Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования

Побилетная программа

по курсу биоорганической химии для студентов лечебного и

медико-профилактического факультетов в летнюю экзаменационную сессию

  1. Предмет и задачибиоорганической химии, ее связь с практическими задачами медицины. Орга­ническая химия - фундаментальная основа биоорганической химии.

  2. Классификация органических соединений по типу углеродного скелета и природе функциональных групп.

  3. Основные правила систематической номенклатуры органических соединений. Заместительная и радикально-функциональная номенклатура.

  4. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия как специфическое явле­ние органической химии.

  5. Конформация и конфигурация как важнейшие понятия стереохимии. Конформация открытых цепей. Проекционные формулы Ньюмена. Энергетическая характеристика конформационных состояний.

  6. Конформация циклических соединений (циклогексан, инозит). Аксиальные и экваториальные связи.

  7. Энантиомерия как стереоизомерия молекул с одним центром хиральности. Оптическая активность. Глицериновый альдегид как конфигурационный стандарт. Проекционные формулы Фи­шера. Д и L - система стереохимической номенклатуры. Рацематы.

  8. Стереоизомерия молекул с двумя и более центрами хиральности: энантиомерия, диастереомерия (- диастереомерия ).

  9. Стереоизомерия в ряду соединений с двойной связью ( П- диастереомерия ) . Цис- и транс- изо­мерия.

  10. Сопряженные системы с открытой цепью сопряжения, р, П- и П,П- сопряжение.

  11. Сопряженные системы с замкнутой цепью сопряжения. Ароматичность, критерии ароматичности. Ароматичность бензоидных и гетероциклических соединений.

  12. Делокализация электронов как один из важнейших факторов повышения устойчивости молекул и ионов. Энергия сопряжения.

  13. Поляризация связей и электронные эффекты (индуктивный и мезомерный) как причина нерав­номерного распределения электронной плотности и возникновения реакционных центров в мо­лекуле. Электронодонорные и электроноакцепторные заместители.

  14. Кислотность и основность органических соединений. Кислотные свойства органических соеди­нений и факторы, влияющие на них. Основность органических соединений, содержащих гете­роатом с не поделенной парой электронов.

  15. Гидроксисоединения. Спирты и фенолы, их классификация, номенклатура, изомерия, медико- биологическое значение. Реакции окисления спиртов и фенолов. Действие системы НАД+ и НАДН.

  16. Реакции нуклеофильного замещения (SN) в молекулах спиртов, их механизм. Образование хе­латных комплексов как качественная реакция на - диольный фрагмент в молекулах много­атомных спиртов.

  17. Реакции электрофильного замещения (SE) c участием ароматической системы, их механизм (нитрование бензола). Ориентирующее влияние заместителей в ароматическом ядре на реакци­онную способность в реакциях электрофильного замещения (нитрование и сульфирование фе­нола).

  18. Карбонильные соединения, их классификация, электронное строение карбонильной группы. Реакционные центры в молекулах альдегидов и карбоновых кислот.

  19. Реакции нуклеофильного присоединения (АN) в молекулах альдегидов и кетонов. Реакции окисления и альдольного присоединения альдегидов.

  20. Карбоновые кислоты, их классификация, номенклатура, изомерия.

  21. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции диссоциации, галогенирования, декарбоксилирования, этерификации (нуклеофильное замещение у Sp2 - гибридизированного атома уг­лерода).

  22. Гидроксикислоты, кетонокислоты. Реакции окисления (действие НАД+ - НАДН), декарбокси­лирования - и - кетонокислот ( ПВК, ацетоуксусная кислота ), нуклеофильного замещения (образование сложных эфиров ). Кето-енольная таутомерия.

  23. Пути превращения - оксимасляной кислоты в организме. Салициловая кислота. Получение и применение ее препаратов в медицинской практике.

  24. Гетероциклические соединения, их классификация и общая характеристика. Лактим - лактамная таутомерия. Кислотно - основные свойства азотсодержащих гетероциклов.

  25. Пяти-членные гетероциклы с одним и двумя гетероатомами, их производные. Структура гема. Гемоглобин и его роль в организме.

  26. Шести членные гетероциклические соединения с одним и двумя гетероатомами ( пиридин и пи­римидин ), их производные. Биологическая роль гетероциклов и их производных.

  27. Конденсированные бициклические гетероциклы. Пурин и соединения пуринового ряда, их био­логическая роль.

  28. Влияние гетероатомов в гетероциклических соединениях (пиридин, пиримидии) на реакцион­ную способность в реакциях электрофильного замещения (SE). Ориентирующее влияние гете­роатомов.

  29. Углеводы, их классификация, биологические функции. Моносахариды, их классификация.

  30. Стереоизомерия моносахаридов. Д и L - стереохимические ряды. Открытые и циклические формы. Формулы Фишера и Хеуорса. Фуранозы и пиранозы, - и - аномеры. Цикло-оксо-тау­томерия.

