Программа для организаций среднего образования самопознание

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащийся по окончании 9 класса:

- понимает взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей;

- стремится к познанию своих возможностей;

- несет ответственность за собственные мысли, слова и действия;

- знает о негативных последствиях проявления насилия и жестокости;

- умеет распознавать прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое в жизни и выражать к этому свое отношение;

- понимает свою роль в семье, коллективе и обществе в зависимости от половой принадлежности;

- осознает свою жизнь и здоровье как ценность, использует на практике знания о здоровом образе жизни, стремится исключить из жизни вредные привычки;

- понимает важность сознательного выбора будущей профессии;

- умеет распределять и контролировать свое личное время;

- умеет объективно соизмерять желания и возможности, различать потребности материального и нематериального плана;

- понимает значимость взаимопомощи в жизни;

- стремится к осознанию гражданской принадлежности, проявляет уважительное отношение к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов.

Оценивание знаний учащихся

Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 9 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.

«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 9 класса.

При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.

СТАРШАЯ СТУПЕНЬ (10-11 классы)

Пояснительная записка

Данная программа отражает обязательное для усвоения в 10-11 классах общеобразовательной школы содержание обучения самопознанию.

Основные цели: способствовать духовно-нравственному развитию личности; сформировать знания, умения и навыки, необходимые человеку во взрослой жизни; содействовать целенаправленному развитию жизненно важных ключевых компетенций, определённых Государственным общеобязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание».

Программа для 10-11 классов сохраняет преемственность в изучении предмета в 7-9 классах. В ней определены основные задачи учебного процесса по самопознанию:

- повлиять на формирование у учащегося собственной картины ценностного сознания;

- раскрыть перед учащимся многообразие жизненных обстоятельств;

- способствовать осмыслению учащимися дальнейшего личностного и профессионального самоопределения;

- сориентировать учащихся на дальнейшее самосовершенствование;

- развить у учащихся положительные ценностные ориентации в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы;

- помочь учащимся понять свою роль в коллективе и обществе;

- заложить основы культурного поведения учащихся.

10-11 классы представляют завершающий этап образования по предмету «Самопознание» в системе средней школы. Базовое содержание включает в себя четыре основных раздела:

I «Быть человеком»

II «Человек и общество»

III «Мир и человек»

IV «Мир человечества»

Данная тематика нашла отражение в программе, начиная с 7 класса, и включает широкий диапазон сведений о человеке и окружающем мире не просто познавательного, а и проблемного характера, что предполагает исследовательский поиск, творческий подход к осмыслению вопросов, рассматриваемых на уроке.

Завершая школьное образование, выбирая дальнейший путь, юноши и девушки активно вступают в процесс социализации, во взрослое сообщество людей, где особое значение приобретают ответственность, самостоятельность, целеустремлённость. Готовность молодого человека активно действовать и принимать верное решение становится залогом успешности на любом этапе жизненного пути, если базируется на приоритете высоких нравственных ценностей.

Роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей выпускника по-прежнему остаётся очень важной, вместе с тем собственное «Я» постигается в новых реальных и ожидаемых ролевых статусах на этапе взросления.

Учащиеся 10-11 классов стоят на пороге вступления во взрослую жизнь, поэтому так необходим процесс познавательной социализации, которая становится важным ориентиром в процессе развития гармоничной личности.

Важнейшей особенностью данного возраста является переосмысление многогранных «Я», что связано с выбором жизненного пути. Это проявляется в разнообразии интересов, устремлений, постановке целей и задач, планировании деятельности, духовных исканиях, поиске авторитетов или желании дистанцироваться от их влияния, выборе круга общения, самоутверждении.

Темы первого раздела “Быть человеком” разработаны с целью побудить учеников к постижению собственной идентичности через осознанное предпочтение общечеловеческих ценностей. Речь пойдёт о способности человека строить гармоничные отношения с собой и окружающим миром, управлять своим эмоциональным состоянием, путях совершенствования личности, поисках идеала, о необходимости воспитывать характер, развивать такие качества, как ответственность, честь, достоинство. В программе заложена возможность для постижения учащимися смысла таких понятий, как внутренний мир человека, многогранность личности, жизненная позиция, вера в себя, интуиция. Речь ведется и о негативных проявлениях человека: лицемерии, неумении сдерживать чувства. В программе уделено внимание вопросу свободы выбора человеком вероисповедания и в то же время разрушительному воздействию на личность различного рода сект.

