Элективный курс «Страноведение англоговорящих стран» как средство профилизации обучения Капаева О. Г., Болдарева О. В

МУ «Управление образования Администрации г.Бийска»

МОУ «Гимназия № 11» г. Бийска

Окружная дистанционная конференция

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ-

проблемы и перспективы

Сборник материалов

Бийск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………4

Управленческий аспект

Остроухова Р.А., Организация внеурочной деятельности школьников……………5

Панова Т.М., Профориентация и профилизация в МОУ «Гимназия № 1»…………11

Христолюбова Л.В., Организация профильного обучения

В МОУ «Гимназия №1»……….…………………………………….…………………18

Христолюбова Л.В., Сетевая организация профильного обучения в базовой школе МОУ «Гимназия №1»………………………………………..……………..…………..22

Цыганова Н.В.,Профессиональная ориентация учащихся

в МОУ «Гимназия № 11»………………………………………………………………26

Методический аспект

Буракова Т.Д., Оборонно-спортивное воспитание и формирование гражданственности на уроках физической культуры в 10-11 классах………………28

Дряжжинина Т.П., Элективный курс «Страноведение англоговорящих стран»

как средство профилизации обучения………………………………………………….33

Капаева О.Г., Болдарева О.В., Реализация регионального компонента как фактор развития научно-исследовательской деятельности учащихся химико-биологического профиля………………………………………………………………………………….35

Колыхалова Н.Н.,Элективные курсы физико-математического цикла в организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся МОУ «Гимназии № 11»…...38

Кополовец Г.Ю., «Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся химико-биологического профиля через ИКТ»…………………………….40

Перфильева Е.П., Эмоциональные методы в профильном обучении иностранным языкам…………………………………………………………………………………….43

Шипунова М.Н., Влияние субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников………………………………….....50

Федотова С.П. Интерактивное обучение как необходимый аспект профильного обучения ……………………………………………………………………………..…..54

Технологический аспект

Антонова С.Ю., Учебно-исследовательская деятельность учащихся в профильных классах………………………………………………………………………………….58

Балаба Л.А., Использование рейтингово-модульной технологии на уроках английского языка в профильных классах как фактор повышения эффективности образовательного процесса……………………………………………………………………63

Кармацкая Э.В., Деловая игра как средство формирования и развития коммуникативной компетенции в условиях профильного обучения на уроках английского языка……………………..……………………………………………….67

Введение

Современное образование находится на этапе значительных изменений. Новые социально-культурные условия, в которых работают школы, подчеркивают очевидное значение профильного обучения, которое является средством дифференциации и индивидуализации обучения. Учитывая интересы и намерения учеников в отношении дальнейшего образования школы, по возможности, создают все условия для старшеклассников. В рамках программы «Развитие образования в городе Бийске на 2010-2012 гг.», профильное обучение приобретает большую значимость по всей России. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Вопросы профильного обучения охватывают такие области как: организация профильного обучения (профильная школа, базовая школа, элективные курсы, дистанционное обучение, кооперация образовательных ресурсов, сетевое взаимодействие школ города, создание ресурсных центров на базе какой-либо школы, консультирование от управления образования, условия ФГОС, обеспечивающие начальную ступень профильного обучения и т.д.).

Настоящий сборник – это опыт г. Бийска по реализации профильного обучения в образовательных учреждениях. В нем рассмотрены вопросы сетевого взаимодействия, профилизации и профориентации в образовательном процессе, методические, управленческие и технологические аспекты профильного обучения.

Данный сборник будет интересен работникам общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение.

М.В. Дюбенкова,

Управление образования

Администрации г.Бийска

Организация внеурочной деятельности школьников

Р.А. Остроухова,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Бийск

Учебный план образовательного учреждения будет строиться в соответствии с нормативным документом – ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), который определяет норматив – количество учебных занятий на одного обучающегося за четыре года.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Основные валеологические требования к осуществлению внеурочной деятельности – форма проведения занятий отличная от урока, соблюдение динамической паузы (40–50 минут) между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.

В нашей школе внеурочная деятельностьорганизуется по следующим направлениям развития личности:спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды деятельности учащихся: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная; художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная); спортивно-оздоровительная; туристско-краеведческая.

Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как: экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования общественно полезные практики и т. д.

В зависимости от направленности образовательного учреждения, готовности педагогов начальной школы, личных потребностей детей школа может предложить учащимся (независимо от класса) получить дополнительное образование «своими силами» за счет потенциала своих педагогов: в кружках (вокальный, танцевальный, познавательные и т. д.), клубах по интересам (краеведов, филателистов и т. д.), в проектной деятельности.

Спектр возможностей ограничивается запросами самих обучающихся и возможностями их удовлетворения педагогами. Детские познавательные потребности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ним заниматься внеурочной деятельностью.

Работа предметных факультативов, кружков, клубов не может планироваться и осуществляться только для учащихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип – добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. В таком контексте особо значима деятельность методического объединения и администрации школы по распределению и согласованию дополнительной педагогической нагрузки на учителей начальных классов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций, которые дети посещают вне школы (художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное направления: музыкальные и спортивные кружки, секции, театральная, танцевальная студия). Однако все эти секции, кружки должны быть согласованы со школой.

