Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество» «подготовлено к изданию»

Программа курса «Художественный текстиль»

Раздел 1. Ткачество поясов

Тема 1.1 Традиции поясного ткачества

Семантика и дифференциация поясов по половозрастному признаку. Цвет и орнамент в поясе. Различные способы выстраивания орнамента в структуре пояса. Функции пояса. Способы украшения и отделки.

Тема 1.2 Пояса крученые, плетеные

Пояса, выполненные в технике кручения: круглый пояс, квадратный пояс. Плетение поясов «в бутылочку»; «дерганье». Копирование рисунков и изучение образцов традиционного поясного ткачества. Создание собственных рисунков и схем на основе опыта народных мастеров.

Изготовление пояса или закладок для книг в одной технике

по своим рисункам.

Тема 1.3 Ручное ткачество «на дощечках»

Изготовление дощечек размером 6х6 и толщиной 5 мм с закругленными углами и отверстиями в них диаметром 5 мм. Производится расчет основы, снуется основа. При ткачестве на дощечках можно использовать 3 вида заправки (техники): «рядно», «елочка» и «смешанная». Выбрав технику исполнения и цветовую гамму нитей, составляют «подвязь». «Подвязь» - схемное изображение на бумаге будущего узора пояса с подсчетом необходимых нитей.

Тема 1.4 Ткачество на бердышке

Для этого вида ткачества используют бердышко. На бердышке ткутся пояса разными техниками, наиболее распространенная из них – полотняная. Существует две разновидности полотняного переплетения – основной и уточный репс. Нити основы снуются на доске-сновалке, затем заправляются в пазы между зубьями бердышка. Заправленная основа хорошо натягивается, с одного конца крепится на крюк, с другого – к поясу ткача. Поднимая и опуская бердышко рукой, образуем зев для прокладывания нити утка. Концы готового изделия оформляются кистями.

Тема 1.5 Ткачество на ниту

Для ткачества «на ниту» используют: колоду, палочку, нож. Снование основы: нити двух цветов снуются на доске-сновалке по кругу. Смена узорных нитей проводится в одном месте, к концу одной цветной нити привязывается начало другой. Натягивают основу. Берут в правую руку все верхние нити и поочередно наматывают их по часовой и против часовой стрелки на колоду, которую держат в левой руке. Нити, находящиеся снизу колоды, набираются на нож, поднимаются, верхние опускаются. На все поднятые нити вяжутся петли-нитченки. Рабочая нить с клубком пропускается под каждую нить основы, набранную на нож, образуя петлю-нитченку, которая, в свою очередь, закрепляется петлями-удавками. Далее нож вынимается. Ткачиха поднимает рукой палочку с нитченками, в образовавшийся зев прокладывается нить утка и забивается ножом.

Тема 1.6 Изготовление пояса в технике «Дерганье»

Для плетения пояса используют шерстяную или льняную пряжу, а также хлопчатобумажные нитки «мак», «ирис». На готовое изделие в 1,5 метра требуется 4,5 метра каждой нити. Нити основы для пояса подбирают большей частью яркие, но многоцветье гаммы подчиняется одному ведущему цвету. Для плетения пояса берем 10 нитей. Складываем их пополам, получаем 5 пар нитей-петель. С одной стороны петли связываем вместе и крепим к неподвижному предмету. Свободные концы петель одеваем на пальцы рук: три петли – на указательный. Средний и безымянный пальцы левой руки, две петли на указательный и средний пальцы правой руки. Безымянный палец правой руки остается свободным для работы. Проденем свободный безымянный палец правой руки в петли, одетые на пальцы левой руки, подцепим дальнюю петлю снизу вверх и протащим ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется одетой на безымянный палец уже правой руки. Сразу же переодеваем оставшиеся две петли на левой руке на указательный и средний пальцы. Безымянный палец левой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец проденем сквозь петли, одетые на пальцы правой руки, но на этот раз иначе, чем в первый раз, меняя нижние и верхние половины петель местами, подцепим дальнюю петлю и протащим ее на себя – петля окажется снова на безымянном пальце левой руки. Переоденем оставшиеся две петли на правой руке на указательный и средний пальцы, освободив для работы безымянный. Далее весь цикл повторяется.

Тема 1.7 Изготовление пояса на дощечках

Снуется основа на доске-сновалке. Основа заплетается в косу, чтобы нити не перепутались. Рабочие концы нитей основы заправляются в дощечки. Дощечки накладываются друг на друга (1-я на 2-ю; 2-я на 3-ю; 1,2,3-я на 4-ю и т.д.) и скрепляются булавкой. Последняя петля косы готовой основы закрепляется. Рабочие концы равномерно подтягиваются и крепятся на поясе у мастерицы. Если посмотреть на дощечки сбоку, то виден зев, образующийся из верхних и нижних нитей, закрепленная иглица пропускается через зев, прокладывая уточную нить. Дощечки одновременно прокручиваются в одном направлении, образуя новый зев, в котором снова прокладывается нить утка и забивается ножом. Процесс повторяется до конца работы. Нитью утка регулируется ширина пояса и аккуратность его краев. Концы готового изделия красиво оформляют различными способами.

