Краткое содержание дисциплины «физика»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

1) Изучение дисциплины «Физика» проводится во 2-ом, 3-м и 4-м семестрах учебного года, формой отчетности является экзамен, общее число часов 346.

  • Весенний семестр 2007 г.

ОФ 201: Физические основы механики. Молекулярная физика. Основы термодинамики.

Кинематика. Динамика материальной точки и твердого тела. Работа и энергия. Законы сохранения в механике. Поле тяготения. Основы специальной теории относительности. Неинерциальные системы отсчета. Физические основы МКТ идеального газа и термодинамики. Статистические распределения. Элементы физической кинетики.

  • Осенний семестр 2007 г.

ОФ 302: Электромагнетизм. Электромагнитные колебания и волны. Электростатика. Поле в веществе. Постоянный электрический ток. Магнитное поле в вакууме и в веществе. Уравнения Максвелла. Динамика гармонических колебаний. Волновые процессы.

  • Весенний семестр 2008 г.

ОФ 403: Волновая оптика. Квантовая природа излучения. Элементы квантовой механики, атомной и ядерной физики. Интерференция, дифракция, поляризация света. Тепловое излучение. Фотоны. Элементы квантовой механики и физики твердого тела. Физика атомов и молекул, атомного ядра и элементарных частиц.

2) Кредитная стоимость дисциплины «Физика».

2-й семестр – 4 кредита; 3-й семестр – 3 кредита;

4-й семестр – 4 кредита; всего 11 кредитов

3) Цели дисциплины «Физика» и их соответствие целям образовательной программы.

В настоящее время физика является одной из наук о природе, изучающей наиболее общие и основные свойства материи. Область физических исследований трудно резко отделить от смежных областей знаний – химии, астрономии, биофизики и др. Физика служит естественной основой технических наук, это фундаментальный базовый курс для студентов технических направлений и специальностей ТПУ. Целью преподавания дисциплины «Физика» является формирование у студентов современного представления о физической картине мира, навыков исследовательской работы, получения и обработки экспериментальных результатов, а также навыков моделирования физических процессов при решении конкретных задач; развитие творческих способностей студента в целях освоения новых наукоемких технологий по своей специальности.

Преподавание дисциплины «Физика» проводится в соответствии с рабочей программой, которая разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

4) Результаты обучения.

Изучив курс физики, студент должен овладеть фундаментальными понятиями, законами и теориями основ современной физики, методами физических исследований, владеть методами решения прикладных задач из различных областей физики.

Студент должен знать и уметь использовать:

Федеральный компонент

  • основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, статистической физики и термодинамики химических систем, реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии.

  • методы теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии;

  • свойства основных классов химических объектов;

  • методы предсказания возможности протекания химических реакций;

  • кинетическое описание протекающих процессов.

Университетский компонент

  • иметь навыки моделирования некоторых физических явлений и процессов, имеющих место в химии;

  • пользоваться современными физическими приборами, владеть элементами экспериментального исследования;

  • владеть приемами и методами решения прикладных задач из различных областей физики и химии, в частности, способами получения радиоактивных изотопов для предсказания и идентификации протекания химических и биотехнологических процессов.

иметь представление:

Федеральный компонент

  • о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;

  • о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;

  • о дискретности и непрерывности в природе;

  • о фундаментальных константах естествознания;

  • о принципах симметрии и законах сохранения;

  • о новейших открытиях физики, перспективах их использования для построения технических устройств;

  • о физическом моделировании;

  • о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения влияния физических процессов на внешнюю среду.

Университетский компонент

  • о плазмо- химических методах переработки веществ, об использовании радиоактивных изотопов в биотехнологии (технеций, таллий и т.д.);

  • о принципах действия конструкции и организации работы по физическим исследованиям на различных типах ускорителей заряженных частиц – бетатронах, циклотроне, находящихся в научных учреждениях ТПУ.

Результаты обучения – компетенции (К)

К1: проявлять глубокие естественнонаучные знания в перспективных областях профессиональной деятельности на основе научного представления о современной картине мире.

К2: принимать участие в фундаментальных исследованиях и проектах в своей специализированной области , а также в модернизации современных и создании новых методов изучения свойств вещества.

К3: обрабатывать, анализировать и обобщать научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности, осуществлять презентацию результатов научных исследований.

К4: проявлять способность к проявлению полученных знаний для решения нечетко определенных задач, в нестандартных ситуациях, использовать творческий подход для разработки новых оригинальных идей и методов исследования.

К5:определять, систематизировать и получать необходимые данные в сфере профессиональной деятельности с использованием современных информационных средств и методов исследований .

