Программа для организаций среднего образования самопознание

осознает значимость и содержание понятий: коллектив, гражданин, традиции, ответственность, смелость, решительность, совесть, справедливость;

  • умеет разбираться в проявлениях человеческих чувств и эмоций, различать свое эмоциональное состояние, выражать свои чувства и устремления; умеет сдерживать негативные эмоции и действия;

  • знает этикетные нормы поведения, применяет на практике хорошие манеры и соблюдает культуру внешнего вида;

  • умеет поддерживать доброжелательные отношения с окружающими людьми; умеет разбираться в честных и справедливых поступках, проявлять внимание, сочувствие к окружающим, неравнодушен к проблемам в семье, в стране, в мире;

  • понимает необходимость физического развития, умеет применять на практике оздоровительные методики и меры безопасности, обеспечивающие сохранение здоровья;

  • умеет делать осознанный выбор книг для чтения, оценивать собственное поведение через поступки литературных героев;

  • знает правила общения, умеет поддерживать позитивные, дружеские взаимоотношения в группе, классе, дома, с незнакомыми людьми; проявляет интерес и уважение к труду и профессии своих родных и близких;

  • понимает значимость природы как источника жизни;

  • умеет проявлять заботу об окружающей среде, сохранять чистоту природных источников;

  • осознает себя гражданином Республики Казахстан; понимает свою причастность к жизни страны, города, села, школы; понимает значимость служения обществу.

    Оценивание знаний учащихся

    Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 4 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.

    В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.

    «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 4 класса.

    При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.

    ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ (5-9 классы)

    Пояснительная записка

    Данная программа отражает обязательное для усвоения в 5-9 классах общеобразовательной школы содержание обучения самопознанию.

    Основные цели: стимулировать духовно-нравственное развитие личности учащихся; способствовать усвоению ими знаний об общечеловеческих ценностях; содействовать формированию социально значимых личностных качеств и жизненных навыков школьников, определённых Государственным общеобязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание».

    Программа для 5-9 классов обеспечивает преемственность в изучении предмета от начальной до старшей ступени школы. В ней определены основные задачи учебного предмета:

    - ориентировать учащихся на самопознание и постоянное самосовершенствование;

    - заложить основы культуры общения учащихся;

    - содействовать пониманию учащимися сути общечеловеческих ценностей;

    - помочь учащимся понять свою роль в коллективе и обществе;

    - стимулировать осознание взаимозависимости природы, человека и общества;

    - формировать опыт социализации и нравственного поведения в различных учебных и жизненных ситуациях.

    Базовое содержание предмета «Самопознание» в 5-6 классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир!» Основные содержательные линии предмета на этом этапе актуализируют интеллектуально-познавательный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты духовного развития человека.

    Назначение первого раздела «Радость познания» заключается в том, чтобы помочь школьникам почувствовать радость процесса познания, понять необходимость самопознания и обучения на протяжении всей жизни, обрести стремление к постижению простых человеческих истин. При изучении данного тематического раздела учащиеся осмысливают роль знания в жизни человека, учатся трудиться в коллективе.

    Второй раздел «Учимся общению» призван помочь учащимся понять этические нормы общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми, научиться ценить дружбу, взаимопонимание, согласие в семейном и школьном коллективе. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.

    Третий раздел «Быть человеком» вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений: чувств, переживаний, добродетельных качеств и черт характера. Подростки, открывая для себя общечеловеческие ценности, учатся осознавать ответственность за свои слова, мысли и поступки.

    Четвертый раздел «Как прекрасен этот мир!» помогает учащимся увидеть и понять красоту окружающего мира, заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с природой, ощущать и ценить радость творчества.

    В последующих классах перечисленные содержательные линии сохраняются, но базовое содержание предмета «Самопознание» в 7-9 классах группируется по принципу взаимопересекающихся концентрических кругов в соответствии с разделами: I «Быть человеком», II «Человек и общество», III «Мир и человек», IV «Мир человечества».

    Содержание указанных разделов предусматривает усиление ценностного отношения учащихся к себе и миру не только через расширение знаний об общечеловеческих ценностях, но и через эмоционально окрашенное усвоение системы общечеловеческих ценностей, развитие чувств, воспитание ценностных отношений и качеств личности.

    Тематика уроков самопознания включает широкий диапазон сведений о человеке и окружающем мире не только познавательного, но и проблемного характера, что актуализирует исследовательский поиск учащихся, их творческий подход к осмыслению вопросов, рассматриваемых на конкретном уроке.

    Важнейшей особенностью подросткового возраста является ярко выраженная потребность в самоутверждении. Темы первого раздела «Быть человеком» ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании.