Литература:

1. Василенко, В.М. Народное искусство / В.М. Василенко. - М., 1974.

2. Воронов, В.С. О крестьянском искусстве / В.С. Василенко. - М., 1972.

3. Осипова, Е.И. Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы
/ Е.И. Осипова. - Новгород, 1996.

4. Основы художественного ремесла / под ред. В. А. Барадулина, О. В. Танкуса. - М.: Просвещение, 1978.

5. Рыбаков, Б. Язычество древних славян / Б. Рыбаков. - М.: Наука, 1994.

Раздел 2. Художественная роспись ткани

Тема 2.1 История художественной росписи

История возникновения художественной росписи ткани. Основные центры и особенности промысла (Китай, Индия, ручная набойка на Руси).

Различные способы нанесения на ткань узоров краской. Спицифическая композиция узоров «мадхубани» в Индии. Художественная роспись шелковых тканей от руки в Японии. История производства шелковых тканей в России. Старинная русская набойка как способ украшения тканей,

технические приемы росписи тканей.

Тема 2.2 Краски и красители

Классификация красителей, применяемых в ручной росписи тканей, их маркировка. Естественные красители, порядок извлечения красителей из сырья. Синтетические красители, их свойства, порядок применения и рецекпты их приготовления. Химические и вспомогательные вещества для приготовления краски. Загустки, способы их приготовления и применения в росписи тканей.

Тема 2.3 «Холодный батик». Оборудование и инструменты. Материалы.

Подготовка различных видов тканей к росписи. Способы закрепления ткани на раме. Инструменты и различные приспособления для росписи способом «холодный батик» ( специальные стеклянные трубочки, шприц-флаконы, кисточки). Правила работы со стеклянной трубочкой. Холодный батик основан на применении резервирующего состава, в основе которого находится резиновый клей. Рецепты приготовления резервирующего состава. Приемы исправления дефектов во время работы.

Тема 2.4 Горячий батик. Оборудование и инструменты

Классическая техника горячего батика. Основные способы работы: простой батик; сложный батик, работа от пятна. Рецепты приготовления горячего резерва. Инструменты и различные приспособления для росписи способом «горячий батик» (ковшики, леечки, электрический батикштифт, металлическая кружка с двойным дном, кисти).

Тема 2.5 Свободная роспись тканей

Свободная роспись тканей производится без применения резервирующих составов. Особенности росписи тканей этим способом. Свободная роспись красками с загусткой, с применением солевого раствора. Свободная роспись красками способом «сухая кисть». Техника «свободная роспись» дает возможность полностью проявить творческий почерк художнику, так как он не ограничен в своих творениях границами резерва.

Тема 2.6 Узелковая окраска тканей.

Окраска ткани способом: «завязывание» (солнечный узор в два цвета, узор «солнышко» с заутюженными диагоналями несколько узоров «солнышко»), «скручивание» (абстрактный узор, «елочка»), «зашивание» ( узор «мыльный пузырь», сложный геометрический узор). Получение узора с помощью деревянных зажимов, получение сложного узора способом «подгибание с узелками». Запаривание готового изделия в домашних условиях.

Тема 2.7 Проектирование изделия в технике «батик»

Основы композиции текстильных изделий с замкнутой структурой. Создание графических и цветовых вариантов изделия (небольшого панно, открытки, платка, шарфика). Стилизация мотивов природы в текстильных изделиях. Создание проекта изделия в любой из изученных техник. Подготовка ткани и создание технического рисунка.

Тема 2.8 Выполнение проекта изделия в материале

Освоение приемов основных техник художественной росписи ткани. Выполнение изделия в одной выбранной технике по своему проекту. Работа над устранением дефектов. Запаривание и оформление изделия.

Литература:

1. Арманд, Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. / Т. Арманд. - Л., 1931.

2. Воробьев, В.А Очерки по истории науки, техники и ремесла Японии. / В. А. Воробьев, Г. А. Соколов. - М., 1976.

3. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В.Н. Козлов. - М., 1981.

4. Попов, В.В. Цвета и их красивые сочетания / В.В. Попов. - М., 1890.

6. Танкус, О.В. Технология росписи тканей / О. В. Танкус. - М., 1960.

7. Шугаев, В.М. Орнамент на ткани / В.М. Шугаев. - М., 1969.

