Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

4. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная)

Основная литература

  1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека : учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с.

  2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. (Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов нефилологических факультетов высших учебных заведений)

  3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2003.

  4. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация : успешность речевого взаимодействия : учеб. пособие для университетов и институтов / Е.В. Клюев. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 320 с.

  5. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка : учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 464 с. (Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 0503300 Филологическое образование)

  6. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с.

  7. Михальская, А.К. Основы риторики / А.К. Михальская. – М., 1996. (Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации)

  8. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2009. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением учебных заведений российской Федерации по образованию в области сервиса в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по сервисным специальностям)

  9. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. (Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений)

  10. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина, Ю.А. Ермолаева, Я.В. Лукина, Т.А. Потапенко, Л.В. Степанова. Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с. (Допущено Научно-методическим центром Министерства образования РФ по русскому языку и культуре речи в качестве учебного пособия для студентов нефилологических специальностей высших учебных заведений)

  11. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений)

  12. Русский язык и культура речи : практикум по курсу / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений)

  13. Стернин, И.А. Практическая риторика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Стернин. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  14. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М., 2004.

  15. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с.

Дополнительная литература

  1. Александров, Д.Н. Риторика : учеб. пособие / Д.Н. Александров. – М. : Флинта, 2004. – 624 с.

  2. Анисимова, Т.В. Современная деловая риторика : учеб. пособие / Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. – М., Воронеж, 2002.

  3. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М., 1994.

  4. Большой орфографический словарь русского языка / ред. С.Г. Бархударов и др. – М., 1999.

  5. Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2004.

  6. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов / Б.Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1988.

  7. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. – М., 1981.

  8. Горбачевич, К.С. Вариативность слова и языковая норма / К.С. Горбачевич. – М., 1981.

  9. Дерябина, А.С. Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Деловая переписка» / А.С. Дерябина. – М., 1997.

  10. Дорфман, Т.В. Культура русской речи: учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Дорфман. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 44 с.

  11. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи : интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учеб. пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова.– М. : Флинта : Наука, 2003. – 200 с.

  12. Ефремова, Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка. / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. – М., 1999.

  13. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Т.Ф. Иванова. - М.: 2006.

  14. Корнилова, Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи : учеб. пособие / Е.Н. Корнилова. – М. : МГУ, 2002. – 208 с.

  15. Крысин, А.П. Толковый словарь иноязычных слов / А.П. Крысин. – М., 1998.

  16. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 315 с.

  17. Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р.И. Аванесов. – М., 2005.

  18. Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. – М., 2007.

  19. Хазагеров, Г.Г. Риторика для делового человека : учеб. пособие / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. – М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 2003. – 136 с.

  20. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005.

  21. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.Г. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др.; Под ред. Е.Г. Ганапольской,А.В. Хохлова. - С.-Пб.: Питер, 2005.

  22. Словарь антонимов русского языка. – М., 2006.

  23. Словарь иностранных слов. – М., 2007.

  24. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 2005.

  25. Современный словарь иностранных слов. – М., 2006.

  26. Филиппова, О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация : учеб. пособие / О. Филиппова. – М. : Флинта : Наука, 2001. – 192 с.

  27. Эффективная коммуникация: История, теория, практика : словарь-справочник / Отв. ред. М.И. Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е. Тумина. – М. : ООО «Агентство «КРПА Олимп», 2005. – 960 с.

Часть I. Теоретические материалы к курсу «Русский язык и культура речи»

Раздел I. Стилистика

1.1 Функциональные стили современного русского языка

Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа.

Наиболее раннее, традиционное и вместе с тем самое широкое понимание стиля связано с различиями книжно-письменной и устно-разговорной речи. Понятия «письменный» и «устный» относятся к явлениям формы языкового общения, «книжный» и «разговорный» - к явлениям стиля. Вместе с тем единицы языка, преимущественно используемые в книжно-письменной сфере и образующиеся в ней, несут обычно для говорящих на этом языке стилевую окраску, которая именуется книжной; тот же параллелизм наблюдается между средствами устной речи и разговорной. В связи с этим нередко говорят о книжном стиле и разговорном.

В современных представлениях о функционально-стилевой дифференциации функциональный стиль – это исторически сложившийся тип функционирования языка, реализующийся в той или иной социально значимой сфере общения.

Схема функционально-стилевого анализа речи:

        1. Объективные стилеобразующие факторы применительно к данному тексту.

        2. Языковая функция, доминирующая в данном тексте.

        3. Доминантные стилеобразующие признаки речи:

  1. лексические;

  2. морфологические;

  3. синтаксические

4. Вывод о принадлежности текста к определенному функциональному стилю

1.2 Научный стиль речи: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – наука.

Ведущая функция – информативная.

Основная форма реализации – письменная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

  1. научная тематика;

  2. точность (точное определение понятий);

  3. стремление к абстрактности, обобщению;

  4. логичность изложения;

  5. объективность.

К особым стилевым признакам можно отнести следующие:

на лексическом уровне –

  • использование специальной научной и терминологической лексики. (Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. В научной речи употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные.

