Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 325 с. Isbn 978-5-8021-0880-2

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ

Материалы юбилейной

60-й научной студенческой конференции

Петрозаводск
Издательство ПетрГУ
2008

ББК 74.580(2)268

УДК 37

Н346

Н346

Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. — 325 с.

ISBN 978-5-8021-0880-2

В сборнике представлены результаты научно-исследовательской работы студентов Петрозаводского государственного университета по различным направлениям науки.

ББК 74.580(2)268

УДК 37

© Петрозаводский государственный

ISBN 978-5-8021-0880-2 университет, 2008

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Секция «Философия культуры»

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА:
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

Тероева Ю.
Научный руководитель — доктор филос. наук, проф. Пивоев В. М.

Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза — различия между мужчиной и женщиной. И это бесспорно. Женщина — существо нежное, чувствительное, добросердечное, ранимое, возвышенное, милосердное, порой изменчивое, любопытное, страстное, обворожительное. Мужчина же полная ее противоположность — упорный, решительный, смелый, рациональный, напористый, порой грубый, сильный, агрессивный, уверенный в себе, замкнутый, молчаливый… И, читая эти характеристики, уже можно сказать, что все наши различия заложены в самом понятии пола. Но что же нас тогда связывает? И можем ли мы существовать в кооперации? Довольно-таки спорные вопросы…

Представление о женщине, складывающееся у мужчин из века в век, на сегодняшний день в корне неверно. Времена, когда женщина поддерживала семейный очаг и занималась лишь детьми и хозяйством, прошли безвозвратно, но мужчины до сих пор самозабвенно тешат свое самолюбие мыслью о том, что женщина — биологическая особь второго порядка и что ее творческое начало может реализовываться только
в рождении детей, поэтому ее претензии на самотворчество по крайней мере странны. Сами же мужчины желают реализовать себя. Но как бы мужчины ни властвовали над женщинами, ни пытались закрыть их
в четырех стенах и вернуть прошлое, все равно закат патриархата неизбежен.

Если говорить о сегодняшнем положении вещей, то можно сказать, что наш мир в данный момент представляет из себя довольно интересную картину: он уже приобрел матриархальное содержание, но продолжает сохранять патриархальную форму. Большинство современных мужчин сами ждут от женщины защиты и материнской опеки. Но разве это правильно? Мужчины и женщины — две равноценные, но различные по своей природе половины единого целого. Они должны дополнять друг друга, а не пытаться поработить, заставить играть по собственным правилам. Но что же поможет нам сделать это реальным, прийти к взаимопониманию? Конечно, любовь. И тут можно найти парадокс, ведь в любви мужчина ищет безусловную рабыню, а женщина — безусловное рабство. Семья возвращает нас к прошлой культуре и прошлому. Но это вовсе не означает, что рабство должно быть полным и всепоглощающим. Нужно уметь находить границы разумного.
И главное, что бы ни происходило, нужно помнить только одно: мужчина и женщина — части одного целого. И, противостоя друг другу, мы ничего не добьемся. Поэтому нужно учиться жить в мире — ведь только это спасет нас от саморазрушения и одиночества.

РУНОПЕВЦЫ СУОЯРВСКОГО РАЙОНА

Пархимчик М.
Научный руководитель — доктор филос. наук, проф. Пивоев В. М.

На территории Суоярвского района проживало множество династий рунопевцев. Важнейшими центрами народного сказительства были деревни Суйстамо, Толвоярви, Шемейка. Суйстамо был одним из самых ярких центров народного творчества. В Суйстамо проживали рунопевцы из династии Сотикайнен. Андрей Сотикайнен приехал в Суйстамо в 1845 г. Он славился искусным мастерством исполнения рун. Свое мастерство он передал внуку Степану из Яимяярви. Семейное дело Андрея Сотикайнена продолжили его сын Захарий и дочь Пелагея. От Пелагеи записано около 30 песен древней «Калевальской» поэзии. От нее перенял рунопевческую традицию ее муж — Иван Хяркинен. Свое виртуозное исполнение Иван показал в 1911 г. в деревне Суйстамо на фольклорном празднике. Похоронены Иван и Пелагея Хяркинен на кладбище Суйстамо. Как талантливым рунопевцам им установлен памятник, на котором начертаны слова из народной песни: «Так отец мой раньше пел, мать меня учила петь».