Тематическое планирование второго раздела “Человек и общество” направлено на развитие у учащихся навыков критического мышления и разумного подхода к этическим жизненным коллизиям, возникающим в отношениях между людьми. Старшеклассникам предстоит упорядочить представления о своей роли в жизни семьи, коллектива и общества с позиций человека, вступившего в период взросления и осознающего меру ответственности за создание морального климата в среде не только своих близких, одноклассников, но и будущих однокурсников и коллег по работе. В программе раздела предусмотрено развитие представлений учащихся о служении обществу, предназначении человека, равенстве и справедливости, социальных ролях мужчины и женщины и знакомство с такими понятиями, как самоутверждение личности, мировоззрение.

Особое внимание уделено вопросам построения семьи и разъяснению ее значения как основы человеческого общества. Подробно рассматривается семейный статус человека, его роль как отца и матери, сына и дочери, мужа и жены. Учащимся предстоит также уяснить для себя причины семейных конфликтов, необходимость выполнять свои непосредственные обязанности.

Неразрывную связь человека и общества авторы видят в понимании смысла созидательной активности во имя процветания своей страны, соотечественников. Все это будет способствовать постижению искусства жить среди людей.

В темах третьего раздела “Мир и человек” предусмотрено расширение рамок мировосприятия учащихся через развитие их представлений о способности человека быть открытым миру, познавать и понимать мир и действовать в нем с позиций норм высокой нравственности. В программе заложено рассмотрение таких вопросов, как многогранность мира, роль человека в сохранении земных богатств и созидании будущего, секреты гармонии и красоты,связь человека и Вселенной. Отталкиваясь от рассмотрения Земли как общего дома человечества, а человека как венца творения природы, авторы предусматривают постижение учащимися идеи о вкладе каждого в дело совершенствования мира и преумножения его красоты.

Основополагающим положением данного раздела является идея о постижении человеком своей природы, основой которой является любовь, действенной сущностью – стремление творить добро.

Вчетвёртом разделе “Мир человечества” созданы предпосылки для развития гуманистического отношения учащихся к культурному наследию человечества, осознания ими своей принадлежности к человеческому роду и своего пути к истине. Изучение программы данного раздела предполагается осуществить через глубокое осмысление старшеклассниками важнейших человеческих ценностей путем обобщения и систематизации сведений об историческом, культурном и духовном пути человечества, его настоящем и будущем, высоком предназначении человека. Особое внимание уделяется развитию представлений учащихся о толерантности как необходимом условии обретения мира и согласия между людьми.

Данный раздел является завершающим в курсе самопознания средней школы и нацелен на постижение каждым учеником своей роли в необъятном жизненном пространстве, собственной значимости в выполнении насущных задач человечества и созидании такого будущего, в котором нашлось бы приложение труду, таланту и творчеству каждого. Все это поможет старшекласснику осмыслить сущность важнейшего для человека понятия «счастье».

Особенностью программы, предлагаемой для усвоения в 10-11 классах, является ориентация на обобщение ранее изученного, углубление знаний учащихся о важнейших общечеловеческих ценностях с целью дальнейшего развития и последующего закрепления ключевых компетенций, являющихся необходимым багажом выпускника средней школы, вступающего во взрослую жизнь. Это в конечном итоге предполагает воспитание отзывчивого и доброжелательного человека, любящего и заботливого члена семьи, верного друга, надёжного партнёра, ответственного гражданина, здоровой и совершенствующейся личности.

Особо замечаем, что между разделами нет четкой содержательной границы, они концептуально и тематически взаимосвязаны, что помогает рассмотреть разные грани вечных человеческих ценностей, многовекового нравственно-духовного опыта человечества.

10 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Название раздела

Кол-во

уроков

Название темы, содержание

I Быть человеком

1-2

Я - человек

Определяющие черты человека. Спор о че-ловеке. Человеческая индивидуальность. Постижение собственного «Я».

3-4

Человек и его характер

Черты характера. Проявления характе-ра. Воспитание харак-тера. Самооценка. Характер и судьба.

5-6

В ладу с самим собой

Внутренний мир человека. Совесть. Интуиция. Роль чувств в обретении внутренней гармонии. Вера в себя.