  31. Строение представителей пентоз (рибоза, ксилоза), гексоз (глюкоза, галактоза, манноза, фруктоза) их ациклические и циклические формы. Понятие об эпимерах.

  32. Химические свойства моносахаридов. Реакции окисления (восстановительные свойства альдоз, гликоновые или альдоновые кислоты). Восстановление моносахаридов (ксилит, сорбит, маннит). Хелатообразование. Фософорилирование. Нуклеофильное замещение у аномерного центра в циклических формах моносахаридов, получение гликозидов.

  33. Производные моносахаридов. Дезоксисахара (2-дезоксирибоза). Аминосахара (глюкозамин, маннозамин, галактозамин), их состав, строение. Ацилирование аминосахаров.

  34. Производные моносахаридов. Глюкуроновая, нейраминовая и сиаловые кислоты, их состав, строение, биологическая роль.

  35. Олигосахариды. Дисахариды: лактоза, мальтоза, сахароза. Строение, цикло-оксо-таутомерия. Химические свойства. Гидролиз, восстановительные свойства, образование фосфатов, гликозидов, хелатообразование.

  36. Полисахариды. Гомополисахариды. Крахмал (амилоза, амилопектин ), гликоген, целлюлоза, их состав, строение, первичная структура, гидролиз, биологическая роль. Понятие о вторичной структуре (амилоза, целлюлоза).

  37. Гетерополисахариды. Гиалуроновая кислота, ее состав, первичная структура, строение, биологическая роль.

  38. Понятие о смешанных биополимерах. Гликопротеины. Характеристика групповых веществ крови (ГВК ), муцины.

  39. -аминокислоты, их классификация, номенклатура, строение, стереоизомерия.

  40. Моноаминомонокарбоновые и моноаминодикарбоновые аминокислоты, их состав, строение и характеристика боковых групп.

  41. Диаминомонокарбоновые, серосодержащие, оксиаминокислоты, их состав, строение и характеристика боковых групп.

  42. Ароматические и гетероциклические аминокислоты, их состав, строение и характеристика боковых групп.

  43. Кислотно-основные свойства аминокислот, биполярная структура, ИЭТ аминокислот. Направление движения аминокислот в электрическом поле в зависимости от реакции среды. Электрофорез.

  44. Биологически важные химические свойства -аминокислот : реакции декарбоксилирования как путь образования биогенных аминов, дезаминирования, трансаминирования.

  45. Пептиды, их образование, номенклатура, строение пептидной группы, гидролиз пептидов. ИЭТ пептидов, их биологическая роль.

  46. Белки, их состав, строение, классификация, гидролиз белков, функции белков в организме. Уровни структурной организации белков (первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура).

  47. Нуклеиновые кислоты. Образование, состав, строение, номенклатура нуклеозидов. Пиримидиновые и пуриновые нуклеозиды, их гидролиз.

  48. Нуклеотиды. Образование, состав, строение, номенклатура мононуклеотидов РНК и ДНК, их гидролиз.

  49. Уровни структурной организации ДНК. Первичная структура, фосфодиэфирные связи. Вторичная структура. Комплементарность нуклеиновых оснований. Третичная структура. Биологическая роль ДНК.

  50. Уровни структурной организации РНК. Первичная структура, фосфодиэфирные связи. Вторичная структура транспортной РНК («клеверный лист»), комплементарность нуклеиновых оснований. Биологическая роль РНК. Понятие о нуклеопротеидах.

  51. Нуклеозидмоно - и полифосфаты АМФ, АДФ, АТФ, их строение, гидролиз АТФ. Биологическая роль АТФ и АДФ.

  52. Липиды, классификация и биологическая роль. Природные высшие жирные кислоты как структурные компоненты омыляемых липидов, состав и строение пальмитиновой, стеариновой, олеиновой, ленолевой и линоленовой кислот.

  53. Нейтральные липиды. Воска, жиры, масла. Естественные жиры как смесь триацилглицеринов. Гидролиз триацилглицеринов.

  54. Сложные липиды. Фосфолипиды, фосфатидовые кислоты. Фосфатиды как производные фосфатидовых кислот. Состав, строение, гидролиз фосфатидов, их биологическая роль.

  55. Сложные липиды. Сфинголипиды, сфингозин, церамиды, сфингомиелины, их состав, строение, биологическая роль.

  56. Сложные липиды. Гликолипиды (цереброзиды, ганглиозиды), состав, строение, биологическая роль.

ПОБИЛЕТНАЯ ПРОГРАММА

к экзамену по общей химии в зимнюю экзаменационную сессию

для студентов I курса всех факультетов ОГМА

  1. Предмет и задачи химии. Место химии в системе медицинского образования.

  2. Термодинамика. Значение термодинамики. Основные понятия и термины.

  3. Система. Фаза. Классифи­кация системы.

  4. Термодинамические свойства системы: внутренняя энергия, энтальпия, энтропия,

  5. сво­бодная энергия Гиббса, химический потенциал.

  6. Термодинамические параметры состояния системы.

