Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид
1.4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – общественно-политические, общественно-экономические, социально-культурные и др. общественные отношения
Ведущая функция – информативная и воздействующая
Основная форма реализации – письменная и устная.
Типичный вид речи – монолог.
Специфичные стилевые черты:
социальная оценочность;
сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях;
К особым стилевым признакам можно отнести следующие:
на лексическом уровне –
преимущественное использование общественно-политической терминологии (общество, свобода, демократия и т.д.);
научной терминологии (бренд, мониторинг, маркетинг и т.д.);
специальной газетной профессиональной лексики (интервью, корреспонденция, информация, репортаж);
большого круга иноязычных заимствований (авеню, чайхана, фазенда и т.д.);
использование фразеологизмов, которые нередко переходят в штампы (шагать в ногу с веком, пустить утку, погреть руки);
газетные клише книжного происхождения (внести огромный вклад, снято чтить, с чувством гордости);
использование разговорной, а изредка просторечной лексики, как правило, со специальными стилистическими целями (забегаловка, небось, круто и др.);
на морфологическом уровне –
активное использование существительных с суффиксами –ость, -ств, -ние, -ие (прагматичность, сотрудничество, доверие, свершение), с интернациональными суффиксами и префиксами –изм, -ист, -ация, анти-, контр-, де- (историзм, оптимист, социализация, контрмеры), прилагательных с префиксами меж-, сверх-, все-, обще- (межведомственный, всеобщий, общепризнанный, сверхточный);
частое употребление страдательных причастий прошедшего времени (ознаменовав, продемонстрировав, осуществлен); прилагательные в форме превосходной степени (ярчайший, самый выразительный, наиредчайший);
форм множественного числа существительных со значением обобщенной совокупности (наши отцы, деды, ветераны);
глаголов в настоящем времени (напр., приезжают, на месте знакомятся с документами и обнаруживают);
глаголов 1-го лица;
повелительного наклонения глаголов (голосуйте, продолжайте читать и др.);
отрицательных частиц НЕ и НИ, усилительной частицы ЖЕ, разговорных частиц ВЕДЬ, ВОТ, ДАЖЕ, ЛИШЬ и др.;
производных предлогов (на основе, в области, в свете, в духе, с учетом и др.);
на синтаксическом уровне –
простота синтаксических конструкций;
вводные конструкции (напр., по сообщению информационного агентства);
номинативные (назывные) предложения (особенно в заголовках) (Большая нефтегазовая стирка; Баланс нараспашку);
вопросительные и восклицательные предложения;
использование элементов поэтического синтаксиса (риторический вопрос, анафора, эпифора, градация и др.) и разговорного синтаксиса (эллипсис, присоединение, вопросно-ответная форма и др.).
1.5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – неофициальное персональное общение.
Ведущая функция – коммуникативная, фатическая.
Основная форма реализации – устная.
Типичный вид речи – диалог.
Специфичные стилевые черты:
фонетическая нечеткость;
лексическая неточность;
тесная связь с невербальными средствами общения;
неполнота выражения (эллиптичность);
стремление к экономии языковых средств;
экспрессивность, оценочность;
неподготовленность.
К особым стилевым признакам можно отнести следующие:
на лексическом уровне –
использование разговорной лексики (дрыхнуть, валяться);
преобладание конкретной лексики над абстрактной (стол, стул, спать, есть);
редкой использование абстрактной лексики и книжных слов, а также терминологии и необщеизвестных слов иноязычного происхождения;
высокочастотны авторские неологизмы (окказионализмы), синонимы, фразеологизмы;
развита многозначность;
на морфологическом уровне –
редко используются краткие прилагательные, причастия, а также деепричастия;
характерна тенденция к несклонению первой части составных имен (к Иван Иванычу) и составных числительных (из двести пятьдесят трех) и, напротив, склонение некоторых аббревиатур;
преобладание глаголов над существительными;
частое употребление личных местоимений;
притяжательных прилагательных (мамино платье, папин костюм);
использование междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду!);
употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется);
на синтаксическом уровне –
использование неполных предложений (Ну, полно!; Я в магазин), безличных (Жарко сегодня) вопросительных (Когда вернешься?) и побудительных предложений (Давай скорее!), употребление слов-предложений (Да; Нет; Конечно);
характерна активность присоединительных конструкций разных видов (с вводными словами и частицами: да и, а тут, разве что, мало того ...);
свободный порядок слов;
БСП и ССП преобладают над СПП;
повышенная частотность простых предложений, число слов в которых колеблется от 5 до 10.
1.6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – эстетическая сфера общения.
