Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования

Тематические планы лабораторно-практических и семинарских занятий

по общей и неорганической химии (3-х часовые)

1. Растворы:

Работа с блоком информации «Способы выражения концентрации растворов». Решение задач. Семинар: решение задач

на пересчет концентрации растворов. Тестовый контроль.

Семинар: решение задач на пересчет концентрации растворов. Тестовый контроль.

2. Основы количественного анализа:

Работа с блоком информации «Введение в титриметрический ана-

лиз, его применение в медицине. «Демонстрация зон перехода ок-

раски индикаторов. «Метод нейтрализации. Определение содержа -

ния едкого натра в растворе». Тестовый контроль. “Метод нейтрализации. Определение содержания едкого натра в растворе”. Тестовый контроль.

3. Основы количественного анализа:

Работа с блоком информации: “ Оксидиметрия. Перманганатометрия. Принцип метода и его применение в медицине”. Решение задач.

“ Перманганатометрия. Определение общего содержания пероксида водорода в растворе”. Письменная работа.

4.Протолитическая теория кислот и оснований:

Водородный показатель среды, его расчет. Гидролиз солей. Количественные характеристики процесса гидролиза.

5. Коллигативные свойства растворов:

Семинар. Осмос. Осмотическое давление. Роль осмоса в жизнедеятельности организмов. Тестовый контроль.

6. Химическая термодинамика:

Семинар. Решение типовых задач по теме «Энергетика химических процессов».

7. Химическая термодинамика:

“ Определение теплоты нейтрализации”. Тестовый контроль.

8. Комплексные соединения:

Семинар. Комплексные соединения, номенклатура, биологическая роль “. Определение общей жесткости воды комплексонометрическим методом”. Тестовый контроль.

9. Химия элементов:

Биогенные элементы. S, p – элементы. Их соединения. Биологическая роль и значение для медицины и фармации.

10. Химия элементов:

d – Элементы. Биологическая роль и значение для медицины и фармации.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ.

Основная и дополнительная литература:

О С Н О В Н А Я:

  1. Ершов Ю.А., Попоков В.А., Берлянд А.С. и др.

Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. М. Высшая школа,1993 г.

  1. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М.- 1989 г.

  2. Ершов Ю.А., Кононов А.М., Пузаков С.А. и др.

Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. М. Высшая школа – 1993 г.

  1. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В.

Физическая и коллоидная химия. М. 1978 г.

  1. Селезнев К.А. Аналитическая химия,1973 г.

  2. Алексеев В.Н. Количественный анализ. – М. 1972 г.

Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н А Я :

  1. Ершов Ю.А., Плетнев Т.В. Механизм токсического действия неорганичес-

ких соединений. М. – 1989 г.

  1. Садовничий А.П. и др. Биофизическая химия. Киев,1986 г.

  2. Хъюз М. Неорганическая химия биогенных процессов. М. 1983 г.

  3. Фролов Ю.Т. Курс коллоидной химии. М. 1989 г.

ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ

Методические разработки к лабораторным работам для

студентов:

  1. Определение содержание едкого натра в растворе методом

кислотно- основного титрования

  1. Определение общего содержания пероксида водорода в растворе

методом перманганатометрии.

  1. Определение теплоты нейтрализации.

4. Определение общей жесткости воды комплексонометрическим методом.

5. Химия s - элементов.

6. Химия p - элементов.

7. Химия d - элементов.

Ситуационные задачи к семинарам для преподавателей.

  1. Химическая термодинамика.

  1. Осмос.

  1. Ионное произведение воды. рН.

  1. Комплексные соединения.

  1. Строение атома и химическая связь.

Билеты и задачи для контроля:

  1. Способы выражения концентрации растворов.

  2. Введение в титриметрический анализ.

  3. Перманганатометрия.

  4. Химическая термодинамика.

  5. Коллигативные свойства растворов.

  6. Комплексные соединения.

  7. Биогенные элементы.

.

Т А Б Л И Ц Ы: по общей химии:

  1. Изменение энергии системы в ходе реакции.

  2. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

  3. Водородный электрод.

  4. Гибридные атомные орбитали.

  5. Ковалентная связь.

  6. Кислотно-основное равновесие в крови.

