Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ, ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ

Тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые)

1. Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования. Термодинамика. Химическая термодинамика как теоретическая основа биоэнергетики. Первое начало термодинамики. Внутренняя энергия. Изобарный и изохорный тепловые эффекты. Энтальпия. Закон Генри.

2. Термодинамика. Второе начало термодинамики. Энтропия. Энергия Гиббса.

Химический потенциал. Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции. Уравнение изобары химической реакции. Принцип Ле-Шателье. Понятие о термодинамике открытых систем. Принцип Онзагера и Пригожина.

3. Растворы. Классификация растворов. Механизм процесса растворения. Изменение энергии Гиббса при образовании раствора. Растворимость газов, жидкостей и твердых веществ в жидкостях.

4. Растворы. Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Состояние ионов в растворах электролитов, межионное взаимодействие. Ионная сила раствора.

5. Растворы. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель среды. Биологическое значение рН. Гидролиз солей. Константа и степень гидролиза.Роль гидролиза в биохимических процессах. Протолитическая и электронная теория кислот и оснований.

6. Растворы. Коллигативные свойства растворов. Осмос, осмотическое давление,их роль в биологических системах. Онкотическое давление. Плазмолиз, гемолиз.

7. Растворы. Буферные системы, механизм их действия. Буферная емкость. Буферные системы крови. Понятие о кислотно-щелочном состоянии крови.

8. Электрохимия. Электродные потенциалы и механизм их возникновения. Уравнение Нернста. Электроды сравнения. Измерительные электроды. Ионо-селективные электроды.

9. Электрохимия. Потенциометрические методы измерения рН с помощью водородного хингидронного и стеклянного электрода. Окислительно-восстановительные потенциалы, механизм их возникновения, биологическое значение.

10. Комплексные соединения. Строение комплексных соединений. Классификация комплексов по заряду и природе лигандов. Номенклатура комплексных соединений. Внутрикомплексные соединения. Комплексоны, их применение в медицине. Реакции комплексообразования. Константы нестойкости и устойчивости комплексных ионов. Комплексонометрия и ее роль в медицинских исследованиях.

11. Физико- химия поверхностных явлений. Поверхностные явления и их значение в биологии и медицине. Поверхностная активность. Уравнение Гиббса. Поверхностно- активные и поверхностно- неактивные вещества. Ориентация молекул в поверхностном слое и структура биологических мембран.

12. Физико – химия поверхностных явлений. Адсорбция на границе раздела твердое тело – газ и твердое тело – жидкость. Уравнение Фрейндлиха- Лэнгмюра. Адсорбция сильныхэлектролитов.Иониты,их применение в медицине. Хроматография, ее сущность и применение в биологии и медицине.

13. Физико – химия дисперсных систем. Дисперсные системы и их классификация. Природа коллоидного состояния. Молекулярно – кинетические свойства коллоидных систем. Оптические свойства. Механизм образования электрического заряда коллоидных частиц. Мицелла. Электрокинетический потенциал коллоидной частицы. Электрофорез. Электроосмос.

14. Физико – химия диспесных систем. Кинетическая и агрегативная устойчивость коллоидных частиц. Коагуляция. Коллоидная защита. Пептизация. Значение этих явлений в медицине.

15. Растворы ВМС. Свойства растворов ВМС. Набухание, вязкость, осмотическое давление. Агрегативная устойчивость.

16. Растворы ВМС. Высаливание, денатурация, коацервация. Изоэлектрическая точка, методы ее определения.

17. Кинетика. Химическая кинетика как основа для изучения скоростей и механизма биохимических процессов. Закон действующих масс. Молярность реакции. Порядок реакции. Энергия активации. Понятие о теории переходного состояния. Катализ и катализаторы. Механизм гомогенного и гетерогенного катализа. Ферменты как биологические катализаторы. Активация и ингибирование ферментов.

18. Биогенные элементы. Биогеохимия. Биогенные элементы, их классификация, роль в организме. Органогены. Факторы отбора биогенных элементов в процессе эволюции. Связь между положением химических элементов в периодической системе и их биологической ролью. Топография микроэлементов. Формы нахождения биогенных элементов в организме. Биогеохимические провинции. Эндемические заболевания.

19. Биогенные элементы. Токсическое действие нитратов на организм. Механизм формирования смога и его токсическое действие на организм. Кальций и фосфор в организме, их биологическая роль.

Тематические планы лекций по биоорганической химии на II семестр (2 – х часовые)

1. Взаимное влияние атомов в органических молекулах.Электронные эффекты заместителей. Сопряженные системы. Сопряженные системы с открытой цепью сопряжения,р, П – сопряженные,п-п сопряжение.Сопряженные системы с замкнутой цепью сопряжения. Ароматичность, критерии ароматичности. Ароматичность бензоидных гетероциклических соединений. Энергия сопряжения. Индуктивный и мезомерный электронные эффекты заместителей. Электроноакцепторные (ЭА) и электронодонорные (ЭД ) заместители. Характеристика заместителей с учетом проявляемых эффектов и прогнозирование свойств органических соединений.