Иван Богданов-Вихантола (1843—1911) родом из Суйстамо, талантливый кантелист (кантеле — карело-финский струнный щипковый инструмент). Он принял участие в праздниках музыки и пения в Сортавала в 1896 г., в Хельсинки — в 1900 г. Иван Онисимович Онойла (1842—1924) — знаменитый рунопевец. «Великое светило» Суйстамо. Он был известен всей Финляндии. Мать его была сестрой Андрея Сотикайнена, а отца звали Онисим Онойла. Иван Онойла в 1906 г. принял участие
в празднике песен в г. Сортавала и часто вспоминал это. На старом суйстамском кладбище установлен памятник Ивану Онойле, недалеко
от могилы кантелиста Теппо Яниса.

Теппо Янис (1850—1921) из деревни Майсула Суйстамского прихода был хорошим кантелистом. В деревне Толвоярви жили рунопевцы из династий Шемейка и Ворнанен. Семья Ворнанен жила в Толвоярви уже в 1638 г. По легенде три брата Ворнанен пришли сюда из района Иломантси в 1638 г. Самым известным рунопевцем из династии Ворнанен был Максим Ворнанен. Он знал множество песен, охотничьих рун.
В деревне он слыл колдуном, так как умел лечить людей на расстоянии. 21 июля 1929 г. на одной из финских дамб (главная достопримечательность Толвоярви) был поставлен памятник рунопевцам из династий Ворнанен и Шемейка. Надпись на памятнике призывала путника остановиться, ибо этого требуют духи лучших из родов. Памятник исчез во время Второй мировой войны. В последний раз его видели лежащим на берегу озера Толвоярви. С тех пор о памятнике ничего не известно.

ТИМОТИ ЛИРИ

Кузнецова Е., Пивкина Р.
Научный руководитель — доктор филос. наук, проф. Пивоев В. М.

Тимоти Лири родился 22 октября 1920 г. в Спрингфилде. В 1940 г. Лири поступил в университет Алабамы, где получил первую ученую степень бакалавра психологии. Затем следуют долгие годы продвижения по карьерной лестнице: степень доктора психологии, первая серьезная научная работа «Уровни измерения межличностного поведения», должность руководителя лаборатории психологических исследований
в одной из больниц города. В 1960 г., находясь в отпуске в Мексике, Лири отведал ядовитых грибов. Он решился на эксперимент, надеясь, что грибы могут способствовать психологической трансформации.
У многих, в том числе и у Лири, это породило иллюзию, будто процедура самоотравления безвредна и не приводит к возникновению зависимости от галлюциногена.

В Гарварде Лири провел несколько экспериментов по воздействию на сознание мескалина в соединении с псилоцибином. Интерес к наркотическим веществам закономерно привел его к самому мощному из психоактивных препаратов: ЛСД. В первых экспериментах, которые проводил Лири, участвовали гарвардские выпускники. Вскоре масштабы экспериментов расширились. Следующий уровень: Тиму разрешили давать псилоцибин специально отобранным заключенным в государственной тюрьме. В 90 % случаев эта работа помогла бывшим заключенным воздержаться от совершения новых преступлений. Он утверждал, что результаты его экспериментов помогут лечить алкоголиков и исправлять преступников. Девизом основанной Лири Лиги духовных открытий стал призыв: «Включись, настройся, улетай!» Имелось в виду включение нейральных и генетических задатков, настройка на взаимодействие с окружающим миром и полет в истинную реальность. Масса, как всегда, все опошлила и спешила улетать без всякого включения
и должной настройки.

Оставив позади наркотическую культуру, Тимоти предложил компьютер. Он был убежден, что в девяностых годах Интернет станет чем-то вроде ЛСД в шестидесятых, обогащая сознание людей на массовом уровне. Узнав в январе 1995 г., что смертельно болен (рак предстательной железы), он жадно хватается за опыт умирания как за величайшее путешествие всех времен. Последними словами, которые произнес Тимоти Лири перед смертью, ненадолго придя в сознание, была фраза:
«А почему бы и нет?» Он повторял эту фразу многократно, на все лады, с разными интонациями. Вскоре он скончался. Он умер без вызова, спокойно и мужественно, в окружении близких, которых любил и которые любили его. Это произошло ранним утром 31 мая 1996 г.