  7. Ионная связь.

  8. Жесткие и мягкие кислоты и основания.

  9. Ряд напряжений.

  10. Схема строения мицеллы.

  11. Таблица растворимости солей.

  12. Комплексные соединения.

  13. Энергетика и направление процессов биоокисления на примере дыхательной цепи.

  14. Кислоты и основания.

  15. Стандартные окислительно-восстановительные потенциалы некоторых биосистем.

  16. Стандартные электродные потенциалы.

  17. Токсиканты гидросферы.

  18. Баланс электролитов в организме.

  19. Токсиканты атмосферы.

  20. Биологически гемосодержащие ферменты (их электродные потенциалы).

  21. Протолитическая теория Бендстеда и Лоури.

  22. Кривые титрования кислот,щелочей и обратно.

  23. Метод нейтрализации.

  24. Расчёт рН растворов.

  25. Ионная атмосфера в растворе сильного электролита.

  26. Металлоиндикатор эриохром черный.

  27. Растворы.

  28. Комплексные соединения.

  29. Химическая термодинамика.

Приборы:

  1. Штативы с бюретками для титрования.

  1. Иономеры ЭВ-74.

  1. Центрифуги.

  1. Весы аналитические демферные.

  1. Прибор для электрофореза.

6. Прибор для наблюдения конуса Тиндаля.

Методические разработки для самостоятельной работы студентов к практическим занятиям:

Способы выражения концентрации растворов.

Обучающая программа для самостоятельной работы студентов: “ Способы выражения концентрации растворов”.

Введение в титриметрический анализ.

Методы окисления – восстановления (оксидиметрия). Перманганатометрия.

Обучающая программа для самостоятельной работы студентов по теме: “ Метод перманганатометрии”.

Задачи к теме: “ Элементы химической термодинамики”.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ

Контрольная работа № 1

Т Е М А: ХИМИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА.

  1. Разобрать устно и выучить ответы на вопросы:

1)Термодинамика. Основные понятия и термины. Система, фаза. Термодинамические параметры. Стандартные термодинамические параметры. Термодинамические функции состояния системы. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса.

2)Термохимия. Термохимические уравнения. Закон Гесса. Энтальпии образования и сгорания. Стандартные энтальпии образования и сгорания. Следствия из закона Гесса. Формулировки, математические выражения. Понятие о коэффициенте калорийности пищи. Коэффициенты калорийности основных компонентов пищи: белков, жиров и углеводов.

  1. Решить задачи:

Вариант I

Задача № 1.

Рассчитать калорийность пакета ацидолакта «ОСОБЫЙ» массой 500 г если 100г этого молочного продукта содержит 2,5г жиров, 2,9г белков и 3,9г углеводов. Коэффициенты калорийности брать по нижней границе.

Задача № 2.

Определить изменение энтальпии химической реакции:

С6Н5NO2(ж) + 3Н2(г)  С6Н5NH3(ж) +2Н2 О(ж),

используя следующие данные:

∆ Н0сгор. C6Н5NH3(ж) = -3080 кДж моль –1;

∆ Н0сгор.С6 Н5 NH3 (ж) = -3400 кДж моль –1;

∆ H0cгор. Н2(г) = -286 кДж моль –1;

∆ H0cгор. Н2О(ж) = 0 кДж моль –1.

Задача № 3.

Рассчитать изменение стандартной энергии Гиббса для химической реакции:

Fe3O4(к) + 4CO(г) = 3Fe(к) + 4CO2(г),

используя следующие данные:

∆G0обр. Fe3O4(к) = -1014,2 кДж моль-1 ;

∆G0обр. CO(г) = -137,269 кДж моль-1 ;

∆G0обр. Fe (к) = 0 кДж моль-1 ;

∆G0обр. CO2 (г) = -394,38 кДж моль-1.

ТЕМА: СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ

  1. Разобрать устно и выучить ответы на вопросы:

1)Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация. Молярная концентрация эквивалента. Титр. Пересчет концентрации растворов.

2)Химический эквивалент. Молярные массы эквивалентов кислот, оснований, солей, окислителей и восстановителей.

2. Решить задачи:

Вариант II

Задача № 1.