2. Реакционная способность и стереоизомерия органических соединений. Кислотность и основность органических соединений.

Изомерия как специфическое явление органической химии. Структурная изомерия, ее виды. Стереохимия как область химии, изучающая простраственное строение органических соединений. Конфигурация и конформация как важнейшее понятие стереохимии. Энантиомерия. Оптическая активность. Ди - система стереохимической номенклатуры. Проекционные формулы Фишера. Глицериновый альдегид как конфигурационный стандарт. Рацематы. Диастереомерия. –Диастереомерия,п – Диастереомерия как стереомерия в ряду соединений с двойной связью. Связь пространственного строения органических соединений с их биологической активностью.

3. Реакционная способность гидроксильных и карбонильных соединений.

Гидрооксисоединения. Спирты и фенолы, их классификация, номенклатура, изомерия и медико – биологическое значение. Химические свойства спиртов и фенолов. Реакции окисления спиртов и фенолов. Действие системы НАД+ и НАДН. Реакции нуклеофильного замещения в молекулах спиртов, их механизм.Реакции хелатообразования многоатомных спиртов. Реакции электрофильного замещения с участием ароматической системы, их механизм (нитрирование бензола). Ориентирующее влияние заместителей в ароматическом ядре на реакционную способность в реакциях электрофильного замещения (нитрирование и сульфирование фенола). Карбонильные соединения, их классификация. Электронное строение карбонильной группы. Реакционные центры в молекулах альдегидов и карбоновых кислот. Реакции нуклеофильного присоединения в молекулах альдегидов и кетонов. Реакции окисления и альдольного присоединения альдегидов (кондексация).

4. Карбоновые кислоты и их функциональные производные. Оксикислоты. Изомерия. Свойства кетокислот.

Карбоновые кислоты, их классификация, номенклатура, изомерия. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции диссоциации, галогенирования, декарбоксилирования, этерификации. Медико – биологическое значение карбонильных и карбоксильных соединений. Гидроксикислоты и кетокислоты, их строение,изомерия,номенклатура. Химические свойства гидрокси – и – кетонокислот. Реакции диссоциации, декарбоксилирования, окисления, этерификации ( нуклеофильное замещение у - гибридизированного атома углерода ). Пути превращения - гидроксимасляной кислоты в организме. Медико – биологическое значение гидрокси- и – кетонокислот и их производных. Салициловая кислота и фармпрепараты на ее основе, их получение и применение в медицине.

5. Углеводы. Моносахариды. Строение и свойства.

Углеводы. Классификация. Моносахариды. Классификация по функциям и числу атомов углерода в цепи. Представители классов. Энантиомерия, диастереомерия моносахаридов,эпимеры. Образование циклических форм моносахаридов по Хеуорсу. - иономеры, таутомеры. Явление мутаротации. Реакционная способность моносахаридов (свойства альдегидов, спиртов, полуацеталей и специфические свойства). Производные моносахаридов (аминосахара, сахарные кислоты), их биологическая роль.

6. Сложные углеводы.

Состав и строение гомополисахаридов : крахмал, гликоген, клетчатка. Вторичная структура крахмала и клетчатки. Гидролиз крахмала. Биологическая роль гомополисахаридов. Состав и строение гетерополисахаридов (гиалуроновая кислота ). Гликопротеины. Их биологическая роль

7. Свойства аминокислот.

Физико – химические характеристики боковой цепи аминокислот. Кислотно – основные свойства аминокислот. Химические свойства аминокислот. Реакции декарбоксилирования, переаминирования, окислительного дезаминирования, образование пептидов. Пептиды. Пространственное строение пептидной группы. Белки. Уровни структурной организации белковой молекулы. Биологическая роль аминокислот и белков.

8. Нуклеиновые кислоты. Мононуклеотиды. Нуклеотиды, РНК и ДНК, их строение.

Нуклеозиды (пуриновые и пиримидиновые), их образование, состав, строение, номенклатура. Гидролиз нуклеозидов.Мононуклеотиды, их образование, состав, строение, номенклатура. Гидролиз нуклеотидов РНК и ДНК. Уровни структурной организации ДНК (первичная, вторичная, третичная структура). Фосфодиэфирные связи, комплементарность нуклеиновых оснований. Биологическая роль ДНК. Уровни структурной организации РНК. Первичная структура, фосфодиэфирные связи. Виды РНК. Вторичная структура транспортной РНК ( клеверный лист ), комплементарность нуклеиновых оснований. Биологическая роль РНК. Понятие о нуклеопротеидах. Нуклеозидмоно – и полифосфаты : АМФ,АДФ, АТФ, их строение. Гидролиз АТФ, биологическая роль АТФ и АДФ.

9. Липиды. Классификация. Строение. Свойства. Биологическая роль.