К6: проявлять умение интегрировать знания в различных и смежных областях научных исследований и решать задачи, требующие абстрактного и креативного мышления и оригинальности в разработке концептуальных аспектов проектов научных исследований.

К7: понимать необходимость самостоятельного обучения и повышения квалификации в течение всего периода профессиональной деятельности.

5) Полное содержание дисциплины (с указанием количества занятий по каждой теме).

Второй семестр

Лекции – 32 часа(тематика подробно приведена в рабочей программе).

Практические занятия – 18 часов.

  1. Входной контроль знаний студентов.

Кинематика.

  1. Динамика материальной точки.

  2. Динамика вращательного движения.

  3. Работа. Энергия. Законы сохранения в механике.

  4. Поле тяготения. Элементы СТО.

  5. Основы МКТ идеальных газов.

  6. Основы термодинамики.

  7. Контрольная работа.

  8. Итоговое занятие.

Лабораторные занятия – 16 часов.

  1. введение в механическую лабораторию. Основы теории погрешности.

  2. Измерительный практикум.

  3. Выполнение 4-х лабораторных работ.

  4. Защита лабораторных работ.

  5. Проведение 2-х коллоквиумов.

Третий семестр – 18 часов

Лекции – 30 часов.

Практические занятия – 18 часов.

  1. Законы электростатики.

  2. Проводники в электрическом поле.

  3. Постоянный электрический ток.

  4. Магнитное поле в вакууме.

  5. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.

  6. Электромагнитная индукция.

  7. Механические колебания и волны.

  8. Электромагнитные колебания и волны. Итоговое занятие.

Четвертый семестр – 48 часов

Лекции – 24 часа.

Практические занятия – 8 часов

  1. Интерференция света.

  2. Дифракция света. Поляризация света.

  3. Квантовая природа излучения.

  4. Элементы квантовой механики, физики атомов и атомного ядра.

6) Пререквизиты:

Весенний семестр 2007г. Математика 101

Осенний семестр 2007 г. Математика 101

Математика 202

ОФ 201

Весенний семестр 2008 г. Математика 101

Математика 201

Физика 201

7) Основная литература

Основная:

  1. Тюрин Ю.И., Чернов И.П., Крючков Ю.Ю. Физика. Ч.I. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика: Учебное пособие для технических университетов. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – 502 с.

  2. Тюрин Ю.И., Чернов И.П., Крючков Ю.Ю. Физика. Ч.II. Электричество и магнетизм: Учебное пособие для технических университетов. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2003. – 738 с.

  3. Тюрин Ю.И., Чернов И.П., Крючков Ю.Ю. Физика. Ч.III. Оптика. Квантовая физика. Учебное пособие для технических университетов. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2005. – 740 с.

  4. Чернов И.П., Ларионов В.В., Тюрин Ю.И. Физика: Сборник задач. Часть I. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика: Учебное пособие.–Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2004.–390с.

  5. Тюрин Ю.И., Ларионов В.В., Чернов И.П. Физика: Сборник задач. Часть II. Электричество. Магнетизм: Учебное пособие.–Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2004.–440с.

  6. Тюрин Ю.И., Ларионов В.В., Чернов И.П. Физика: Сборник задач. Часть III. Оптика. Атомная и ядерная физика: Учебное пособие.–Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2005.–256с.

  7. Чернов И.П., Тюрин Ю.И., Ларионов В.В., Веретельник В.И. Лабораторный практикум. Часть. 1. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика.–Томск. Изд-во Том. Ун-та, 2004.–180с.

  8. Чернов И.П., Тюрин Ю.И., Ларионов В.В., Веретельник В.И. Лабораторный практикум. Часть 2.Электричество и магнетизм. Колебания и волны.–Томск:: Изд-во Том. Ун-та, 2004.– 256с.

  9. Чернов И.П., Тюрин Ю.И., Ларионов В.В., Веретельник В.И. Лабораторный практикум. Часть 3. Оптика. Атомная и ядерная физика. –Томск:: Изд-во Том. Ун-та, 2004.– 256с.

  10. Матвеев А.Н. Механика и теория относительности. – М.: Высшая школа, 1976. –416с.

  11. Матвеев А.Н. Молекулярная физика. – М.: Высшая школа, 1981. –400с.

  12. Матвеев А.Н. Электричество и магнетизм. – М.: Высшая школа, 1988. –463с.

  13. Матвеев А.Н. Оптика. – М.: Высшая школа, 1985. –351с.

