Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования

Контрольная работа №2

Т Е М А: ИОННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВОДЫ. ВОДОРОДНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СРЕДЫ – рН

1.С помощью рекомендованной учебной литературы разобрать теоретический материал по следующим вопросам:

1)Уравнение ионного произведения воды. Его анализ, концентрация ионов Н+ и ОН- в различных средах.

2)Водородный и гидроксильный показатель среды.

3)Характеристика кислотности сред по величине рН.

4)Биологическое значение водородного показателя среды.

2.Решить задачи:

Вариант I

Задача № 1.

Рассчитать рН раствора соляной кислоты с молярной концентрацией вещества в растворе С(НС1) = 2,5∙10 –3 моль дм-3, приняв степень диссоциации вещества равной 1.

Задача № 2.

рН мочи составляет 6,4. Определить концентрацию ионов [H+] и [OH-] в моче.

Задача № 3.

Рассчитать рН раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией вещества в растворе С(NaOH) = 1,8∙10-2 моль∙дм-3, приняв степень диссоциации вещества равной 1.

Т Е М А: КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ.

1.С помощью рекомендованной учебной литературы разобрать теоретический материал по следующим вопросам:

1)Строение комплексных соединений согласно теории А. Вернера: комплексообразователи, лиганды, координационные числа, внутренняя и внешняя сферы.

2)Заряд комплексного иона. Катионные, анионные, нейтральные комплексы, их номенклатура.

3)Устойчивость комплексных соединений. Константа нестойкости, уравнение изотермы.

4)Моно- и полидентантные

лиганды. Хелаты. Комплексоны. Трилон «Б». Комплексонометрия.

5)Значение комплексных соединений в биологии и медицине.

2.Решить задачи:

Вариант II

Задача № 1.

Определить заряд комплексного иона и назвать соединение:

[Fe3+(Br)2(H3O)4]x

Задача № 2.

На осаждение ионов брома из раствора комплексной соли [Cr(H3O)6]Br3 израсходовано 0,25дм3 раствора нитрата серебра с молярной концентрацией эквивалента 0,13 моль дм-3. Сколько граммов комплексной соли содержалось в растворе?

Задача №3.

Константа нестойкости иона [Zn(OH)4]2- при 250С равна 7,08∙10-16. Рассчитайте ∆G0 процесса вторичной диссоциации комплекса.

ТЕМА: КОЛЛИГАТИВНЫЕ СВОЙСТВА РАСТВОРОВ. ОСМОС.

1. Используя рекомендуемую литературу, повторить теорию данного раздела, уравнение Вант-Гоффа для электролитов и неэлектролитов.

2. Решить задачи:

Вариант III

Задача № 1.

Вычислить осмотическое давление раствора неэлектролита, в 0,5дм3 которого содержится 1 моль вещества неэлектролита при 25оС.

Задача № 2.

Вычислить массу мочевины (NH3)2CO, содержащейся в 1дм3 раствора при 23оС, если осмотическое давление раствора мочевины составляет 183620 Па.

Задача № 3.

При какой температуре осмотическое давление раствора, содержащего 30г анилина С6Н5NH3 в 2дм3 достигнет 232408 Па?

ТЕМА: ОБМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ. РЕАКЦИИ ГИДРОЛИЗА.

1.Разобрать устно и выучить ответы на вопросы:

1)Гидролиз. Виды гидролиза солей.

2)Количественные характеристики процесса гидролиза: константа

и степень гидролиза. Биологическое значение процессов гидролиза.

2. Оформить письменный ответ на следующие вопросы:

Вариант IV

1.Какие из солей подвергаются гидролизу:

а) ацетат аммония;

б) сульфид калия;

в) иодид натрия?

Составить ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза.

2.Какие процессы будут проходить при смешивании водных растворов сульфида натрия и хлорида алюминия? Составить ионные и молекулярные уравнения реакций.

3.Какую окраску приобретет раствор водород карбоната натрия при добавлении к нему индикатора лакмуса? Ответ обосновать с помощью ионных уравнений реакций гидролиза указанной соли по первой ступени.