Какова массовая доля (%) изотонического раствора натрий хлорида, если молярная концентрация такого раствора составляет 0,15мольдм-3, плотность раствора 1гсм-3?

Задача № 2.

Определите молярную концентрацию эквивалента тинктуры иода С(1 / 2J2), если массовая доля этого раствора составляет 5%, плотность 1гсм-3.

Задача № 3.

В 550см3 раствора содержится 1,62г калий цианида KCN, являющегося сильным клеточным ядом. Определите титр этого раствора.

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ТИТРИМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. Разобрать устно и выучить ответы на вопросы:

1)Титриметрический анализ, его принципы и требования. Титрование. Фиксирование момента эквивалентности. Комплексные расчеты в титриметрическом анализе.

2)Сущность метода нейтрализации. Ацидиметрия. Алкалиметрия. Применение метода в клинических и санитарно-гигиенических анализах.

  1. Решить задачи:

Вариант III

Задача №1.

Рассчитайте объем (см3) раствора натрий гидроксида с массовой долей 20%, плотность раствора 1,22г∙см-3, необходимого для приготовления 250см3 раствора щелочи с молярной концентрацией С (NaOH) = 0,05 моль∙дм-3.

Задача № 2.

Сколько граммов калий перманганата необходимо взять для приготовления 250см3 раствора с молярной концентрацией эквивалента С (1/5KМnO4)=0,1 моль∙дм-3.

Задача № 3.

Определите молярную концентрацию эквивалента и титр раствора азотной кислоты, если на титрование 5см3 его раствора израсходовано 5,6см3 раствора калий гидроксида с молярной концентрацией эквивалента

0,4 мольдм-3.

Т Е М А: ОКСИДИМЕТРИЯ. ПЕРМАНТАНАТОМЕТРИЯ.

1.Разобрать устно и выучить ответы на вопросы:

1)Оксидиметрия: сущность метода, классификация, способ фиксирования момента эквивалентности; принцип расчета эквивалентов окислителей и восстановителей; применение метода в медицине.

2)Перманганатометрия: принцип метода, фиксирование момента эквивалентности, применение метода в медицине.

3)Окислительное действие перманганата калия в кислой, нейтральной и щелочной средах.

4)Приготовление раствора титранта – перманганата калия, условия его хранения.

2.Составить уравнения окислительно - восстановительных реакций взаимодействия перманганата калия в кислой среде со следующими восстановителями:

А) калий нитритом (КNO2);

Б) железо (II) сульфатом (FeSO4);

В) калий иодидом (КI);

Г) щавелевой кислотой (Н2С2О4);

Д) пероксидом водорода (Н2О2).

3.Решить задачи:

Вариант IV.

Задача №1.

Рассчитать молярную концентрацию эквивалента раствора железа (II) сульфата, содержащего 0,52г соли в 250см3 раствора. Какой объём раствора КМnО4 с молярной концентрацией эквивалента С(1/5КМnО4=0,02мольдм-3) израсходуется на титрование 5см3 этого раствора?

Задача №2.

Какой объем раствора КMnО4 с С(1/5 КМnО4) = 0,5 мольдм-3 израсходуется на титрование 20см3 раствора нитрита натрия, содержащегося 27,6г NaNO2 в 100см3 раствора?

Задача №3.

Сколько г натрия сульфита содержится в исследуемом растворе, если на его титрование в сернокислой среде потребовалось 20см3 раствора КМnO4, с молярной концентрацией эквивалента С(1/5 КМnO4) = 0,5 мольдм-3.

  1. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (2)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал. Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  2. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (3)

    Экзаменационные вопросы
    3. Растворы. Классификация растворов. Механизм процесса растворения. Изменение энергии Гиббса при образовании раствора. Растворимость газов, жидкостей и твердых веществ в жидкостях.
  3. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (4)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал.Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  5. Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному
  6. Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

    Книга
    Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ.
  7. В. И. Ильинича Рекомендовано Министерством общего и профессионального

    Документ
    Материал учебника позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физического воспитания, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура».
  8. Московский комитет образования (2)

    Документ
    Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (8)

    Учебно-методический комплекс
    Д Материаловедение и технология конструкционных материалов [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:Н.Р.Файзуллина; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..