Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

1.4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – общественно-политические, общественно-экономические, социально-культурные и др. общественные отношения

Ведущая функция – информативная и воздействующая

Основная форма реализации – письменная и устная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

  1. социальная оценочность;

  2. сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях;

К особым стилевым признакам можно отнести следующие:

на лексическом уровне –

  • преимущественное использование общественно-политической терминологии (общество, свобода, демократия и т.д.);

  • научной терминологии (бренд, мониторинг, маркетинг и т.д.);

  • специальной газетной профессиональной лексики (интервью, корреспонденция, информация, репортаж);

  • большого круга иноязычных заимствований (авеню, чайхана, фазенда и т.д.);

  • использование фразеологизмов, которые нередко переходят в штампы (шагать в ногу с веком, пустить утку, погреть руки);

  • газетные клише книжного происхождения (внести огромный вклад, снято чтить, с чувством гордости);

  • использование разговорной, а изредка просторечной лексики, как правило, со специальными стилистическими целями (забегаловка, небось, круто и др.);

на морфологическом уровне –

  • активное использование существительных с суффиксами –ость, -ств, -ние, -ие (прагматичность, сотрудничество, доверие, свершение), с интернациональными суффиксами и префиксами –изм, -ист, -ация, анти-, контр-, де- (историзм, оптимист, социализация, контрмеры), прилагательных с префиксами меж-, сверх-, все-, обще- (межведомственный, всеобщий, общепризнанный, сверхточный);

  • частое употребление страдательных причастий прошедшего времени (ознаменовав, продемонстрировав, осуществлен); прилагательные в форме превосходной степени (ярчайший, самый выразительный, наиредчайший);

  • форм множественного числа существительных со значением обобщенной совокупности (наши отцы, деды, ветераны);

  • глаголов в настоящем времени (напр., приезжают, на месте знакомятся с документами и обнаруживают);

  • глаголов 1-го лица;

  • повелительного наклонения глаголов (голосуйте, продолжайте читать и др.);

  • отрицательных частиц НЕ и НИ, усилительной частицы ЖЕ, разговорных частиц ВЕДЬ, ВОТ, ДАЖЕ, ЛИШЬ и др.;

  • производных предлогов (на основе, в области, в свете, в духе, с учетом и др.);

на синтаксическом уровне –

  • простота синтаксических конструкций;

  • вводные конструкции (напр., по сообщению информационного агентства);

  • номинативные (назывные) предложения (особенно в заголовках) (Большая нефтегазовая стирка; Баланс нараспашку);

  • вопросительные и восклицательные предложения;

  • использование элементов поэтического синтаксиса (риторический вопрос, анафора, эпифора, градация и др.) и разговорного синтаксиса (эллипсис, присоединение, вопросно-ответная форма и др.).

1.5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – неофициальное персональное общение.

Ведущая функция – коммуникативная, фатическая.

Основная форма реализации – устная.

Типичный вид речи – диалог.

Специфичные стилевые черты:

    1. фонетическая нечеткость;

    2. лексическая неточность;

    3. тесная связь с невербальными средствами общения;

    4. неполнота выражения (эллиптичность);

    5. стремление к экономии языковых средств;

    6. экспрессивность, оценочность;

    7. неподготовленность.

К особым стилевым признакам можно отнести следующие:

на лексическом уровне –

  • использование разговорной лексики (дрыхнуть, валяться);

  • преобладание конкретной лексики над абстрактной (стол, стул, спать, есть);

  • редкой использование абстрактной лексики и книжных слов, а также терминологии и необщеизвестных слов иноязычного происхождения;

  • высокочастотны авторские неологизмы (окказионализмы), синонимы, фразеологизмы;

  • развита многозначность;

на морфологическом уровне –

  • редко используются краткие прилагательные, причастия, а также деепричастия;

  • характерна тенденция к несклонению первой части составных имен (к Иван Иванычу) и составных числительных (из двести пятьдесят трех) и, напротив, склонение некоторых аббревиатур;

  • преобладание глаголов над существительными;

  • частое употребление личных местоимений;

  • притяжательных прилагательных (мамино платье, папин костюм);

  • использование междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду!);

  • употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется);

на синтаксическом уровне –

  • использование неполных предложений (Ну, полно!; Я в магазин), безличных (Жарко сегодня) вопросительных (Когда вернешься?) и побудительных предложений (Давай скорее!), употребление слов-предложений (Да; Нет; Конечно);

  • характерна активность присоединительных конструкций разных видов (с вводными словами и частицами: да и, а тут, разве что, мало того ...);

  • свободный порядок слов;

  • БСП и ССП преобладают над СПП;

  • повышенная частотность простых предложений, число слов в которых колеблется от 5 до 10.