Секция «История культуры»

ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Гунина А., Кубасова А.
Научный руководитель — доктор филос. наук, проф. Пивоев В. М.

Большая часть информации передается нам с помощью языка тела. Передача информации за счет вербальных средств общения составляет лишь 7 %, за счет звуковых средств — 38 %, невербальных средств — 55 %. Язык жестов — один из самых древнейших языков мира, предшествующий звуковым и письменным видам языка. Очень важно правильно интерпретировать информацию, передаваемую с помощью языка тела, как в повседневной жизни, так и в деловой сфере общения. Именно поэтому выбранная нами тема является актуальной. В деловом разговоре рукопожатие играет важную роль как в начале, так и в конце беседы. Оно используется как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру.

По А. Пизу, жесты открытости («раскрытые руки ладонями вверх, отсутствие зажимов рук и ног») свидетельствуют об искренности делового партнера, его открытости и желании установить долгосрочные отношения. Жест «расстегивания пиджака» также является знаком открытости. Деловые люди, открытые и дружески расположенные, часто расстегивают и даже снимают пиджак в присутствии друг друга. Жесты и позы защиты — знаки того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние человека. Жест «переплетенные пальцы», особенно раскрытыми ладонями к себе, как правило, понимается как открытая вражда, отрицательное отношение к собеседнику. Что касается отношений в ресторанном сервисе, то здесь существует специальный невербальный язык общения с персоналом ресторана. Это может выражаться во взгляде клиента или соответствующем жесте, требующем внимания к своей персоне; положении рук официанта при приеме заказа; определенном положении приборов на тарелке; расстоянии между клиентом и официантом (наиболее приемлемое 80 см) и, наконец, в размере чаевых.

В ходе нашей работы мы провели исследование, целью которого являлось выяснить, пользуется ли обслуживающий персонал кафе и ресторанов г. Петрозаводска языком жестов. Респонденты: «Фрегат» и «Карельская горница», «Кафе Хауз», «Де Жавю» и «Корсика». В результате выяснилось, что работники сферы обслуживания пользуются языком жестов, особенно это помогает им в работе с иностранными клиентами, а иногда даже возникают курьезные случаи, когда в случае недопонимания иностранцы начинают сами изображать заказанное ими блюдо, например птицу или дичь.

БИЗНЕС-ЭТИКЕТ В ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Старцева О., Галинова Г.
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Цель данного доклада — дать общее представление о бизнес-этикете, определение и обозначить эту проблему. Актуальность темы связана с развитием бизнеса в нашей стране. Начиная с середины
90-х гг. прошлого века учебные пособия по этой теме стали издаваться в России, так как появились российские предприниматели, российский бизнес, вошли в обиход новые слова (бизнес-леди, бизнесмен), деловая одежда.

Новизна доклада — попытка обобщить имеющийся по данной теме материал. Этикет (от фр. Etiquette) — это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду). Родиной этикета является Италия, так как в XV в., в отличие от других европейских государств, Италия была страной новой культуры. Обратимся непосредственно к определению деловой культуры. Деловая культура — это культура получения и распределения прибыли. Модель деловой культуры предложил голландский социолог Г. Хофстед. Соблюдение этикета, то есть умение должным образом вести себя, стало одним из главнейших способов вырваться вперед и сохранить лидерство в мире бизнеса. Следует привести ряд общепринятых правил: бизнес-этикет предполагает, что инициаторы встречи первыми высказывают свои предложения о времени и месте ее проведения; право принимать окончательное решение предоставляется приглашенной стороне; даже самые трудные переговоры не должны продолжаться более 2—2,5 часов; переговоры ведут руководители делегаций, остальные участники встречи принимают участие в обсуждении только по приглашению своего лидера.