  14. Матвеев А.Н. Атомная физика. – М.: Высшая школа, 1989. –439с.

  15. Макаренко Г.М. Механика. Основы молекулярной физики и термодинамики. Т.1; 1997.- 17с.

  16. Макаренко Г.М. Электродинамика. Колебания и волны. Т.2, 1987.– 242с.

  17. Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л., Самойленко П.И. Основы физики. – М.: Высшая школа, 1997.–447 с.

  18. Дерябин В.М., Борисенко В.Е. Физика: Учебник для вузов. 2-ое изд., перераб.–Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 2001.-656 с.

  19. Чертов А.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике: Учебное пособие для втузов.8-е изд. – М.: Изд-во физ.–мат. лит., 2006.–640 с.

20. Трофимова Т.И. Справочник по физике.–Москва: Профиздат, 2005.–399с.

8) Дополнительная

  1. Сивухин Д.В. Общий курс физики.– М.:Наука, 1989.–591 с.

  2. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики.– М.: Высшая школа, 1989.–608с.

  3. Трофимова Т.И.Курс физики.– М.:Высшая школа, 1994.–542с.

  4. Айзенцон А.Е. Курс физики.– М.:Высшая школа,1996.–327с.

  5. Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики.–М.: Наука,1990.–471с.

  6. Хайкин С.Э. Физические основы механики.– М.:Наука, 1971.–752с.

  7. Кикоин И.А., Кикоин А.К. Молекулярная физика.–М.:Физматгиз, 1963.–500с.

  8. Иродов И.Е. Основные законы электромагнетизма.: Учебное пособие для вузов.– М.: Высшая школа, 1983.–279 с.

  9. Иванов Б.Н. Законы физики.: Учебное пособие для вузов.– М.: Высшая школа, 1986.–335 с.

  10. Ерофеева Г.В. Интерактивная обучающая система по физике: Учебное пособие.–Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2003.–470 с.

  11. Трофимова Т.И. Оптика и атомная физика: законы, проблемы, задачи.– М.: Высшая школа, 1999.–288 с.

  12. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. М.: Высшая школа, 2003.–592 с.

  13. Айзенцон А.Е. Курс физики.–М.: Высшая школа, 1996.–327 с.

  14. Пономарев Л.И. Под знаком кванта.–М.: Наука, 1989.– 368 с.

  15. Гладский В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике с решениями. – М.: Дрофа, 2002.– 288 с.

9) Координаторы

  • Чернов И.П., д.ф.-м.н., профессор, зав. кафедрой общей физики ЕНМФ ТПУ.

  • Поздеева Э.В., к.т.н., доцент каф. общей физики ЕНМФ ТПУ.

10) Использование компьютера.

1)На базе компьютеров Macintoсh создана интерактивная обучающая система, предназначенная для проведения практических занятий, самостоятельной, индивидуальной работы студентов (ауд. 528, 19 корп.) Программа реализована в среде визуального программирования Hyper Card.

В настоящее время полностью разработаны, апробированы и введены в учебный процесс четыре части интерактивной обучающей системы по физике, посвященные разделам «Механика. Молекулярная физика. Термодинамика» (часть II), «Колебания. Волновая оптика» (часть III), «Атомная физика. Элементы квантовой механики» (часть IY).

Темы занятий обучающей системы:

  1. Кинематика материальной точки.

  2. Кинематика твердого тела.

  3. Динамика твердого тела.

  4. Законы сохранения.

  5. Законы идеального газа.

  6. Первое начало термодинамики. Теплоемкость. Энтропия. Тепловые двигатели.

  7. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Теорема Гаусса.

  8. Работа по перемещению заряда в электрическом поле. Потенциал. Связь напряженности и потенциала. Электроемкость.

  9. Законы постоянного тока.

  10. Электромагнетизм. Сила Ампера. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц.

  11. Закон Био-Савра-Лапласа и его применение к расчету магнитной индукции и напряженности магнитных полей. Магнитные свойства веществ.

  12. Эффект Холла. Закон электромагнитной индукции. Уравнения Максвелла.

  13. Механические колебания и волны.

  14. Электромагнитные колебания и волны.

  15. Геометрическая оптика.

  16. Интерференция света.

  17. Дифракция света.

  18. Поляризация света.

  19. Тепловое излучение.

  20. Фотоэффект. Эффект Комптона.

  21. Атом Бора. Линейчатые спектры.

  22. Элементы квантовой механики. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Волновая функция.

  23. Уравнение Шредингера. Частица в потенциальной яме.

  24. Физика атомного ядра и элементарных частиц.

