Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования

Разные классы коллоидных систем

Аэрозоли и их свойства. Получение, молекулярно-кинетические свойства. Электрические свойства. Агрегативная устойчивость и факторы, ее определяющие. Разрушение. Применение аэрозолей в фармации.

Порошки и их свойства. Слеживаемость, гранулирование и распыляемость порошков. Применение в фармации.

Суспензии и их свойства. Получение. Устойчивость и опреде­ляющие ее факторы. Флокуляция. Седиментационный анализ суспен­зий. Пены. Пасты.

Эмульсии и их свойства. Получение. Типы эмульсий. Эмульгаторы и механизм их действия. Обращение фаз эмульсий. Устойчивость эмульсий и ее нарушение. Факторы устойчивости эмульсий. Коалесценция. Свойства концентрированных и высококонцентрированных эмульсий. Применение суспензий и эмульсий в фармации.

Коллоидные системы, образованные поверхностно-активными веществами. Мицеллярные коллоидные системы. Мицеллообразование в раство­рах ПАВ. Критическая концентрация мицеллообразования, методы ее определения. Солюбилизация и ее значение в фармации. Мицел­лярные коллоидные системы в фармации.

Высокомолекулярные соединения (ВМС) и их растворы.

Классификация ВМС. Кристаллическое и аморфное состояние ВМС.

Набухание и растворение ВМС. Механизм набухания. Термо­динамика набухания и растворения ВМС. Влияние различных факто­ров на степень набухания. Лиотропные ряды ионов.

Вязкость растворов ВМС. Причины ано­мальной вязкости растворов полимеров.

Методы измерения вязкости растворов ВМС. Удельная, приве­денная и характеристическая вязкости. Уравнение Штаудингера и его модификация. Определение молекулярной массы полимера вискозиметрическим методом.

Полимерные неэлектролиты и полиэлектролиты. Полиамфолиты. Изоэлектрическая точка полиамфолитов и методы ее определения.

Осмотические свойства растворов ВМС. Уравнение Галлера. Определение молекулярной массы полимер­ных неэлектролитов. Полиэлектролиты. Осмотическое давление рас­творов полиэлектролитов

Факторы устойчивости растворов ВМС. Высаливание, пороги высаливания. Лиотропные ряды ионов. Зависимость порогов высали­вания полиамфолитов от рН среды. Коацервация - простая и ком­плексная. Микрокоацервация. Биологическое значение. Микрокапсулирование. Застудневание. Влияние различных факторов на скорость застудневания. Тиксотропия студней и гелей. Синерезис.

Тематический план лекций по физической и коллоидной химии

  1. Основные понятия и законы химической термодинамики (2 часа)

  2. Термодинамика фазовых равновесий (2 часа)

  3. Двухкомпонентные и трехкомпонентные системы (2 часа)

  4. Термодинамика разбавленных растворов (эбулио-, криоскопия) (2 часа)

  5. Буферные системы и растворы (2 часа)

  6. Электрохимия (2 часа)

  7. Кинетика химических реакций и катализ (2 часа)

  8. Термодинамика поверхностных явлений (2 часа)

  9. Адсорбция (2 часа)

  10. Дисперсные системы. Молекулярно - кинетические и оптические свойства коллоидных растворов (2 часа)

  11. Строение и электрохимический заряд коллоидных частиц. Мицелла (2 часа)

  12. Устойчивость и коагуляция коллоидных систем (2 часа)

  13. Высокомолекулярные соединения и их растворы (2 часа)

Тематический план лабораторно – практических занятий по физической и коллоидной химии.

  1. Элементы химической термодинамики (3 часа)

  2. Химическое равновесие (3 часа)

  3. Фазовые равновесия (3 часа)

  4. Растворы сильных электролитов (3 часа)

  5. Электродные потенциалы. Уравнение Нернста (3 часа)

  6. Потенциометрия (3 часа)

  7. Химическая кинетика (3 часа)

  8. Термодинамика поверхностных явлений (3 часа)

  9. Адсорбция на границах раздела «т-г», «т-ж» (3 часа)

  10. Коллоидные растворы и их свойства (3 часа)

  11. Устойчивость и коагуляция коллоидных растворов (3 часа)

12.Высокомолекулярные соединения и их растворы (3 часа)

Правила выполнения и оформления контрольных работ

В процессе самостоятельного изучения курса общей химии каждый студент должен выполнить три контрольных работы и представить их в деканат фармацевтического факультета. График представления работ устанавливается деканатом.

Контрольные работы позволяют определить степень усвоения студентом учебного материала и предусматривают:

  1. Самостоятельную работу с учебной литературой.

  2. Раскрытие содержания вопросов, предложенных в ниже приведенных вариантах контрольных работ.