7-8

Быть, а не казаться

Главные качества личности. Лицемерие и достоинство человека.

II Человек и общество

9-10

Семья: прошлое, настоящее, будущее.

Семейные корни. Ро-дословная человека. Традиции семьи. Образ счастливой семьи. Судьба семьи как отражение исто-рии человечества. Семья ХХI века.

11-12

В семейном кругу

Роль семьи в станов-лении человека. Роль человека в семье. Мужчина: сын, брат, муж, отец. Женщина: дочь, сестра, жена, мать. Причины семейных конфлик-тов. Отцы и дети – путь к взаимопони-манию. Здоровье семьи. Отношения полов. Сила любви.

13-14

О равенстве и справедливости

Мужчины и женщи-ны в стране. Гендер-ные отношения. Сво-бода выбора пути. Предназначение человека.

15-16

Служение обществу

Призвание. Выбор и ответственность. Путь в профессию. Созидательный труд во имя Родины.

III Мир и человек

17-18

Человек в виртуальном пространстве

Виртуальный мир и реальность. Значение Интернета в жизни человека. Интернет - общение. Компьютерные игры.

19-20

Дорогу к знанию ищет человек

Познание как смысл бытия. Способы поз-нания. Бесконечность познания.

21-22

Радостней сделать жизнь

Мир человеческих увлечений. Общение с интересными людь-ми. Креативность личности. Жизнь как источник вдохновения.

23-24

Гражданин Земли

Ответственность человека за судьбу мира. Вклад каждого в общее дело мира и процветания.

IV Мир человечества

25-26

Вечный поиск, вечный путь

Истина. Духовные искания человека. Истины человечес-тва, обращённые к человеку.

27-28

Человек в зеркале человечества

Современный чело-век. Взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных цен-ностей. Толерант-ность. Мировые дос-тижения как отраже-ние стремления чело-века к совершенству. Влияние цивилиза-ции на духовный мир человека.

29-30

Со временем сверяя шаг…

Образ современнос-ти. Юность как источник жизненной энергии, больших познавательных и творческих возмож-ностей человека. Человек будущего.

31-32

Счастье человека

Смысл и значение понятия «счастье». Вкус счастья. Счастливый человек. Счастье любить.

33-34

Итоговое повторение

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащийся по окончании 10 класса:

- понимает взаимосвязь и соотношение общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей в жизни человека;

- владеет культурой позитивного общения и умеет проявлять ее на практике в повседневной жизни;

- умеет анализировать и критически оценивать свои взгляды и поступки, взгляды и поступки других людей;

- осознает ценность позитивного общения в семье, ответственность за создание семьи;

- стремится к пониманию смысла жизни;

- умеет продуктивно организовать свое личное время с пользой для себя и общества;

- умеет сопоставлять, анализировать, критически оценивать информацию, полученную из различных источников;

- умеет свободно, аргументировано выражать и обосновывать свои взгляды и суждения, проявлять терпимость к мнениям, отличным от собственных;

- имеет навыки практического служения обществу;

- отстаивает свою гражданскую позицию;

- проявляет уважение и терпимость к представителям других национальностей и конфессий, независимо от положения человека в обществе и его личных качеств.

Оценивание знаний учащихся

Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 10 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.

«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 10 класса.

При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.

11 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Название раздела

Кол-во

уроков

Название темы, содержание

I Быть человеком

1-2

На пути к совершенству

Яркая индивидуальность. Перспективы личнос-тного роста. Гармония формы и содержания.

3-4

«Учитесь властвовать собой…»

Культура чувств. Модель поведения. Тактичность в отношениях с людьми. Речь как показатель общей культуры. Сила слова.

5-6

В поиске идеала

Учителя человечества. Кумиры юношества. Роль СМИ в жизни человека. Истинные и мнимые ценности. Духов-ные искания человека.

7-8

Найти себя

Человек в поиске своего призвания. Значение об-разования в жизни. Вероисповедание чело-века. Ориентиры в выборе жизненного пути. Проба сил.

II Человек и общество

9-10

Социальные роли личности

Многообразие социаль-ных ролей современного человека. Составляющие успеха в социуме. Карьера и карьерный рост. Самоутверждение.

11-12

Семья – основа общества

Значение семьи в обще-ственном устройстве. Семья как источник духовно-нравственного развития человека. Се-мейные династии. Моло-дая семья. Этика и психо-логия семейных отноше-ний.

