Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Русский язык и культура речи»
для студентов ФИИД
Составитель: к.филол.наук,
доцент кафедры журналистики
и речевой коммуникации
Чернова О.Е.
Содержание
Предисловие 7
Содержание программы 9
I. Организационно-методический раздел 9
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10
Часть I. Теоретические материалы к курсу «Русский язык и культура речи» 20
Раздел I. Стилистика 20
1.1 Функциональные стили современного русского языка 20
1.2 Научный стиль речи: стилевые и жанровые особенности 20
1.3 Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности 22
1.4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности 23
1.5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности 25
1.6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности 26
РАЗДЕЛ II. Риторика. 26
2.1 Риторика как наука 26
2.2. Публичная речь: понятие, особенности, структура 28
2.3 Выразительные средства языка 33
2.4 Оратор и его аудитория 35
РАЗДЕЛ III. Деловой русский язык 36
3.1 Основные виды деловых и коммерческих документов 36
3.2 Служебно-деловое общение 62
3. 3 Реклама в деловой речи 73
РАЗДЕЛ IV. Культура речи 77
4.1. Культура речи как наука. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи 77
4. 2 Речевое взаимодействие 80
4. 3 Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка 84
4. 4 Система норм русского литературного языка 90
4.5. Нормы современного русского литературного языка: 105
лексические нормы 105
4.6. Орфографические нормы русского литературного языка 108
4.7 Пунктуационные нормы русского литературного языка 112
4.8. Лингвистические словари русского языка 115
Часть II. Планы практических занятий 118
План практического занятия по теме «Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль» 118
План практического занятия по теме «Публицистический и официально-деловой стили» 118
План практического занятия по теме «Риторика как наука. Публичное выступление» 119
План практического занятия по теме «Композиция публичного выступления» 120
План практического занятия по теме «Аргументация публичного выступления» 121
План практического занятия по теме «Деловая и коммерческая корреспонденция» 121
План практического занятия по теме «Личные, распорядительные, административно-организационные и информационно-справочные документы» 122
План практического занятия по теме «Деловой этикет и реклама в деловой речи. Служебно-деловое общение» 123
План практического занятия по теме «Культура речи как наука» 124
План практического занятия по теме «Речевое взаимодействие» 124
План практического занятия по теме «Языковая норма» 125
План практического занятия по теме «Орфоэпические нормы современного русского языка» 126
План практического занятия по теме «Акцентологические нормы современного русского языка» 126
План практического занятия по теме «Морфологические нормы существительного, 127
прилагательного и числительного» 127
План практического занятия по теме «Морфологические нормы глагола, причастия, деепричастия» 128
План практического занятия по теме «Синтаксические нормы современного русского языка» 128
План практического занятия по теме «Лексические нормы современного русского языка» 129
Часть III. Упражнения для самостоятельной работы 130
Раздел I. Стилистика 130
Раздел III. Деловой русский язык 133
Раздел IV. Культура речи 136
Часть IV. Контрольно-измерительные материалы 150
Проверочный тест № 1 150
«Функциональные стили современного русского языка» 150
Проверочный тест № 2 152
«Риторика как наука» 152
Проверочный тест № 3 152
«Виды красноречия» 152
Проверочный тест № 4 154
«Публичная речь» 154
Проверочный тест № 5 155
«Способы изложения материала» 155
Проверочный тест № 6 157
«Выразительные средства языка» 157
Проверочный тест № 7 159
«Оратор и его аудитория» 159
РАЗДЕЛ III. Деловой русский язык 160
Проверочный тест № 8 160
«Деловая документация» 160
Проверочный тест № 9 162
«Деловые переговоры» 162
Проверочный тест № 10 164
«Презентация» 164
Проверочный тест № 11 165
«Деловая беседа» 165
Проверочный тест № 12 167
«Телефонный разговор» 167
Проверочный тест № 13 168
«Реклама в деловой речи» 168
РАЗДЕЛ IV. Культура речи 169
Проверочный тест № 14 169
«Теоретические основы культуры речи» 169
Проверочный тест № 15 170
«Правила речевой коммуникации» 170
Проверочный тест № 16 171
«Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка» 171
Проверочный тест № 17 173
«Орфоэпические нормы» 173
Проверочный тест № 18 174
«Акцентологические нормы» 174
Проверочный тест № 19 176
«Морфологические нормы имени существительного» 176
Проверочный тест № 20 177
«Морфологические нормы имени прилагательного» 177
Проверочный тест № 21 178
«Морфологические нормы имени числительного» 178
Проверочный тест № 22 180
«Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий» 180
Проверочный тест № 22 182
«Синтаксические нормы» 182
Проверочный тест № 23 183
«Орфографические нормы» 183
Проверочный тест № 24 185
«Пунктуационные нормы» 185
Проверочный тест № 25 187
«Лексические нормы» 187
Проверочный тест № 26 188
«Лингвистические словари русского языка» 188
Часть V. Глоссарий 190
Предисловие
Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений. Материал, содержащийся в пособии, будет полезен учителям, занимающимся проблемами русского языка в школе.