  3. Решение задач, предусматривающих закрепление материала по различным разделам курса общей химии.

При выполнении контрольных работ студент должен придерживаться следующих требований:

  1. Работу рекомендуется выполнять на развернутых листах. На титульных листах указать адрес, Ф.И.О. студента, номер контрольной работы. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки (см. таблицу);

Последняя цифра номера зачетной книжки

1 и 6

2 и 7

3 и 8

4 и 9

5 и 0

Номер варианта контрольной работы

1

2

3

4

5

  1. Перед изложением ответа необходимо написать полный текст вопроса. Для возможных замечаний преподавателя нужно оставить поля.

  2. Работа должна быть написана от руки, работы, распечатанные на принтере или ксероксе, не рассматриваются.

  3. Работа должна быть выполнена аккуратно, почерк не должен вызывать затруднений при прочтении работы.

  4. Не рекомендуется излагать материал сплошным текстом, желательно, чтобы работа была структурирована, т.е. разбита на смысловые части.

  5. При оформлении задач необходимо написать краткое условие задачи, уравнение реакции, лежащие в основе того или иного процесса, расставить коэффициенты. Каждое действие необходимо пронумеровать и дать ему формулировку, выделить ответ.

  6. В конце работы необходимо привести список использованной литературы, указать дату выполнения и поставить свою подпись.

На контрольные работы преподаватель дает рецензию с указанием недочетов и ошибок, если они имеются. В случае недостаточной проработки отдельных вопросов студент должен снова изучить материал по литературе. Преподаватель оценивает контрольную работу по пятибалльной системе. Если студент получил неудовлетворительную оценку, то контрольная работа возвращается студенту для исправления и доработки, после чего снова должна быть представлена на проверку. Студенты, не выполнившие контрольные работы, не допускаются к лабораторно – экзаменационной сессии.

Контрольная работа № 1

Тема: Химическая термодинамика. Химическое равновесие. Химическая кинетика. Фазовые равновесия.

Химическая термодинамика

Перед решением задач рекомендуется выучить следующие основ­ные понятия:

1) термодинамическая система;

  1. термодинамические процессы (изобарные, изотермические и изохорные;

обратимые и необратимые; самопроизвольные и вынуж­денные; экзо- и

эндотермические);

3) стандартное состояние;

  1. важнейшие функции состояния (энтальпия, энтропия, энер­гия Гиббса) и

взаимосвязь между ними;

5) стандартное изменение энтальпии реакции;

  1. стандартная энтальпия образования и стандартная энтальпия

сгорания веществ;

  1. объединенное уравнение I и II начал термодинамики, энтальпийный и энтропийный факторы;

8) химическое равновесие и константа равновесия;

9) уравнения изотермы и изобары реакции.

Обратить внимание на то, что:

1) при записи термохимических (термодинамических) реакций обязательно

указывают агрегатное состояние исходных и получен­ных веществ, а справа

указывают величину ∆Н°, которая табулирова­на обычно при 298 К;

  1. при расчете стандартной энергии Гиббса по уравнению: ∆G= ∆H-T∆S

единицы измерения величины ∆H и произведения T∆S должны совпадать

(табулированное значение ∆H° имеет единицы из­мерения кДж/моль, ∆S° —

Дж/(моль*К);

  1. при расчете константы равновесия по уравнению: К = е-∆G°/RT единицы измерения величины ∆G° и произведения RT должны сов­падать, так как величина К — безразмерная;

4) направление протекания самопроизвольного химического процесса

можно определить, исходя из:

а) знака изменения стандартной энергии Гиббса процесса;

б) анализа энтропийного и энтальпийного факторов;

в) значения величины К;

г) уравнения изотермы Вант-Гоффа;

5) при подстановке в уравнение изобары химической реакции необходимо

учитывать единицы измерения энергии:

если ∆H в кДж/моль, то R= 8,31 10-3 кДж/(моль*К);

если ∆H в Дж/моль, то R = 8,31 Дж/(моль*К).

Учесть, что по уравнению изобары можно рассчитать:

1) константу равновесия К1(К2), если известны величины К2(К1),Т1,Т2, ∆Hr°

2) изменение стандартной энтальпии реакции ∆Hr° , если извест­ны значения К2,

К1,Т1,Т2. В этом случае можно сделать вывод о типе химической реакции (экзотермическая или эндотермическая).

Кинетика

Перед решением задач рекомендуется выучить следующие основные

понятия:

1) скорость химической реакции;

2) константа скорости химической реакции;

3) период полупревращения;

4) порядок и молекулярность реакции;

5) температурный коэффициент скорости реакции;

  1. энергия активации.