4.Выразить константу гидролиза через ионное произведение воды и константу диссоциации слабого электролита для цианида натрия.

5.Написать уравнения реакций гидролиза трипептида: серилаланиллизина.

Вопросы для подготовки к экзамену по общей и биоорганической химии

1.Предмет и задачи химии. Место химии в системе медицинского образования.

2.Термодинамика. Значение термодинамики. Основные понятия и термины. Система. Фаза. Классификации системы.

3.Термодинамические свойства системы: внутренняя энергия, энтальпия, энтропия, свободная энергия Гиббса, химический потенциал.

4.Термодинамические параметры состояния системы. Стандартные термодинамические параметры, их значение.

5.Первый закон термодинамики. Формулировка. Математическое выражение. Философское значение.

6.Термохимия. Значение термохимии. Термохимические уравнения, их особенности. Приведите примеры.

7.Закон Гесса. Формулировка. Приведите примеры.

8.Теплота (энтальпия) образования. Стандартная теплота образования. Первое следствие из закона Гесса.

9.Теплота (энтальпия) сгорания. Стандартная теплота сгорания. Второе следствие из закона Гесса.

10.Понятие о коэффициенте калорийности пищи. Коэффициенты калорийности основных продуктов питания: белков, жиров, углеводов. Расчет калорийности пищевых продуктов.

11.Растворы. Классификация растворов. Образование растворов. Термодинамика растворов.

12.Способы выражения концентрации растворов. Приведите примеры.

13.Растворимость веществ. Влияние на растворимость природы компонентов. Приведите примеры. Влияние на растворимость внешних факторов. Закон Генри и Дальтона. Эмболия. Кессонная болезнь, горная болезнь. Влияние электролитов на растворимость газов. Закон И.М. Сеченова, его значение в физиологии.

14.Осмос. Осмотическое давление в растворах неэлектролитов и электролитов. Изотонический коэффициент. Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах. Онкотическое давление. Биологическое значение осмоса.

15.Электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Состояние ионов в растворах сильных электролитов. Межионное взаимодействие. Понятие об активности. Коэффициент активности. Ионная сила, ёё математическое выражение и физиологическое значение.

16.Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель среды растворов. Математическое выражение рН, его значение в кислой, щелочной, нейтральной средах. Биологическая роль водородного показателя.

17.Гидролиз. Уравнения гидролиза солей. Приведите примеры. Количественные характеристики гидролиза: степень, константа гидролиза. Биологическое значение процессов гидролиза.

18.Протолитическая теория кислот и оснований, ее роль в объяснении силы кислот и оснований. Константа кислотности.

19.Титриметрический анализ. Его принцип и требования. Фиксирование момента эквивалентности. Закон эквивалентности. Количественные расчеты в титриметрическом анализе.

20.Метод нейтрализации. Ацидиметрия. Алкалиметрия. Применение метода в клинических анализах. Индикаторы метода нейтрализации. Ионная теория индикаторов Оствальда. Зона переходной окраски индикаторов. Показатель титрования.

21.Оксидиметрия: сущность метода, классификация. Принцип расчета эквивалентности окислителей и восстановителей. Применение метода в медицине. Перманганатометрия: принцип. Фиксирование момента эквивалентности, применение метода в медицине. Окислительное действие перманганата калия в кислой, щелочной, нейтральной средах.

22.Приготовление раствора титранта перманганата калия, условия его хранения.

23.Комплексные соединения. Их строение на основе координационной теории А. Вернера. Комплексный ион, его заряд. Катионные, анионные, нейтральные комплексы. Номенклатура, примеры.

24.Изомерия комплексных соединений. Комплексоны, хелаты, краун-эфиры. Биологическая роль комплексных соединений.

25.Строение атома. Квантовые числа. Принципы заполнения энергетических подуровней электронами.

26.Химическая связь. Ковалентная связь и ее свойства: длина связи, энергия связи, насыщаемость, направленность, поляризуемость. Донорно-акцепторный механизм образования связи.