Пособие составлено в соответствии с действующими вузовскими программами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Цель и задачи пособия определяются комплексом теоретических и практических задач изучаемого курса. Основная цель: повысить уровень практического владения современным русским языком у студентов. Цель предопределила постановку и решение следующих задач: 1) повысить речевую грамотность студентов, для чего последним необходимо будет усвоить правила, относящиеся ко всем языковым уровням, − фонетическому, лексическому, грамматическому; 2) сформировать у студентов навыки, которые должен иметь профессионал любого профиля не только для успешной работы по своей специальности, но и для эффективной коммуникации в самых различных сферах − научной, политической, социально-государственной, юридически-правовой, бытовой; 3) повысить общекультурный уровень и речевую эрудицию студентов, занимающихся изучением русского языка.
Теоретический и практический материал данного учебно-методического комплекса способствует не только углублению знаний по изучаемой дисциплине и применению их на практике, но и формированию у студентов трех видов компетенции: познавательной, коммуникативной, общекультурной.
Структура учебно-методического комплекса. Раздел «Введение» предоставит возможность ознакомиться с рабочей программой, которая покажет цели и задачи курса, поможет увидеть, какими знаниями и умениями необходимо овладеть в процессе его изучения. Краткое содержание тем раскроет концепцию курса.
Раздел «Планы практических занятий» призван систематизировать подготовку к практическим занятиям. Для каждой темы разработан перечень вопросов, необходимых для изучения. В конце каждого плана к практическому занятию дается список литературы, который может облегчить подготовку студентов.
Раздел «Теоретический материал по курсу «Русский язык и культура речи» должен способствовать овладению базовыми знаниями по изучаемой дисциплине. В разделе «Упражнения для самостоятельной работы» студенты могут на конкретном речевом материале выработать необходимые навыки и тем самым развить свою коммуникативную компетенцию. Проконтролировать полученные знания по курсу помогут тесты в разделе «Контрольно-измерительные материалы».
Успешное овладение понятийным аппаратом всегда являлось одним из важных показателей усвоения теоретических знаний по дисциплине. Этот момент учтен в учебно-методическом комплексе. В разделе «Глоссарий» представлены важнейшие термины курса, понимание которых сделает подготовку к практическим занятиям несложной.
Желаем успешной работы!
Руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных учреждениях города и районов Бийской зоны с целью создания
РуководствоБ) «Оптимизация процесса обучения русскому языку по учебнику для 5 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, И.В. Текучева (2 года)» на базе школы № 12 г.Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)
ДокументПродуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (2)
ДокументЛебедев Ю.А. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,Отчёт по научно-исследовательской работе за 2009 год
Содержательный отчет13. Мероприятия, направленные на реализацию Федерального закона от 02.08.2009г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениямиНаука искусство ставить вопросы так, чтобы на них можно было получить точные ответы
Документ1. Е.Ю. Кирсанова, БХФ, 3 к. Особенности микронутриентного состава рациона питания разных групп нанайского населения Хабаровского края, в том числе, беременных женщин.