Липиды, классификация и биологическая роль. Природные высшие жирные кислоты как структурные компоненты омыляемых липидов. Состав и строение пальмитиновой, стеариновой,олеиновой,линолевой и линоленовой кислот. Нейтральные липиды. Воска, жиры, масла. Естественные жиры как смесь триацилглицеринов. Гидролиз триацилглицеринов. Сложные липиды. Фосфолипиды, - фосфатидовые кислоты. Фосфолипиды как производные - фосфатидовых кислот. Состав, строение, гидролиз фосфатидов, их биологическая роль. Сложные липиды. Сфинголипиды, сфингозин, церамиды, сфингомиелины, их состав, строение, биологическая роль. Сложные липиды.Гликолипиды (цеброзиды и ганглиозиды), их состав, строение, биологическая роль.

Тематические планы лабораторно – практических и семинарских занятий по общей химии на 1 семестр.

1.Растворы. Работа с блоком информации « Способы выражения концентрации растворов». Решение задач.

2.Растворы. Семинар: решение задач на пересчет концентрации растворов. Тестовый контроль.

3.Основы количественного анализа.

Работа с блоком информации « Введение в титриметрический анализ, его применение в медицине». Демонстрация зон перехода окраски индикаторов.

4.Основы количественного анализа.

« Метод нейтрализации. Определение содержание едкого натра в растворе». Тестовый контроль.

5.Основы количественного анализа.

Работа с блоком информации: « Оксидиметрия. Перманганатометрия. Принцип метода и его применение в медицине». Решение задач.

6.Основы количественного анализа.

« Перманганатометрия. Определение общего содержания пероксида водорода в растворе». Письменная работа.

7.Химическая термодинамика.

Семинар. Решение типовых задач.

8.Химическая термодинамика.

« Определение теплоты нейтрализации». Тестовый контроль.

9.Коллигативные свойства растворов.

Семинар. Осмос. Осмотическое давление. Роль осмоса в жизнедеятельности организмов. Тестовый контроль.

10.Буферные системы.

Семинар. Буферные системы и их биологическая роль. «Свойства буферных растворов».

11.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по темам:

« Химическая термодинамика. Растворы».

12.Комплексные соединения.

Семинар. Комплексные соединения, номенклатура, биологическая роль. « Определение общей жесткости воды комплексонометрическим методом». Тестовый контроль.

13.Потенциометрия.

Семинар. Решение задач на расчет параметров гальванических элементов. Самостоятельная работа: « Ионо- селективные электроды и их применение».

14.Потенциометрия.

« Потенциометрическое определение сыворотки крови. Потенциометрическое титрование».

15.Потенциометрия.

Семинар. Окислительно – восстановительные процессы. « Измерение окислительно- восстановительных потенциалов». Контрольная работа.

16.Коллоидные системы.

Семинар. Коллоидные системы и их биологическая роль.

17. Биополимеры.

« Свойства биополимеров».

18.Индивидуальная работа со студентами.

19.Итоговое занятие

Тематические планы лабораторно – практических и семинарских занятий по биоорганической химии на II семестр.

1.Основы строения органических соединений, их классификация.

( самостоятельная работа).

2.Номенклатура органических соединений, конформации.

( самостоятельная работа).

3.Электронное строение химических связей и взаимное влияние

атомов в молекулах. Электронные эффекты заместителей.

(Семинар).

4.Стереоизомерия органических соединений. (Семинар).

Оксисоединения.Спирты и фенолы. ( Семинар)

5.Оксисоединения.

«Свойства спиртов и фенолов». Тестовый контроль.

6.Карбонильные и карбоксильные соединения.

Семинар. « Свойства карбонильных и карбоксильных соединений».

7.Оксикислоты. Кетокислоты.

Семинар. « Свойства оксикислот».

8.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме:

« Строение и свойства моно- и - некоторых гетерофункциональных соединений».

9.Биологические активные гетероциклические соединения.

(самостоятельная работа).

10.Гетероциклические соединения.

Семинар.Тестовый контроль. Строение ди- и –полисахаридов.(Самостоятельная работа ).

11.Строение и свойства моносахаридов.

Семинар. Моносахариды. Тестовый контроль.

12.Свойства моносахаридов. Свойства ди- и – полисахаридов.

13.Сложные углеводы. Троение и свойства ди- и – полисахаридов.

14.Строение аминокислот.

( самостоятельная работа.) « Цветные реакции на аминокислоты и белки».

15.Аминокислоты.

Семинар. Тестовый контроль.

16.Нуклеиновые кислоты.

Семинар. Тестовый контроль.

17.Свойства липидов. Строение липидов. (Семинар).

18.Итоговое занятие.

5.1.3. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

  1. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (2)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал. Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  2. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (3)

    Экзаменационные вопросы
    3. Растворы. Классификация растворов. Механизм процесса растворения. Изменение энергии Гиббса при образовании раствора. Растворимость газов, жидкостей и твердых веществ в жидкостях.
  3. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (4)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал.Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  5. Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному
  6. Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

    Книга
    Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ.
  7. В. И. Ильинича Рекомендовано Министерством общего и профессионального

    Документ
    Материал учебника позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физического воспитания, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура».
  8. Московский комитет образования (2)

    Документ
    Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (8)

    Учебно-методический комплекс
    Д Материаловедение и технология конструкционных материалов [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:Н.Р.Файзуллина; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..