27.Ионная связь и ее свойства. Водородная связь. Примеры соединений с межмолекулярной и внутримолекулярной водородной связью. Металлическая связь.

28.Биогеохимия. Биогенные элементы, их классификация, роль в организме. Органогены. Факторы отбора и топография микроэлементов. Биогеохимические провинции. Эндемические заболевания.

29.S – элементы. Их общая характеристика. Биологическая роль водорода, натрия, калия, кальция, магния.

30.Общая характеристика Р – элементов. Биологическая роль и применения соединений в фармации.

31.Общая характеристика d – элементов – переменные степени окисления, валентности, способность к комплексообразованию. Биологическая роль d – элементов. Применение соединений в фармации.

ЗАДАЧИ СЛЕДУЮЩИХ РАЗДЕЛОВ:

1.Способы выражения концентрации растворов, пересчет концентрации.

2.Титриметрические методы анализа - метод нейтрализации и перманганатометрии.

3.Химическая термодинамика.

4.Комплексные соединения.

5.Осмотическое давление в растворах. Закон Вант-Гоффа.

Список литературы, рекомендуемой для подготовки по курсу общей и неорганической химии

О С Н О В Н А Я:

  1. Ершов Ю.А., Попоков В.А., Берлянд А.С. и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. М. Высшая школа, 1993 г.

  2. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М.- 1989 г.

  3. Ершов Ю.А., Кононов А.М., Пузаков С.А. и др.

Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. М.Высшая школа – 1993 г.

  1. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. М. - 1978 г.

  2. Селезнев К.А. Аналитическая химия, 1973 г.

  3. Алексеев В.Н. Количественный анализ. – М. - 1972 г.

Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н А Я:

  1. Ершов Ю.А., Плетнев Т.В. Механизм токсического действия неорганических соединений. М. – 1989 г.

  2. Садовничий А.П. и др. Биофизическая химия. Киев, 1986 г.

  3. Хъюз М. Неорганическая химия биогенных процессов. М. - 1983 г.

4.Фролов Ю.Т. Курс коллоидной химии. М. - 1989 г.

Методические рекомендации и контрольные задания для студентов III курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «Физической и коллоидной химии».

Моисеева Н.Е., Юдина Л.Н., Скворцова Н.Г.

Методические рекомендации и контрольные задания по «Физической и коллоидной химии» составлены для студентов III курса заочного отделения фармацевтического факультета Омской государственной медицинской академии в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060108 – «Фармация» (квалификация - провизор), учебным планом и программой курса.

В пособии представлена программа «Физической и коллоидной химии», даны рекомендации по ее изучению. Пособие содержит варианты контрольных работ, требования к их содержанию и оформлению, а также примеры решения типовых задач, тематический план лекций и лабораторно – практических занятий по химии, вопросы для подготовки к экзамену.

Рецензенты:

Кандидат химических наук, И.А. Никифорова - доцент кафедры неорганической и физической химии ОмГПУ

Кандидат химических наук, О.А. Голованова - доцент кафедры неорганической химии ОмГУ

Рассмотрено и рекомендовано к печати кафедрой общей и биоорганической химии ОмГМА (Н.Е. Моисеева – зав. кафедрой общей и биоорганической химии, кандидат технических наук, доцент), цикловой методической комиссией по фармации ОмГМА.

  1. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (2)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал. Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  2. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (3)

    Экзаменационные вопросы
    3. Растворы. Классификация растворов. Механизм процесса растворения. Изменение энергии Гиббса при образовании раствора. Растворимость газов, жидкостей и твердых веществ в жидкостях.
  3. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (4)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал.Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  5. Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному
  6. Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

    Книга
    Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ.
  7. В. И. Ильинича Рекомендовано Министерством общего и профессионального

    Документ
    Материал учебника позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физического воспитания, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура».
  8. Московский комитет образования (2)

    Документ
    Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (8)

    Учебно-методический комплекс
    Д Материаловедение и технология конструкционных материалов [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:Н.Р.Файзуллина; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..