    Тематическое планирование второго раздела «Человек и общество» направлено на развитие у учащихся культуры общения, привитие ценностного отношения к семье, этики взаимоотношений в коллективе, гражданской позиции.

    В рамках третьего раздела «Мир и человек» предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как образ мира, мировосприятие, позитивное мышление, созвучие человека с окружающим миром.

    В четвёртом разделе «Мир человечества» особое внимание уделяется осознанию учащимися своей принадлежности к человеческому роду и формированию ответственности за всё, что происходит на планете.

    Разделы взаимосвязаны, что помогает рассмотреть разные грани общечеловеческих ценностей, нравственно-духовного опыта человечества.

    5 класс

    (34 часа, 1 час в неделю)

    Название раздела

    Кол-во

    уроков

    Название темы, содержание

    I Радость познания

    1-2

    Мир самопознания

    Внутренний мир человека. Окружа-ющий мир. Самопоз-нание как процесс длиною в жизнь. Счастье человека.

    3-4

    Мир моих чувств

    Эмоции и чувства человека. Человек и его настроение. Управление эмоци-ями. Пути выхода из конфликта. Улыбка.

    5-6

    От мечты к открытию

    Мечты и желания. Мечта и фантазия. Высота устремлений. Мечта как способ познания мира.

    7-8

    Характер человека

    Отличительные черты личности. Сильный характер. Дисциплина. Воспитание харак-тера. Единство слов и поступков.

    II Учимся общению

    9-10

    Мир человеческих взаимоотношений

    Взаимопонимание как основа человечес-ких отношений. Внимание к человеку. Чуткость к окружа-ющим людям. Уваже-ние к себе и другим.

    11-12

    Дружба мальчиков и девочек

    Культура взаимо-отношений между учащимися противо-положного пола. Дружба, взаимо-понимание в коллек-тиве. Общее дело.

    13-14

    Человек в коллективе

    Уважение к себе. Уважение к одно-классникам. Вежли-вость и тактичность. Достойное поведение в коллективе.

    15-16

    Мир и согласие между людьми

    Уважение к культуре, истории и религии разных народов как основа мира и согласия между людьми. Мирное разрешение вопросов. Поступки на благо людей.

    III Быть человеком

    17-18

    Мир семьи

    Семья как необхо-димое условие счастья человека. Уважение к близким людям. Особенности взаимоотношений между старшими и младшими членами семьи.

    19-20

    О доверии

    Сила доверия. Зна-чение доверитель-ных отношений в жизни человека.

    21-22

    Быть трудолюбивым

    Трудолюбие как од-но из важных ка-честв человека. Труд как способ реа-лизации человечес-ких возможностей.

    23-24

    Красота души человека

    Внутренняя красота. Чистые помыслы. Умение видеть прекрасное в себе, людях и окружающем мире.

    IV Как прекрасен этот мир!

    25-26

    Природа – источник вдохновения

    Общение с приро-дой. Природа в творчестве людей. Чувство прекрасного.

    27-28

    Учимся понимать красоту природы

    Времена года. Природа и настрое-ние человека. Красота природы в красках.

    29-30

    Учимся слышать музыку природы

    Звуки природы. Музыка и эмоци-ональное состояние человека.

    31-32

    Радость творчества

    Творчество – путь к совершенству. Твор-ческая личность. Прекрасное в твор-честве, дающее ра-дость окружающим.

    33-34

    Итоговое повторение

    1. Программа для организаций среднего образования самопознание (2)

      Программа
      2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.) довести данный приказ до сведения областных, городов Астаны и Алматы управлений образования.
    2. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе (1)

      Документ
      В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей
    3. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе (2)

      Документ
      В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей
    4. Программа развития моу «средняя общеобразовательная школа №6»

      Программа
      Собрать в школе высоко квалифицированный педагогический коллектив, создать условия для их профессионального роста и совершенствования уровня педагогической компетентности;
    5. Учебного года профильные программы для 3 ступени образования по иуп. Базовый компонент учебного плана представлен образовательными областями согласно региональному базисному плану.

      Документ
      Основной целью работы школы является совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода ко всем субъектам образовательной деятельности.
    6. Паспорт образовательной программы 3-5 Информационно-аналитические материалы о школе 6-16 Особенности образовательных программ для каждой ступени образования 17-18

      Аналитические материалы
      Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) образования в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов «Полифорум»
    7. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях

      Инструктивно-методическое письмо
      Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан
    8. Етодическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях республики казахстан на 2010-2011 учебный год астана 2010

      Документ
      Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан
    9. Государственный общеобязательный стандарт образования республики казахстан общее среднее образование госо рк 003. 1 2008 Издание официальное астана 2009

      Документ
      Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан.

    Другие похожие документы..