1.6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – эстетическая сфера общения.

Ведущая функция – эстетическая.

Основная форма реализации – письменная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

  1. образность;

  2. эстетическая значимость каждого элемента стиля.

К особым стилевым признакам можно отнести следующие:

К особым стилевым признакам отнести следующие:

на лексическом уровне –

  • использование конкретной лексики, которая способствует более легкому созданию образа;

  • пласт лексики поэтической, отмечаемой в словарях пометами «поэтическое», «народно-поэтическое», «торжественное», «apxaическое» и т.д.;

на морфологическом уровне –

  • нагнетание глаголов, которое способствует созданию поэтапного представления движения и образа в целом;

на синтаксическом уровне –

  • использование всех возможных типов предложений, чужой речи, синтаксических фигур.

РАЗДЕЛ II. Риторика.

2.1 Риторика как наука

Риторика – 1) это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи (по А.К. Михальской); 2) это абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи (по О.В. Рождественскому); 3) это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно (по Е.В. Ганапольской и А.В. Хохловой).

Целесообразность речи – соответствие речи цели говорящего (оратора) или его речевому намерению. Целесообразность – основное требование к риторическому произведению (Аристотель).

Целесообразная и воздействующая речь – это речь эффективная.

Гармонизирующая речь – риторический идеал, сложившийся в истории отечественной культуры, характерный для русской речевой традиции.

Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Центральный раздел общей риторики – риторический канон – три этапа пути от мысли к слову: изобретение (инвенция), расположение (диспозиция) и словесное изображение (элокуция).

Законы общей риторики

  1. Закон гармонизирующего диалога.

  2. Закон продвижения и ориентации адресата.

  3. Закон эмоциональности речи (субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи).

  4. Закон удовольствия (доставить радость слушателю, сделать общение приятным).

Становление риторики как особой науки произошло уже в V в. до н.э. в эпоху античности благодаря деятельности софистов (Горгия, Протагора и др.). Развитую форму риторика приобрела лишь в III–II вв. до н.э. Это время Исократа, Аристотеля, Дионисия Галикарнасского и др. Сократа и Платона считают создателями теории «подлинного красноречия».

В период римской империи возникает иное красноречие, примеры которого подали христианские проповедники, со своими вдохновенными речами обошедшие все страны.

Расцвет политического красноречия начался в Англии в 17 в., во Франции – в конце 18 в., в эпоху Великой революции, в Германии – со времени введения южногерманской конституции. Наиболее выдающихся ораторов дала Франция. В России ораторское искусство не имело возможности всестороннего развития: для политического красноречия не представляла простора форма правления, а судебное – получило возможность применения лишь после судебной реформы в конце 19 века; лишь духовное красноречие процветало в России с незапамятных времен.

В 70-х гг. ХХ в. – начале ХХI в. появилось несколько концепций новой риторики:

  1. неориторика Брюссельской школы (Х. Перельман, Л.Ольбрехт-Тытека), развивающая анализ логической аргументации в дискурсе;

  2. лингвистическая неориторика франко-бельгийской школы (группа «Мю»), исследующая литературность дискурса;

  3. теория интерпретации Г.-Г. Гадамера и немецкая школа риторики (Г. Плетт, И. Коппершмидт);

  4. американские исследования коммуникации как убеждения;

  5. японская теория языкового существования.

Основные типы устных публичных выступлений

Публичная речь (ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится профессионалом речи перед публикой. Цель: изменить поведение аудитории, а именно: воздействовать на систему убеждений слушателей, на чувства и эмоции публики.

Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение слушателям новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.

Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).

Виды красноречия

Вид красноречия

1.

Социально-политическое

Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентные, митинговые речи.

2.

Академическое

Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция,

3.

Судебное

Речи, произносимые прокурором и адвокатом.

4.

Социально-бытовое

Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.

5.

Духовное (церковно-богословское)

Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.



  1. Руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных учреждениях города и районов Бийской зоны с целью создания

    Руководство
    Б) «Оптимизация процесса обучения русскому языку по учебнику для 5 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, И.В. Текучева (2 года)» на базе школы № 12 г.
  2. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.
  3. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (2)

    Документ
    Лебедев Ю.А. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
  4. Отчёт по научно-исследовательской работе за 2009 год

    Содержательный отчет
    13. Мероприятия, направленные на реализацию Федерального закона от 02.08.2009г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями
  5. Наука искусство ставить вопросы так, чтобы на них можно было получить точные ответы

    Документ
    1. Е.Ю. Кирсанова, БХФ, 3 к. Особенности микронутриентного состава рациона питания разных групп нанайского населения Хабаровского края, в том числе, беременных женщин.

Другие похожие документы..