В ходе подготовки данного доклада были сформулированы следующие выводы: каждому современному человеку, считающему себя культурным и цивилизованным, необходимо знать и выполнять правила
и нормы поведения, быть вежливым с окружающими его людьми. Именно вежливость как форму проявления взаимоуважения можно считать залогом наиболее продуктивного общения между людьми. Знание и выполнение правил этикета — это не простая формальность. Их можно определить как гарантию сплочения людей.

ТРАДИЦИИ ПАЛОМНИЧЕСТВА НА ВАЛААМЕ

Петрова Н.
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа, неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения.

Одним из центров паломничества является о. Валаам, на котором расположен Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. Слава о высокой духовной жизни обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений издавна привлекали на Валаам множество паломников.

12 раз удостаивали обитель своим вниманием члены династии Романовых.

Надо отметить, что среди тысяч паломников было довольно много людей, навсегда запечатлевших образ Валаама в русской культуре. «Натурным классом Петербургской Императорской Академии Художеств» прозвали Валаам в XIX в. Здесь бывали И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, Н. К. Рерих.

Запечатлелся образ Валаама и в музыкальной культуре в произведениях П. И. Чайковского, А. К. Глазунова.

Посещали Валаамский монастырь Ф. И. Тютчев, Д. И. Менделеев, выдающийся философ В. С. Соловьев и многие другие деятели науки и культуры.

Трудно перечислить все статьи и очерки, посвященные Валааму, вышедшие из-под пера писателей и публицистов. Вот всего лишь несколько имен: свт. Игнатий Брянчанинов, Василий Иванович Немирович-Данченко, Иван Сергеевич Шмелёв, Борис Константинович Зайцев, Александр Дюма.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Священноигумен Валаамской обители приезжал на остров 10-летним мальчиком. Эти посещения перевернули его душу и определили его будущий путь, путь служения Богу и людям.

Жизнь на Валааме продолжается. И так же, как прежде, едут сюда люди, и бесконечен этот людской поток, текущий на берега древнего, как сам мир, острова. Для кого-то посещение Валаама становится лишь первым приближением к действительно «иному», странному и непонятному миру православного монашества. Для кого-то — это реальная возможность приостановиться в скоростном потоке современной жизни, немного передохнуть, вглядеться вглубь своей души, ощутить в себе гармонию мира, отыскать и сохранить для себя частицу своего, только своего, но всегда светлого Валаама.

  1. Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ» (1)

    Документ
    В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ»", приуроченной к 50-летию со дня создания вычислительного центра Ростовского
  2. Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций на 20 1 1 – 2013 гг (1)

    Документ
    В настоящее время идет процесс пополнения и корректировки банка Сводных данных о международных мероприятиях. По мере накопления информации и ее аналитической обработки предполагается направлять в виде брошюр заинтересованным организациям
  3. Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций на 20 1 1 – 2013 гг (3)

    Документ
    В настоящее время идет процесс пополнения и корректировки банка Сводных данных о международных мероприятиях. По мере накопления информации и ее аналитической обработки предполагается направлять в виде брошюр заинтересованным организациям
  4. Образования, науки и инноваций (1)

    Документ
    В настоящее время идет процесс пополнения и корректировки банка Сводных данных о международных мероприятиях. По мере накопления информации и ее аналитической обработки предполагается направлять в виде брошюр заинтересованным организациям
  5. Кондопога

    Библиографический указатель
    Кондопога : указ. лит. / МУК «Кондопожская централизированная библиотечная система» Кондопожская районная библиотека им. Б.Е. Кравченко; [сост. Н.Г. Урванцева, С.
  6. Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества

    Документ
    29–30 сентября 2005 года в столице Республики Карелия – городе Петрозаводске состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» – III конференция Библиотечной Ассоциации
  7. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  8. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011г (1)

    Бюллетень
    Минаев, Виталий Анатольевич. Совершенствование библиотечного законодательства с учетом норм авторского права : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.03 / В. А.
  9. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (2)

    Бюллетень
    Тверская городская управа. Смета доходов и расходов города Твери на 1908 год / Тверская городская управа. - Тверь : Типо-литография Н. М. Родионова, 1908.

Другие похожие документы..