2) Ниже приведен список компьютерных лабораторных работ, имеющихся на кафедре общей физики в классе компьютеров MACINTOCN.

  1. Траектории сложения движений.

  2. Поступательное движение тела.

  3. Гармонические и ангармонические осцилляторы.

  4. Фазовые портреты колебаний.

  5. Анализ процессов сложения колебаний. Часть 1.

  6. Анализ процессов сложения колебаний. Часть 2.

  7. Эффект Доплера и конус Маха.

  8. Фотоэлектрический эффект.

  9. Опыты Юнга.

  10. Дифракция света на щели.

3) Контроль знаний студентов проводится в виде тестирования на компьютерах (MACINTOCN и РС. Программа реализована на платформе MACINTOCN фирмы Apple в среде Hyper Card).

Имеются контрольно-измерительные материалы по следующим темам дисциплины «Физика»:

  1. Кинематика материальной точки.

  2. Кинематика твердого тела.

  3. Динамика вращательного движения.

  4. Термодинамика.

  5. Электростатика.

  6. Электромагнетизм.

  7. Колебания и волны.

  8. Оптика.

  9. Квантовая механика.

  10. Ядерная физика.

Общий банк составляет более 500 тестов.

Датчик случайных чисел, разработанный для тестирования, позволяет для каждого студента создать свой вариант из общего банка, который изменяется при каждом новом обращении.

4) Лекции студентам читаются с применением компьютеров в стиле презентаций (Pouer Point) в 1-й Большой физической и 2-й Большой физической аудиториях 3 учебного корпуса.

11) Лабораторные работы.

В каждом семестре студенты, получая допуск, выполняют определенное количество лабораторных работ (в зависимости от выделяемых на этот вид занятий числа часов в данном семестре) по индивидуальному маршруту, представляя отчеты по каждой из них и в отдельных работах оценивая погрешности результатов измерений. Во втором семестре два лабораторных занятия отводятся для введения в теорию погрешностей и для измерительного практикума. Описание к каждой лабораторной работе находится в соответствующем методическом пособии.

В течение семестра проводится защита лабораторных работ (с использованием сборника заданий по физическому практикуму) по циклам и по результатам проставляется зачет.

  1. Краткое содержание дисциплины (3)

    Краткое содержание
    Дисциплина «Делопроизводство на государственном языке» прививает студентам навыки делового общения, грамотного правописания, помогает формировать грамотную речь, освоивать профессиональный лексикон специальности и расширять знание
  2. Краткое содержание дисциплины (1)

    Краткое содержание
    Краткое содержание дисциплины: : резонансные перенапряжения в нормальных и аварийных режимах на основной частоте, а также на высших и низших гармониках; способы борьбы с резонансными перенапряжениями; перенапряжения при включении и
  3. Краткое содержание об (1)

    Краткое содержание
    Профессор Джон В. Ньюстром более двадцати лет читает курс лекций по управлению человеческими ресурсами в Школе бизнеса и экономики Миннесотском университете, г.
  4. Краткое содержание об (2)

    Краткое содержание
    Дж. Ньюстром был избран президентом отделения Академии менеджмента, входил в совет директоров Американского общества по обучению и развитию. Он работал обозревателем в таких изданиях, как: «Academy of Management Journal», «Academy
  5. Краткое содержание об (3)

    Краткое содержание
    Дж. Ньюстром был избран президентом отделения Академии менеджмента, входил в совет директоров Американского общества по обучению и развитию. Он работал обозревателем в таких изданиях, как: «Academy of Management Journal», «Academy
  6. Рабочая программа по дисциплине «Физика» для специальностей 200600 Фотоника и оптоинформатика

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 200600 – Фотоника и оптоинформатика. Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры физики – протокол №2 от 22.
  7. Рабочая программа по дисциплине «Физика» для направления подготовки дипломированного специалиста 210200 «Проектирование и технология электронных средств» Специальность: 210201 «Проектирование и технология радиоэлектронных средств»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для направления подготовки дипломированного специалиста 210200 «Проектирование и технология электронных средств».
  8. Рабочая программа учебной дисциплины 4 1 Пояснительная записка 4

    Рабочая программа
    Дисциплина «Теоретические основы прогрессивных технологий» является базовой для экономистов, входит в федеральный компонент (Ф) раздела естественнонаучных дисциплин (ЕН).
  9. Дисциплина «Иностранный язык» является одной из базовых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, формирующего специальную языковую подготовк

    Документ
    Дисциплина «Иностранный язык» является одной из базовых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, формирующего специальную языковую подготовку бакалавра.

Другие похожие документы..