Раздел 3. Ворсовое ковроделие

Тема 3.1 Искусство ручного ковроделия

История развития ковроткачества в России и за рубежом. Знакомство со старинными образцами ковроткачества, сбор материала по теме и копирование рисунков ковров. Применение ковровых изделии: для утепления жилищ, при различных обрядовых церемониях, при перевозке продуктов и вещей, для хранения хозяйственных предметов и т.д. Классификация ковровых изделий. Традиций ручного ковроткачества в Тюменской области.

Тема 3.2 Подготовка к ткачеству, инструменты, материалы.

Устройство простейшего ковроткацкого станка. Для ткачества ковров требуются инструменты: ножницы, гребень, колотушка, нож-крючок, палочка. Материалы, применяемые для изготовления ковра: прочные крученые хлопчатобумажные или шерстяные нити для основы. Специализированная шерстяная пряжа для ковроткачества. Принципы заправки станка основой, вязание уравнительной плетенки, ремизок.

Тема 3.3 Технический рисунок ковра

Основные способы выполнения технических рисунков в коврах: счетная и по шаблону. Счетная техника применяется для изготовления всех видов тканых ковров. Расчет, определяющий размеры ковра. Определение плотности ковра по основе и утку. Способы переноса узора эскиза ковра на канвовую бумагу. Закрашивание цветом ворсовых узлов ковра.

Тема 3.4 Ткачество ворсовых, махровых ковров

Выработка концевой части ковра, закраек. Виды ковровых узлов: двойной, полуторный. Принципы вязки двойного и полуторного узла. Особенности изготовления ворсовых и махровых ковров, правильное распределение утка (ковровых узлов). Оформление готового изделия, вязание бахрома или подшивка концевых частей. Чистка, стрижка ковра.

Тема 3.5 Заправка ковроткацкого станка

Способы заправки станка основой. Определение количества нитей основы в соответствии с заправочными данными технического рисунка ковра. Распределение нитей основы на одинаковом расстоянии друг от друга на верхнем и нижнем валах станка. Вязание уравнительной плетенки – цепочки. Изготовление (вязание) ремизок, для смены зева, из прочных хлопчатобумажных нитей. Регулирование натяжения нитей основы при помощи клиньев. Правильно натянутая основа поможет получить ровный и прочный ковер.

Литература:

1. Богуславская, И. Я. Русское народное искусство / И.Я. Богуславская. – Л., 1968.

2. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве / В.С. Воронов. - М., 1972.

3. Давыдов, И. Тюменские ковровщицы / И. Давыдов. - Тюмень, 1956.

4. Пашков, А. А. Шадринское ручное ткачество / А.А. Пашков - Шадринск, 2000.

5. Тагиева, Е. И. Ворсовые ковры народов России (конец XIX - начало XX вв.) // Этнографическое обозрение. / Е.И. Тагиева. – 1982. № 2.

6. Яковлева, Е. Т. Русские ковры / Е.Т. Яковлева. – М.: 1959.

Тема 1 Традиции русского узорного ткачества

Раздел 4 Традиционный гобелен

Тема 4.1 Подготовка к ткачеству, инструменты, материалы

Особенности заправки станка основой. Выполнение уравнительных плетенок. Для переплетения основы с утком нужно производить смену зевов. Для смены зева следует сделать ремизки. Прочные хлопчатобумажные нити нарезают на равные отрезки длиной около 30 см. Каждую нечетную нить основы обхватывают отдельным отрезком, его концы выводят вперед. Концы каждых 8-10 отрезков завязывают узлом. Для ткачества ковра требуются инструменты: ножницы, гребень, колотушка, нож-крючок, палочка. Для основы используют крученые прочные хлопчатобумажные нити, для утка специализированную шерстяную нить или шерстяные (полушерстяные) нити для вязания.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс не может быть использован другими подразделениями академии и другими вузами без разрешения кафедры и автора-разработчика.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная сборник учебно-методических материалов соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 020600 «Культурология». Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организаций»

    Учебно-методический комплекс
    К числу наиболее актуальных проблем современного российского общества относится гуманизации и гуманитаризации высшего образования. В связи с этим трудно переоценить теоретическое и прикладное значение учебной дисциплины «Психология»,
  4. Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность» (1)

    Программа курса
    Сложность представленного курса обусловлена многообразием литературных эпох, сменой художественных парадигм, обилием произведений. Осваивая основные вехи историко-литературного процесса, студенты знакомятся с некоторыми теоретическими
  5. Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность» (2)

    Программа курса
    Сложность представленного курса обусловлена многообразием литературных эпох, сменой художественных парадигм, обилием произведений. Осваивая основные вехи историко-литературного процесса, студенты знакомятся с некоторыми теоретическими
  6. Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» «подготовлено к изданию» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности № 071301.
  7. Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» «подготовлено к изданию» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в прошлом и настоящем. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом их жизни, с другими видами народного искусства, обрядами и праздниками.
  8. Справочник для поступающих (1)

    Интернет справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование
  9. Справочник для поступающих (2)

    Интернет справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование

Другие похожие документы..