Необходимо знать:

1) кинетические уравнения химических реакций разного по­рядка;

  1. зависимость константы скорости химической реакции от раз­личных

факторов;

3) методы определения значения энергии активации;

4) математическое выражение правила Вант-Гоффа;

5) уравнение Аррениуса;

6) связь между энтальпией реакции и энергией активации пря­мой и обратной реакций.

Обратить внимание на то, что:

  1. порядок реакции определяют, сопоставляя изменение величин начальной

концентрации (с0) и периода полупревращения (t0,5). Ре­акции, для которых наблюдается прямая зависимость между измене­ниями значений с0 и t0,5 относятся к реакциям нулевого порядка; ре­акции с обратной зависимостью величин с0 и t0,5 - к реакциям второго порядка; реакции, в которых t0,5 ≠ f(c0) — к реакциям первого порядка;

  1. единицы измерения константы скорости зависят от порядка кинетического

уравнения реакции;

  1. для реакций первого порядка молярные концентрации могут быть заменены

любым другим способом выражения состава системы (массовая доля, массовая концентрация и др.), но обязательно оди­наковыми для с0 и ct;

  1. единицы измерения величин Ea и произведения RT, входящих в уравнение

Аррениуса:

k = Ae-Ea/RT

должны совпадать, так как их отношение стоит в показателе степени и должно быть безразмерной величиной;

5) приращение температур ∆t=t2-t1 (∆ T=T2-T1) в математи­ческом выражении

правила Вант-Гоффа:

v2=v1γ (t2 - t1 )/ 10

или

k2=k1γ (t2 - t1 )/ 10

может иметь единицы измерения как в °С, так и в К, и следователь­но, 10,

стоящая в знаменателе показателя степени температурного коэффициента γ,

тоже может иметь единицы измерения либо в °С, либо в К.

  1. В уравнении Аррениуса единицы измерения величины Еa должны быть

Дж/моль, так как единицы измерения газовой постоянной R –Дж(моль • К) и

в левой части уравнения стоит безразмерная величи­на k2/k1.

Учесть, что, если известны значения k1, k2, можно рассчитать:

1) энергию активации Еa;

2) константу скорости химической реакции при любой темпера­туре;

3) температурный коэффициент Вант-Гоффа, период полупрев­ращения.

примеры решения типовых задач

В системе 2NO(г) + O2(г) 2NO2(г) равновесные концентрации веществ составляют [NO] = 0,2 моль/л, [O2] = 0,3 моль/л, [NO2] = 0,4 моль/л. Рассчитать Кравн. и оценить положение равновесия.

Решение: В соответствии с законом действующих масс для обратных реакций:

[NO2]2

Кравн. =  ;

[NO]2  [O2]

(0,4)2

Кравн. =  = 13,3.

(0,2)2  0,3

Ответ: Кравн. > 1,следовательно, равновесие смещено вправо.

Рассчитайте тепловой эффект реакции получения этилового эфира аминобензоловой кислоты (полупродукта при получении анестезина) при стандартных условиях по уравнению реакции:

4C2H6O – CO - C6H5NO2(ж) + 9Fe(т) + 4H3O(ж) = 4C2H6O – CO – C6H5NH3(ж) + 3Fe3O4(т) ,

если известны стандартные теплоты образования участников реакции:

Вещество ∆Н0298, кДж/моль

C9H9O4 N(ж) - 463,2

H3O(ж) - 273,3

С9Н11О2N(ж) - 1759,0

Fe3O4(т) - 1068,0

Решение: По первому следствию из закона Гесса

H0р-ции = H0обр. ПРОД. Р-ЦИИ- H0обр.ИСХ. В-В (в расчетах учесть стехиометрические коэффициенты реагентов и продуктов);

H0р-ции = -7294 кДж/моль

Ответ: ∆Н0298 = - 7294 кДж/моль.

Рассчитать энтальпию гидратации сульфата натрия, если известно, что энтальпия растворения безводной соли Na2SO4(к) равна –2,3 кДж/моль, а энтальпия растворения кристаллогидрата Na2SO4 10Н2О(к) равна 78,6 кДж/моль.

  1. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (2)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал. Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  2. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (3)

    Экзаменационные вопросы
    3. Растворы. Классификация растворов. Механизм процесса растворения. Изменение энергии Гиббса при образовании раствора. Растворимость газов, жидкостей и твердых веществ в жидкостях.
  3. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (4)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал.Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  5. Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному
  6. Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

    Книга
    Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ.
  7. В. И. Ильинича Рекомендовано Министерством общего и профессионального

    Документ
    Материал учебника позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физического воспитания, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура».
  8. Московский комитет образования (2)

    Документ
    Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (8)

    Учебно-методический комплекс
    Д Материаловедение и технология конструкционных материалов [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:Н.Р.Файзуллина; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..