  7. Стандартные термодинамические

  8. параметры, их значение.

  9. Первый закон термодинамики. Формулировка. Математическое выражение.

  10. Философ­ское значение. Применимость к живым биологическим системам.

  11. Термохимия. Значение термохимии. Термохимические уравнения, их особенности.

  12. Привести при­меры.

  13. Закон Гесса. Формулировка. Привести примеры.

  14. Теплота (энтальпия) образования. Стандартная теплота образования.

  15. Первое следствие из закона Гесса.

  16. Теплота (энтальпия) сгорания. Стандартная теплота сгорания. Второе следствие

  17. из за­кона Гесса.

  18. Понятие о коэффициенте калорийности пищи. Коэффициенты калорийности

  19. основных продуктов питания: белков, жиров, углеводов.

  20. Расчет калорийности пищевых продуктов.

  21. Второе начало термодинамики. Формулировка второго закона. Энтропия как

  22. критерий возможности протекания самопроизвольных процессов.

  23. Энергия Гиббса – главный критерий возможности протекания самопроизвольных

  24. про­цессов. Роль энтальпийного и энтропийного факторов.

  25. Химическое равновесие. Константа равновесия. Термодинамическая

  26. характеристика химического равновесия.

  27. Уравнение изотермы химической реакции. Химический потенциал. Условия

  28. равнове­сия и направле­ния обратимых химических реакций.

  29. Зависимость направления обратимых химических реакций от термодинамических

  30. па­раметров. Прин­цип Ле-Шателье.

  31. Растворы. Классификация растворов. Образование растворов. Термодинамика раство­ров.

  32. Способы выражения концентрации растворов. Привести примеры.

  33. Растворимость веществ. Влияние на растворимость природы компонентов. Привести

  34. примеры.

  35. Влияние на растворимость внешних факторов. Законы Генри и Дальтона.

  36. Эмболия. Кессонная бо­лезнь. Горная болезнь.

  37. Влияние электролитов на растворимость газов. Закон И.М. Сеченова, его

  38. значение в физиологии.

  39. Осмос. Осмотическое давление в растворах неэлектролитов и электролитов.

  40. Изотонический коэффициент.

  41. Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах. Онкотическое

  42. давление. Биологи­ческое значение осмоса.

  43. Электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Состояние

  44. ионов в растворах сильных электролитов. Межионное взаимодействие. Ионная

  45. сила, ее математическое выражение.

  46. Понятие об активности. Коэффициент активности.

  47. Диссоциация воды. Ионное произведение воды.

  48. Водородный показатель среды растворов. Математическое выражение рН,

  49. его значение в кислой, щелочной, нейтральной средах. Биологическая роль

  50. водородного показателя.

  51. Гидролиз. Уравнения гидролиза солей. Привести примеры. Количественные

  52. характеристики гидро­лиза: степень, константа гидролиза. Биологическое

  53. значение процессов гидролиза.

  54. Протолитическая теория кислот и оснований, ее роль в объяснении силы

  55. кислот и оснований. Кон­станта кислотности.

  56. Понятие о мягких и жестких кислотах и основаниях.

  57. Титриметрический анализ. Его принцип и требования. Фиксирование

  58. момента эквивалентности. За­кон эквивалентов. Количественные

  59. расчеты в титриметрическом анализе.

  60. Метод нейтрализации. Ацидиметрия. Алкалиметрия. Применение метода

  61. в клинических анализах.

  62. Индикаторы метода нейтрализации. Ионная теория индикаторов Оствальда.

  63. Зона переходной окраски индикаторов. Показатель титрования, его значение.

  64. Оксидиметрия: сущность метода, классификация. Принцип расчета

  65. эквивалентов окислителей и вос­становителей. Применение метода в медицине.

  66. Пермангонатометрия: принцип, фиксирование момента эквивалентности,

  67. применение метода в ме­дицине.

  68. Окислительное действие перманганата калия в кислой, щелочной, нейтральной средах.

  69. Приготовление раствора титранта перманганата калия, условия его хранения.

  70. Буферные системы, буферные растворы, их состав. Механизм действия

  71. буферных систем.

  72. Уравнение кислых буферных систем, его вывод и анализ. Зона буферного действия.

  73. Буферная емкость. Факторы влияющие на буферную емкость.

  1. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (2)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал. Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  2. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (3)

    Экзаменационные вопросы
    3. Растворы. Классификация растворов. Механизм процесса растворения. Изменение энергии Гиббса при образовании раствора. Растворимость газов, жидкостей и твердых веществ в жидкостях.
  3. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (4)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал.Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  5. Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному
  6. Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

    Книга
    Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ.
  7. В. И. Ильинича Рекомендовано Министерством общего и профессионального

    Документ
    Материал учебника позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физического воспитания, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура».
  8. Московский комитет образования (2)

    Документ
    Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (8)

    Учебно-методический комплекс
    Д Материаловедение и технология конструкционных материалов [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:Н.Р.Файзуллина; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..