" изучается в первом семестре первого курса. Программа дисциплины состоит из двух частей: теоретической (36 часов лекционных занятий) и практической (36 часов практических аудиторных занятий). Формы изучения дисциплины: лекции, практические занятия, коллоквиум, контрольные работы по основным разделам курса, консультации, индивидуальная работа. Виды контроля знаний студентов и их отчетности: ответы студентов на практических и семинарских занятиях, на коллоквиумах, контрольные работы по разделам, экзамен в первую экзаменационную сессию.

Критерии оценки знаний студентов:

оценка «отлично» выставляется студенту, который глубоко усвоил программный материал, осмысленно и логично выстроил ответ, изучил обязательную и дополнительную литературу, свободно ориентируется в теоретическом материале, отвечает на все дополнительные вопросы, уверенно применяет теоретические знания при выполнении практических заданий;

оценка «хорошо» - студенту, который относительно полно раскрыл суть экзаменационных вопросов, изучил обязательную литературу, допускает некоторые неточности, не искажая содержание ответа по существу, отвечает на дополнительные вопросы с незначительными ошибками, при выполнении практических заданий допускает от 1 до3 ошибок;

оценка «удовлетворительно» - студенту, который владеет материалом в пределах программы дисциплины, знает основные категории и термины, освоил примерно половину основной литературы курса, допускает грубые ошибки в ответе, при этом ответ логически не выстроен, при выполнении практических заданий не может применить имеющиеся теоретические знания;

оценка «неудовлетворительно» - студенту, который освоил материал менее, чем на 50 %, не может раскрыть сущность основных терминов, демонстрирует неинформативный ответ, не отвечает на дополнительные вопросы, при выполнении практических заданий допускает много ошибок либо вообще затрудняется при решении подобных заданий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название и содержание разделов, тем

Объем часов

Формы контроля

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (или семинарские)

Лабораторные

1

2

3

4

5

6

7

8

Дневная форма обучения

1

Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания. Структура науки о языке. Связь языкознания с другими науками.

4

2

Изучение вопроса о связи языкознания с другими науками по учебной литературе курса. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

2

Общественная природа языка и закономерности его развития

4

2

Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

3

Язык и речь. Уровневая структура языка и его системный характер

6

4

Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

4

Язык и общество. Различия в пределах общенародного языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива

6

4

Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

5

Функционально-стилистическая дифференциация национального языка, его основные стилистические пласты

6

2

Изучение темы по учебной литературе курса. 4ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

6

Историческое развитие языков в связи с устойчивым объединением людей

6

4

Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 4ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

7

Генеалогическая классификация языков.

6

2

Выполнение упражнений к практическому занятию №1. 4ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

8

Теории происхождения языка.

6

2

Подготовка конспектов научных работ. Выполнение упражнений практич занятия №2.

Подготовка рефератов. 4ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов научных работ

9

Фонетика как наука. Звук и аспекты его изучения. Признаки и классификация звуков речи.

4

2

Выполнение упражнений практич занятия №3. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

10

Важнейшие типы фонетических процессов. Ударение. Интонация.

6

2

Выполнение упражнений практич занятия №4. 4ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

11

Фонема и звук речи. Звук и буква. Транскрипция.

8

2

Выполнение упражнений практич занятия №5. 6 ч.

Контроль устных ответов студентов.

Проверка письменного домашнего задания. Обсуждение рефератов.

12

Итоговая контрольная работа по разделу «Фонетика».

6

2

Изучение вопросов, рекомендованный в рамках подготовки к контрольной работе . 4ч.

Проверка контрольной работы.

13

Происхождение и этапы развития языка.

6

2

Выполнение упражнений практич.занятия № 6.Подготовка рефератов. 4ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания. Обсуждение рефератов.

14

Лексикология как наука. Предмет лексикологии и ее основные разделы.

4

Выполнение упражнений практич занятия № 7. 4 ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

15

Слово как номинативная и семантическая единица языка. Лексическое значение слова и его основные компоненты.

6

2

2

Выполнение упражнений практич занятия №7. 2 ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

16

Системные связи в лексике. Лексико-семантические связи слов. Синонимы и антонимы.

4

2

2

Выполнение упражнений практич занятия № 9.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

17

Полисемия и омонимия.

4

2

2

Выполнение упражнений практич занятия №8.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

18

Вопросы ономасиологии и этимологии. Внутренняя форма слова.

4

2

Выполнение упражнений практич занятия №7. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

19

Исторические изменения словарного состава.

4

2

Выполнение упражнений практич занятия №10. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

20

Итоговая контрольная работа по разделу «Лексикология».