Общенаучные термины предназначены выражать категории и понятия, продуктивно применимые ко всем областям научного знания (система, программа, конструкция, функция и т.д.). Межнаучные термины представляют собой наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук (общебиологические, общемедицинские и т.д) (адаптация (биолог., пед.) робототехника (тех., мед.), охлаждение (хим., физ.)). Узкоспециальные термины именуют специфические для каждой отрасли знания, реалии, понятия, категории (иммуногенетика, микропроцессор, эргономика).);

  • специальных лексических единиц, подчеркивающих отвлеченно- обобщенный характер речи (обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый);

  • отсутствие разговорных, просторечных и эмоционально-экспрессивных слов.

на морфологическом уровне –

  • преобладание существительных и прилагательных над глаголами;

  • преобладание глаголов несовершенного вида 3-го лица настоящего времени (ученые исследуют, рассматривают);

  • частое употребление причастий и деепричастий (происходящие события, анализируя факты);

  • местоимений 3 лица (1 лицо редко встречается, 2 лицо не используется);

  • производных предлогов (в течение, в результате, в связи, за счет);

  • ед. ч. существительных, обозначающих считаемые предметы, служит для выражения обобщенного понятия (Лось встречается .... Дуб преобладает ...);

  • мн. ч. от абстрактных и вещественных сущ. (теплоты, климаты, глины, стали);

  • частотность родительного падежа (установление длины линии волны);

на синтаксическом уровне-

  • характерно использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (так, таким образом, следовательно);

  • употребление наречий в связывающей функции (поэтому, тогда, отсюда);

  • оборотов связи (Приведу еще пример ..., Далее отметим .... Теперь перейдем к вопросу ...);

  • преобладание сложных предложений над простыми;

  • широкое употребление причастных и деепричастных оборотов;

  • использование исключительно повествовательных предложений;

  • часто предложения связываются при помощи повторяющихся существительных в сочетании с указательными местоимениями (В каждом ощущении мы различаем силу, высоту, тембр ... Мерою силы является ... квадрат амплитуды ... Эта амплитуда может быть крайне мала).

1.3 Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – административно-правовая.

Ведущая функция – информативная (предписывающая, констатирующая). Основная форма реализации – письменная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

  1. точность изложения, не допускающая возможности инотолкований; детальность изложения;

  2. долженствующе-предписывающий характер изложения;

  3. объективность;

  4. логичность;

  5. стереотипность, стандартизованность изложения;

К особым стилевым признакам можно отнести следующие:

на лексическом уровне –

  • использование профессиональной (дипломатической, военной, бухгалтерской и др.) терминологии (закон, паспорт, прокурор, протокол, контракт и т.п.);

  • узкоспециальной юридической терминологии (санкция, расследование, ответчик, истец);

  • канцеляризмов (нижеподписавшийся, вышеозначенный, запротоколировать);

на морфологическом уровне –

  • широкое употребление отглагольных существительных (усыновление, освидетельствование и др.); существительных, обозначающих профессии, должности, звания (бухгалтер, почтальон, майор и др.); названия людей по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением (работодатель, свидетель, заказчик и др). (Примечание: во избежание неточностей, существительное не заменяется местоимением и повторяется даже в рядом стоящих предложениях);

  • использование имен существительных в родительном падеже;

  • местоимений 3 лица (2 и 1 лицо не используются);

  • активное употребление инфинитивов;

  • кратких прилагательных со значением долженствования (должен, обязан, подотчетен, необходим);

  • отыменных предлогов (в целях, в ходе, во избежание, по линии, на предмет и др.);

на синтаксическом уровне –

  • употребление инфинитивных и безличных конструкций со значением долженствования (Принятые общим собранием решения должны быть выполнены к концу второго квартала);

  • пассивных конструкций (Оплата гарантируется; Запрос получен);

  • осложнение простых предложений многочисленными обособленными оборотами, однородными членами, часто выстраивающимися в длинную цепь пунктов, что влечет за собой увеличение размеров предложения до нескольких сотен словоупотреблений (до 2000 слов и более);

  • преобладание союзных связей над бессоюзными;

  • преобладание сложных предложений над простыми (среди сложных предложений лидируют СПП с придаточными условия);

  • преимущественное использование косвенной речи.

  1. Руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных учреждениях города и районов Бийской зоны с целью создания

    Руководство
    Б) «Оптимизация процесса обучения русскому языку по учебнику для 5 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, И.В. Текучева (2 года)» на базе школы № 12 г.
  2. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.
  3. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (2)

    Документ
    Лебедев Ю.А. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
  4. Отчёт по научно-исследовательской работе за 2009 год

    Содержательный отчет
    13. Мероприятия, направленные на реализацию Федерального закона от 02.08.2009г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями
  5. Наука искусство ставить вопросы так, чтобы на них можно было получить точные ответы

    Документ
    1. Е.Ю. Кирсанова, БХФ, 3 к. Особенности микронутриентного состава рациона питания разных групп нанайского населения Хабаровского края, в том числе, беременных женщин.

Другие похожие документы..