Ведущая функция – эстетическая.
Основная форма реализации – письменная.
Типичный вид речи – монолог.
Специфичные стилевые черты:
образность;
эстетическая значимость каждого элемента стиля.
К особым стилевым признакам можно отнести следующие:
К особым стилевым признакам отнести следующие:
на лексическом уровне –
использование конкретной лексики, которая способствует более легкому созданию образа;
пласт лексики поэтической, отмечаемой в словарях пометами «поэтическое», «народно-поэтическое», «торжественное», «apxaическое» и т.д.;
на морфологическом уровне –
нагнетание глаголов, которое способствует созданию поэтапного представления движения и образа в целом;
на синтаксическом уровне –
использование всех возможных типов предложений, чужой речи, синтаксических фигур.
РАЗДЕЛ II. Риторика.
2.1 Риторика как наука
Риторика – 1) это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи (по А.К. Михальской); 2) это абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи (по О.В. Рождественскому); 3) это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно (по Е.В. Ганапольской и А.В. Хохловой).
Целесообразность речи – соответствие речи цели говорящего (оратора) или его речевому намерению. Целесообразность – основное требование к риторическому произведению (Аристотель).
Целесообразная и воздействующая речь – это речь эффективная.
Гармонизирующая речь – риторический идеал, сложившийся в истории отечественной культуры, характерный для русской речевой традиции.
Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Центральный раздел общей риторики – риторический канон – три этапа пути от мысли к слову: изобретение (инвенция), расположение (диспозиция) и словесное изображение (элокуция).
Законы общей риторики
Закон гармонизирующего диалога.
Закон продвижения и ориентации адресата.
Закон эмоциональности речи (субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи).
Закон удовольствия (доставить радость слушателю, сделать общение приятным).
Становление риторики как особой науки произошло уже в V в. до н.э. в эпоху античности благодаря деятельности софистов (Горгия, Протагора и др.). Развитую форму риторика приобрела лишь в III–II вв. до н.э. Это время Исократа, Аристотеля, Дионисия Галикарнасского и др. Сократа и Платона считают создателями теории «подлинного красноречия».
В период римской империи возникает иное красноречие, примеры которого подали христианские проповедники, со своими вдохновенными речами обошедшие все страны.
Расцвет политического красноречия начался в Англии в 17 в., во Франции – в конце 18 в., в эпоху Великой революции, в Германии – со времени введения южногерманской конституции. Наиболее выдающихся ораторов дала Франция. В России ораторское искусство не имело возможности всестороннего развития: для политического красноречия не представляла простора форма правления, а судебное – получило возможность применения лишь после судебной реформы в конце 19 века; лишь духовное красноречие процветало в России с незапамятных времен.
В 70-х гг. ХХ в. – начале ХХI в. появилось несколько концепций новой риторики:
неориторика Брюссельской школы (Х. Перельман, Л.Ольбрехт-Тытека), развивающая анализ логической аргументации в дискурсе;
лингвистическая неориторика франко-бельгийской школы (группа «Мю»), исследующая литературность дискурса;
теория интерпретации Г.-Г. Гадамера и немецкая школа риторики (Г. Плетт, И. Коппершмидт);
американские исследования коммуникации как убеждения;
японская теория языкового существования.
Основные типы устных публичных выступлений
Публичная речь (ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится профессионалом речи перед публикой. Цель: изменить поведение аудитории, а именно: воздействовать на систему убеждений слушателей, на чувства и эмоции публики.
Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение слушателям новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.
Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).
Виды красноречия
№ | Вид красноречия | |
1. | Социально-политическое | Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентные, митинговые речи. |
2. | Академическое | Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция, |
3. | Судебное | Речи, произносимые прокурором и адвокатом. |
4. | Социально-бытовое | Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь. |
5. | Духовное (церковно-богословское) | Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам. |
Руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных учреждениях города и районов Бийской зоны с целью создания
РуководствоБ) «Оптимизация процесса обучения русскому языку по учебнику для 5 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, И.В. Текучева (2 года)» на базе школы № 12 г.Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)
ДокументПродуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (2)
ДокументЛебедев Ю.А. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,Отчёт по научно-исследовательской работе за 2009 год
Содержательный отчет13. Мероприятия, направленные на реализацию Федерального закона от 02.08.2009г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениямиНаука искусство ставить вопросы так, чтобы на них можно было получить точные ответы
Документ1. Е.Ю. Кирсанова, БХФ, 3 к. Особенности микронутриентного состава рациона питания разных групп нанайского населения Хабаровского края, в том числе, беременных женщин.