Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

99

музыкальном инструменте, выбрать из числа предложенных музыкальный инструмент, на котором можно изобразить пение птиц, шелест листьев, за­вывание ветра и т.д., подобрать походящие по тембру музыкальные инстру­менты, на которых можно исполнить ту или иную пьесу, песню; передать на барабане или бубне ритм сочиненного самим ребенком марша; попытаться сочинить танцевальную мелодию и т.д.

Усвоение более сложных исполнительских приемов постепенно дает возможность усложнить репертуар. В попевках появляются постепенные хо­ды в пределах небольших звукорядов, расширяется интервалика. Фортепиан­ное сопровождение, ярко и выразительно изложенное, представляет для де­тей все больший интерес. Важно, чтобы дети прислушивались к средствам музыкальной выразительности и чувствовали настроение музыки. Каждое художественное произведение по-своему оригинально, своеобразно, и мето­ды его освоения должны быть различными.

В результате овладения певческими навыками дети умели:

• 4-хлетние дети:

> Петь выразительно, естественным голосом;

^ Брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

  • Произносить слова внятно, правильно;

  • Вместе начинать и заканчивать песню.

• 5-тилетние дети:

  • Выразительно петь без напряжения, плавно;

  • Брать дыхание между фразами;

  • Отчетливо произносить слова;

  • Одновременно начинать и заканчивать песню;

  • Петь умеренно-громко и тихо;

  • Петь в разных темпах;

• 6-тилетние дети:

> Выразительно петь звонким голосом, напевно;

100

  • Брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фра­
    зами, удерживать дыхание до конца фразы;

  • Произносить отчетливо слова, правильно передавать гласные
    звуки;

  • Самостоятельно все вместе начинать и заканчивать песню;

  • Петь, ускоряя и замедляя, усиливая и ослабляя звучание, смяг­
    чать концы музыкальных фраз;

  • Точно выполнять ритмический рисунок.

В дошкольном учреждении на музыкальных занятиях дети овладевали следующим объемом знаний и умений; они знали названия инструментов; характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию неж­ные, мягкие, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки громкие, звонкие, барабан гремящий и т.д.); правила пользования инструментами и их хранение; приемы игры на них; расположение высоких и низких звуков на различных инструментах; названия нот - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, и их ме­сто на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов.

В результате учебно-репетиционной работы дети научились: владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, например, мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиа­тором - на цитре; правильно расходовать дыхание, играя на триодах, кларне­тах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы; играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп: своевременно вступать и закан­чивать игру; пользоваться элементарными динамически оттенками; играть индивидуально простейшие песенки, попевки; приучаться подбирать по слу­ху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки; импровизировать рит­мические и мелодические попевки.

101

Игра на инструментах - интересная и полезная музыкальная деятель­ность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчест­ву. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слухо­вые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание, организованность, развивается слуховая и образная память.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический про­цесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем перепле­таются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, пре­дыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, сле­дование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Результаты развития музыкально-ритмических навыков детей:

• 4-хлетние дети:

> Двигались в соответствии с контрастным характером музыки, с
регистрами (высокий, средний, низкий);

^ Изменяли движения соответственно изменению силы звучания (piano-forte);

  • Двигались в умеренном и быстром темпе;

  • Двигались в соответствии с метрической пульсацией, исполняли
    простейший ритмический рисунок;

  • Начинали и заканчивали движения одновременно с музыкой, ее
    двухчастной формой;

^ Выполняли основные движения (ходили под музыку спокойно, бодро, бегали легко, подпрыгивали с небольшим продвижением вперед, двигались прямым галопом, легко пружинили ногами, слегка приседая);

102

  • Перестраивались из свободного расположения в линейку или в
    круг и обратно, двигались по одиночке или парами в плясках и
    хороводах;

  • В сюжетно-образных движениях пытались выразительно переда­
    вать характерные элементы музыкально-игрового образа;

  • Выполняли танцевальные движения; ставили ногу на пятку, при­
    топывали одной ногой, хлопали в ладоши, по коленям, вращали
    кисти рук, исполняли несложные пляски, импровизировали, са­
    мостоятельно используя элементы знакомых движений в соот­
    ветствии с метрической пульсацией музыкального произведения;

• 5-тилетние дети:

  • Ритмично двигались в соответствии с характером музыки, с реги­
    страми;

  • Двигались в соответствии с динамикой (громко, умеренно, тихо,
    громче);

  • В соответствии с музыкой переходили от умеренного к быстрому
    или медленному темпу; -..>

  • Отмечали движением сильную долю такта, метрическую пульса­
    цию и несложный ритмический рисунок (хлопками);

  • Изменяли движения в соответствии с двух- и трехчастной фор­
    мой, а также музыкальными фразами;

  • Ходили легко, ритмично, бегали быстро, высоко поднимая ноги,
    скакали с ноги на ногу; пружинили на ногах;

  • Самостоятельно становились в ровный круг, соблюдали расстоя­
    ние между парами, увеличивали и уменьшали круг, из построе­
    ния в парах расходились в разные стороны;

  • В сюжетно-образных движениях передавали игровые образы раз­
    личного характера, действовали самостоятельно, искали вырази­
    тельные движения, стараясь не подражать друг другу;

103

> В танцевальных движениях выставляли поочередно ноги вперед
и назад (на носок и на пятку), делали шаг с кружением, кружи­
лись на месте, приставной шаг с приседанием, плавно поднимали
и опускали руки вперед, в стороны, вверх, вниз, двигались в па­
рах, отходили спиной, умели исполнять пляски, состоящие из
этих элементов, творчески использовали знакомые элементы в
постановке детских спектаклей;