6

2

Изучение вопросов, рекомендованных в плане подготовки к контрольной работе. 4ч.

Проверка контрольной работы.

21

Грамматика как наука. Грамматическое значение слова, средства и способы его выражения.

6

2

2

Выполнение упражнений практич занятия №12. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

22

Морфема. Состав слова.

6

2

2

Выполнение упражнений практич занятия №11.2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

23

Грамматическая структура слова. Исторические изменения в грамматической структуре слова.

6

2

2

Выполнение упражнений практич занятия №11.2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

24

Морфология. Принципы выделения частей речи.

6

2

2

Выполнение упражнений практич занятия №13. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

25

Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах.

6

4

Выполнение упражнений практич занятия №14.2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций.

26

Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений. Предложение.

6

2

2

Выполнение упражнений практич занятия №14. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка письменного домашнего задания

27

Вопросы типологического языкознания. Типологическая классификация языков.

4

2

Об истории создания типологической классификации см. учебную литературу курса. 2ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций.

28

Итоговая контрольная работа по разделу «Грамматика».

6

2

Изучение вопросов, рекомендованный в рамках подготовки к контрольной работе. 4ч.

Экзамен

Всего по дисциплине

140

36

36

68

Заочная форма обучения

1

Языкознание как наука. Структура науки о языке.

8

2

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

2

Язык и речь. Структура языка и его системный характер.

8

2

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

3

Различия в пределах общенародного языка, связанные с территориальной и социальной неоднородностью общества.

8

2

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6 ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

4

Историческая изменчивость языка. Синхрония и диахрония. Историческое развитие языков в связи с развитием устойчивых объединений людей.

8

2

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

5

Фонетические процессы и их виды.

10

2

2

Изучение тем «Устройство речевого аппарата и работа органов речи. признаки и классификация звуков речи», «Фонема и звук речи» по учебной литературе курса. 6ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

6

Лексика как система. Лексико-семантические группировки слов.

10

2

2

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

7

Полисемия. Типы переносных значений.

8

2

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

8

Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах. Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений.

10

2

2

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов

Проверка конспектов лекций

9

Генеалогическая классификация языков.

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов.

10

Происхождение и этапы развития языка

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6ч.

Контроль устных ответов студентов.

11

Слово как номинативная и семантическая единица языка. Лексическое значение слова и его основные компоненты.

8

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.8ч.

Контроль устных ответов студентов.

12

Вопросы ономасиологии и этимологии. Внутренняя форма слова.

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов.

13

Исторические изменения словарного состава.

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6ч.

Контроль устных ответов студентов.

14

Грамматика как наука. Грамматическое значение слова, средства и способы его выражения.

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов.

15

Морфема. Состав слова.

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов.

16

Грамматическая структура слова. Исторические изменения в грамматической структуре слова.

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов.

17

Морфология. Принципы выделения частей речи.

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов.

18

Вопросы типологического языкознания. Типологическая классификация языков.

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч.

Контроль устных ответов студентов.

19

Язык и мышление

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч

20

Языковая ситуация в современной России.

6

Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч

Всего

140

14

4

122

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель данного курса, читаемого на факультете филологическом, башкирской филологии и журналистики, — познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития зарубежной литературы.
  3. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (1)

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
  4. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);
  5. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (3)

    Документ
    способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских,
  6. Указатель Чебоксары (1)

    Указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  7. 2009 учебно-программная документация нормативные документы в образовании учебно-методическая литература дидактические материалы учебно-наглядные и справочные пособия видеофильмы Москва 2008 г г

    Литература
    Одним из направлений деятельности ФИРО является разработка стандартов профессионального образования, учебно-программной и учебно-методической документации.
  8. Н. Н. Белоус; Р. В. Рогаткина;бгу им акад. И. Г. Петровского. Брянск : Десяточка, 2009. 43 с. Isbn 978-5-91877-026-9 : 228. 80

    Документ
    Белоус, Н.Н. Изучение физической картины мира в курсе естествознания : метод.пособие для преподавателей общеобразоват.учреждений / Н. Н. Белоус ; Р.В.Рогаткина;БГУ им.
  9. “Бюллетень новых поступлений” содержит информацию о новой литературе поступившей в фонды библиотеки (2)

    Бюллетень
    Литература в “Бюллетене новых поступлений… ” группируется по отраслям знаний. Внутри каждого подраздела материал располагается по алфавиту авторов и заглавий с указанием полного шифра, места хранения и экземплярности, что облегчит

Другие похожие документы..