13-14

Человек в коллективе

Роль коллектива в жизни человека. Отношение к своим обязанностям. Особенности взаимоот-ношений в классе, студенческой группе, трудовом коллективе. Предотвращение ссор, конфликтов. Коллектив-ный труд. Коллективные будни и праздники.

15-16

Искусство жить среди людей

Культура общения как условие полноценного взаимодействия в коллек-тиве, обществе. Человеч-ность - важнейшее качест-во личности.

III Мир и человек

17-18

Планета – наш общий дом

Земля как ценность. Человек – житель Земли. Земля глазами современ-ников: ученых, общест-венных деятелей. Роль человека в сохранении земных богатств.

19-20

Человек – венец творения

Человек как носитель разумного, вечного, доб-рого. Здоровый человек. Здоровое поколение.

21-22

«Мира восторг беспредельный…»

Мир как творение поколений. Секрет гармо-нии. Жизнь по законам красоты.

23-24

Будущее мира

Труд и творчество современного человека – залог прекрасного буду-щего. Культурное насле-дие как фундамент будущего. Духовная связь поколений.

IVМир человечества

25-26

Вечные ценности человечества

Духовные и материаль-ные ценности. Бедность и богатство. Жизнь как постижение высших ду-ховных ценностей. Связь поколений.

27-28

Мир и согласие – путь челове-чества

Значение общечеловечес-ких, этнокультурных и национальных ценностей. Толерантность как необ-ходимое условие взаимо-понимания между людь-ми. Уважительное отно-шение к культуре, языку, традициям разных народов.

29-30

Дорога в самостоятельную жизнь

Предназначение челове-ка. Пути достижения це-ли. Готовность к выбору профессии. Понимание своего предназначения. Жизнетворчество как необходимое условие развития человека.

31-32

Век живи, век учись

Источники человеческого познания. Книга в жизни современного человека. Информационные и ком-муникационные техноло-гии как способ само-развития. Искусство в поиске истины. Мудрость человечества. Познание как путь к истине.

33-34

Итоговое повторение

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащийся по окончании 11 класса:

- понимает значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни для человека;

- умеет распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

- умеет трудиться в команде, идентифицировать свой статус в группе, коллективе;

- осознает важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

- умеет управлять своим поведением, психическим состоянием;

- обладает эстетическим вкусом, хорошими манерами, творит повседневную жизнь по законам красоты;

- свободно выражает свои мысли и чувства;

- стремится к построению гармоничных отношений с окружающим миром;

- уметь отстаивать свои принципы и убеждения;

- противостоит насилию и жестокости;

- применяет знания и умения для создания и поддержания условий здоровьесберегающей среды в семье, коллективе;

- умеет творчески и продуктивно использовать информационные и коммуникационные технологии для самосовершенствования;

- стремится к самоутверждению;

- умеет принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях, руководствуясь общечеловеческими ценностями.

Оценивание знаний учащихся

Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 11 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.

«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 11 класса.

При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.

  1. Программа для организаций среднего образования самопознание (2)

    Программа
    2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.) довести данный приказ до сведения областных, городов Астаны и Алматы управлений образования.
  2. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе (1)

    Документ
    В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей
  3. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе (2)

    Документ
    В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей
  4. Программа развития моу «средняя общеобразовательная школа №6»

    Программа
    Собрать в школе высоко квалифицированный педагогический коллектив, создать условия для их профессионального роста и совершенствования уровня педагогической компетентности;
  5. Учебного года профильные программы для 3 ступени образования по иуп. Базовый компонент учебного плана представлен образовательными областями согласно региональному базисному плану.

    Документ
    Основной целью работы школы является совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода ко всем субъектам образовательной деятельности.
  6. Паспорт образовательной программы 3-5 Информационно-аналитические материалы о школе 6-16 Особенности образовательных программ для каждой ступени образования 17-18

    Аналитические материалы
    Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) образования в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов «Полифорум»
  7. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан
  8. Етодическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях республики казахстан на 2010-2011 учебный год астана 2010

    Документ
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан
  9. Государственный общеобязательный стандарт образования республики казахстан общее среднее образование госо рк 003. 1 2008 Издание официальное астана 2009

    Документ
    Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Другие похожие документы..