6-тилетние дети:

  • Двигались выразительно и непринужденно в соответствии с му­
    зыкальным образами, разнообразным характером музыки регист­
    рами (выше, ниже);

  • Двигались в соответствии с динамикой (усиление, ослабление
    звучания);

  • Ускоряли и замедляли движения в соответствии с музыкой;

  • Отмечали в движении метр, метрическую пульсацию, акценты,
    несложный ритмический рисунок;

  • Меняли движения в соответствии с музыкальными фразами, са­
    мостоятельно начинали движение после музыкального вступле­
    ния;

  • Ходили торжественно, мягко-плавно, стремительно, широко,
    ритмично скакали с ноги на ногу, меняя характер движения (лег­
    ко, сильно);

  • Выполняли движения с предметами и без них (плавно, энергич­
    но);

  • Ориентировались в пространстве, ходили шеренгой в народных
    плясках и хороводах;

  • Выразительно передавали различные игровые образы (птичка,
    заяц, волк, медведь); инсценировали игровые песни, придумыва­
    ли новые варианты образного движения в играх;

104

  • Выполняли шаг польки, шаг с притопом, приставной шаг с при­
    седанием, плавные движения рук, хлопки в различном ритме, ис­
    полняли выразительно, непринужденно пляски, состоящие из
    этих движений;

  • Знали термины "шаг польки", "переменный шаг", "шаг галопа";

  • Комбинировали элементы танцевальных движений, составляли
    несложные варианты народных плясок и современных танцев для
    постановки спектаклей.

Все полученные знания, умения, навыки использовались в постановках детских музыкальных спектаклей. Детский театр "Улыбка" способствовал у детей развитию:

  • Коммуникативных навыков и контактов;

  • Художественного и музыкального творчества;

  • Музыкальной памяти и слуха;

  • Сенсорики;

  • Моторики;

  • Умения выступать на сцене сказочного мира;

  • Активного индивидуального начала;

  • Интереса к музыкальному и другим видам искусства;

  • Игровых навыков;

  • Умения реализовать свои возможности, а также полученные знания
    и умения.

В ходе занятий у детей расширился интерес и к другим видам творче­ской деятельности: к концу первых 3-х месяцев Миша К. записался в студию изобразительного искусства, Даша С. - в студию английского языка, Настя К. - в хореографическую студию. Даша С. с 6-ти лет на 2-ом году обучения ста­ла заниматься индивидуальными занятиями на фортепиано, в 1998 г. посту­пила в музыкальную школу №43 г. Москвы.

105

В выделенных группах произошли существенные изменения, просле­живаемые нами в соответствии с принятыми критериями социального разви­тия:

1. Эффективность учебной деятельности в области детского музы­
кального воспитания:

  • Изучение нотной грамоты;

  • Ознакомление с детскими музыкальными спектаклями;

  • Освоение навыков игры в детских музыкальных постановках.

2. Усвоение общественных норм поведения:

  • В процессе классной и репетиционной работы;

  • В концертном зале;

  • На сцене.

3. Успешность социальных контактов:

• Сформированность коммуникативных умений в процессе об­
щения:

  • С родными;

  • Со сверстниками в ходе учебных занятий и творческих игр;
    ^ С педагогом в ходе учебных занятий и творческих игр.

4. Эмоциональное благополучие ребенка:

  • Отсутствие отрицательных эмоций при посещении ДК (слезы,
    агрессия, желание вернуться домой и т.п.);

  • Желание и согласие участвовать в групповых играх, музы­
    кальных репетициях, концертных выступлениях и т.п.

5. Музыкально-творческая активность:

  • Вслушивание в музыку;

  • Реализация потребности в исполнительстве, творчестве;

  • Инициативность;

  • Положительный настрой на учебные занятия;

106

  • Участие в различных видах музыкальной и игровой деятель­
    ности;

  • Эмоциональная реакция на музыкальное произведение.

В результате опытно-экспериментального обучения мы пришли к сле­дующим выводам:

  • Занятия музыкой активизируют процесс социальной адаптации де­
    тей дошкольного возраста в условиях работы инновационных, куль-
    турно-досуговых учреждений;

  • Занятия музыкой способствуют расширению общения ребенка со
    сверстниками и взрослыми, а также общей коммуникативной по­
    требности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и
    самооценке посредством окружающих людей;

  • Музыкально-исполнительская деятельность не только облегчает ус­
    воение знаний ребенком, но и создает потребность в них, стимули­
    рует овладение ими, вырабатывает умение или пользоваться;

  • В процессе освоения музыкальной программы у ребенка интенсивно
    развиваются сенсорно-моторные и музыкальные способности (слух,
    память, чувство метроритма), а также интерес к музыкальной куль­
    туре (песенной, инструментальной, танцевальной);

  • Музыка, как один из важных факторов социализации личности, ока­
    зывает влияние на формирование национального самосознания де­
    тей и пути их самоутверждения в окружающем социуме.

На основе проведенного эксперимента стало возможным обозначение ключевых факторов и фактов, позитивно влияющих на музыкальное воспи­тание и социокультурное развитие детей дошкольного возраста. Исходя из социальной, культурной и воспитательной возможности музыкального ис­кусства, была составлена авторская программа музыкального воспитания де­тей дошкольного возраста.

107

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..