Механизмы взаимодействия могут быть различными, но должна быть исключена двойная оплата труда (в школе и в учреждении дополнительного образования), выстроены (при необходимости) договорные отношения (если используются не только школьные ресурсы), обеспечена ответственность за жизнь и здоровье детей. Механизмы реализации этой части ФГОС должны быть разработаны и конкретизированы применительно к ОУ с учетом особенностей образовательных программ (договорные отношения устанавливаются ежегодно, закрепляются локальным актом ОУ) и потребностей всех участников образовательного процесса.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Размещение внеурочной деятельности в учебном плане подчеркивает ее связь с учебной нагрузкой учащихся. Таким образом, возможно использование разработанных в рамках УМК дополнительных курсов в качестве реализации каких-либо направлений внеурочной деятельности.

Два варианта проектирования внеурочной деятельности: один УМК или несколько УМК.

Возможности УМК «Перспективная начальная школа»:

1. Программы научных клубов младших школьников «Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря». (Направления - научно-познавательное, общественно-полезное, проектное).

2. Программа кружковой (факультативной) работы по теме: «Музей в твоем классе» (художественно-эстетическое и научно-познавательное направление).

3. Программа факультатива по математике «Изучаем окружающий мир. Решаем Практические задачи»(научно-познавательное направление).

4. Программы проектной исследовательской деятельности:«Изучаем родной край»(проектная деятельность, патриотическое направление); «Занимательная информатика» (проектная деятельность).

Возможности УМК Л. В. Занкова:

1. Программа кружковой (факультативной) работы «Экономика» («Белка и Компания») (научно-познавательное направление).

2. Программа факультатива по окружающему миру «Я гражданин России» (военно-патриотическое направление).

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

Здесь указаны 1350 часов за 4 года обучения для каждого ученика, таким образом, каждый обучающийся имеет право до 10 часов в неделю заниматься внеурочной деятельностью.

Образовательное учреждение самостоятельно решает, как распределять эти часы по годам обучения, как должны быть сформированы группы и т. д.

Перечень направлений и количество часов на каждое направление внеурочной деятельности являются примерными, сумма недельных часов, рекомендуемых к реализации, может быть не равна 10. Школа может выбрать (как из направлений, предложенных в БУП, так и из собственных направлений) 1350 часов за четыре года (в среднем 10 часов в неделю), которые будут оплачены.

А будет ли это 10 часов в неделю, или в одну неделю 12 часов, а в другую – 3 часа, или же для одного ученика будет 2 часа, а для другого 8 часов – это уже предмет образовательной программы школы».

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение всех трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирование у детей социокультурной идентичности: российской, этнической, культурной и др.

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.

Например: досугово-развлекательная деятельность.

1 уровень результатов: культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2 уровень результатов: концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3 уровень результатов: школьные благотворительные концерты, выставки.

Выделение трёх уровней результатов способствует:

во-первых, разработке образовательных программ внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбору таких форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, построению логики перехода от результатов одного уровня к другому;

в-четвертых, диагностике результативности и эффективности внеурочной деятельности;

в-пятых, оценке качества программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

В нашей школе внеурочная деятельность организована так:

Спортивно-оздоровительноенаправление: спортивная аэробика; футбол.

Художественно-эстетическоенаправление: изостудия «Акварелька», танцевальный кружок «Апельсин», вокальный кружок «Звонкая капелька».

Научно-познавательноенаправление: кружки «Знакомое о незнакомом», «Пифагорчики».

Военно-патриотическое направление через экскурсии, встречи с ветеранами и участниками боевых действий, поисковая работа, военно-спортивные игры, концерты перед ветеранами войны и труда и т. д.

Общественно полезная деятельность через дежурство, помощь в организации тематических мероприятий.

Проектная деятельность: научное общество «Я - исследователь».

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. В этом случае могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио», но оценочным процедурам это не подлежит.

  1. Индивидуализация обучения: формы и методы

    Документ
    В связи со становлением новых экономических и общественных отношений наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том, числе и к знаниям.
  2. М. Л. Ремнева Ответственные за выпуск

    Информационный бюллетень
    председатель Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию, доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета МГУ имени М.
  3. Анализу реализации Программы инновационной деятельности школы на 2005-2010 год

    Документ
    Программы инновационной деятельности (далее Программа) школы создавалась на 2005-2010 год, в соответствии с этим итоговый анализ реализации программы будет сделан в 2010-2011 году.
  4. 31 августа 2009 г., протокол №1 Директор гоу цо №1865

    Реферат
    Направления модернизации системы образования должны реализовываться в масштабах национально-регионального проектирования. Одним из примеров подобного проектирования является разработка и реализация в городе Москве городской целевой
  5. Анализ работы по реализации программы «здоровье» в 2010/2011 учебном году 93 Организация питания 107

    Программа
    Анализ итогов работы Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков № 1900 за 2010-2011 учебный год 29
  6. Публичный ежегодный доклад муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19 городского округа – город Камышин Волгоградской области

    Доклад
    Предлагаем вашему вниманию Открытый информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности школы за 2009-2010 учебный год. В докладе содержится информация о том, чем живет школа, как работает, какие у нее потребности, чего она достигла.
  7. Учебный план и пояснительная записка основного и дополнительного образования 22 Цели и задачи педагогического коллектива Центра образования №324 «Жар-птица» на 2011-2012 учебный год. 23

    Пояснительная записка
  8. На страницах сборника представлены лучшие педагогические работники образовательных учреждений Ульяновского района

    Документ
    Анатолий Иванович окончил в 1986 году естественно-географический факультет Ульяновского государственного педагогического института по специальности «учитель географии».
  9. Программаразвития муниципального общеобразовательного учреждения

    Программа
    Цель Программы – создание образовательно-культурной среды гимназии, способствующей развитию индивидуальных способностей ребенка, воспитанию творческой личности, подготовленной в перспективе к продуктивной деятельности во всех сферах

Другие похожие документы..